Познавательно-экологический проект «Город наш дом-мусор не нужен в нем!»
методическая разработка (средняя группа)
«Встал поутру, умылся. Привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» А. де Сент – Экзюпери.
- Актуальность проекта.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Уберем мусор – сохраним наш город чистым»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_nash_dom-_musor_ne_nuzhen_v_nem_.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-экологический проект
в средней группе
на тему:
«Город наш дом-мусор не нужен в нем!»
2021-2022 гг
«Встал поутру, умылся. Привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» А. де Сент – Экзюпери.
- Актуальность проекта.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Уберем мусор – сохраним наш город чистым»
- Цель проекта
Привлечь внимание детей к проблеме мусора, научиться через практическую работунаходить полезное применение бытовому мусору. Расширять и обобщать знания детей о разнообразных видах деятельности по защите природы.
- Задачи:
уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и роли человека; формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов; Выяснить какие отходы разлагаются быстрее; Освоить новые технологии с бросовым материалом.
- Сроки проведения: Сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
- Режим работы - дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).
- Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
- Возраст детей: 4 - 5 лет.
- Тип проекта: долгосрочный, познавательно-экологический
- Образовательные области:
Социально коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
- Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
- Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
- Принципы работы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
- Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
- Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
- Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
- Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по теме.
- Подбор методической литературы.
- Обсуждение вопроса на родительском собрании.
- Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
- Разработка системы занятий.
- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
- Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
- Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
- Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
- Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
- Природоохранные акции.
- Экологическая мастерская (Плакаты и газеты в защиту окружающей среды)
- Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
- Фотовыставка творческих работ детей «Мусорный вернисаж»
- Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
- Выступление с результатами работы по теме проекта (презентация).
- Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников
Познавательная деятельность | Практическая деятельность | Игровая деятельность | Чтение художественной литературы | ИКТ | Работа с родителями |
Сентябрь | |||||
ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды» | Рисование запрещающих экологических знаков | Д/и «Экологический поезд» | Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой | Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора» | Субботник на прогулочной площадке |
Октябрь | |||||
ООД «Мусор без сомнения требует деления» | Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп | Д/и «Сортировка мусора» | Сказка «Про Хламище-Окаянище» | «Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод» | Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора» |
Ноябрь | |||||
ООД «Наука о стекле» | Поделка «Настенные часы» из | Лото «Время года» | Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой | Презентация «Как Лесник заботится о лесе» | Рисование агитационных плакатов и стенгазет |
если закопать мусор в землю…» | пластиковой посуды. | «Рассортируй мусор» | |||
Декабрь | |||||
ООД «Экологические профессии» | Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля» | Д/и «Что наносит вред природе» | «Сказка о батарейке» | Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора» | Активное участие в сборе батареек. |
Январь | |||||
ООД «Смешарики наводят порядок» | Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок» | Д/и «Поле ненужных предметов» | «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина | «Твой друг Бобби – Переработка мусора» | Буклет «Пути утилизации отходов» |
Февраль | |||||
ООД «Чистая вода – здоровая земля» | Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок. | Настольная игра «Сортировка в баки» | «Могучая травинка» М. Скребцова | Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок) | Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок |
Март | |||||
ООД «Опасные отходы» | Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши. | Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры» | Сказка «История одной капли» | Презентационный фильм «Куда уходит мусор» | Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники» |
Апрель | |||||
ООД «Сжигание различных материалов» | «Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумаги | Экологический кроссворд | Сказка «Вторая жизнь» К.Н. Лысова | Мультфильм «Твой друг Бобби – Переработка муора» | Экологическая акция «Чистый край» |
Май | |||||
Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим» | Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу» | Д/и «Очистим озеро от мусора» | Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова | Интерактивная игра «Чистая планета» | Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей) |
Литература
1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.
2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.
3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.
4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.
5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.
6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.
7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.
8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.
10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.
Интерактивные ресурсы
«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws
"Спроси у Альберта", серия "Мусор и отходы как бумеранг" https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic
«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk
«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»
https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RThI
«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U
«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE
«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».
Тип проекта: информационно – исследовательский.По содержанию: ребенок и охрана природы.Участники проекта: дети – педагоги – родители.По количеству участников: коллективный.По продолж...
Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!».
Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!»....
Экспериментально- исследовательский проект "Природа- наш дом. Мусор не нужен в нем!"
Земля- наш единственный дом,Давайте не мусорить в нем!Пусть каждый это поймет,Если себе не враг:Земля и без нас проживет,А мы без нее никак!...
Проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».
laquo;Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!»....
Презентация проекта "Природа -наш дом.Мусор не нужен в нём!"
Задачи: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов.Уточнить представления у детей об основных источниках ...
Экологический проект " Природа - наш дом. Мусор не нужен в нем!"
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее....
ПРОЕКТ «Природа наш дом-мусор не нужен в нем!»
Тип проекта: информационно – исследовательскийУчастники проекта: дети-педагоги-родителиПо количеству участников: коллективныйПо продолжительности реализации проекта: долгосро...