Выступление на районном методическом объединении на тему: «Методы, приемы и сенсорные основы лепки».
консультация

Габдулхакова Русалина Рифовна

МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Выступление

на РМО

       на тему:  «Методы, приемы и сенсорные   основы  лепки».

 

                                                                 Воспитатель Габдулхакова Р.Р.

                                                                 Руководитель Кирсанова Г.Х.

 

 

 

 

г. Туймазы - 2018

 

Воспитатель: Габдулхакова Р.Р. 

Дата проведения: 15.03.2018 года.

Тема выступления: «Методы, приемы и сенсорные   основы  лепки».

Цель:  Выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.  Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.
 

 Ожидаемый результат:

для педагогов:

   использование методов и приемов в образовательной деятельности, в  развитии у детей сенсорных процессов;

   изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей;
   разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей;

для детей:

стремление  проявить себя, как творческую личность,  повышение интереса и умение оригинально выполнять задания творческого характера;

 

Форма проведения: выступление в сопровождении  презентации.

Ход  выступления:

   Методы, приемы и сенсорные   основы  лепки.

Лепка – это  увлекательное занятие для ребенка, основное  средство сенсорного воспитания.  Она развивает у детей ощущения, восприятие, мелкую моторику, формирует наглядные представления о предмете, художественный  вкус.

  Процесс  лепки  требует тончайшего  анализа  и  синтеза объёмных  свойств  предмета. Самостоятельно  ребенок  не  может  овладеть анализом  и  синтезом, ему  нужна  помощь  взрослого, который  научит  его  обобщенной  системе  активного  обследования  предмета, познакомит  с  выработанными  обществом  сенсорными  эталонами.

    До  начала продуктивной  деятельности педагог  обязан  подвести  детей  к осознанию необходимости предварительного  подробного  ознакомления с предметом, организовать его обследование,  научить  ребенка  правильно  воспринимать  предмет. В  лепке педагог  организует не  простое созерцание, а  систематическое тактильно - зрительное восприятие, наблюдение и  через  сравнение,  познание  основных особенностей предмета.  

  Лепка  предмета  -  это для   ребенка особая исследовательская  деятельность, которая  имеет  подготовительную  и  исполнительную части. В подготовительной  части в ходе  обследования  происходит обучение  детей  тактильно - зрительному восприятию  предмета  перед  процессом  лепки.

  Обследование – это специально  организованное  восприятие  предметов, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность, развивает  мысль о  предмете  через  близкое его  восприятие, формирует  сенсорные процессы, это -   основа организации  чувственного  опыта. 

Обязательным условием   обследования предмета является  соблюдение   системы  обследования предметов (рассматривание, ощупывание, рассматривание  и  ощупывание, манипулирование  с  предметом).

    Рассматривание  предметов - это  тщательное  знакомство  с  предметом, оно включает разные  виды  восприятия:  зрительное, тактильное, слуховое  и т.д.

Рассматривая  предмет, ребенок наблюдает,  исследует, у  него  развивается наблюдательность. Наблюдение  -  это основа развития  целенаправленного зрительного восприятия предмета.

При  рассматривании предметов большое значение  имеет  правильная  постановка вопросов. Последовательному осмотру предмета, выполнению все более сложных глазомерных действий способствует прием  сравнения, детальное  восприятие  предмета. Константин  Дмитриевич  Ушинский подметил, что «Сравнение  есть  основа  всякого  понимания и всякого  мышления».

Ощупывание - это обхватывание предмета  обеими  руками, обведение  пальцем  по  контуру, поглаживание и т.д. Ощупывая  предмет,  ребенок осваивает его объёмную  форму,  выделяет  величину, строение  предмета, учится  расчленять  предмет  на  части  и  объединять части  в  целое.

Рассматривая  предмет,  ребенок  ощупывает  его не  только  руками, но  и  зрением.

Считается, что  ведущим в  познании  мира  является  зрение, но  на  первых  этапах  становления  образа у детей  опорой  для  зрения  является осязание  предмета.

 При  рассматривании, ощупывании, манипулировании с  предметом  происходит анализ  деталей  контура и  формируется целостный  пространственный  анализ.

Обследование, т.е  изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Существуют  общие правила  для    обследования  предметов.

 

 Порядок  обследования:

- восприятие целостного облика предмета (кто это? что  это?);

- выделение его  главных  частей (туловище, голова, ноги) и определение их  свойств (величина, форма);

-определение           пространственных взаимоотношений  частей                   относительно друг  друга (выше – ниже, слева - справа);

- выделение мелких частей и установление их пространственного  расположения по  отношению  к  основным  частям; 

- повторное целостное  восприятие предмета.

