Выступление на педагогическом совете на тему: "Окружающий нас мир - это мир геометрии"
консультация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление
на педагогическом совете
на тему:
«Окружающий нас мир - это мир геометрии»
Составил воспитатель:
Габдулхакова Р.Р.
Туймазы 2020
Тема: «Окружающий нас мир - это мир геометрии» (на основе использования счетного материала)
«Окружающий нас мир - это мир геометрии» как точно подметил математик, физик, философ Александр Данилович Александров.
"Геометрия"-это слово появилось в Древней Греции. Геометрией пользовались для измерения земельных участков. "Ио"- в переводе означает "земля"," метрия"-измерение. Геометрия - это раздел математики, изучающий геометрические тела и их свойства. Основная задача геометрии в детском саду - формирование у детей системы знаний об . основном признаке предмета, его сенсорном содержании- форме. Форма - сенсорный эталон предмета, расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста в качестве эталонов формы желательно использовать плоскостную фигуру т.к. плоскостная фигура является более обобщенным по сравнению с объемным. Круг выражает особенности формы шара и тарелки.
В ознакомлении детей с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Геометрия вводится уже в младшем возрасте. Дети знакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник),учатся их обследовать, используя зрение и осязание.
В среднем возрасте дети знакомятся дополнительно с геометрической фигурой: прямоугольник и геометрическими телами (шар, куб, цилиндр), их формой, цветом, размером и с их структурными элементами: сторона, угол, их количество, что позволяет давать характеристику и находить логические связи между группами предметов по размеру, по форме, цвету, соотносить предметы и фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла к предметам четырехугольной формы, например, картина, стол ).
В старшей группе знакомим с овалом, четырехугольником, что квадрат и прямоугольник - разновидности четырехугольника и такими понятиями, как точка и линия (прямые и замкнутые, кривые и ломаные), отрезок, луч, вершина, угол (прямые острые и тупые) геометрических фигур. Понятие как "точка", "линия" вводится в практику на занятиях по изодеятельности.
В подготовительной к школе группе мы обобщаем полученные знания о геометрических фигурах и их свойствах, даем представление о "многоугольнике", дети учатся составлять из 2-4 фигур предмет, т.е моделировать.
Что такое « модель» и «моделирование»?
Модель – это объект- заместитель реального объекта, а моделирование- процесс построения модели, т.е переход от оригинала к его упрощенному представлению.
Одним из видов моделирования в детском саду – это составление предметов из геометрических фигур. В целях ознакомления с математическим содержанием окружающего мира т.е геометрией, я использую счетный материал, который имеет каждый ребенок.
Набор счетных материалов состоит из геометрических фигур, цифр, знаков, счетных палочек.
В старшей группе, впервые вводя счетный материал, разработала этапы внедрения в жизнь детей счетного материала. Поставила цель: создать условия для развития исследовательских умений при формировании целостной картины мира и расширения кругозора детей средством занимательного счетного материала.
На первом этапе рассмотрели набор, потрогали коробку;
Потрясли её, послушали, как шумит содержимое коробки.
Объяснила, что коробка открывается по особенному: берем коробку в левую руку, большой палец кладем на крышку коробки и тянем вправо, крышку кладем под коробку и коробку ставим на стол.
С детьми зрительно осматриваем содержание коробки, берем в руки фигуры, трогаем, ощупываем, выясняем из какого материала сделаны, цвет, форму, количество, почему называется «Счетный материал».
Рассматривание, ощупывание, манипулирование с фигурами помогает детям осваивать способы познания окружающего мира. Первоисточник познания - ощущение, чувственное восприятие предметов
Понимая, что ребенок развивается в деятельности, знакомство с счетным материалом заканчиваю конструированием простых предметов по замыслу, что помогает понять педагогу интерес детей к моделированию, а детям играть, развиваться и обучаться одновременно.
