Литературная викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗЫ БАЖОВА»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Панкрушина Татьяна Сергеевна

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_viktorina_bazhov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«ПУТЕШЕСТВИЕ

В СКАЗЫ БАЖОВА»

(для детей подготовительной к школе группы)


Цель:

Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

Задачи:

  1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для полного воспроизведения ее.
  2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.
  3. Через творчество П.П. Бажова дать дополнительные исторические  знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.
  4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации в стрессовой ситуации праздничного занятия.

Среда:

  • В зале стоит телевизор; на экране изображение незнакомого портрета писателя.
  • Справа на стене карта Свердловской области, на ней флажками отмечены города, где родился и жил П.П.Бажов. Под картой – лента времени, где отмечены необходимые даты (наше время, годы жизни писателя, время жизни героев сказов).
  • На столике сборники сказов, книги «Камни Урала», бажовская энциклопедия, «В поисках новых ключей (Путешествие по сказам Бажова, авторы А. Черноскутов, Ю.Шинкаренко).
  • 15 уральских самоцветов.
  • Поднос с предметами – загадками, барабан, угощение, ширма.
  • На стене экспозиция иллюстраций «Серебряное копытце» художника С.веретенникова.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ход занятия

Ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник – викторина. Нас пригласил попутешествовать великий уральский сказочник (ответ детей Павел Петрович Бажов). Ему недавно исполнилось … (дети – 130 лет). Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек, который долго работал

учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в различных городах.

  • Покажите на  карте эти  города (Cысерть, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).
  • В командировке  однажды был в Нижней  Салде (показ).
  • Работая в разных газетах (показ)  Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник (показ)…

Дети – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Какие сказы вам запомнились?

                           Дети:1.«Серебряное копытце».

2. «Огневушка – Поскакушка».

3. «Голубая змейка»

4. «Таюткино зеркальце».

5. «Медной горы Хозяйка».

6. «Малахитовая шкатулка».

7. «Каменный цветок»

                                    8. «Горный мастер»

                                    9. «Синюшкин колодец».

(Отвечающим детям мама дает название сказа напечатанные на листе бумаги).

Сейчас мы мысленно отправимся в сказы Бажова, еще раз вспомним сказочных героев, талантливых  и добрых людей, необычные события прошлого времени.

  • Покажите на ленте времени  где живем мы, где жил Бажов и куда мы сейчас отправимся. (Работа с лентой времени).
  • Приглашаем наших родителей  принять активное участие в нашей встрече.
  •  Итак, отправляемся в путешествие! (Звучит русская народная музыка. Выносится столик с барабаном)

1 задание.

Узнай сказ по отрывку.

(Из барабана дети по очереди достают листочки с текстом, читает задание мама).

  • «Пожелали Марьюшке доброе и плиточки у обоих стали золотые» (ответ детей: «Голубая змейка»).
  • «Как темнеть стало, запобаивались, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится» (ответ детей: «Серебряное копытце»).
  • « Приходит к ним женщина. На спине котомочка холщовая, в руке черемуховый батажок, вроде как странница». (ответ детей: «Малахитовая шкатулка»).
  • «Тут приковали его на длинную цепь, чтобы значит, работать можно было». (ответ детей: «Медной горы хозяйка»).

Задание 2.

Узнай сказ по одному слову.

ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко  в «Голубой змейке».

БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и  Кокованя. «Серебряное копытце»

ВОСТРОШАРАЯ – большеглазая, озорная Таютка. «Таюткино зеркальце».

ПРИДАНОЕ – «Хозяйка медной горы». Она предлагает Степану свои богатства, если он на ней женится.

РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»

На экране телевизора по мере ответов детей появляются иллюстрации из сказов.

Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю  всех поиграть. (Игра проводится под музыку.)

После игры все занимают свои места.

Ведущий:

Сейчас посмотрите на газету, которую выпустила наша редакторская группа к юбилею П.П.Бажова. Благодарим тех родителей , которые приняли активное участие в сборе материала для газеты. (Дарим газеты).

Задание 3.

Ребята! Мама Алены приготовила нам новые загадки по сказам Бажова.

Диана Сергеенна: У меня на подносе лежат вещи. Я взяла их из сказов Бажова. Верните их на место! Желаю Успеха!

