Практика: «Взаимодействие и сотрудничество с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте»
проект (младшая группа)
В данном материале описывается практика взаимодействия с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика: «Взаимодействие и сотрудничество с родителями по региональному компоненту на младшем возрасте»
Ключевые слова: региональный компонент, проект, родители, предметно-развивающая среда, дидактические пособия, макет, центр…
Актуальность:
В.А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями.
Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.
Проблема:
Для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень мало. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Дошкольные учреждения ищут разные пути, средства, методы и подходы к решению проблем регионального компонента. В настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Проведя мониторинг, мы пришли к выводу, что у детей раннего возраста нет достаточных знаний о своей семье, о доме, о природе и ее обитателях. У родителей нет заинтересованности в результатах развития детей.
Цель: формирование элементарных знаний о семье, доме, окружающем мире.
Задачи:
-Создавать условия для воспитания в детях любви к своей семье, дому.
-Создавать условия для формирования у детей общих представлений об окружающей природной среде (домашние и дикие животные, птицы, растения).
-Приобщение родителей к сотрудничеству.
Реализация практики:
Направление работы: для эффективной работы в данном направлении, нами был разработан проект «Мы живем в прекрасном крае», участниками которого являлись: дети, воспитатели и родители.
Работа по проекту строилась по направлениям:
- «Моя семья»
- «Мой дом»
- «Домашние животные»
- «Окружающая природа»
На первом этапе работы, было организовано родительское собрание, где родителям был предложен план работы по проекту. Родители обсудили и пришли к решению, что работать в этом направлении важно.
Направление работы:
-подбор методической литературы по теме проекта;
-подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
- составление перспективного плана работы с детьми
Перспективный план работы с детьми
Срок | Мероприятие | Задачи |
Сентябрь | Беседа «Моя семья» Рассматривание альбома «Моя семья» Чтение художественной литературы по теме С - р игры: «Семья» «День рождения» и др. Д/и: «Подарки» (имена родителей) Наблюдение в природе (осень) Д/и: «Разложи листочки по цвету» «Чудесный мешочек» Рассматривание альбома: «Грибы» | Воспитывать уважение к родителям, способствовать умению называть членов семьи. Знакомить детей с природой нашей местности. |
Октябрь | Рассматривание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!» Рассматривание выставки макетов «Мой дом» С-р игра «В гости друг к другу» (макеты) | Воспитывать любовь своему дому. |
Ноябрь | Беседа: «Любимые домашние животные». Игровая ситуация: «В гостях у бабушки» Рассматривание альбома «Домашние животные» Д/и: «Чей детеныш?»; «Мамы и детки»; «Найди парную картинку». Рассматривание альбома: «Загадки о животных» Просмотр презентации: «Домашние животные» Чтение художественной литературы о домашних животных. (А.Барто), р.н.потешки П/и: «Лохматый пес» «Кот и мыши» | Познакомить с домашними животными нашей местности. |
Декабрь | Наблюдение в природе (зима) Игра «Выпал беленький снежок» Рассматривание альбома: «Зима» Рассматривание макета «Животные на дальнем севере» Рассматривание картин о животных севера (олень, сова, белый медведь и др) Сотворчество «Северное сияние» П/и: «Оленьи упряжки» «Совушка – сова» | Знакомить детей с природой нашей местности (зима) Знакомить с животным и природным миром севера. |
Январь | Рассматривания картинок, иллюстраций; Чтение художественной литературы; Подвижные игры: «Зайцы и волк» «Птички в гнездышках» «Разбудим медведя» и др. Рассматривание макетов «Кто где живет» Просмотр видеофильмов: о диких животных; о птицах. Сотворчество «Животные в нашем лесу» | Познакомить детей с дикими животными Красноярского края. Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц зимой. Знакомить детей с птицами нашей местности. |
Февраль | Просмотр презентаций «Моя малая Родина» (растительность, реки) Наблюдение в природе (береза, ель, ручей «Шумиха» и др.) | Знакомить детей с растительным миром и водными ресурсами нашей местности. |
Март | Беседа: «К нам весна шагает…» Просмотр презентации «Весна – красна» Чтение художественной литературы Рассматривание альбомов: «Деревья» Сотворчество «К нам весна шагает…» Праздник «Весна – красна» Хороводная игра «Масленица кривошейка» | Формировать представления о весенних изменениях в природе, облике села. Знакомить детей с традициями, народными праздниками. |
