Культурно-образовательный проект «Белые ночи Санкт-Петербурга»
статья
Мы с вами живем в одном из красивейших городов мира, богатом своей культурой и историей, - Санкт-Петербурге. Нашим детям посчастливилось родиться и жить в этом городе. Мы, педагоги, помогаем им узнать и полюбить свой город, и с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами. Дети живут в городе «Белых ночей», и не знают что это такое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukova.docx | 170.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурно-образовательный проект
«Белые ночи Санкт-Петербурга»
Актуальность
Мы с вами живем в одном из красивейших городов мира, богатом своей культурой и историей, - Санкт-Петербурге. Нашим детям посчастливилось родиться и жить в этом городе. Мы, педагоги, помогаем им узнать и полюбить свой город, и с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами. Дети живут в городе «Белых ночей», и не знают что это такое.
Идея
Знакомство детей с природным явлением «Белые ночи» с помощью средств искусства и собственного художественного творчества.
Цель: Расширение представлений старших дошкольников о достопримечательностях нашего города, знакомство детей с таким явлением как «Белые ночи» средствами арт-практик.
Задачи:
Визуализировать петербургские объекты культурного наследия в условиях «Белых ночей».
Формировать представления детей о силуэтах городских архитектурных достопримечательностях.
Создать образы архитектурных объектов либо памятников, и выразить их через театр теней.
Изобразить «Белые ночи» с помощью средств выразительности.
Адресная группа:
Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Связь с образовательной программой.
В каждой образовательной программе есть региональный компонент. Знакомство детей с родным городом, неотъемлемая часть любой образовательной программы. Этот культурно-образовательный проект может быть частью большой образовательной работы с дошкольниками. Которая поможет формировать у детей любовь к родному городу, вызывать познавательный интерес к его прошлому и настоящему, и к изучению памятников культуры и искусства нашего города. Он разделен на три части. В первой части детям предлагается рассмотреть картины, и на примере живописи, с помощью фасилитированной дискуссии узнать о феномене «Белых ночей». Вторая часть занятия, включает в себя просмотр презентации с обсуждением неба и достопримечательностей города, а также практику «Выбирать силуэт в соответствии с достопримечательностью». Третья часть занятия позволяет взглянуть на архитектурные объекты с художественно-культурологической точки зрения, передавая их образы через практику проигрывания коротких этюдов с помощью театра теней. Затем выразить свое настроение, нарисовать «Белые ночи» с помощью средств выразительности.
Содержание культурно-образовательной практики.
Предварительная работа.
Знакомство детей с достопримечательностями родного города невозможно без предварительной подготовки, и не позволит им глубоко проникнуться культурой своего города.
Рассматривание альбомов, иллюстраций с видами Санкт-Петербурга, для знакомства детей с дневными обликами достопримечательностей города и сравнение их с силуэтами к этим же объектам.
Заучивание стихов, песен с историческими названиями.
Чтение детской литературы о Санкт-Петербурге.
С родителями.
Дети выбирают архитектурный объект, который им нравится, и с которым они хотели бы работать. Ребята с родителями проводят исследование «Как бы здание рассказало о себе». Такое задание могут выполнить несколько ребят.
Особенности организации практики.
Занятие можно проводить как в подгруппах по 10 человек, так и для всей группы.
Демонстрационный материал.
Иллюстрации формата А3, при наличии мультимедийного оборудования иллюстрации выводятся на экран по одной.
Раздаточный материал.
Альбомные листы формата А4 с изображением черных силуэтов достопримечательностей Санкт-Петербурга, акварель, кисти, подставка под кисти, тряпочка, баночка, вода, индивидуальные клеенки.
Дидактический материал.
Театр теней, силуэты архитектурных объектов Санкт-Петербурга.
Ход занятия
Часть I
Дети заходят в группу, занимают удобные места. Педагог начинает беседу с детьми с вопроса: «Знают ли они, что такое «Белые ночи»?
Педагог принимает ответы детей и подводит итог.
Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства (Приложение 1)
• Владимир Леонтьев «Белые ночи»
• Николаев Борис
На экране появляются последовательно, с интервалом в 0,5 мин., две картины. Далее обе картины демонстрируются одновременно. Педагог задает вопросы: «Что вы видите?», «Где это происходит?», «Это один и тот же город, или разные города?», «Когда это происходит?». Воспитатель делает выводы из ответов: «Да вы правы, это наш город Санкт-Петербург. Нева, разведенные мосты, которые разводят только ночью. Вдали очертания ростральных колон и силуэты зданий. А светло, как вечером или утром».
Затем педагог объясняет, на примере живописи, что такое белые ночи. В темное время суток должно быть по-настоящему темно. Но феномен белых ночей опровергает данный закон: на протяжении некоторого времени небо остается поразительно светлым, так как солнце недалеко заходит за линию горизонта. Вместо ночи мы видим сумерки, плавно перетекающие в утро.
Белые ночи — это визитная карточка нашего города. Множество туристов приезжают в начале лета в Санкт-Петербург, чтобы прогуляться по величественным набережным, полюбоваться знаменитым разводом мостов и посетить различные культурные мероприятия. И все это под удивительно светлым, почти утренним небом.
Часть II
Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране презентацию с фотографиями достопримечательностей Санкт-Петербурга в белые ночи. Предлагает ответить на вопросы: «Что они видят на экране?», «Знакома детям эта достопримечательность, или памятник?», «Видели ли они его раньше или видят в первый раз?», «Как называется?», «Кто-то вспомнит, где находится этот памятник или достопримечательность?».
Педагог выслушивает ответы детей и подводит итог.
Педагог обращает внимание детей на небо и солнце. Какие цвета заката передает нам фотография? С какой стороны солнце заходит за линию горизонта, там светлее изображение. В то же время, когда солнце касается линии горизонта, нам хорошо видно силуэты зданий и памятников.
С детьми проводится практика «Найди силуэт», суть которой заключается в следующем: ребенок на экране видит достопримечательность или памятник, и определяет соответствующий силуэт из предложенных вариантов.
Часть III
Педагог предлагает детям выбрать несколько силуэтов объектов и говорит: «Представьте себе, что эти здания живые. Как вы думаете, как бы они выглядели? Это мальчик или девочка? Сколько им может быть лет? Какой у них характер? Каким голосом они бы разговаривали?»
Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их перефразируя.
Педагог предлагает детям, которые провели дома исследовательскую работу, показать историю «Встреча в городе…» с использованием театра теней.
Продуктивная деятельность
Педагог предлагает детям поразмышлять: «Может ли наше настроение зависеть от цвета неба? Как небо влияет на наше настроение? Можем ли мы передать свое настроение, через цвет неба в рисунках? Педагог выслушивает ответы детей и предлагает ребятам создать свою «Белую ночь». Ребятам предлагается по желанию выбрать альбомный лист с изображением силуэта достопримечательности Санкт-Петербурга (формат А4). Дети работают. В конце продуктивной деятельности дают название работам и рассказывают об эмоциях и настроении во время работы.
Воспитатель предлагает детям организовать выставку работ к Дню рождения Санкт-Петербурга.
Вывод
Культурно-образовательный проект помогает детям расширять кругозор, развивать познавательную активность к петербургскими объектами культурного наследия. Театр теней позволяет получить от детей эмоциональный отклик. Изобразительная деятельность ребенка выражает его личные ощущения и передает его настоящее настроение. Проект может быть продолжен другими темами о Санкт-Петербурге. Например, тема мостов, которых очень много в нашем городе.
Приложение 1
Репродукции произведений изобразительного искусства
для рассматривания и обсуждения
Владимир Леонтьев «Белые ночи» | Николаев Борис |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург
Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург
Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....
Культурно-образовательная практика на тему "Маршрут выходного дня в Санкт-петербурге"
Культурно-образовательная практика на тему игра –путешествие «Люби и знай свой район» проводилась в младшей группе для улучшения взаимодействия между участниками образовательного про...
Феномен «Белых ночей» Санкт-Петербурга как элемент регионального компонента
У каждого города есть своя визитная карточка. Есть то место или явление по которому он хорошо узнаваем и то, о чем вспоминает человек в первую очередь услышав название города. Для Санкт-Петербурга это...
Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...