Выступление на семинаре – практикуме на тему « Методы и приемы обучения детей двигательным умениям и навыкам в средней группе. »
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа) на тему
Эффективность формирования двигательных умений и навыков в многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Различают три группы методов : наглядные , словесные и практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение двигательным умениям и навыкам в средней группе | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ комбинированного вида детский сад №46 «Дружные ребята»
Выступление на семинаре – практикуме
на тему
« Методы и приемы обучения детей двигательным умениям и навыкам в средней группе. »
Воспитатель :
Щедрина Т.С.
Эффективность формирования двигательных умений и навыков в многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Различают три группы методов : наглядные , словесные и практические.
Наглядные методы.
К этой группе методов относятся показ физических упражнений , имитации (подражания) , зрительных ориентиров , звуковых сигналов , помощи.
Показ физических упражнений.
Показ применяю , когда детей знакомлю с новыми движениями. Упражнение демонстрирую несколько раз.
К показу знакомых упражнений привлекаю и детей : когда движение выпол-няет сверстник , дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела.
Когда обучаю детей лазанию по гимнастической стенке переменным шагом и ползанию по гимнастической скамейке , часто прибегаю к показу упражнений детьми , т.к. воспитателям это сделать затруднительно. Новым в лазании является переход с одного пролета гимнастической стенки на другой. Он выполняется приставным шагом в одну и другую сторону.Дети выполняют движения непосредственно во время объяснения , по моему слову.При таком показе я сра-зу же поправляю ребенка , если он ошибся. Во время лазанья я всегда нахожусь у пособия , готовая в любой момент оказать ребенку помощь.
Имитация.
Подражание действиям животных , птиц , насекомых , явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям.
Имитацию широко использую при освоении таких движений , как ходьба , бег, прыжки и др.
Дети подражают движениям , повадкам животных ( медведь , лиса , зайчик и др.) , птицам ( гусь ( ходьба гуськом ), петух ( хлопают крыльями ) , курица – на-седка ( в игре «Хохлатка», «Наседка и цыплята») , воробышек , цапля ( ходьба с высоким подниманием колена )) , насекомым ( бабочка , жук ( барахтают ручками и ножками ), муха , комар , пчела , гусеница ( медленная ходьба )) , растениям (цветок ( распускаются лепестки ), трава и др.), различным видам транспорта ( по- езд ( игра «Поезд») , трамвай ( игра «Трамвай» ) , автомобиль ( игры «Цветные автомобили», «Воробышек и автомобиль») , самолет ( игра «Самолеты»), трудо-вым операциям ( колка дров , полоскание белья , резание ножницами и др.).
В средней группе имитацию использую довольно часто. Это связано с нагляд-но – образным характером мышления детей и использованием несложных уп-ражнений , для которых легко подобрать образы.
Зрительные ориентиры (предметы , разметка пола ).
Они побуждают детей к деятельности , способствуют к более энергичному выполнению упражнений.
Например , задание коснуться предмета , подвешенного выше поднятых рук , побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту ; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличе-нию амплитуды движений.
При прыжках в длину использую разметку ( «через ручеек» ) , при прокатыва-нии мяча - «коридор из кеглей».
Зрительные ориентиры использую обычно после того , как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.
Звуковые ориентиры.
Применяю для освоения ритма и регулирования темпа движений , а также как сигнал для начала и окончания действия , для фиксирования правильного выполнения упражнения ( подлезая под веревку , к которой прикреплен коло-кольчик , ребенок , чтобы не задеть его , наклоняется ниже ).
В качестве звуковых ориентиров использую музыкальные аккорды , удары в бубен , хлопки в ладоши и др.
Помощь при обучении и закреплении физических упражнений использую для уточнения положения отдельных частей тела , для создания правильных мышечных ощущений.
Помогаю выпрямить спину при приседании , преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке , взяв ребенка за руку.При лазании по гимнастической стенке и при прыжках в длину и в высоту оказываю помощь детям в виде страховки.
Словесные методы.
К данной группе методов относятся название упражнения , описание , объ-яснения , указания , распоряжения , команды , вопросы к детям , рассказ , беседа и др.Словесные методы активизируют мышление ребенка , помогают целенап-равленно воспринимать технику упражнений , способствуют созданию более точ-ных зрительных представлений о движении.
С помощью слова детям сообщаю знания , даю задания , повышаю интерес к их выполнению , анализирую и оцениваю достигнутые результаты.
Название упражнения.
Многие физические упражнения имеют условные названия , которые в изве-стной степени отражают характер движения , например , «Накачивание насоса» , «Дует ветер» , «Паровоз» , «Гуси шипят» , «Часики тикают».Показывая и объясняя упражнение , одновременно указываю , на какое действие оно похоже , и назы-ваю его. После того , как упражнение будет в основном освоено , только называю его. Название вызывает зрительное представление о движении , и дети правиль-но его выполняют . Названия сокращают время , которое тратиться на то , чтобы объяснить упражнение или напомнить , как надо его выполнять.
