Путешествие по сказам Урала
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Урал – мой край родной
(Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
1 часть (Проходит в музыкальном зале)
Дети спокойно под музыку песни об Урале проходят в зал и рассаживаются по местам. Входит ведущий.
Ведущий – Здравствуйте, гости дорогие. Мы рады приветствовать вас у нас в гостях на нашем празднике.
(Фоном звучит спокойная музыка)
-В славном царстве-государстве Российском
Есть старинный край Демидовский –
Уралом называется.
Дети читают стихи.
1.Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженный скал
2.Холодное небо, прозрачные дали,
Громады застывшие скал.
Этому краю недаром дали
Гордое имя – Урал
3.Урал – это значит земля золотая,
Урал – это рек полноводных простор.
Это леса, как огромные стаи
Кольцом окружили подножия гор.
4.Куда бы по белому свету дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься этой
Богатой Уральской земли!
ПЕСНЯ об Урале.
Ведущь. – А в краю том живут люди не простые, а мастеровые.
А что они своими руками делали – на ярмарку свозили.
Да и дети здесь славные да умелые: что слово молвить,
Что песню спеть да сплясать – на все руки мастера!
(Слышны звуки веселой плясовой. Выходят дети)
Частушки «Уральские умельцы»
Общая: 1.Вот веселые частушки сочинили мы для вас.
Об Уральских об умельцах поведем сейчас рассказ.
2.Занавеску белей снега на окно повесила,
А в Уральских деревеньках нам живется весело!
3.Край Уральский наш большой,
В нем народ мастеровой.
И за что он не возьмется,
Все на славу, все с душой!
4.На подносе два цветочка – беленький да синенький.
Когда, мама, подрасту – подарю их миленькой!
5.Ох, Урал, ты наш, Урал – славы не убавиться.
Оренбургскими платками на весь мир он славится.
6.Ты беги, река, беги крутыми бережечками
Привези мне с Орской яшмой дороги сережечки!
7.Не дари ты мне конфеты, не дари цветной платок.
Лучше привези из Орска знаменитый пирожок!
8.Новотроицк – город славный,
Сталевары там живут.
«Сталь уральская» - завод
И в печах металл там льют.
9.На земле уральской нашей
Самоцветов много есть:
Малахит, агаты, яшма,
Что не можно глаз отвесть.
10.Не успеешь оглянуться,
Камень может обернуться
В бусы, серьги, амулеты
И красивые браслеты.
11.Мы пропели вам частушки
Про великие дела.
Славен наш Урал великий,
Где такие мастера!
Ведущий – Урал - место удивительное, сказочное. Не зря народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда-то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы, древние, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка.
Про каждое озеро, каждую вершину, про всякую деревню есть своя старинная легенда или предание. Все эти чудеса совсем рядом. Смотрите и слушайте!
(Звучит волшебная музыка. Выходит Хозяйка Медной горы)
Хозяйка М.Г. – Здравствуйте, люди добрые. Я – Хозяйка Медной Горы, владычица горных недр, драгоценных каменных залежей.
Как велика моя земля, как широки просторы!
Озера, реки и поля, леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы –
Страну Российскую свою,
Свой светлый край любимый.
ПЕСНЯ «У моей России»
Хозяйка - Живу я на Урале. Глаза у меня зеленые, платье из шелкового малахита.
Ой вы, камни мои самоцветные,
Во горах да во ложбинушках.
Вы красуетесь, словно цветики,
Да на всей уральской земле!
Да вот беда: шкатулка моя совсем пуста, грустно мне без моих камушков! Помогите, детушки, принесите мне камни мои самоцветные. Путь вам предстоит дальний, полный испытаний, разных заданий! Не побоитесь? Тогда в путь! Вот вам для каждой группы карта странствий ваших. Здесь всё показано, куда вам идти.
(Хозяйка раздаёт детям карты с маршрутами. Дети выходят на улицу. Праздник продолжается на участках – станциях. На каждой станции ребят встречает какой-нибудь герой. На каждой станции дети получают камушек-«самоцвет». В конце пути отдают все «самоцветы» Хозяйке Медной Горы)
2 часть (Проходит на улице)
1 станция «Игровая» (Ведущ. Станции – Даренка)
Даренка – Здравствуйте, ребятушки. Я – Даренка, веселая девчонка, люблю я в игры играть. Хотите и вас научу?
- «Катя-Катерина» рус.нар.игра.
(Дети идут по кругу, поют. Против ходом идёт Катя с платочком)
Текст: Катя, Катя, Катерина, нарисована картина.
Катя песенку поёт и с платочком к нам идёт
Катя (останавливается около пары детей): Раз-два-три, беги
И платочек мой возьми!
(Двое детей бегут в разные стороны. Кто первым возьмёт платочек, тот становится водящим)
- «Золотые ворота» рус.нар.игра.
(Двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети цепочкой, взявшись за руки , идут через ворота со словами)
--Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
(Водящие опускают руки, ловят тех, кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, четвертым и т.д. , ворота расширяются в лабиринт. Игра повторяется несколько раз.)