  1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». Подарок Танюшке от Малахитницы.
  2. «3 перышка» - «Синюшкин колодец». Память о бабке Лукерье.
  3. Узелок – «Серебряное копытце». Даренка собрала свои вещи  в такой узелок.
  4. Бусинки – слезы Хозяйки медной горы.
  5. Обруч – «Голубая змейка. Золотой обруч отводил беду от детей.

На подносе фонарик и блюдце.

Ведущий: Этих предметов не было в сказах. Догадайтесь, что напоминают они вам из далекого прошлого.

Ответ мальчиков: вместо фонарика в шахту брали блендочки, масляные фонарики.

Ответ девочек: Блюдце напоминает «Таюткино зеркальце».

Задание 4.

Узнай сказ по звуку.

(Звуки за ширмой изображают заранее подготовленные мама с ребенком).

1.Удар молотком  о камень. («Каменный цветок», Данила разбивает  малахитовую чашу

  1. Складывание бус из уральских самоцветов в шкатулку. «Малахитовая шкатулка», Татьяна играет отцовским подареньем.
  2. Чихание. «Синюшкин колодец», Илья спасается от Синюшки, спасибо бабке Лукерье за перышки.
  3. Уханье. Филин спугнул Огневушку – Поскакушку.

(По мере ответов на экране появляются иллюстрации).

Ведущий: Бажов – мудрец. Он дает нам не только знания и развлечения, но и учит нас пословицами жить, поступать правильно. Скажем мамам пословицы.

Дети хором: Не хвастай – голенастый, сначала дело сделай!

Кто силен – тот драчлив не живет».

Ведущий: Вот как! Гнев, драка – это слабость человека!

Задание 5.

Ребенок: «Широко, далеко пораскинулся богатырь великий – Седой Урал!

Камни  дивные,  самоцветные в тайне синих гор щедро он собрал!

Вот оно, богатство нашего Урала1 (На столе уральские самоцветы):

  1. Яшма               8. Дымчатый кварц
  2. Кальцит          9. Обсидиан
  3. Лазурит          10. Пелеривт
  4. Малахит         11. Пегматит
  5. Нефрит           12.Скарн
  6. Мрамор          13.Змеевик
  7. Агат                14.Родонит

                                    15.Горный хрусталь

(игры с минералами проводят родители)

Кто назовет все минералы?

(Ответы  детей)

Кто узнает самоцветы с закрытыми глазами? (Детям  завязывают глаза и дают в руки самоцвет.)

Ведущий: Удивительно! Вы знаете самоцветы, как Данила – мастер!

Вот и закончилась наша викторина! Нам всем приятно было познакомиться со сказами Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном  Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Спасибо, Вам  за знания, мудрый сказочник!

Ребенок:

«В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем  мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий: Еще раз всмотритесь и запомните это спокойное, чуть суровое лицо писателя.

(Слайд-фильм  «Портреты  писателя»  сопровождаются  словами:

  • «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»,                  
  • говорили о нем друзья.
  • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом», - И.Соколов-Микитов (показать детям знакомый портрет И.Соколова-Микитова).
  • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала», -так сказал писатель Е.Пермяк (портрет Е.Пермяка).

Хозяйка медной горы прислала вам подарок – «Уральские самоцветы».

(В коробке конфет «Уральские самоцветы» угощенье для всех принимавших участие в мероприятии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По тропинкам русских сказок» Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал позволяет активизирвать познавательный интерес детей старшего дошкльного возраста к книге через русскую народную сказку; формировать личные литературные предпочтения ребенка,способству...

Конспект литературной викторины "Путешествие по сказкам"

Литературная викторина для детей среднего дошкольного возрастаЗадачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев);развив...

Конспект НОД в средней группе литературная викторина"Путешествие по сказкам" К. И. Чуковского.

Конспект Нод в средней группе литературная викторина " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Карахановой А.А. МДОУ " Детский сад комбинированного вида №39" г. Саратова...

Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста "По тропинкам русских сказок"

Цели:1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках, о художниках-иллюстраторах русских сказок; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию ка...

Конспект литературной викторины "Путешествие в страну Литературия"

Материалы обобщающего игрового занятия по художественной литературе с использованием сказок, стихов,  народных примет...