Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Башкортостан-мой край родной"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познавательное занятие о республике Башкортостан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_moy_bashkortostan.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»
Воспитатель: Белышева Е.С.
Цель: продолжать знакомить детей с праздником День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Активизировать новые слова в речи детей.
• Задачи: расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Материалы и оборудования: ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, флаг Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, 2 стула, 2 платка, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.
Ход организованно – образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине, поздравить друг – друга с праздником – ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ!
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Восп. Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?
Дети. (Башкортостан).
Восп. Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?
Ребенок рассказывает стихотворение.
Взгляни на глобус.
Вот он шар земной
На нем Башкирия
с березовой листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше обыкновенного листка
Береза же — великая Россия
Так зелена, так высока.
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
Восп. Молодец! Хорошие стихи.
Восп. Сегодня я приготовила для вас картинку. (Воспитатель вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.
Восп. Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.
(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).
Восп. Ребята, а что здесь нарисовано? Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно.
- А какие города вы еще знаете (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай).
- Молодцы, с этим заданием вы справились. А теперь откроем второе задание.
Восп. А умеете ли вы ребята разгадывать башкирские национальные загадки? Давайте встанем в круг, я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Слушайте внимательно.
Отгадки выставляются на доске
Ее не жуют, не кусают,
Да без нее еды не бывает.
/Соль/
Сначала бьют, бьют,
Потом наливают и пьют.
У жеребят отнимаем
Да сами выпиваем.
В рот попадет, а в нос ущипнёт.
/Кумыс/
Не снег, а бел, не лед, а тверд,
Не соль, а тает.
/Сахар/
Внутри черная, снаружи белая.
Зимою много ест,
Летом спит.
Сама в избушке, голова в небе.
/Печь/
Нет ни крови, ни души,
А играет – хоть пляши.
/Гармонь/
Голос птиц, мелодии рассвета-
Все передает тростинка эта.
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка.
/Курай/
Восп. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Дети садятся на стульчики.
Восп. А сейчас откроем следующее задание курая. На нем изображено герб и флаг Башкортостана.
(Снимает третий бумажный кружок).
- Назовите символику Башкортостана. Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.
1. (Герб республики Башкортостан).
- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.
Восп. А еще что является символикой Башкортостана?
2. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.
- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана.
3. А еще государственной символикой можно назвать гимн? Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушают стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Восп. Ребята, а еще я хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хабирова Р.) Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Глава республики Башкортостан).
Восп. Молодцы и с этим заданием вы справились.
Восп. Интересно, какое задание на четвертом соцветии курая? На нем изображена юрта.
Как называется жилище башкир?
- Да, юрта. Правильно. Кто знает что такое юрта?
Ребенок рассказывает про юрту.
Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.
- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта, кто нам расскажет правила игры.
ИГРА «ЮРТА»
Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку.
Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.
Восп. Молодцы, ребятки, весело, дружно играли.
Восп. Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).
Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Это курай. – Что это за инструмент? (Ответы детей)
- Сделан он из стебля растения курай.
- Может кто-то знает про курай легенду?
Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Хотите послушать, как звучит курай? Давайте закроем глаза и послушаем как звучит курай.
(Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Восп. Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок).
И так следующее задание.
Нужно назвать пословицы о Родине.
Дети называют пословицы:
У кого есть Родина – у того есть жизнь.
Достаток в стране – достаток в твоем доме.
Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
- И на самом деле это так.
- И вот последнее задание курая. (Снимает седьмой бумажный кружок).
Что здесь изображено? (Человечки).
- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы).
- Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
Восп. Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республике. Ребята, а теперь вспомним что мы узнали о нашей Родине? (Игра мячом)
1. Столица республики Башкортостан?
2. Глава республики Башкортостан?
3. Назовите города Башкортостана.
5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай)
6. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане?
7. Чем богата наша республика?
8. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед)
9. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев)
Восп. Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. И для вас я приготовила небольшой подарок это мультфильм про наш Башкортостан.
Просмотр мультфильма «Башкортостан».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»
Цель:формирование первоначальных патриотических чувств.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2. ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».Тема: «Наш родной сибирский лес». ...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
Цель: познакомить детей с названием «Кубань. Краснодар, Екатеринодар»,довести до их понимания, что они живут на Кубани; дать понятие «казаки»,выделить столицу ...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Наша армия родная»
laquo;Наша армия родная»...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»
У каждого листочка, у каждого ручьяЕсть главное на свете, есть Родина своя.А там, где мы родились, где радостно живем,Края свои родные мы Родиной зовем....
Конспект од по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по родному городу»
Программное содержание:Закрепить знание детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Развить познавательный интерес через рассматривание фотогра...