«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры.
Задачи;
-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
-Развивать стремление изучать историю родного края
-Знакомить детей с народными играми, посвященных празднованию Воздвиженья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_vozdvizhene.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 149 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 149 города Тюмени)
Конспект
Тема: «Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры»
для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Велижанина Наталья Владимировна
г.Тюмень
2022г.
Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры.
Задачи;
-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
-Развивать стремление изучать историю родного края
-Знакомить детей с народными играми, посвященных празднованию Воздвиженья.
Предшествующая работа: Беседа с детьми о праздновании Воздвижения, разучивание игр, песен, прибауток, пословиц, частушек.
Ход праздника:
Воздвижение Креста Господня празднуется 27 сентября. Это не только христианский праздник, но и традиционные народные гуляния.
В эти дни организовывались девичьи посиделки. Через народные песни, игры, стихи, пословицы и поговорки где можно познакомиться с русским фольклором, традициями и обрядами русского народа;
С Воздвиженья начинались девичьи вечеринки - капустницы. Они продолжались на Руси две недели. Все девушки собирались на работу- капусту квасить. Рубка капусты – сделалась девичьим праздником. Шуточные песни, поговорки, прибаутки звучали везде. Кадки во всех семьях доверху наполнялись капустой.
Приглашения на капустные вечёрки считались знаком приязни и расположения. Девушки одевались как на праздник, но работали споро и весело – только мелькали умелые девичьи руки. Парни обычно не были участниками работы, но приходили для веселья.
Вот несколько народных игр которые проводились в дни этих гуляний;
Хоровод - игра «Вью, вью я капусточку» .
Двое водящих стоят рядом в хороводе. Потом они отпускают руки, и один из водящих становится в центр. Он - кочерыжка, вокруг которой будет завиваться кочан. Второй водящий идёт по кругу, накручивая хоровод на кочерыжку.
1.Вью, вью, вью я капусточку! Вью, вью, вью я капусточку!
Завивайся тугой кочешок! Завивайся тугой кочешок! Когда весь кочан закручен, водящий останавливается. Водящий-Кочерыжка начинает развивать капустку - ищет проход для себя, и выводит весь хоровод под воротиками, пока все снова не станут в круг.
2. Вью, вью, вью я капусточку! Вью, вью, вью я капусточку!
Развивайся тугой кочешок! Развивайся тугой кочешок!
Дети: Ой, капуста бела! Ой, капуста вкусна!
Уродилася на славу, голова бела, кудрява
Кто любит щи - Капусту в них ищи.
Русская народная игра «Капуста»:
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Правила игры: (Рисуется круг-огород. На середину его играющие складывают шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяйкой, садится рядом с капустой. «Хозяин», показывая движениями воображаемую работу, поёт.)
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
(Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.)
Хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина» рус. нар. мелодия
Становись к нам в хоровод,
Будем дружно мы кружиться, песни петь и веселится!
Ребята сегодня мы свами будем петь, и водить хоровод!
Все возьмитесь за руки, образуйте круг.
На горе-то калина,
(дети взявшись за руки и подняв их в верх идут хороводным шагам в права)
Под горою малина
Ну что ж кому дела калина,
Ну кому какое дело малина.
(дети останавливаются и расцепив руки делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Там девицы гуляли
Там красные гуляли.
(дети идут к центру круга, делая три притопа и вернувшись, тоже выполняют три притопа)
Ну что ж кому дело гуляли,
Ну кому какое дело гуляли.
(делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Калинушку ламали,
Малинушку ламали.
(остановившись дети имитируют ломание веток плавным движением отводят правую руку назад делая полукруг сверху вниз, когда рука приближается к бедру делаем рывок снизу вверх)
Ну что ж кому дело ламали,
Ну кому какое дело ламали.
(делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
(левая рука имитирует пучочек, правая плавно обводит её по кругу, по часовой стрелке, как-будто обматывая верёвочкой)
Ну что ж кому дело вязали,
Ну кому какое дело вязали.
(делают скользящие движения ладоней друг о друга)
На дорожку бросали,
На дорожку бросали.
(имитация бросания пучка двумя руками с небольшим разворотом в права)
Ну что ж кому дело бросали,
Ну кому какое дело бросали.
(делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Хороводная игра. «Заря-зарница»
Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.
Правила игры: Все дети стоят в кругу. А Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг хоровода.
Дети поют или приговаривают:
«Заря-заряница – на эти слова хоровод и Заряница двигаются по кругу в разные стороны.
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые».
Далее Заря кладет свой платочек на плечо игроку в хороводе и говорит: «За водой пошла!». Все игроки хором говорят:
«Раз, два, три,
Не воронь!
А беги как огонь!»
На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел становится Заряницей и игра продолжается.
Народная игра «Колечко»
Цель: развитие у детей выдержки, внимательность, ловкость, быстроту движений.
Правила игры: Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: Я по горенке иду, колечко несу!
Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова: Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.
- Русская народная игра – хоровод «Как у дяди Трифона»
Правила игры: Все играющие встают в круг. Водящий будет «Трифоном» и становится в середину круга. Под песню все водят хоровод, а после слов «Разом делали вот так!», водящий показывает движение, а стоящие в кругу повторяют за ним. Кто лучше повторит за водящим движение, тот становится «Трифоном».
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пели, не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так!
С мальчиками проводится игра «Перетягивание палки» - это силовая игра.
Цель; Научить упражнениям, которые развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Участвует неограниченное количество игроков. Один из них выбирается дедом, остальные рассчитываются по номерам для соблюдения очередности в игре.
По сигналу деда два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть палку на себя с целью поднять на ноги соперника или перетянуть на свою сторону или вырвать палку из рук соперника.
Правила игры;
Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.
Игра развивает силу, выносливость.
Плетень (рус.нар.игра)-
Цель; Развивать на основе русских традиций и известных разновидностей народных игр творческие способности детей.
Правила игры;
Ребята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга.
Движения можно сопровождать потешкой:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.
Вот несколько игр которые проводились на русском народном празднике «Воздвиженье».
Мы и дальше будем продолжать знакомиться с традициями и обрядами русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Программа "Русские забавы. Русские народные праздники, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста" (в приложении сценарии праздников)
Программа по приобщению дошкольников к традиционным русским народным праздникам...
"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.
Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры....
Приобщение детей к русскому народному творчеству, через русские народные игры
Народные игры для детей – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Н...