 

Организуя восприятие  предмета  в  целом,  воспитатель знакомит ребенка   с  предметом, дает  ему   общую  характеристику. Например, показывая игрушку зайца, он  говорит:  «Посмотрите,  дети, какой  красивый заяц пришел к нам в гости». Обводя зайца, он  включает последовательное  и непрерывное  движение пальцев и  глаз, начиная  с  верхней  точки вниз, по  главным характерным  линиям. Положение  предмета  фиксировано, левая  рука  держит, а  правая  его  обследует. Движение  руки  по  предмету  организует  восприятие детей, ведет за  собой  взгляд ребенка, способствует  уточнению  их  представлений  о  форме  предмета, его  свойствах, а  позднее  и  о  системах свойств -  эталонах. Движение, обрисовывающее предмет, включенное  в  обследование, по  своей  направленности сходно  с  тем  движением, которое впоследствии  ребенок  будет  совершать при  лепке  предмета.

 

После  целостного  восприятия начинается  обследование с  анализом, т.е. обследование  предмета  рукой  и взглядом сопровождается анализом (расчленением целого  на  части) пространственных  взаимоотношений  основных  частей и  определением  их    свойств в  речи (форма, величина, пропорции и т.д.). Вначале  выделяется крупная  часть, затем - мелкие  части  предмета. Потом  определяются формы  крупных  частей. После  этого  характеризуется  строение  предмета, его  конструкция (как,  по  отношению  к  основной  части  расположены  все  остальные).

 После анализа основных  частей   дети  выделяют  мелкие  части, их  свойства.  Внимание  детей  направлено на  синтез (объединение  отдельных  свойств в  целостный  облик предмета).

 

Важным  моментом для  последующей  лепки является  включение в процесс обследования движения. В  передаче плавности очертаний  формы учит  детей   прием показа движением  руки в  воздухе линию  перехода одного  объёма  в  другой. 

Обеспечить  правильное  соотношение анализа  и  синтеза – это  основная  задача педагога  в  руководстве процессом  обследования  предмета  перед  лепкой. В  заключение  внимание  детей  снова  обращается  к  предмету  в  целом.

Предлагается  детям  подумать, с  чего  начнут  работу, изображение  живых существ начинают  с  туловища. Общее  заключительное движение  руки  и  взгляда  сверху  вниз  позволяет  объединить  данные, полученные чувственным  путем в  целостный  образ, т.е. обеспечивает повторное целостное  восприятие предмета. Приступая   к  лепке,  ребенок  должен  представить  себе,  весь  предмет  в  совокупности его  свойств  и  качеств, так  как  лепка  требует    анализа  и  синтеза  объёмных и контурных  свойств  предмета.

Помогают  в  формировании  обследовательских  действий такие  методы и  приемы:

-наглядные (использование натуры, образа  схем, показ  способов  действия и приемов  лепки);

- практические (упражнение  в  лепке, проведение  экспериментов, анализ, синтез, сравнение, наблюдение, обследование);

- словесные (инструкции, вопросы, объяснение, разъяснение, повторение).

Приемы  обследования предметов  и  технические  навыки  детей   формируют  технологию  лепки.

Под технологией лепки глиной, пластилином мы понимаем владение детьми основным  инструментом (руками), способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

      В  лепке  дети  работают  с  объемным  предметом, нет строгих  правил, классификация  способов  условна, способ – это всего  лишь средство к  осуществлению замысла. Исходная  форма  фигуры  одна  - геометрическое  тело, а детали  разные.  

 В  младших  группах   детей  знакомят с такими  эталонами, как  шар, куб, начиная  со  средней  группы – конус, овал, цилиндр.

 

В младшей  и  средней  группах дети усваивают  основные  операции  лепки и  их  названия:

скатывание, раскатывание, сплющивание,  расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение.

  В старшей и подготовительной  группе дети лепят предметы не из отдельных деталей, а из целого куска, оттягивая от него детали, передают  выразительные  средства: пластичность, движения, характерные  черты. Детям предъявляются более высокие требования, предмет дети лепят  без его осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ, детей учат пользоваться при лепки движениями всей кисти руки и, главное, движениями пальцев при скатывании, сплющивании, вдавливании, оттягивании, прищипывании,  сглаживании.

  Продуктивная  деятельность  «Лепка» - это средство  эстетического  воспитания,  развивает  у  детей  познавательные  процессы - это сенсорные (ощущение, восприятие, представления) и мыслительные (анализ, синтез, сравнение, классификация) а так же   психические  процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Хочу закончить свое выступление высказыванием Василия Александровича Сухомлинского:  «  Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

 Уважаемые  коллеги!

Лепите с детьми. Развивайте сенсорные способности.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo._metody_priemy_i_sensornye_osnovy_lepki.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление

на РМО

       на тему:  «Методы, приемы и сенсорные   основы  лепки».

