Любимые народные праздники у детей в дошкольном учреждении
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники в дошкольном учреждении.
Народные праздники и обряды всегда были тесно связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Через обряды, игры и песни народ проявлял свое к ним уважение и восхищение. Эта связь с окружающим людей миром нашла отражение и в театрализованных представлениях и праздник.
Фольклорный праздник в детском саду поможет ребенку отыскать дорогу в праздничный и добрый мир – в мир необыкновенного искусства, лицедейства. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но ещё и прежней, настоящей – устной. Для этого необходимо устроить театрализованное представление или фольклорный праздник, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Поэтому его лучше проводить в любой просторной комнате, в спортзале и игротеке, а также на поляне или на лужайке, где прекрасной естественной декорацией послужит живая природа.
Можно организовать фольклорный праздник и в зрительном зале, но без использования сцены. Тогда не потребуется сложных переходов со сцены в зал для игры и обратно. Важно, чтобы театрализованное праздничное действо проходило в ряду других игр на площадке посреди зала, в окружении детей, тогда весь праздник обретает цельный характер, у всех создается ощущение сопричастности к живому действу .
Стулья лучше расставлять вдоль трех стен, чтобы отвести место для игр. На празднике все участники могут прийти в костюмах – «ряжеными», тогда не понадобится переодевания. Костюмы не обязательно делать сложными. Вспомните, какими костюмами дети обходятся; когда играют в «Маки», «У медведя во бору», в «Козоньку», в «Коршуна». У дедушка Ермака – на голове старая меховая шапка, вместо бороды мочало, посох - палка; медведь – в вывернутом наизнанку тулупе; участник, изображающий козла, прикрепляет на голову выструганные из деревяшек рога, из кудели делает бороду; у коршуна клюв из картона.
Еще меньше нужно для сценических действий специальных декораций: обыкновенный стол может превратиться в избушку, простая палочка, если сесть на нее верхом и поскакать, - в лошадку, а стул – в печку. Надо только при необходимости как следует обыграть те предметы, которые находятся под рукой, - и фантазия чудесно превратит их во что угодно.
Украшая зал, нужно проявлять выдумку. Из картона, бумаги, ваты, лент и других простых материалов можно сделать нарядное, красочное оформление. Из плотной бумаги – большие маски: Солнце, Березы, Жар – птицы – и украсить им стены. Из бумаги или картона вырезать, ярко раскрасить и развесить по стенам приметы нашей русской природы: деревья, грибы, ягоды, птиц, зверей. Они послужат фоном, на котором будут проходить игры. Из цветных лент сделать большую радугу. Через игровую площадку протянуть «цветы» из разноцветных лоскутков. На стенах можно разместить большие красочные плакаты с загадками, пословицами, а также с текстом песен, которые на празднике будут петь все.
Чтобы обозначить определенное время года, можно сделать панно. Панно для весны – это полоса материи нежно-зеленого цвета, к ней пришиваются яркие цветы из бумаги или из материи (в виде аппликации). Панно, символизирующее лето, может быть желтым, как солнце, или ярко- голубым, как небо, по нему разбросать пестрых «бабочек». Зеленую траву «изобразит» зеленый коврик, на котором будет разыграна часть действия. Все это можно сшить из плотной материи и разместить не в центре зала, а ближе к свободной от стульев стене. Посмотрите вокруг и подумайте, как интересно и неожиданно использовать те предметы, которые вас окружают.
Успех народного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того ,что за чем идет и по каким правилам. Это, прежде всего самое серьезное отношение к ней. Только почувствовав, что вы не просто распоряжаетесь игрой, а сами играете, ребята легко пойдут за вами, как они всегда идут за ведущим в любой игре.
Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления надо дать как можно больше свободы. Следует помочь хорошо разобраться в сюжете, чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Но главное – разбудить детскую фантазию, пробудить желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренним и увлекательным.
Участник театрализованного представления должен знать текст своей роли наизусть и не заменять его своими словами. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогатит повседневную речь. Готовясь к празднику, в первую очередь следует разучить песни, исполнять их надо легко и свободно. В то же время необязательно ставить весь сценарий целиком, можно его сократить, все должно зависеть от возраста и творческих возможностей детей.
Атмосфера театра, тем более театра детей, - это та стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр позволяет реализовать и развивать огромные, далеко не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности ребят. Разыгрывание этих пьес – игр уже сегодня позволяет детям становиться маленькими актерами, художниками, костюмерами, режиссерами, словом, творцами своего собственного театра.
При постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников его участниками придется поработать с музыкальным материалом сборника. Эта работа не будет особенно трудоемкой, ведь напевы народных детских песен отличаются простой и ясностью. Интонировать их несложно: мелодии чаше всего состоят из трех – пяти тонов и учитывают возможности детских голосов. Петь их можно легко, не напрягая голос. Такие песни легко исполнить в движении, в играх.
У детей разные вокальные возможности; они поют мелодии так, как позволяет каждому его голос. Но вместе с тем, исполняя народные песни, они могут импровизировать, то есть изменять мелодию, особенно в двух- и трехголосных песнях, внося в них новые мелодические элементы. Такое исполнение и будет настоящим фольклорным.
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
На пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.
Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры скоморохи. Их еще называли: «шутки», «глумцы», «смехотворцы». Группой по пятнадцать - двадцать человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах (трубах), били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей.
Были среди них и кукольники. Задолго до появления специальных ширм, эти кукольники-одиночки помещали себе на голову доску, по которой двигались куклы. При этом лицо кукольники закрывали тканью, которую обматывали, подобно юбке, вокруг пояса, а затем поднимали вверх. Группа скоморохов обязательно включала жонглёров и особых шутников -потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки .
Большим успехом также пользовались бродячие актёры – лицедеи. Надев на лица (откуда и название) смешные, страшные или уродливые маски, лицедеи разыгрывали немудренные сюжеты и сценки.
Список использованных источников
1. Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду: метод. пособие / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. -142с.
2. Иванова, Н. П. Фольклор в развитии творчества / Н.П. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2009. - №2. – С. 41-44.
3. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Сценарий праздника для детей младшего дошкольного возраста, посвященный Дню Знаний:«Здравствуй, наш любимый детский сад!»
«Здравствуй, наш любимый детский сад!»Цель: Настроить детей на спокойное посещение группы, на последующую содержательную жизнь в детском саду.Задачи: Познакомить с праздником; развить ...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «С днём рождения, мой любимый город»
Праздник для старшего дошкольного возраста. Мероприятие направлено на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста уважения к истории и культуре родного края через знакомство с историей,...
Масленица- один из самых любимых народных праздников. Блинная неделя- народное торжество, посвященное встрече весны.
Проводы Зимы!!!"Выходи, народСтановись у ворот.Весну закликатьЗимушку провожать!Весна,весна-краснаПриди,весна,с радостью!!"...
«Праздник новичка» в период адаптации детей к дошкольному учреждению (вторая младшая группа)
Цель: создание положительного психоэмоционального состояния детей к условиям ДОУ....
«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...