Подвожу итог: фигур много, каждая по 10 штук, пластмассовые, отличаются по цвету, форме, каждая фигура имеет свое место в коробке. В первом ряду расположены: квадрат, прямоугольник. круг, в среднем- 2 маленьких треугольника,2 больших треугольника, многоугольник, справа сбоку счетные палочки, в третьем- цифры. Также провожу беседу о бережном обращении и выставляю один набор в Центре математики для самостоятельной деятельности.
Работа со счетным материалом, как с раздаточным, продолжается на следующих занятиях по таким разделам ФЭМП, как
- разбиение множества на части, объединение множеств;
- деление целого на равные части;
- ориентировка в пространстве;
- ознакомление с сенсорными эталонами.
При манипулировании с фигурами, в котором зрение управляет движением руки формируется сенсомоторная координация «глаз-рука», И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз".Дети учатся обследовать геометрические фигуры с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных), при этом ребенок получает ответ на вопрос: Что это? Какое его назначение?
Обследование – это сложная ориентировочно-исследовательская деятельность, главный метод развития исследовательских умений, развивает мысль о предмете через близкое его восприятие, формирует сенсорные процессы, это - основа познания мира.
На втором этапе в течение 3-4 занятий дети выкладывают различные предметы по образцу, сначала составляют предмет из двух, далее трех фигур и т.д.
Первый предмет по образцу - дом, который состоит из квадрата и треугольника. Ребенок видит целый предмет, анализирует части дома, сравнивает, чем отличаются фигуры, обведя указательным пальцем правой руки, выясняет, что у треугольника три угла, три вершины, три стороны, а у квадрата - четыре, равны все стороны.
Даем понятия: угол - это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало. Стороны угла - это лучи, образующие угол.
Вершина угла - это общее начало лучей, образующих угол. «Две дороги встретились и пересеклись в одной точке. Получился угол. Точка пересечения - вершина угла, лучи - стороны угла».
Далее дети составляют дом из равносторонних треугольников, что дает основание для освоения понятия, что целое состоит из частей, часть меньше целого.
На следующем занятии, дети составляют дом из двух прямоугольников и двух остроугольных треугольника, соотносят 2 прямоугольника с сенсорным эталоном - квадрат, происходит анализ деталей контура и формируется целостный пространственный анализ.
Ребенок составляя, расчленяя предметы, примеряя, выделяя сходство и различие, рассказывая о результатах, выполняя геометрические преобразования осваивает обследовательские действия: воспринимает целый предмет, делит его на части, определяет пропорции, пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга, учится сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, что способствует повторному целостному восприятию предмета. Так ребенок последовательно, в системе осваивает способы обследования предметов, а это фундамент для развития мыслительных процессов (обследование, анализ, синтез, классификация).
На третьем этапе в течение 3-4 занятий дети выкладывают различные предметы по образцу контурного характера.
На четвертом этапе, после того, как дети научатся преобразовывать геометрические фигуры, составлять предметы по образцу вводится моделирование по замыслу, как часть занятия. Моделирование по замыслу для ребенка собственная исследовательская практика, главный путь развития исследовательского поведения.
Ребенок в ходе создания предмета по замыслу для себя определяет последовательность, кого и как будет моделировать, выбирает лучший способ решения данной задачи, делает обобщения, находит ответ на вопросы: как? и почему? и анализирует результат, т.е. выполняет словесный отчет о выполненном задании.
Моделирование учит детей видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия. развивает такие мыслительные процессы, как
-сравнение (составление предметов, нахождение сходства и различий между ними);
-анализ (мысленное расчленение объекта на составляющие его части);
-синтез (мысленное объединение частей или свойств в единое целое);
-обобщение (мысленное объединение предметов по их общим и существенным признакам);
-классификация.
Набор счетных материалов – средство развития исследовательских умений, освоения математического содержания окружающего мира, наглядно обогащает и расширяет непосредственный, чувственный опыт детей, развивает мелкую моторику, сенсорные (ощущение, восприятие, представления), мыслительные (сравнение, анализ, синтез), и психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение, речь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.nas_mir_eto_mir_geometrii_vystuplenie_na_ped.sovete.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление
на педагогическом совете
на тему:
«Окружающий нас мир - это мир геометрии»
Составил воспитатель:
Габдулхакова Р.Р.
