Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Зима в родном крае"
план-конспект занятия (средняя группа)
Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений осетинских и русских поэтов, проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года.
Учить детей самостоятельно добывать знания о зимних явлениях родного края, формировать способность видеть красоту окружающего мира Северной Осетии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №19 с.Камбилеевское»
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Зима в родном крае».
Подготовила и провела
воспитатель средней группы
Тотиева Анжела Анатольевна
Декабрь 2021 год
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Зима в родном крае».
Программное содержание:
Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений осетинских и русских поэтов, проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года.
Учить детей самостоятельно добывать знания о зимних явлениях родного края, формировать способность видеть красоту окружающего мира;
Развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры.
Материалы:
Стихи русских и осетинских поэтов, загадки о зиме, пословицы о зиме на русском и осетинском языках, видеопроектор, слайды зимующих животных, птиц родного края, снежинок, круговорот воды, аудиозапись «Хруст снега», снег в сосудах.
Ход ООД:
1.Организационный момент. Пальчиковая гимнастика
2.Мотивация детей
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о зиме в Северной Осетии.
(слайдтри белых коня и зима)
Теперь посмотрите на экран и отгадайте загадку:
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!» (зима – царица)
- Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (ответы детей).
- назовите слово зима по - осетински? (зымӕг)
- Почему зиму называют царицей?
- А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?
- На какой тройке прилетела зима?
- Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да это три месяца: декабря, января, февраля.
-Какой зимний месяц сейчас? (декабрь). Правильно ребята, декабрь. –А как по- осетински? декабрь
- Цыппурсы мæй!
-Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию об этом месяце.
(просмотр и обсуждение слайдов о декабре).
Придумайте красивые слова к слову «зима».
Дети: зима–«кудесница», зима –«волшебница», зима – «красавица».
Пословицы о зимних месяцах: Декабрь-год кончает, а зиму начинает. Январь- крыша зимы. В феврале два друга: мороз, да вьюга. Январь – весне дедушка. Береги нос в мороз. Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
Митджын зымӕгӕн йӕ уалдзӕг бӕллиццагдӕр вӕййы.
Зымӕг мит куы нӕ ӕруара, уӕд сӕрд тыллӕг нӕй
А как по- осетински январь?
- Тъæнджы мæй
А как по- осетински февраль?
- Æртхъирæны мæй
Воспитатель:
Зима пришла и к нам в Северную Осетию: холодная, снежная. Все в покрылось белым одеялом: горы, холма, бугры, дома, деревья, кустарники. Наша зима, словно сказочное царство.
Воспитатель: Послушайте, как пишут о красоте зимы русские и осетинские поэты?
С.Маршак
-В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше – на крылечке
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
А.С.Пушкин
-Идет волшебница-зима
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз.И рады мы…
А.С.Пушкин
-Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
С.Дрожжин
-Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет.
А против мерзлого окна
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана
Стоит кудрявая береза.
Осетинские стихи
«Мит»
Дымгӕ миттъыфыл хӕссы
Саби рудзынгӕй кӕсы:
-Уый сяр у, ӕви ссад?
Мидбыл бахудтис йӕ мад:
-Нӕу сӕкӕр дӕр! Ссад дӕр нӕу!
Ахсӕв бамбӕрздзӕнис хъӕу.
Райсом дзоныгъыл бырдзынӕ,
Мит дӕ гӕккытӕй къуырдзынӕ.
Дауырӕ.
Миты ирд гӕлӕбутӕ
Уӕлдӕфы куы зилынц.
Ӕмӕ, зӕхмӕ хаугӕйӕ,
Сабыр зилдух сисынц.
Ӕрдз ныхъхъус, цыма ныджджих,
Цӕугӕдоны сӕр ныйих.
Аивта йӕ хуыз тӕрхъус:
Уыд фӕныкхуыз, у ныр урс,
Цыма истӕмӕй фӕтарст.
Чи уӕ зӕгъдзӕн, чи зоны,
Уыцы афон куыд хуыйны?
3.Загадывание загадок о зиме
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы. (дети загадывают загадки друг другу)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло;
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
4. Беседа
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, вы правильно загадывали и отгадывали загадки.
Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
День становится короче, а ночь – длиннее, на улице стоит мороз, солнце светит ярко, но не греет, небо синее, покрыто белыми облаками, дует холодный ветер, идет снег, реки, водоемы покрылись льдом.
Воспитатель:
- А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей).
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Ног аз, Рождество, Масленица, Цӕрвкъахӕнтӕ)
Дети рассказывают пословицы на осетинском языке: «??????».
- Как изменилась жизнь животных? (краткие ответы о зимующих животных Северной Осетии ) ( слайды о зимующих животных в горах, в городе)
-Как изменилась жизнь птиц зимой? (краткие ответы о зимующих птицах Северной Осетии - воробей, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона, (слайды зимующих птиц в родном крае).
5.Физминутка:
Рада снегу детвора,(хлопают в ладоши).
Снег на ветках, на дорожках,(Поднимают руки вверх, опускают вниз).
На носах и на ладошках.(Дотрагиваются до носа, показывают ладошки).
6. Свойства снега, льда. Опытно – экспериментальная деятельность
Воспитатель:
-Ребята, а еще зима творит чудеса. Давайте посмотрим какие чудесные узоры она нарисовала на окошках. Ребята постарайтесь найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц, кораблик, снежные горы.(Показ на слайдах зимних узоров)
-Ребята, а чтобы о другом чуде узнать, надо отгадать загадку:
Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится.
Дети: Снег!
-Правильно, молодцы ребята. Конечно же это снег. (мит) Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь? (рассуждения детей). А как вы думаете, из чего состоит снег? (ответы детей).
Покружилась звёздочка.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Дети: Из снежинок!(слайды снежинок)
Воспитатель:
-Ученые побывали в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. (слайды о круговороте воды на Земле).
-Ребята, давайте послушаем как хрустит снег под ногами.
(воспроизведение аудиозаписи «Хруст снега».)
-А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи у снежинок.
-А теперь, ребята, давайте подойдем к столу и посмотрим, что у нас там. Что это? (в одном сосуде находится снег, в другом вода – расстаявший снег).
- Снег! ( дети трогают снег руками)
- Сейчас мы с вами попробуем слепить из этого снега снежный ком. Получается? (ответы детей). Да, получается, потому, что снег, когда немного подтает становится «липким» и из него можно лепить снежные комки, делать постройки.
-Ребята, давайте посмотрим, что находится во втором сосуде? (ответы детей)
-Снег растаял и превратился в воду!
Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи
и микробов. Ещё снег нельзя есть, потому что можно не только
простудиться, но и получить кишечную инфекцию. Значит снег приносит пользу – очищает воздух. И еще, ребята, если в наших краях выпало много снега в эту зиму, значит, год будет урожайный, вырастет много зерна, травы для животных
7. Воспитатель:
-Сейчас я вам предлагаю нарисовать красивые снежинки. (голубые листы, белая гуашь, кисть, вода, салфетки). (Дети занимают места за столом).
Дети рисуют на цветной бумаге рисунок «Снежинка».
8.Рефлексия
-Ребята, вы все сегодня хорошо поработали, нарисовали красивые рисунки, узнали много интересного. Спасибо. А теперь нам пора прощаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие по Родному краю» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие по Родному краю» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие по родному краю» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»
У каждого листочка, у каждого ручьяЕсть главное на свете, есть Родина своя.А там, где мы родились, где радостно живем,Края свои родные мы Родиной зовем....
Познавательное занятие в средней группе "Птицы родного края"
В процессе занятия уточняются знания детей о птицах средней полосы России, воспитанники учится кваллифицировать птиц на перелетных и зимующих, используя знания рациона их питания....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: викторина «Урал – наш край родной» в подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26404657","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект НОД по познавательному развитию по ознакомлению с природой родного края в подготовительной группе компенсирующей направленности
Цель: Расширять и углублять представление детей о природе родного края, о неразрывной связи человека с природой.Задачи: Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать знания ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Край родной – моя Белгородчина!»
Патриотическое воспитание помогает развивать у детей осознанное отношение к своей стране, ее культурным традициям и истории. Это способствует формированию у них чувства принадлежности и ответственност...