                                                                 Воспитатель Габдулхакова Р.Р.

                                                                 Руководитель Кирсанова Г.Х.

г. Туймазы - 2018

Воспитатель: Габдулхакова Р.Р. 

Дата проведения: 15.03.2018 года.

Тема выступления: «Методы, приемы и сенсорные   основы  лепки».

Цель:  Выявить роль лепки в развитии творческих способностей детей.  Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.

 Ожидаемый результат:

для педагогов:

   использование методов и приемов в образовательной деятельности, в  развитии у детей сенсорных процессов;

   изучение психолого–педагогической литературы с целью выявления роли лепки в развитии творческих способностей детей;
  разработка практических советов по организации работы по лепке для развития творческих способностей детей;

для детей:

стремление  проявить себя, как творческую личность,  повышение интереса и умение оригинально выполнять задания творческого характера;

Форма проведения: выступление в сопровождении  презентации.

Ход  выступления:

   Методы, приемы и сенсорные   основы  лепки.

Лепка – это  увлекательное занятие для ребенка, основное  средство сенсорного воспитания.  Она развивает у детей ощущения, восприятие, мелкую моторику, формирует наглядные представления о предмете, художественный  вкус.

  Процесс  лепки  требует тончайшего  анализа  и  синтеза объёмных  свойств  предмета. Самостоятельно  ребенок  не  может  овладеть анализом  и  синтезом, ему  нужна  помощь  взрослого, который  научит  его  обобщенной  системе  активного  обследования  предмета, познакомит  с  выработанными  обществом  сенсорными  эталонами.

    До  начала продуктивной  деятельности педагог  обязан  подвести  детей  к осознанию необходимости предварительного  подробного  ознакомления с предметом, организовать его обследование,  научить  ребенка  правильно  воспринимать  предмет. В  лепке педагог  организует не  простое созерцание, а  систематическое тактильно - зрительное восприятие, наблюдение и  через  сравнение,  познание  основных особенностей предмета.  

  Лепка  предмета  -  это для   ребенка особая исследовательская  деятельность, которая  имеет  подготовительную  и  исполнительную части. В подготовительной  части в ходе  обследования  происходит обучение  детей  тактильно - зрительному восприятию  предмета  перед  процессом  лепки.

  Обследование – это специально  организованное  восприятие  предметов, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность, развивает  мысль о  предмете  через  близкое его  восприятие, формирует  сенсорные процессы, это -   основа организации  чувственного  опыта.  

Обязательным условием   обследования предмета является  соблюдение   системы  обследования предметов (рассматривание, ощупывание, рассматривание  и  ощупывание, манипулирование  с  предметом).

    Рассматривание  предметов - это  тщательное  знакомство  с  предметом, оно включает разные  виды  восприятия:  зрительное, тактильное, слуховое  и т.д. 

Рассматривая  предмет, ребенок наблюдает,  исследует, у  него  развивается наблюдательность. Наблюдение  -  это основа развития  целенаправленного зрительного восприятия предмета.

При  рассматривании предметов большое значение  имеет  правильная  постановка вопросов. Последовательному осмотру предмета, выполнению все более сложных глазомерных действий способствует прием  сравнения, детальное  восприятие  предмета. Константин  Дмитриевич  Ушинский подметил, что «Сравнение  есть  основа  всякого  понимания и всякого  мышления».

Ощупывание - это обхватывание предмета  обеими  руками, обведение  пальцем  по  контуру, поглаживание и т.д. Ощупывая  предмет,  ребенок осваивает его объёмную  форму,  выделяет  величину, строение  предмета, учится  расчленять  предмет  на  части  и  объединять части  в  целое.

Рассматривая  предмет,  ребенок  ощупывает  его не  только  руками, но  и  зрением.

Считается, что  ведущим в  познании  мира  является  зрение, но  на  первых  этапах  становления  образа у детей  опорой  для  зрения  является осязание  предмета. 

 При  рассматривании, ощупывании, манипулировании с  предметом  происходит анализ  деталей  контура и  формируется целостный  пространственный  анализ. 

Обследование, т.е  изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Существуют  общие правила  для    обследования  предметов.

 Порядок  обследования:

- восприятие целостного облика предмета (кто это? что  это?);

- выделение его  главных  частей (туловище, голова, ноги) и определение их  свойств (величина, форма);

-определение           пространственных взаимоотношений  частей                   относительно друг  друга (выше – ниже, слева - справа);

- выделение мелких частей и установление их пространственного  расположения по  отношению  к  основным  частям;  

- повторное целостное  восприятие предмета.