Туймазы 2020
Тема: «Окружающий нас мир - это мир геометрии» (на основе использования счетного материала)
«Окружающий нас мир - это мир геометрии» как точно подметил математик, физик, философ Александр Данилович Александров.
"Геометрия"-это слово появилось в Древней Греции. Геометрией пользовались для измерения земельных участков. "Ио"- в переводе означает "земля"," метрия"-измерение. Геометрия - это раздел математики, изучающий геометрические тела и их свойства. Основная задача геометрии в детском саду - формирование у детей системы знаний об . основном признаке предмета, его сенсорном содержании- форме. Форма - сенсорный эталон предмета, расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста в качестве эталонов формы желательно использовать плоскостную фигуру т.к. плоскостная фигура является более обобщенным по сравнению с объемным. Круг выражает особенности формы шара и тарелки.
В ознакомлении детей с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Геометрия вводится уже в младшем возрасте. Дети знакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник),учатся их обследовать, используя зрение и осязание.
В среднем возрасте дети знакомятся дополнительно с геометрической фигурой: прямоугольник и геометрическими телами (шар, куб, цилиндр), их формой, цветом, размером и с их структурными элементами: сторона, угол, их количество, что позволяет давать характеристику и находить логические связи между группами предметов по размеру, по форме, цвету, соотносить предметы и фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла к предметам четырехугольной формы, например, картина, стол ).
В старшей группе знакомим с овалом, четырехугольником, что квадрат и прямоугольник - разновидности четырехугольника и такими понятиями, как точка и линия (прямые и замкнутые, кривые и ломаные), отрезок, луч, вершина, угол (прямые острые и тупые) геометрических фигур. Понятие как "точка", "линия" вводится в практику на занятиях по изодеятельности.
В подготовительной к школе группе мы обобщаем полученные знания о геометрических фигурах и их свойствах, даем представление о "многоугольнике", дети учатся составлять из 2-4 фигур предмет, т.е моделировать.
Что такое « модель» и «моделирование»?
Модель – это объект- заместитель реального объекта, а моделирование- процесс построения модели, т.е переход от оригинала к его упрощенному представлению.
Одним из видов моделирования в детском саду – это составление предметов из геометрических фигур. В целях ознакомления с математическим содержанием окружающего мира т.е геометрией, я использую счетный материал, который имеет каждый ребенок.
Набор счетных материалов состоит из геометрических фигур, цифр, знаков, счетных палочек.
В старшей группе, впервые вводя счетный материал, разработала этапы внедрения в жизнь детей счетного материала. Поставила цель: создать условия для развития исследовательских умений при формировании целостной картины мира и расширения кругозора детей средством занимательного счетного материала.
На первом этапе рассмотрели набор, потрогали коробку;
Потрясли её, послушали, как шумит содержимое коробки.
Объяснила, что коробка открывается по особенному: берем коробку в левую руку, большой палец кладем на крышку коробки и тянем вправо, крышку кладем под коробку и коробку ставим на стол.
С детьми зрительно осматриваем содержание коробки, берем в руки фигуры, трогаем, ощупываем, выясняем из какого материала сделаны, цвет, форму, количество, почему называется «Счетный материал».
Рассматривание, ощупывание, манипулирование с фигурами помогает детям осваивать способы познания окружающего мира. Первоисточник познания - ощущение, чувственное восприятие предметов
Понимая, что ребенок развивается в деятельности, знакомство с счетным материалом заканчиваю конструированием простых предметов по замыслу, что помогает понять педагогу интерес детей к моделированию, а детям играть, развиваться и обучаться одновременно.
Подвожу итог: фигур много, каждая по 10 штук, пластмассовые, отличаются по цвету, форме, каждая фигура имеет свое место в коробке. В первом ряду расположены: квадрат, прямоугольник. круг, в среднем- 2 маленьких треугольника,2 больших треугольника, многоугольник, справа сбоку счетные палочки, в третьем- цифры. Также провожу беседу о бережном обращении и выставляю один набор в Центре математики для самостоятельной деятельности.