Апрель | Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса» (птицы) Просмотр видео о диких животных нашего края (весной) Рассматривание и установка скворечника на участке П/и: «Скворушки» «Воробушки и кот (автомобиль)» «У медведя во бору» Беседы, рассматривание альбома: «Кто кем работает» «Мамы и папы на работе» | Знакомить детей с перелетными птицами нашей местности. Развивать интерес к людям родного края, их профессиям, воспитывать уважение к их труду. |
Май | Совместное посещение Парада Победы. Сотворчество «Салют Победы» Наблюдение в природе «Первые цветы» Чтение стихотворения: «Носит одуванчик…» Сотворчество «Цветы на лужайке» Рассматривание альбомов: «Насекомые» «Цветы» Наблюдения в природе (насекомые) | Воспитание любви к Родине, патриотических чувств Знакомить детей с растительным миром нашей местности. |
Направление работы: Построение образовательного процесса в группе с учетом запросов и предложений родителей. Через собрание, беседы, опросы родителей мы узнаем, что интересует родителей, какие трудности в развитии и воспитании детей у них возникают. Какие темы и направления работы с детьми их интересуют больше. Какие мероприятия, праздники, конкурсы, темы выставок, темы работы над проектом они предлагают организовать. Это позволяет педагогам выстраивать образовательный процесс с учетом интересов и запросов родителей. Родители получают возможность непосредственно участвовать в жизни группы, в развитии и воспитании детей.
Совместно с родителями был составлен план работы.
Сентябрь: Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)
Создание альбома «Моя семья»
Сотворчество (родители + дети) «Папа, мама, я – дружная семья!»
Октябрь: Выставка макетов: «Мой дом».
Создание альбома «Вот моя улица, вот мой дом!»
Ноябрь: Создание макета «На бабушкином дворе»
Создание альбома «Загадки о животных»
Декабрь: Создание макета «Животные на дальнем севере»
Сотворчество «Северное сияние»
Январь: Выставка «Звери в лесу» (макет)
Изготовление кормушек «Птичья столовая»
Изготовление пособия «Птицы нашей местности»
Оформление альбома «Загадки о диких животных»
Февраль: Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей»
Март: Конкурс «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту»
Праздник «Весна – красна»,
Совместное посещение народного праздника «Масленица»
Апрель: Сотворчество «Мое любимое животное»
Изготовление скворечника
Создание альбома: «Кто кем работает»
Май: Совместное посещение Парада Победы.
Родительское собрание
Цель: Подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе
Конкурс «Лучший центр нравственно – патриотического воспитания»
В результате реализации проекта родители вовлечены в образовательный процесс группы, созданы условия для повышения их компетенции по вопросам развития детей раннего возраста. Созданы условия для воспитания в детях любви к своей семье, дому, общих представлений об окружающей природной среде (домашние и дикие животные, птицы, растения). Предметно-развивающая среда группы пополнилась дидактическими пособиями, играми, макетами и т.д.
По результатам наблюдения за детьми выявили, что дети стали любознательными, активными, сформировались элементарные знания о семье, доме, окружающем мире.
Выводы:
- Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическими пособиями, играми, альбомами, макетами, выставками рисунков (сотворчество родителей и детей) и т.д.
- Участие в обще садовском конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по региональному компоненту», где заняли первое место.
- Участвуя в конкурсе ДОУ «Лучший центр нравственно – патриотического воспитания» весь наработанный материал за год, мы разместили в данном центре и заняли первое место.
- Опытом работы, на раннем возрасте, в данном направлении мы поделились с коллегами ДОУ на педагогическом совете, а также на муниципальном уровне в рамках методического дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент первая младшая группа
младшая группа региональный компонент...
Перспективный план по региональному компоненту 1 младшая группа
Региональный компонент....
Работа по внедрению регионального компонента в младшей группе
Календарно-тематическое планирование....
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе "Ежик-тишка"
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе «Ёжик-Тишка» по мотивам сказки Л. Шубной «Радуга в ботинке» Образовательные задачи:развиват...
Конспект НОД с использованием регионального компонента в младшей группе на тему: «Моя семья»
Конспект НОД...
Проект по реализации национально-регионального компонента в младшей группе на тему: «Шайлаарак»
В проекте рассматривается актуальность духовно-нравственного воспитания через приобщение к народным традициям и обычаям, воспитания у детей этнокультурной ко...
Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"
Консультация для родителей "Значение регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с тувинскими народными играми"...