Описание – это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Словесное описание нередко до-полняется показом упражнения.
Например , показывая в замедленном темпе , как надо бросать мяч из-за го-ловы двумя руками , говорю : «Дети , посмотрите как я буду бросать мяч двумя руками из-за головы.Встаю лицом к направлению броска, ноги ставлю параллель-но на ширине ступни.Смотрите , руки сгибаю над головой, обратите внимание локти впереди, мяч держу разведенными пальцами.А теперь прогибаюсь назад и не задерживаясь изо всех сил бросаю мяч вперед – вверх. Не надо прогибаться вперед во время броска. Теперь посмотрите еще раз.»
Описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движе-ний и создать четкое представление о них.
Объяснение используется при разучивании упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники , к которому нужно привлечь внимание на данном занятии.Объяснение должно быть кратким , точным , понятным , образным , эмоциональным.
При объяснении ссылаюсь на уже известные упражнения.В объяснении под-черкиваю последовательность действий , например : «Подхожу к концу скамей-ки , встаю на нее , а теперь поворачиваюсь и становлюсь боком.Руки ставлю на пояс , смотрю вперед. Затем делаю шаг правой ногой в сторону – носочек оттяги-ваю , потом приставляю к ней левую ногу.И так иду до конца скамейки.Останав- ливаюсь , опускаю руки и после этого спрыгиваю.»
Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углу-бить восприятие детей , подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движе-ния.Пояснение сопровождаю показом или выполнением физических упражне-ний.Например , показываю и поясняю правильную технику бега.
Указания.
При разучивании движений ,закреплении двигательных навыков и умений слово применяю и в виде коротких указаний , которые использую для уточнения задания; напоминания , как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.
Указания даю как до выполнения упражнения , так и во время его.
Например , при обучении приставному шагу в сторону напоминаю детям под-держивать определенную дистанцию в ходьбе друг за другом.При выполнении упражнения на равновесие обращаю внимание на осанку детей , указываю им на это.
Команды.Распоряжения.
Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ , кото-рый имеет определенную форму и точное содержание.( «Смирно!» , «Кругом!» и т.д.).
Например , подавая команду «На месте шагом марш!» , сначала произношу слова «На месте шагом …» (предварительная команда) , а затем «Марш !» (испол- нительная).Первую подаю протяжно , затем делаю паузу , и после нее громко , от- рывисто , энергично произношу исполнительную часть.
Если во время коллективных игр с мячами , дети отвлекаются , то подаю ко-манду «Поднять мячи вверх! Замереть на месте!» Неожиданное задание органи-зует детей , группа останавливается , успокаивается.
Вопросы к детям побуждают к наблюдательности , активизируют мышление и речь , помогают уточнить представления о движении , вызывают интерес к ним.
Например , в начале занятия спрашиваю детей , кто умеет выполнять данное упражнение , кто помнит правила п/игры. В прцессе занятия спрашиваю , пра-вильно ли выполняются упражнения. Эти вопросы помогают замечать ошибки. В конце занятия подвожу итог с помощью вопросов.
Рассказ , придуманный воспитателем , используется для возбуждения инте-реса к занятиям физическими упражнениями.
Например , рассказываю о прогулке в лес , а дети выполняют соответствую-щие упражнения по ходу рассказа.
Практические методы.
К ним относят повторение упражнений без изменений и с изменениями , а также проведение их в игровой и соревновательной формах.
Повторение упражнений.
В начале целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. В результате этого идет освоение элементов техники.Наиболее сложные движения расчленяю на относительно самостоятельные элементы и , осваивая их в облег-ченных условиях , постепенно подхожу к овладению движением в целом. После того , как дети в основном освоили физическое упражнение , увеличиваю рассто-яние , массу пособий , изменяю условия (в зале , на участке).
Например , метание в цель ( сначала на дальность , а потом в цель).
Проведение упражнений в игровой форме.
Этот метод применяю для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.
Например , в игре «Мыши в кладовой» закрепляю подлезание под шнур.
Методы обучения выбираю в зависимости от поставленных задач , возраст-ных особенностей детей , их подготовленности , а также сложности и характера упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре- практикуме на тему:"Методы личностного развития"
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образов...
Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Эффективные педагогические приемы для развития мелкой моторики»
Тема: Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей «Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК»
laquo;Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК» по теме: «Система работы, создание языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку с использова...
Методическая разработка на тему: «Роль семьи в обучении детей правилам дорожного движения» в средней группе.
С каждым годом наш город становится оживлённее. На улицах появляется всё больше автомобилей. Движение транспорта и пешеходов становится интенсивнее и сложнее. В этих условиях приобретает большое значе...
Выступление на семинаре – практикуме на тему: "Игры, направленные на сближение детей друг с другом"
Выступление на семинаре – практикуме на тему:"Игры, направленные на сближение детей друг с другом"...
Методическая разработка на тему «Роль семьи в обучении детей правилам дорожного движения» в средней группе
Методическая разработка на тему «Роль семьи в обучении детей правилам дорожного движения» в средней группе...