Знай и люби свой край!
рабочая программа (старшая группа)
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу. культуре на основе исторических и природных особенностей родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по патриотическому воспитанию | 155.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по патриотическому воспитанию
для детей 5 – 7 лет
«Знай и люби свой край»
Срок реализации 2 года
Составитель: Трапезникова А.В., воспитатель
первой квалификационной категории
г. Салаир 2021
Содержание
Паспорт программы | |
I. Целевой раздел Программы | |
1.Пояснительная записка | |
2.Цели и задачи реализации Программы | |
3.Связь с образовательными областями | |
4.Принципы и подходы к формированию Программы | |
5. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет | |
II. Содержательный раздел Программы | |
1.Формы реализации Программы | |
2.Условия реализации Программы | |
3.Методические рекомендации по реализации Программы | |
III. Организационный раздел Программы | |
1.Перспективно – тематический план работы с детьми ( старшая группа) | |
2. Перспективно – тематический план работы с детьми ( подготовительная группа) | |
3.Ожидаемые результаты освоения Программы « Знай и люби свой край» | |
4.Критерии наблюдения детского развития по освоению Программы | |
5.Карта наблюдения детского развития ( 5- 6 лет) | |
6. Карта наблюдения детского развития ( 6- 7 лет) | |
7.Целевые ориентиры нравственно – патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования | |
6.Взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей | |
7. Примерный план с родителями по патриотическому воспитанию детей | |
8. Рекомендации для родителей | |
9.Анкета для родителей по патриотическому воспитанию детей | |
10.Материально – техническое обеспечение Программы | |
11.Содержание развивающей предметно – пространственной среды | |
IV. Дополнительный раздел | |
1.Краткая презентация Программы | |
2.Учебно – методическое обеспечение Программы |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Наименование программы | Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет «Люби и знай свой край » |
Руководитель | Трапезникова Анастасия Васильевна |
Организация заявитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Ладушки» |
Организация исполнитель | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12«Ладушки» 652770, Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, Гурьевский муниципальный округ, г. Салаир, ул. Коммунистическая, 7 . Телефон: 8(38463) 4-08 - 98 |
Разработчик | Трапезникова Анастасия Васильевна, воспитатель, первая квалификационная категория. |
Качественная характеристика детей | Группа старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) |
Цель | Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. |
Задачи |
|
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы | Рабочая программа |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Краткое содержание программы |
|
Ожидаемые результаты освоения программы «Знай и люби свой край»
| Результатом данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своего города и области.
У детей сформировалось представления:
Дети хорошо умеют:
У родителей:
|
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям
– непременное условие нормального здоровья ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю,
свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей,
другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев.
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Россия – как ты огромна и величава. Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Кузбасс. Мы живем в замечательном крае, о котором слагают стихи и поют песни, нам есть чем гордиться и восхищаться. Край наш богат природой и полезными ископаемыми. И, живя в таком богатом и красивом крае, нельзя не знать о его людях, достопримечательностях, промышленности и об истории его развития и становления. Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, края. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений благодаря передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему. Кузбасс – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа, так как ценности небольшого круга людей, живущих в определённой местности в определённый отрезок времени являются одновременно ценностями общегосударственными, общечеловеческими и общеисторическими. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека на протяжении всей его жизни. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый этап на пути своей зрелости, поднимаются до уровня патриотического самовоспитания.
При реализации основной образовательной программы, я столкнулась с проблемой отсутствия системы в работе по формированию у детей навыков патриотического воспитания. Актуальность проблемы подтвердилась проведенными мониторинговыми исследованиями среди родителей (законных представителей) и воспитанников. В своей работе я использую различные формы знакомства детей с родным городом и Кузбассом: целевые прогулки, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.п.
Однако из бесед с детьми неожиданно выяснилось, что Салаир для них – это, прежде всего Салаирские плесы, парк возле ДК. Мне же хотелось, чтобы дети знали историю родного города Салаира, Кемеровской области, ее прошлое, настоящее. Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Нам педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В связи с этим была разработана данная программа «Знай и люби свой край».