- «Белый камень» рус.нар.игра
--Белый камень у меня, у меня.
Посмотрите на меня, на меня.
На Урале я живу, я живу.
Любой город назову, назову.
(Передают камень друг другу, на ком останавливается – называет любой город Урала)
(После игр Даренка дает детям «самоцвет»)
2 станция «Загадкино»
Вед. Станции (Дед Кокованя) – Здравствуйте, ребята. А я дед Кокованя. Мы с Даренкой в лесу живем, все повадки лесных зверей знаем. А вы много знаете о птицах? Отгадайте, что за птицы живут в наших Уральских лесах.
Хранит уральский лес чудес немало.
И их нам показать готов.
Хочу, чтоб здесь светлее стало
От звонких птичьих голосов.
Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать и найти нужную картинку.
---Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,
А затылок яркий, красный, бродит по болотам грязным.
Клином осенью летит и протяжно так кричит. (Журавль)
---Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая . (Сорока)
---Это хищник и злодей. Берегись его когтей!
Камнем падает с небес – улетайте, птички, в лес!
Острый клюв и зоркий взгляд.
Распугал он всех зверят! (Ястреб)
---Днем спит, ночью летает
И мышей хватает. (Сова)
Ведущий – Это загадки народов проживающих на Урале.
---Всем нужен, а не всякий сделает.(хлеб)
---Для мужчины – крыло, для султана – клеймо,
Летом не устает, зимой снег в поле мнет (лошадь)
---Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (лето)
---Переносное жилище из войлока, или походный дом.(юрта)
Ведущий – Молодцы, все загадки отгадали. Вот вам камень – «самоцвет».
3 станция «Горная» (Ведущ. – Огневушка-поскакушка)
Огневушка – Вы ко мне в гости пожаловали, детки? Меня зовут Огневушка – поскакушка – где я появляюсь, там люди клады находят. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше узнать о родном крае, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать правила лесные.
Воспит. – Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. (Дети читают стихотворение, показывают карточки-знаки).
---Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
(Средняя группа)—Глаза распахните! Смотрите:
Черника созрела, брусника!
Порадуйтесь нежной фиалке,
Не рвите, не бейте их палкой.
Не надо у маленькой ёлки
Колючие дергать иголки.
Цветка не сорвите, жучка не обидьте,
А лучше скажите: цветите, живите, растите!
Огневушка – Какие звери могут в лесу напугаться? (Дети называют животных наших лесов). Молодцы, много знаете. За это подарю вам камешек самоцветный.(Дарит детям «самоцвет». Дети идут дальше по карте)
4 станция «Мастеровая» (Встречает Данила – мастер)
Данила – Здравствуйте, люди добрые. Зовут меня Данила-мастер. Несметные богатства таит в себе земля Уральская. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку?(Ответы детей)Верно, простой уголь – это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк – надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни – называют их драгоценными. Какие драгоценные камни вы знаете? (Ответы детей). Вот и я мастерю из драгоценных камней украшения, шкатулки, вазы. Да вот беда – хотел вам самую красивую вазу показать, да не удержал, уронил. Разбилась она… Помогите мне, ребята, собрать осколки.
Воспит. – Ребята, давайте поможем Даниле-мастеру собрать вазу.
(Дети собирают пазлы с изображением вазы)
Данила – Спасибо вам, ребята. Вот вам за это камень «самоцвет».
(Дарит детям камешек «самоцвет»)
(Все команды возвращаются к центру. Выходит Хозяйка Медной Горы)
Хозяйка – Молодцы, справились с заданиями, все мои камушки нашли! Да еще и весело поиграли . много нового узнали! А за ваше старание щедро вас угощу (раздает детям разноцветные леденцы – «самоцветы»). Ну, теперь прощайте! Помните Хозяйку Медной Горы, почаще ко мне в сказы заглядывайте. А каменья оставлю вам в дар от меня. Подивите ими людей.
(Уходит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по сказам П.П. Бажова
Знакомство детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова, раскрытие творчества П.П. Бажова, передача духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию, вызвать ин...
НОД Путешествие по сказам в подготовительной группе.
Интересная деятельность для подготовительной группы...
Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова" для детей старшего дошкольного возраста
Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова" для детей старшего дошкольного возраста Цели:1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.2...
Литературная викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗЫ БАЖОВА»
для детей старшего дошкольного возраста...
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА». Учебное занятие Тема занятия: «Путешествие по сказу П.Бажова «Серебряное копытце»
На учебном занятии обобщаем знания детей о произведении П.П.Бажова “Серебряное копытце”,продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в...
2021 год. Кузьмина Н. В., Ищенко Н. В. Исследовательский проект "Таежный сказ Урала"
Презентация исследовательского проекта "Таежный сказ Урала". Авторы: воспитатель Ищенко Н. В., музыкальный руководитель Кузьмина Н. В....