 

Организуя восприятие  предмета  в  целом,  воспитатель знакомит ребенка   с  предметом, дает  ему   общую  характеристику. Например, показывая игрушку зайца, он  говорит:  «Посмотрите,  дети, какой  красивый заяц пришел к нам в гости». Обводя зайца, он  включает последовательное  и непрерывное  движение пальцев и  глаз, начиная  с  верхней  точки вниз, по  главным характерным  линиям. Положение  предмета  фиксировано, левая  рука  держит, а  правая  его  обследует. Движение  руки  по  предмету  организует  восприятие детей, ведет за  собой  взгляд ребенка, способствует  уточнению  их  представлений  о  форме  предмета, его  свойствах, а  позднее  и  о  системах свойств -  эталонах. Движение, обрисовывающее предмет, включенное  в  обследование, по  своей  направленности сходно  с  тем  движением, которое впоследствии  ребенок  будет  совершать при  лепке  предмета.

После  целостного  восприятия начинается  обследование с  анализом, т.е. обследование  предмета  рукой  и взглядом сопровождается анализом (расчленением целого  на  части) пространственных  взаимоотношений  основных  частей и  определением  их    свойств в  речи (форма, величина, пропорции и т.д.). Вначале  выделяется крупная  часть, затем - мелкие  части  предмета. Потом  определяются формы  крупных  частей. После  этого  характеризуется  строение  предмета, его  конструкция (как,  по  отношению  к  основной  части  расположены  все  остальные).

 После анализа основных  частей   дети  выделяют  мелкие  части, их  свойства.  Внимание  детей  направлено на  синтез (объединение  отдельных  свойств в  целостный  облик предмета).

Важным  моментом для  последующей  лепки является  включение в процесс обследования движения. В  передаче плавности очертаний  формы учит  детей   прием показа движением  руки в  воздухе линию  перехода одного  объёма  в  другой.  

Обеспечить  правильное  соотношение анализа  и  синтеза – это  основная  задача педагога  в  руководстве процессом  обследования  предмета  перед  лепкой. В  заключение  внимание  детей  снова  обращается  к  предмету  в  целом.

Предлагается  детям  подумать, с  чего  начнут  работу, изображение  живых существ начинают  с  туловища. Общее  заключительное движение  руки  и  взгляда  сверху  вниз  позволяет  объединить  данные, полученные чувственным  путем в  целостный  образ, т.е. обеспечивает повторное целостное  восприятие предмета. Приступая   к  лепке,  ребенок  должен  представить  себе,  весь  предмет  в  совокупности его  свойств  и  качеств, так  как  лепка  требует    анализа  и  синтеза  объёмных и контурных  свойств  предмета.

Помогают  в  формировании  обследовательских  действий такие  методы и  приемы:

-наглядные (использование натуры, образа  схем, показ  способов  действия и приемов  лепки);

- практические (упражнение  в  лепке, проведение  экспериментов, анализ, синтез, сравнение, наблюдение, обследование);

- словесные (инструкции, вопросы, объяснение, разъяснение, повторение).

Приемы  обследования предметов  и  технические  навыки  детей   формируют  технологию  лепки.

Под технологией лепки глиной, пластилином мы понимаем владение детьми основным  инструментом (руками), способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

      В  лепке  дети  работают  с  объемным  предметом, нет строгих  правил, классификация  способов  условна, способ – это всего  лишь средство к  осуществлению замысла. Исходная  форма  фигуры  одна  - геометрическое  тело, а детали  разные.  

 В  младших  группах   детей  знакомят с такими  эталонами, как  шар, куб, начиная  со  средней  группы – конус, овал, цилиндр. 

В младшей  и  средней  группах дети усваивают  основные  операции  лепки и  их  названия:

скатывание, раскатывание, сплющивание,  расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение.

  В старшей и подготовительной  группе дети лепят предметы не из отдельных деталей, а из целого куска, оттягивая от него детали, передают  выразительные  средства: пластичность, движения, характерные  черты. Детям предъявляются более высокие требования, предмет дети лепят  без его осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ, детей учат пользоваться при лепки движениями всей кисти руки и, главное, движениями пальцев при скатывании, сплющивании, вдавливании, оттягивании, прищипывании,  сглаживании.

  Продуктивная  деятельность  «Лепка» - это средство  эстетического  воспитания,  развивает  у  детей  познавательные  процессы - это сенсорные (ощущение, восприятие, представления) и мыслительные (анализ, синтез, сравнение, классификация) а так же   психические  процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Хочу закончить свое выступление высказыванием Василия Александровича Сухомлинского:  «  Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

 Уважаемые  коллеги!

Лепите с детьми. Развивайте сенсорные способности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям"

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям» ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".

В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...

презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"

в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников...

Выступление на семинаре – практикуме на тему « Методы и приемы обучения детей двигательным умениям и навыкам в средней группе. »

  Эффективность формирования двигательных умений и навыков в многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Различают три группы методов : наглядные , словесные и практич...