Дополнительная общеразвивающая программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Ладушки» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- Конвенции о правах ребенка;
- Устава МАДОУ Д/С № 12 «Ладушки» от ________
- Образовательной программы ДОУ;
- Парциальной программы Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. «Мы живём в России» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников (старшая, подготовительная группы), Москва 2016.
- Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывая тенденции модернизации российского образования.
Программа раскрывает эффективные формы работы и способы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным городом, Кузбассом, c самобытностью и культурой людей, проживающих в Кузбассе, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине»,формированию общей культуры личности детей, развития нравственных качеств.
- Содержание Программы определяется на 2021 - 2023 гг., но при необходимости корректируется в соответствии с реальными изменяющимися условиями ежегодно.
- Программа рассчитана для детей 5–7летнего возраста, т.е. для детей старших и подготовительных групп, которые вскоре переступят порог дошкольного образовательного учреждения. После освоения запланированного материала дети будут продолжать заниматься в школе по нравственно – патриотическому воспитанию более углубленно, имея первоначальную базу.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором одной из пяти образовательных областей является «Социально - коммуникативное развитие» дошкольников. Основная цель общеобразовательной области – патриотическое воспитание
дошкольников, воспитание его моральных и нравственных ценностей. Проанализировав, рекомендуемый объем знаний, целевые ориентиры по нравственно – патриотическому воспитанию детей 5-7 лет, встала задача, как не перегружая детей учебными занятиями , сделать нравственно – патриотическое
воспитание не самоцелью, а естественным процессом и положительным результатом всей проводимой работы.
В соответствии с ФГОС объем обязательной части , необходимой для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, составляет не менее 60% времени, а часть формируемая участниками образовательного процесса не более 40% общего объема, поэтому программа позволяет определить целевые ориентиры, содержание, средства и условия образования детей старшего дошкольного возраста в части формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть) основной образовательной программы дошкольного образования.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить знание о родном крае: о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире.
- Знакомить детей с культурным наследием, настоящим и историческим прошлым своего народа, достопримечательностями.
- Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город.
- Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
- Связь с образовательными областями
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | - дать представление о географическом положении, климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире Кузбасса; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями); - знакомить с жизнью и бытом коренных народов шорцами, телеутами; - формировать бережное отношение к природе родного края. |
Художественно – эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира Кузбасса в различных видах продуктивной деятельности. |
- знакомить с поэтами, художниками, артистами Кузбасса их творчеством, космонавтом; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке. | |
Социально-коммуникативное развитие | - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре коренных народов. |
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа учитывает следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- Принцип тематического планирования: природа, культура, родной город, родной край;
- Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, возрастных особенностей и подготовленности детей;
- Принцип целостности: использование данного принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы
нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме;
- Принцип преемственности: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальном звене общеобразовательной школы;
- Принцип активности: важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду;
- Принцип культуросообразности (историзма): данный принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение (от простого к сложному) национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций, и реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие/.
- Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.
- Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет
У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, народными промыслами, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.
Детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.
- Содержательный раздел Программы
Программа разработана на 2 года по возрастным группам:
- 5-6 лет – старшая группа
- 6-7 лет – подготовительная группа
Программа состоит из 2 разделов, весь материал систематизирован, предлагаемые темы связаны между собой:
1 раздел - «Знай и люби свой город»
Знакомство с городом начинается со знакомства с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом, символикой. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, людьми прославившими город, героями труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества;
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Кемеровской области.
2 раздел - « Знай и люби свой край Кузбасс»
Предполагает знакомство со столицей Кузбасса, его государственной символикой, достопримечательностями, социально-экономической значимостью природных особенностей и богатств;
С животным и растительным миром, с народом, живущим на земле Кузнецкой, о культурных ценностях, жизни, быте, языке, традициях которые они представляют;
Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
- Формы реализации Программы
- Мероприятия непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД), в процессе которых дети получают знания по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с улицей, микрорайоном, родным городом проводится с использованием целевых прогулок, экскурсий.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- дидактические игры;
- настольные игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- квест – игры;
- беседы о семье, детском саде, родном городе и т.д.;
- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;
- лэпбуки;
- проблемные ситуации - самостоятельный поиск решения на поставленное задание;
- практические – упражнения, эксперименты;
- организация выставок предметов детского творчества.