Работа со счетным материалом, как с раздаточным, продолжается на следующих занятиях по таким разделам ФЭМП, как
- разбиение множества на части, объединение множеств;
- деление целого на равные части;
- ориентировка в пространстве;
- ознакомление с сенсорными эталонами.
При манипулировании с фигурами, в котором зрение управляет движением руки формируется сенсомоторная координация «глаз-рука», И.П. Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука - "учит" глаз".Дети учатся обследовать геометрические фигуры с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных), при этом ребенок получает ответ на вопрос: Что это? Какое его назначение?
Обследование – это сложная ориентировочно-исследовательская деятельность, главный метод развития исследовательских умений, развивает мысль о предмете через близкое его восприятие, формирует сенсорные процессы, это - основа познания мира.
На втором этапе в течение 3-4 занятий дети выкладывают различные предметы по образцу, сначала составляют предмет из двух, далее трех фигур и т.д.
Первый предмет по образцу - дом, который состоит из квадрата и треугольника. Ребенок видит целый предмет, анализирует части дома, сравнивает, чем отличаются фигуры, обведя указательным пальцем правой руки, выясняет, что у треугольника три угла, три вершины, три стороны, а у квадрата - четыре, равны все стороны.
Даем понятия: угол - это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало. Стороны угла - это лучи, образующие угол.
Вершина угла - это общее начало лучей, образующих угол. «Две дороги встретились и пересеклись в одной точке. Получился угол. Точка пересечения - вершина угла, лучи - стороны угла».
Далее дети составляют дом из равносторонних треугольников, что дает основание для освоения понятия, что целое состоит из частей, часть меньше целого.
На следующем занятии, дети составляют дом из двух прямоугольников и двух остроугольных треугольника, соотносят 2 прямоугольника с сенсорным эталоном - квадрат, происходит анализ деталей контура и формируется целостный пространственный анализ.
Ребенок составляя, расчленяя предметы, примеряя, выделяя сходство и различие, рассказывая о результатах, выполняя геометрические преобразования осваивает обследовательские действия: воспринимает целый предмет, делит его на части, определяет пропорции, пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга, учится сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, что способствует повторному целостному восприятию предмета. Так ребенок последовательно, в системе осваивает способы обследования предметов, а это фундамент для развития мыслительных процессов (обследование, анализ, синтез, классификация).
На третьем этапе в течение 3-4 занятий дети выкладывают различные предметы по образцу контурного характера.
На четвертом этапе, после того, как дети научатся преобразовывать геометрические фигуры, составлять предметы по образцу вводится моделирование по замыслу, как часть занятия. Моделирование по замыслу для ребенка собственная исследовательская практика, главный путь развития исследовательского поведения.
Ребенок в ходе создания предмета по замыслу для себя определяет последовательность, кого и как будет моделировать, выбирает лучший способ решения данной задачи, делает обобщения, находит ответ на вопросы: как? и почему? и анализирует результат, т.е. выполняет словесный отчет о выполненном задании.
Моделирование учит детей видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия. развивает такие мыслительные процессы, как
-сравнение (составление предметов, нахождение сходства и различий между ними);
-анализ (мысленное расчленение объекта на составляющие его части);
-синтез (мысленное объединение частей или свойств в единое целое);
-обобщение (мысленное объединение предметов по их общим и существенным признакам);
-классификация.
Набор счетных материалов – средство развития исследовательских умений, освоения математического содержания окружающего мира, наглядно обогащает и расширяет непосредственный, чувственный опыт детей, развивает мелкую моторику, сенсорные (ощущение, восприятие, представления), мыслительные (сравнение, анализ, синтез), и психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение, речь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....
Выступление педагогическому совету.
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...
Приказы выступления педагогических советах
Весь комплекс методической работы должен быть ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение кач...