Практика: «Взаимодействие и сотрудничество с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте»
проект (младшая группа)

Кругляк Юлия Викторовна

В данном материале описывается практика взаимодействия с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика: «Взаимодействие и сотрудничество с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте»

Ключевые слова: региональный компонент, проект, родители, предметно-развивающая среда, дидактические пособия, макет, центр…

Актуальность:

В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. 

Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.

Проблема:

Для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень мало. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Дошкольные учреждения ищут разные пути, средства, методы и подходы к решению проблем регионального компонента. В настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.  

Проведя мониторинг, мы пришли к выводу, что у детей раннего возраста нет достаточных знаний о своей семье, о доме, о природе и ее обитателях. У родителей нет заинтересованности в результатах развития детей. 

Цель: формирование элементарных знаний о семье, доме, окружающем мире.

Задачи:

-Создавать условия для воспитания в детях любви к своей семье, дому.

-Создавать условия для формирования у детей общих представлений об окружающей природной среде (домашние и дикие животные, птицы, растения).

-Приобщение родителей к сотрудничеству.

Реализация практики:

Направление работы: для эффективной работы в данном направлении, нами был разработан проект «Мы живем в прекрасном крае», участниками которого являлись: дети, воспитатели и родители.

Работа по проекту строилась по направлениям:

- «Моя семья»

- «Мой дом»

- «Домашние животные»

- «Окружающая природа»

На первом этапе работы, было организовано родительское собрание, где родителям был предложен план работы по проекту. Родители обсудили и пришли к решению, что работать в этом направлении важно.

Направление работы:

-подбор методической литературы по теме проекта;

-подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;

- составление перспективного плана работы с детьми

Перспективный план работы с детьми

Срок

Мероприятие  

Задачи

Сентябрь

Беседа «Моя семья»

Рассматривание альбома «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме

С - р игры:

«Семья»

«День рождения» и др.

Д/и: «Подарки» (имена родителей)

Наблюдение в природе (осень)

Д/и: «Разложи листочки по цвету»

«Чудесный мешочек»

Рассматривание альбома: «Грибы»

Воспитывать уважение к родителям, способствовать умению называть членов семьи.

Знакомить детей с природой нашей местности.

Октябрь

Рассматривание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!»

Рассматривание выставки макетов «Мой дом»

С-р игра «В гости друг к другу» (макеты)

Воспитывать любовь своему дому.

Ноябрь

Беседа:

 «Любимые домашние животные».

Игровая ситуация: «В гостях у бабушки»

Рассматривание альбома «Домашние животные»

 Д/и:

«Чей детеныш?»;

«Мамы и детки»;

«Найди парную картинку». 

Рассматривание альбома: «Загадки о животных»

Просмотр презентации: «Домашние животные»

Чтение художественной литературы о домашних животных. (А.Барто), р.н.потешки

П/и: «Лохматый пес»

«Кот и мыши»

Познакомить с домашними животными нашей местности.

Декабрь

Наблюдение в природе (зима)

Игра «Выпал беленький снежок»

Рассматривание альбома: «Зима»

Рассматривание макета «Животные на дальнем севере»

Рассматривание картин о животных севера (олень, сова, белый медведь и др)

Сотворчество «Северное сияние»

П/и: «Оленьи упряжки»

«Совушка – сова»

Знакомить детей с природой нашей местности (зима)

Знакомить с животным и природным миром севера.

Январь

Рассматривания картинок, иллюстраций;

Чтение художественной литературы;

Подвижные игры:

«Зайцы и волк»

«Птички в гнездышках»

«Разбудим медведя» и др.

Рассматривание макетов «Кто где живет»

Просмотр видеофильмов:

 о диких животных;

о птицах.

Сотворчество «Животные в нашем лесу»

Познакомить детей с дикими животными Красноярского края.

Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц зимой.

Знакомить детей с птицами нашей местности.

Февраль

Просмотр презентаций «Моя малая Родина» (растительность, реки)

Наблюдение в природе (береза, ель, ручей «Шумиха» и др.)

Знакомить детей с растительным миром и водными ресурсами нашей местности.

Март

Беседа: «К нам весна шагает…»

Просмотр презентации «Весна – красна»

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов:

«Деревья»

Сотворчество «К нам весна шагает…»

Праздник «Весна – красна»

Хороводная игра «Масленица кривошейка»

Формировать представления о весенних изменениях в природе, облике села.