- Изобразительная деятельность.
- Прослушивание литературных и музыкальных произведений.
- Праздники, утренники, развлечения.
- Условия реализации Программы
- Составление проектов;
- Изготовление лэпбуков
- Разработка и проведение комплексных мероприятий НОД, совместных праздников;
- Предметно – развивающая среда с внесение регионального компонента;
- Взаимодействие с семьёй;
- Сотрудничество с Центральной районной библиотекой;
- Сотрудничество с Краеведческим музеем города Гурьевска
- Методические рекомендации по реализации Программы
Программа по ознакомлению детей с родным краем ориентирована на 2 разделов, весь материал систематизирован, предлагаемые темы связаны между собой и могут быть использованы педагогами при работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста и помогут нам в этом герои Маша и Миша. Занятия по данным разделам теоретические и практические могут проводиться как всей группой, так и по подгруппам и индивидуально.
Каждое теоретическое занятие, проводятся как интегрированное состоящие из бесед, рассказа, объяснения и дополняется выполнением различных дидактических заданий и упражнений в виде тематических рисунков, занятий конструированием, аппликацией.
Формы теоретических занятий
1. Объяснение нового материала.
2. Рассказ – повествование (изложение), который необходим для изложения намеченного содержания.
3.Беседа, вводная или организующая, цель которой подготовить детей к усвоению нового материала.
4. Беседа закрепляющего плана, служащая для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний.
5. Чтение стихов, отрывков из русских народных сказок, из рассказов детских писателей, поскольку эта форма работы с детьми имеет большое закрепляющее действие.
Формы практических занятий
1. Целевые прогулки. Это, прежде всего, показ, демонстрация, которая сопровождается рассказом, беседой-объяснением.
2. Дидактические игры. Например, как «Чем богат Кузбасс», «Флаги», «Герб Кузбасса» доставляют ребенку и массу удовольствия, и имеют огромный познавательно-закрепляющий эффект и способствуют развитию познавательного интереса через игру.
3. Аппликация/конструирование, рисование. Данные практические занятия способствуют развитию необходимой для детей моторики, развитию воображения, зрительному осмыслению и творческому закреплению изученного материала.
Методы и приемы обучения:
-наглядность;
-погружение в прошлое (желательно лучше употреблять выражения «давным, давно», «представьте себе»);
-метод вовлечения в творческо-трудовую деятельность (рисование, аппликация / конструирование);
- выполнение дидактических упражнений и заданий;
-прием обогащения словарного запаса – объяснение педагогом новых слов и повторение их детьми.
Дидактические материалы:
- увеличенные, сканированные копии музейных фотографий с видами города, памятных мест города;
- портреты выдающихся земляков;
- увеличенные сканированные открытки с видами современного города, городов Кузбасса;
- флаг, герб города, области;
- физическая карта Росси, Кемеровской области, карта полезных ископаемых Кузбасса.
