Эффективность использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы традиционные подходы к диагностированию детей. Экологическое воспитание закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его нравственную позицию и отношения с окружающей средой в течение всей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уровень эффективности
В определении эффективности использования работы по ознакомлению с миром природы для духовного развития детей сложность заключается в том, что здесь неприемлемы традиционные подходы к диагностированию детей. Экологическое воспитание закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определять поступки человека, его нравственную позицию и отношения с окружающей средой в течение всей жизни. Большой объем природоведческих знаний, фиксируемый в диагностиках уровня экологической воспитанности, вовсе не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к природе. Поэтому, для определения эффективности проводимой нами работы, мы отобрали следующие критерии, оформленные в следующую диагностическую карту:
ФИО ребёнка | Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков | Реализация элементарных навыков рационального природопользования | Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе | Желание участвовать в посильной практической деятельности | Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы | Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе | Сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира | Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков | Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы |
Для определения эффективности работы используется комплекс диагностических приёмов:
- Опросы;
- Игры;
- Сочинение сказок;
- Рассказы с ошибками;
- Рассказы с вопросами;
- Рисунки:
- рисунки с заданием (на знание и понимание материала)
- творческие рисунки
- Обсуждение литературных произведений;
- Задания сказочных персонажей;
- Творческие задания;
- Создание проблемных ситуаций
Обследование детей старшей группы, проведённое с помощью этой диагностической карты, показало:
- дети проявляют высокий интерес к объектам природы, любознательны - 98,3%;
- интерес, проявляемый ими, поддерживается желанием общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
- 81,2% детей понимают и обосновывают необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делят животных на «вредных» и «полезных»);
- 68% детей могут прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- по наблюдениям за детьми и в ходе бесед с ними выяснилось, что многие из них пытаются ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде;
- у 87,9% сформировано образное восприятие природы, то есть большинство из них умеют выразить своё отношение к природе через изобразительную деятельность, рассказ, сказку.
2014-15 учебный год
ФИО ребёнка | Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков | Реализация элементарных навыков рационального природопользования | Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе | Желание участвовать в посильной практической деятельности | Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы | Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе | Сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира | Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков | Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы |
1 | н/н | н/н | н/н | н | н | н | н/н | н/н | н |
2 | н/н | н/н | н/н | н/н | н | н | н/н | н/н | н |
3 | в/н | н | в/н | в/н | н | н | н | н | н |
4 | н/н | н/н | н/н | н | н | н/н | н/н | н/н | н |
5 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
6 | в/н | в/н | в/н | н | н | н | в/н | в/н | в/н |
7 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
8 | н | н | н/н | н | н | н | н/н | н | н |
9 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
10 | н | н | н | н | в/н | в/н | н | н | в/н |
11 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
12 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
13 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
14 | н | н | н | н/н | н | н | н | н | н |
15 | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | |||
16 | н | н | н/н | н | н | н | н | н/н | н |
17 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
18 | н | в/н | н | н | н | в/н | н | в/н | в/н |
19 | н | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | ||
20 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
21 | н | н/н | н | н/н | н | н | н | н | н |
Итог | 85,7% | 80,9% | 80,9% | 85,7% | 100% | 95,2% | 80,9% | 85,7% | 100% |
2015-16 учебный год
ФИО ребёнка | Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков | Реализация элементарных навыков рационального природопользования | Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе | Желание участвовать в посильной практической деятельности | Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы | Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе | Сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира | Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков | Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы |
1 | н/н | н/н | н | н | н | н | н | н/н | н |
2 | н | н | н/н | н/н | н | н | н | н/н | в/н |
3 | в/н | н | в/н | в/н | н | н | н | н | н |
4 | н | н/н | н | н | н | н | н | н/н | н |
5 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
6 | в/н | в/н | в/н | н | н | н | в/н | в/н | в/н |
7 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
8 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
9 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
10 | н | н | н | н | в/н | в/н | н | н | в/н |
11 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
12 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
13 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
14 | н | н | н | н/н | н | н | н | н | н |
15 | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | |||
16 | н | н | н | н | н | н | н | н/н | н |
17 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
18 | н | в/н | н | н | н | в/н | н | в/н | в/н |
19 | н | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | в/н | ||
20 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
21 | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
Итог | 95,2 % | 90,4% | 100% | 90,4% | 100% | 100% | 100% | 90,4% | 100% |
Таким образом, положительная динамика результатов работы позволяют нам сделать вывод об эффективности используемых нами средств экологического образования для формирования у детей нравственного отношения к миру, который характеризуется сформированностью экологической культуры:
Заключение
Если об экологии и её проблемах говорится уже достаточно давно, то к проблемам экологии души современное общество повернулось совсем недавно. Экология души подразумевает формирование нравственной позиции человека к миру.
Вся культура человечества строилась и строится на основе взаимодействия человека с окружающим миром. И для сохранения и выживания этой культуры необходима перестройка сознания, когда нормы нравственного отношения к природе станут внутренней потребностью личности. И работа эта должна вестись с самого раннего возраста.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой необходимы, необыкновенно остры. Они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи с родной землёй, формируется любовь к ней.
Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Шушанова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Духовное развитие детей дошкольного возраста".
В данной презентации представлен как теоретический аспект данной темы, так и немного из опыта работы воспитателя ДОУ....
Использование сюжетных спортивно-развивающих комплексов в роботе по физическому развитию детей дошкольного возраста
Изучая проблему повышения двигательной активности детей, пришла к выводу, что используя сюжетные занятия, можно улучшить качество обучения детей основным движениям, научить их использовать двигательны...
Презентация опыта работы воспитателя по ИЗО Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста
Использование в профессиональной педагогической деятельности творческого педагогического проекта" Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Патриотическое и духовное развитие детей дошкольного возраста через сказку
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде прост...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.
Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие: Формировать представления о лиственных и хвойных д...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....