Знакомить детей с традициями, народными праздниками.

Апрель

Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» (птицы)

Просмотр видео о диких животных нашего края (весной)

Рассматривание и установка скворечника на участке

П/и:

«Скворушки»

«Воробушки и кот (автомобиль)»

«У медведя во бору»

Беседы, рассматривание альбома:

«Кто кем работает»

«Мамы и папы на работе»

Знакомить детей с перелетными птицами нашей местности.

Развивать интерес к людям родного края, их профессиям, воспитывать уважение к их труду.

Май

Совместное посещение Парада Победы.

Сотворчество «Салют Победы»

Наблюдение в природе «Первые цветы»

Чтение стихотворения: «Носит одуванчик…»

Сотворчество «Цветы на лужайке»

Рассматривание альбомов:

 «Насекомые»

«Цветы»

Наблюдения в природе (насекомые)

Воспитание любви к Родине, патриотических чувств

Знакомить детей с растительным миром нашей местности.

Направление работы: Построение образовательного процесса в группе с учетом запросов и предложений родителей. Через собрание, беседы, опросы родителей мы узнаем, что интересует родителей, какие трудности в развитии и воспитании детей у них возникают. Какие темы и направления работы с детьми их интересуют больше. Какие мероприятия, праздники, конкурсы, темы выставок, темы работы над проектом они предлагают организовать. Это позволяет педагогам выстраивать образовательный процесс с учетом интересов и запросов родителей. Родители получают возможность непосредственно участвовать в жизни группы, в развитии и воспитании детей.

Совместно с родителями был составлен план работы.

Сентябрь: Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)

Создание альбома «Моя семья»

Сотворчество (родители + дети) «Папа, мама, я – дружная семья!»

Октябрь: Выставка макетов: «Мой дом».

Создание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!»

Ноябрь: Создание макета «На бабушкином дворе»

Создание альбома «Загадки о животных»

Декабрь: Создание макета «Животные на дальнем севере»

Сотворчество «Северное сияние»

Январь: Выставка «Звери в лесу» (макет)

Изготовление кормушек «Птичья столовая»

Изготовление пособия «Птицы нашей местности»

Оформление альбома «Загадки о диких животных»

Февраль: Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей»

Март: Конкурс «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту»

Праздник «Весна – красна»,

Совместное посещение народного праздника «Масленица»

Апрель: Сотворчество «Мое любимое животное»

Изготовление скворечника

Создание альбома: «Кто кем работает»

Май: Совместное посещение Парада Победы.

Родительское собрание

Цель: Подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе

Конкурс «Лучший центр нравственно – патриотического воспитания»

В результате реализации проекта родители вовлечены в образовательный процесс группы, созданы условия для повышения их компетенции по вопросам развития детей раннего возраста. Созданы условия для воспитания в детях любви к своей семье, дому, общих представлений об окружающей природной среде (домашние и дикие животные, птицы, растения). Предметно-развивающая среда группы пополнилась дидактическими пособиями, играми, макетами и т.д.

По результатам наблюдения за детьми выявили, что дети стали любознательными, активными, сформировались элементарные знания о семье, доме, окружающем мире.

Выводы:

  • Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическими пособиями, играми, альбомами, макетами, выставками рисунков (сотворчество родителей и детей) и т.д.
  • Участие в обще садовском конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту», где заняли первое место.
  • Участвуя в конкурсе ДОУ «Лучший центр нравственно – патриотического воспитания» весь наработанный материал за год, мы разместили в данном центре и заняли первое место.
  • Опытом работы, на раннем возрасте, в данном направлении мы поделились с коллегами ДОУ на педагогическом совете, а также на муниципальном уровне в рамках методического дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент первая младшая группа

младшая группа региональный компонент...

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе "Ежик-тишка"

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе «Ёжик-Тишка» по мотивам сказки Л. Шубной «Радуга в ботинке» Образовательные задачи:развиват...

Проект по реализации национально-регионального компонента в младшей группе на тему: «Шайлаарак»

В  проекте  рассматривается  актуальность  духовно-нравственного воспитания через приобщение к народным традициям и обычаям,   воспитания у детей этнокультурной ко...

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"

Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"...