Формы подведения итогов:
-выполнение дидактических упражнений и заданий (раскрашивание рисунков с музейной тематикой, отбор из предложенного карточек-рисунков к соответствующей теме занятия, к соответствующим вопросам педагога, рисование на определенную тему);
-наблюдение и анализ участия в играх, в командных познавательных играх;
-беседа с наводящими вопросами по определенной теме.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем, может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
- Организационный раздел Программы
Перспективно-тематический план работы с детьми
(старшая группа)
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Салаир на карте Кузбасса |
Задачи | 1. Познакомить детей с географическим расположением города на карте Кузбасса. 2. Познакомить детей с историей возникновения города, района, уточнить представления детей о родном городе, вызвать интерес к своему городу; прививать чувство гордости за него ,развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее» 3. Познакомить с историей названия города , флагом, гербом со значением символов. 4.Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. 5.Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о городе; 6. Воспитывать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному городу; |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Салаир на карте Кузбасса»
«Флаг Салаира»;
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Октябрь |
Название раздела | Район в котором я живу |
Задачи | 1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения. 2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. 3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. 4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение к друг другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Район в котором я живу»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | «Тайна имени», «Имя твое – птица в руке…» |
Задачи | 1.Познакомить детей с историей русских и имен других народов, со значением имени для человека. 2.Продолжать знакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. 3. Воспитывать желание у детей уважительно обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Я и моё имя»
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Декабрь |
Название раздела | Открываем бабушкин сундук |
Задачи | 1. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. 2.Знакомить с русской старинной одеждой 3.Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Открываем бабушкин сундук»
Экскурсии:
Календарно-обрядовые праздники
Городские традиции
Содружество с семьей:
|
Месяц | Январь |
Название раздела | Виртуальная экскурсия по Салаиру |
Задачи | Блок занятий, бесед «Виртуальная экскурсия по Салаиру»1.Продолжать знакомить детей с их малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением, продолжать развивать интерес к родному городу. 2.Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. 3.Воспитывать чувство ответственности и любовь к родному городу. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Виртуальная экскурсия по Салаиру»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Февраль |
Название раздела | Люди прославившие Салаир и Гурьевский район |
Задачи | 1.Познакомить детей со знаменитыми земляками людьми: (поэтами, художниками, артистами, спортсменами в разных видах сорта), которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Великой Отечественной войны. 2.Продолжать воспитывать любовь к родному городу. 3.Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны» |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди прославившие Салаир и Гурьевский район»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки: Выставка « Профессии разные важны, профессии разные нужны»; Содружество с семьей:Встреча с интересными людьми:
Кружки по интересам:
|
Месяц | Март |
Название раздела | Достопримечательности города |
Задачи | 1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями города Салаира. Дать знания об архитектуре родного города. 2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности. 3.Закрепить умение ориентироваться по карте- схеме по городу находить его достопримечательности, знакомые улицы. 4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к С. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Достопримечательности города»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Апрель |
Название раздела | Из далека долго течёт река Томь |
Задачи | 1.Формировать понимание значения воды в жизни всего живого. Расширять знания детей о реке Томь. 2.Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, озеро Байкал. 3.Воспитывать у детей желание бережно относиться к природным богатствам России. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Из далека долго течёт река Томь»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Май |
Название раздела | Этих дней не смолкнет слава |
Задачи | 1.Расширять знания детей о Великой Отечественной войне. 2.Продолжать прививать чувство гордости за своих родных, близких, участвовавших в ВОВ. 3.Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина - освободителя, воина - защитника. 4.Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Этих дней не смолкнет слава»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Перспективно-тематический план работы с детьми
(подготовительная группа)
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Наша область на карте России |
Задачи | 1.Познакомить детей с географическим положением Кемеровской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории Кузнецкого края, о его богатом прошлом, о коренных жителях кузнецкой земли. 2.Формировать представление о территории области, городах и поселках; учить умению находить и показывать на физической карте г. Салаир. Развивать умение работать с картой. 3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями. 4.Дать представление об нашей области и ее столицы, знакомство с историей города Кемерово. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Наша область на карте России»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Октябрь |
Название раздела | Экономика Кузбасса |
Задачи | 1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отросли промышленности есть в нашем крае и что они производят. 2.Познакомить детей с подземными богатствами Кузбасса с разнообразием природных ископаемых : каменный уголь, угольный газ, железорудное сырьё, нефть, торф, золото, серебро . 4.Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Экономика Кузбасса»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | Коренные жители |
Задачи | 1.Познакомить с национальным составом населения Кузбасса, о коренных жителях кузнецкой земли. 2.Сформировать первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях. 3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны. 4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми. 5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Коренные жители»
