Познавательно-экологический проект «Город наш дом-мусор не нужен в нем!»
методическая разработка (средняя группа)

Копаева Елена Николаевна

«Встал поутру, умылся. Привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» А. де Сент – Экзюпери.

 

  • Актуальность проекта.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.  Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Уберем мусор – сохраним наш город чистым»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_nash_dom-_musor_ne_nuzhen_v_nem_.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-экологический проект

в средней группе

на тему:

«Город наш дом-мусор не нужен в нем!»

2021-2022 гг

«Встал поутру, умылся. Привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» А. де Сент – Экзюпери.

  • Актуальность проекта.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.  Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Уберем мусор – сохраним наш город чистым»

  • Цель проекта

Привлечь внимание детей к проблеме мусора, научиться через практическую работунаходить полезное применение бытовому мусору. Расширять и обобщать  знания детей о разнообразных видах деятельности по защите природы.

  • Задачи:

уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и роли человека; формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов; Выяснить какие отходы разлагаются быстрее; Освоить новые технологии с бросовым материалом.

  • Сроки проведения: Сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
  • Режим работы - дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).
  • Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
  • Возраст детей: 4 - 5 лет.
  • Тип проекта: долгосрочный, познавательно-экологический
  • Образовательные области:

Социально коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

  • Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- игровой;

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

  • Принципы работы:
  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
  • Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной:

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Экологическая  мастерская (Плакаты и газеты в защиту окружающей среды)
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный:

  • Фотовыставка творческих работ детей «Мусорный вернисаж»
  • Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
  • Выступление с результатами работы по теме проекта (презентация).


  • Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

Познавательная деятельность

Практическая деятельность

Игровая деятельность

Чтение художественной литературы

ИКТ

Работа с родителями

Сентябрь

ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды»
Беседа «Правила поведения в природе»

Рисование запрещающих экологических знаков

Д/и «Экологический поезд»
П/и «Что в ведро мы соберем»
С/р игра «Лесничий»

Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой

Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора»

Субботник на прогулочной площадке

Октябрь

ООД «Мусор без сомнения требует деления»

Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп

Д/и «Сортировка мусора»
С/р игра «На заводе»

Сказка «Про Хламище-Окаянище»

«Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод»

Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора»

Ноябрь

ООД «Наука о стекле»
ТРИЗ «Что будет,

Поделка «Настенные часы» из

Лото «Время года»
Д/и

Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой

Презентация «Как Лесник заботится о лесе»

Рисование агитационных плакатов и стенгазет

если закопать мусор в землю…»

пластиковой посуды.

«Рассортируй мусор»

Декабрь

ООД «Экологические профессии»
Исследовательская работа «Переработка бумаги»

Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля»

Д/и «Что наносит вред природе»
С/р игра «Поездка на море», сюжет «Убираем за собой мусор»

«Сказка о батарейке»

Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора»

Активное участие в сборе батареек.
Консультация «Воспитание ребенка начинается с себя»

Январь

ООД «Смешарики наводят порядок»

Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок»

Д/и «Поле ненужных предметов»

«Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина

«Твой друг Бобби – Переработка мусора»

Буклет «Пути утилизации отходов»

Февраль

ООД «Чистая вода – здоровая земля»

Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок.

Настольная игра «Сортировка в баки»
С/р игра «Парковый эколог»

«Могучая травинка» М. Скребцова

Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок)

Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок

Март

ООД «Опасные отходы»
Викторина «Мусор-враг природы»

Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши.

Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры»

Сказка «История одной капли»

Презентационный фильм «Куда уходит мусор»

Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники»

Апрель

ООД «Сжигание различных материалов»
Мероприятие «День Земли»

«Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумаги

Экологический кроссворд
С/р игра «Озеленители»

Сказка «Вторая жизнь» К.Н. Лысова

Мультфильм «Твой друг Бобби – Переработка муора»

Экологическая акция «Чистый край»

Май

Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим»

Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу»

Д/и «Очистим озеро от мусора»
Разрезные картинки «Планета Земля»

Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова

Интерактивная игра «Чистая планета»

Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей)


Литература

1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.

2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.

3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.

4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.

5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.

6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.

7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.

8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.

10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.

Интерактивные ресурсы

«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws

"Спроси у Альберта", серия "Мусор и отходы как бумеранг" https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic

«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk

«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»

https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RThI

«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U

«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE

«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».

Тип проекта: информационно – исследовательский.По содержанию: ребенок и охрана природы.Участники проекта: дети – педагоги – родители.По количеству участников: коллективный.По продолж...

Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!».

Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!»....

Экспериментально- исследовательский проект "Природа- наш дом. Мусор не нужен в нем!"

Земля- наш единственный дом,Давайте не мусорить в нем!Пусть каждый это поймет,Если себе не враг:Земля и без нас проживет,А мы без нее никак!...

Проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».

laquo;Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!»....

Презентация проекта "Природа -наш дом.Мусор не нужен в нём!"

Задачи: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов.Уточнить представления у детей об основных источниках ...

Экологический проект " Природа - наш дом. Мусор не нужен в нем!"

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее....

ПРОЕКТ «Природа наш дом-мусор не нужен в нем!»

Тип проекта: информационно – исследовательскийУчастники проекта: дети-педагоги-родителиПо количеству участников: коллективныйПо продолжительности реализации проекта: долгосро...