« Сказка мудростью богата»
( рассуждение о том, чему учат русские народные сказки);
1.Чтение : «Шорские сказки» - Составитель А. И. Чудояков; 2.Знакомство со сказочным миром шорцев и телеутов: «Борьба добра со злом»;
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Декабрь |
Название раздела | Народные промыслы Кузбасса |
Задачи | 1.Познакомить с трудом мастеров зодчества, с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. 2.Учить составлять описательные рассказы об изделиях умельцев. 3.Дать первоначальные представления о декоративно-прикладном искусстве Кузбасса. 4.Познакомить с искусством создания Кузнецкой матрёшки, Кемеровской росписи и т.д. 5.Дать представление об отражении народных традиций в национальном костюме. Поддерживать интерес к национальной одежде. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Народные промыслы Кузбасса»
Кемеровской росписи Н.А. Спекторовой; об истории возникновения кемеровской росписи;
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Январь |
Название раздела | Виртуальная экскурсия « 7 чудес Кузбасса» |
Задачи | 1.Познакомить с 7 достопримечательностями Кузбасса исторического, природного, архитектурного и культурного значения, признанными чудесами Кузбасса; провести краткий обзор по истории Кузбасса. 2.Способствовать развитию художественно – эстетического чувства, внимания, памяти, чувства патриотизма, способствовать развитию умения видеть и понимать прекрасное. 3.Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду людей. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «7 чудес Кузбасса»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Февраль |
Название раздела | Заповедные места |
Задачи | 1.Познакомить детей с заповедниками Кузбасса, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения. 2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. 3.Развивать у детей первоначальные представления и познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Заповедные места»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Март |
Название раздела | Красная книга Кузбасса |
Задачи | 1.Познакомить детей с «Красной книгой Кузбасса», уточнить знания детей о том, что в «Красную книгу» занесены редкие, вымирающие виды животных, растений, насекомых, рептилий, дать представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира. 2.Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных и растений. 3.Закрепить умение классифицировать животных. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. 4.Воспитывать бережное отношение к природе. Охранять редкие виды животных и растений. Продолжать прививать навыки культуры поведения в природе. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Красная книга Кузбасса»
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Апрель |
Название раздела | Люди прославившие область |
Задачи |
|
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди прославившие область»
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Май |
Название раздела | Любим, помним, чтим |
Задачи |
|
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Любим, помним, чтим»
«Юрий Двужильный», « Вера Волошина»);
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры: Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
- Ожидаемые результаты освоения Программы «Знай и люби свой край»
Результатом данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своего города и области.
- Наличие у детей знаний:
- о названии области, города, района в котором живут;
- знание основных промышленных предприятий, главных достопримечательностей Кузбасса, родного города;
- знакомы с символикой области, города;
- много узнали о знаменитых людей края и города;
У детей сформировалось представления:
- о традициях коренных народов Кузбасса;
- об истории возникновения города и области;
- о флоре и фауне края и города;
Дети хорошо умеют:
- ориентироваться в родном городе, районе;
- использовать в речи название улиц, площадей, названия профессий, промышленных объектов, представителей флоры и фауны;
Родители:
- Расширились и повысились знание родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
- Критерии наблюдения детского развития по освоению Программы
Педагогический анализ достижения планируемых результатов осуществляется на основе критериев и с помощью использования различных методов: индивидуальных бесед с детьми, специально разработанных заданий, дидактических упражнений, наблюдений во время занятий и в повседневной жизни.
Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень,
Н – низкий уровень.
Высокий уровень. Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4 - 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет природные богатства Кузбасса, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень. Знает название города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); с помощью взрослого называет природные богатства края, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень. Не знает названия края, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать природные богатства края, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Карта наблюдений детского развития (5-6 лет)
Фамилия, имя .
Дата рождения .
Показатели развития | Н.г. | К.г. |
Родной город | ||
Называет название родного города, символику | ||
Называет реку Салаир | ||
Называет: дворец культуры, почта, школа, аптека, больница, детский сад и другие достопримечательности города | ||
Знает транспорт родного города: виды, назначение городского, воздушного, железнодорожного. Название транспортных профессий. | ||
Родная природа | ||
Называет времена года, приметы времен года | ||
Называет диких животных родного края их повадки, жилища | ||
Знает зимующих и перелетных птиц родного края | ||
Называет лекарственные растения родного края | ||
Различает деревья, кустарники, грибы, ягоды | ||
Родной край, Родина | ||
Знает название столицы - Кузбасса | ||
Узнает флаг и герб среди других | ||
Знает символические значения цветов флага и герба РФ | ||
Знает правила поведения во время звучания государственного гимна | ||
Знает что столица страны - Москва | ||
Называет имена знаменитых соотечественников | ||
Знает название крупных рек и городов России | ||
Родная культура | ||
Знает русские народные сказки | ||
Называет русские народные пословицы и поговорки о Родине | ||
Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: Кемеровская роспись, Кузнецкая матрёшка, куклы коренных народов Кемеровской области, Шорские орнаменты, дымковские игрушки, богородские игрушки, гжель, хохлома, | ||
Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха |
Ф.И.О. воспитателей заполнившего карту наблюдения
______________ _________________
______________ _________________
Карта наблюдения детского развития (для детей 6-7 лет)
Фамилия, имя .
Дата рождения .
Показатели развития | н.г. | к.г. |
Родной город | ||
Дает название родного города, реки, жителей | ||
Символ города - флаг. Знание символического значения цветов флага. | ||
Символ города - герб. Знание символического значения герба. | ||
Называет народы, населяющие гордой город | ||
Называет животных, птиц и растений родного края. | ||
Родной край, страна | ||
Называет название страны, области и столицы: Россия, Москва, Кемерово | ||
Знает русских былинных богатырей | ||
Определяет русские народные промыслы: дымковские, каргапольские игрушки, кемеровская роспись | ||
Знает климатические зоны России, Кузбасса | ||
Называет народы, населяющие РФ, Кузбасс | ||
Знает символические значения государственных символов РФ, Кузбасса | ||
Называет достопримечательности Московского кремля | ||
Родная природа | ||
Называет растения, животных и птиц России, Кузбасса | ||
Называет растения, животных и птиц тундры | ||
Называет растения, животных и птиц юга России | ||
Объясняет назначение заповедников, красной книги РФ, Кузбасса | ||
Родная культура | ||
Знает народные традиции людей разных национальностей, населяющих РФ, Кузбасс | ||
Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, Кузнецкая матрёшка, кемеровская роспись – разносы. | ||
Называет знаменитых деятелей искусства РФ. Кузбасса: А.Пушкин, Л.Толстой, В.Васнецов, П.Чайковский, М.Глинка, Н. Черкусов, Т. Рубцова и т.д. | ||
Знает народные приметы о природе | ||
Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха и т.д. |
Ф.И.О. воспитателей заполнившего карту наблюдения
______________ _________________
______________ _________________
- Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Помощь родителей вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
- Примерный план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
Формы работы | Содержание работы |
Анкетирование и опросы | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: « По улочкам родного города», «Заповедные места Кузбасса», «Родной край: история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края», «Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др. Подборка и реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Памятки для родителей: «Где побывать с ребенком», «Как провести свой досуг», «Известные люди о воспитании любви к Родине», «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»,«Как научить детей охранять природу»,«Какие передачи можно смотреть с ребёнком о родном крае» и др. |
Консультации | «Воспитание у детей любви к родной природе», « Семь чудес Кузбасса», «Мой дом. Мой город - Салаир», «Прогулки с детьми по городу», «Как знакомим детей с окружающим миром», «Как воспитать будущего гражданина России», «Художественная литература патриотической направленности», «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем», «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомим детей с русским народным творчеством», «Читаем сказки коренных жителей Кузбасса», «Народные промыслы Кузбасса» и др. |
Родительское собрание | Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников», «Гражданин воспитывается с детства» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки» «Прошлое и настоящее предметов»; «Дома на нашей улице», «Создание древа, герба, флага и гимна семьи», «Мама - рукодельница», «Путешествие по стране», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Народные ремесла» и т.д. Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего, летнего городка, и др. Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе», «Самые близкие и родные», «Мой город – моя малая Родина», «Мой папа в Армии служил», домашние праздники, « Любимый уголок в городе»; Выставки семейного рисунка: «Каким я вижу своего ребенка через 15лет», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Наша армия сильна…», «Война глазами детей»; Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии», «Чем знамениты наши предки», «Семейная реликвия», Оформление стенда «Древо своей семьи», Оформление центра патриотического воспитания в группе; Стенд «История одной фотографии»; Конкурс «Изготовление макета», сотворчество родителей с детьми |
День открытых дверей | Встречи с интересными людьми. Посещение групповых занятий, мастер – классов |
Проектная деятельность | «Мы живем в Салаире», «Мы живём в России», «Люблю березку русскую», «По улочкам родного города», «Будем в армии служить», «Все профессии важны», «Разнообразие родной природы», «Дети ветеранам», Семейный проект «Мечта о таком дворе», «Озеленение участка». Проект « Великая Отечественная война глазами детей XXI века » |
Праздники, досуги, развлечения | Праздники: «Давайте познакомимся», « Есть такая профессия – Родину защищать», «День смеха», « День птиц»,« Мы весну встречали». Утренники: «Папа может, папа может все, что угодно!», «День 8 Марта», «День Победы». Развлечения: «Масленица», «Рождественские посиделки», квест – игра « Самое красивое слово МАМА», Викторина «Мой город – Салаир», КВН - «Что мы знаем о России». Досуг «Мой – папа» |
Городские акции | «Покормите птиц зимой», «Каждой птице по домику», «Мой город – чистый город», «Новогодние игрушки». Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ « Спасибо деду за Победу»; День взаимопомощи: «Посади дерево» (озеленение территории детского сада); Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека, «День добрых глаз и добрых рук»; Волонтёрская социальная акция «Доброе сердце» |
- Рекомендации для родителей
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Читайте ему книги о Родине, малой Родине, ее героях, о традициях, культуре, ремёслах своего народа и т.д.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
9. Анкета для родителей по патриотическому воспитанию
1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___
14. Назовите Российскую символику, области, города, что изображено и означает? ___
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? ____
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___
20. Какие народные праздники Вы знаете? ___
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___
24. Прививаете ли Вы любовь к Родине, малой Родине у своего ребенка?
Да. Нет. Почему? ___
- Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы в ДОУ создана предметно – развивающая среда, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного города. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску.
В группе широко представлены фотографии родного города, памятников, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах, символика города Салаира и Кемеровской области. А также для проведения слайдовых презентаций в ДОУ имеется мультимедийная техника, экран, ноутбук.
11. Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
- Мультимедийные презентации:
- Путешествие по Салаиру;
- Символы Кузбасса;
- Полезные ископаемые Кузбасса;
- Водоемы Кузбасса;
- Красная книга Кузбасса;
- Животный мир Кузбасса;
- Салаир в годы ВОВ;
- Растительный мир Кузбасса;
- Любимый город – Салаир.
- Аудиозаписи:
- «Песни о Кузбассе»;
- «Голоса птиц»;
- «Гимн России»;
- Русской народной музыки;
- Дидактические игры, плакаты, пазлы, кубики, разрезные картинки;
- Государственные символы РФ (герб, флаг);
- Портрет президента РФ; губернатора Кемеровской области, главы Гурьевского района;
- Глобус, карта РФ, карты Кемеровской области и города Салаира;
- Иллюстрации, фотографии, альбомы о Кемеровской области
- Символика Кемеровской области и города Салаира;
- Карты Кемеровской области (физическая карта, карта полезных ископаемых, карта растений Кузбасса, карта г. Салаира);
- Национальные костюмы коренных жителей Кузбасса;
- Куклы в народных костюмах;
- Модели- макеты достопримечательностей Гурьевского района и г. Салаира;
- Иллюстрации с предметами быта коренных жителей Кузбасса;
- Лэпбуки: «Люблю тебя мой край родной», «Моя малая родина – город Салаир»;
- Книги из серии «Моя Родина – Россия»: «С древних времён до наших дней», «Большая и малая Родина», «Природа. Климат», «Народы. Костюмы. Праздники», «На службе Отечеству», «Выдающиеся личности»; художественная литература для ознакомления детей дошкольного возраста с семьёй, историей родного села, защитниками Отечества, мастерами декоративно-прикладного искусства;
- Русские народные музыкальные инструменты;
- Театры: настольный, пальчиковый, теневой; центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм - «Семья», «Дочки – матери», «Мастерская игрушек», «Моряки», «Полиция» и др.
- Центр творчества: Кемеровская роспись, Кузнецкая матрёшка, куклы коренных народов Кемеровской области, Шорские орнаменты, женские ремёсла бачатских телеутов. Плетение шнурка.
В группах имеется оборудование и материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек — как в труде, так и в игре. Для мальчиков имеются инструменты для работы с деревом, для девочек — наборы для рукоделия. Для развития творческого замысла в игре у девочек предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и прочее, у мальчиков — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество так называемых «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек и т. п.), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.
- Дополнительный раздел
- Краткая презентация Программы
Рабочая программа « Знай и люби свой край» разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад № 12 «Ладушки» предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Содержание Программы строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Разделы программы:
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, в которой отражены:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Организационный включает перспективно – тематическое планирование, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации рабочей программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.
- Учебно-методическое обеспечение Программы
Методическая литература
- Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
- Антонов, Ю.Е. Наследники Великой Победы [Текст]: сборник материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2010. – 12 с.
- Альбом "Кузбасс. Рубеж тысячелетий". - Кемерово-Новокузнецк- Томск, 1999.-495с.
- Бударина, Т.А. Знакомство детей с устным народным творчеством [Текст] / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна, О.А. Маркеева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 15 с.
- Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/Л.И.Соловьева. -Кемерово: ОАО "ИПП"Кузбасс"; ООО "СКИФ", 2006.-384с.
- Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2003. – 25 с.
- Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / З.С. Дмитриенко, А.Я. Ветохина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
- Зеленая, Н.Г. Мы живём в России [Текст] / Н.Г. Зеленая, Л.Е. Осипова. – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.
- Козлова, С.А. Мой мир [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Сфера, 2000. – 85 с.
- Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. – М.: Сфера, 2004. – 77 с.
- Крылов,Г.В. Зеленая аптека Кузбасса [Текст] /Г.В. Крылов, Э.В. Степанов-Кемеровское книжное издательство, 1979.- 232с.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.
- Миловский, А.С. Песнь жар-птицы [Текст]: Рассказы о народных праздниках / А.С. Миловский. – М.: Просвещение, 1987. – 90 с.
- Николаева, С.Р. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками [Текст] / С.Р. Николаева, И.Б. Катышева, В.А. Хомченко, Г.Н. Комбарова и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 43 с.
- Пугачёва, Н.В. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ [Текст] / Н.В. Пугачёва, Н.А. Есаулова – М.: «Центр педагогического образования», 2007. – с 67.
- Ривина, Е.Л. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. [Текст] / Е.Л. Ривина - М.: АРКТИ, 2002. - 180 с.
- Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник [Текст] / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 65 с.
- Фотоальбом "Новокузнецк". -ПРИЗИАДО, 2003.-96с.
- Шпигунова, Л.И. Детям о Новокузнецке [Текст] Л.И.Шпигунова, С.Е. Хрущева - Новокузнецк: Издательская фирма "СпортДизайн", 2006.-48с.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
1. Литература, история, культура Кузбасса lik-kuzbassa.narod.ru
2. Кемеровская виртуальная детская библиотека childlib.info
3.О кемеровской области kemoblast.ru
4. Сайт "Дошколенок", консультации, методические рекомендации
http://dohcolonoc.ru
5. Кузнецкая крепость kuzn-krepost.ru, museum.ru›M812
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»
Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....
Викторина по экологии «Знай и люби свой край».
Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Систематизировать знания по экологии2. Формирован...
программа "Знай и люби свой край"
Знакомство с Санкт-Петербургом...
Итоговая викторина «Знай и люби свой край, своё село».
1. Учить узнавать по иллюстрациям свой поселок и уметь рассказывать о достопримечательностях родного села.2. Познакомить со стихами и песнями про Новосёлово.3.Воспитывать любовь к своему селу....
Знай и люби свой край
Сценарий экологического досуга для детей старшего возраста. Цель которого: прививать любовь к родному краю....
Конспект НОД " Знай и люби свой край"
Конспект НОДв старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Знай и люби родной край» Цель: Рассказать детям о т...
«Знай и люби свой край» проект
laquo;Знай и люби свой край» проект...