Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
методическая разработка (младшая группа)
«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,
в первую очередь, что на добрых три столетия оно
продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах,
песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть
может, не меньше, чем защита отечества на поле брани».
В.Распутин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_folkloru_i_traditsiyam_semeyskih_cherez_umk.docx | 895.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок»
Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
с. Бичура -2020г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Теремок»
Воспитатель первой квалификационной категории: Савельева Н.С.
Пособие представляет опыт работы воспитателя Савельевой Н.С. второй младшей группы МБДОУ Детский сад «Теремок» по приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
Введение
«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,
в первую очередь, что на добрых три столетия оно
продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах,
песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть
может, не меньше, чем защита отечества на
поле брани».
В.Распутин
Этнокультурные традиции нравственного воспитания – величайшее достояние народа. Любой человек уже с рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Культура, являясь хранительницей народной памяти, уникальной в своем роде и характере, может послужить воспитанию здорового поколения и в современных условиях. Постепенно становясь носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа, человек имеет возможность опереться на ее богатейший духовный опыт для успешного взаимодействия с культурой других народов.
I Раздел
Пояснительная записка
Культура семейских Забайкалья является источником исторических сведений о прошлой жизни нашего народа и его культуре, так как до сего времени сохранили они в своем быту (в силу религиозно-этических убеждений) многие элементы культуры в чистом, не искаженном виде. Это благодатный материал для приобщения детей к культуре семейских.
Работая с детьми по разделу песенное, фольклорное творчество семейских мы раскрываем особенность, неповторимость этого жанра, присущего только семейским Забайкалья и Бичуры. Что представляет собой большой интерес детьми к восприятию данного материала.
Цель:
- Способствовать формированию личностной культуры ребенка, приобщать его к фольклору, песенной культуре семейских.
Задачи:
- Формировать представление о культуре семейского народа.
- Использовать семейский фольклор как средство познавательного интереса дошкольников к истории своего родного края.
- Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей средствами семейского фольклора. - Воспитывать интерес и любовь к культуре семейских, народному творчеству.
II Раздел
Методы обучения
- Словесная- Знакомство с песнями, частушками, прибаутками, необходимыми для дальнейшего обучения.
- Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
- Поисковый - сбор фольклора по разным тематикам.
Форма занятий:
- музыкальные занятия
- групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия;
- использование фольклора в режимных моментах (при умывании, одевании, расчёсывании волос, при укладывании спать и т.д.)
Раздел III
Жанры детского семейского фольклора, используемые в работе:
Колыбельные песни;
Потешки;
Прибаутки;
Заклички;
Приговоры;
Детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей) народные игры.
РазделIV
Организационно-практический:
Изучение народного фольклора семейских(пословицы, поговорки, игры); изучение домовой росписи семейских, (декоративно- прикладное рисование); экскурсия в музей ДОУ (знакомство с предметами быта и орудиями труда семейских); конкурс поделок и сувениров к праздникам семейских; проводится работа по приобщению детей к культуре и традициям семейских через праздники и развлечения: «Осенины», праздник «Покрова», «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Иван - травник», «Успенье» и др.
Раздел V
Организационно-методическая работа
Проводимая работа по приобщению детей к фольклору, народным традициям семейских, через УМК.
-чтение художественной литературы
-наблюдения
-музыкальная деятельность
- театральная деятельность
- трудовая деятельность
- игровая деятельность
- художественное творчество
VI
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие (ознакомление с окружающим миром , воспитание любви к Родине)
речевое развитие (заучивание потешек, прибауток, с семейским фольклором , инсценировки потешек, пестушек. и др.),
художественно-эстетическое развитие (разучивание песен, прослушивание музыки, танцев, хороводов, народных игр, рассматривании иллюстраций, изобразительная деятельность – рисунки, поделки и др.),
физическое развитие ( подвижные игры и д.р. ).
Раздел VII
Развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС.
В первую очередь для успешного осуществления работы по приобщению детей к фольклору, народным традициям семейских, необходимо создание развивающей предметно пространственной среды с соответствующими условиями и требования ФГОС ДО.
В группе собраны картотеки и медиотеки с песнями, потешками, приговорами, частушками, прибаутками, закличками, колыбельными, на разные тематики.
Имеются семейские костюмы для выступления и проведения праздников
В своей работе использую иллюстративно-наглядный материал. В книжном центре дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые потешки, песенки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие. Воспитываю в детях бережное отношение к книгам. В результате процесс обучения становится привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.
Имеется центр «Сюжетно-ролевых игр», как средство знакомства с фольклором и традициями семейского народа – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира, воспроизведение событий, происходивших в жизни или в литературном произведении семейских. Закрепляю знания детей о диких животных, об овощах, растущих в нашей местности. Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру. Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения. Через проговаривание приговорок, прибауток.
Приобщение детей к фольклору семейских неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине - основа воспитания любви к Отечеству. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу.
VIII
Дополнительное образование.
В детском саду с 2013года ведется работа по дополнительному образованию. Работают девять кружков и студий различной направленности.
Приобщение детей к истории семейских через дополнительное образование проходит через кружки и студии:
Студия народной культуры «Бичуряночка» где дети знакомятся с народной культурой, фолклором семейских, с песнями, частушками, хороводами.
Мною ведётся кружок по ознакомлению детей с историей родного края. «Родничок»
Цель кружка:
Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, культурой, бытом семейских, историей своих предков, с основами русской национальной культуры, формирование у дошкольников патриотических чувств.
Перспективный план работы кружка
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Срок |
1. | Сентябрь | Вводное занятие. | Познакомить детей с понятием – музей, видами музеев. | 4.09.20. |
2. | Сентябрь | Моя Родина | Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине её истории. | 11.09.20. |
3. | Сентябрь | Моя родословная | узнать больше о своих родных и предков, о семейных традициях; - узнать историю возникновения своей фамилии; - составить своё генеалогическое древо. |
18.09.20. |
4. | Сентябрь | Бичура село моё родное. | Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента | 25.09.20. |
1. | Октябрь | Знаменитые жители села Бичура. | Беседа «Знаменитые жители села Бичура» рассказать детям о знаменитых людях Бичуры оставивших след в истории села. | 02.10.20. |
2 | Октябрь | Семейские –кто они? | Приобщение детей к уникальной культуре семейских, к их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям. | 09.10.20. |
3. | Октябрь | Встреча с Евдокией Вострицовой. | Беседа о семейских. | 16.10.20. |
4. | Октябрь | Знакомство с Русской избой. | Познакомить с интерьером и убранством русской избы (русская печь, люлька, скамейки и т.д) с историей возникновения предметов убранства и их предназначением. Отгадывание загадок о предметах быта, домашней утвари, беседа о народных поверьях и обычаях, связанных с ними. | 23.10.20. |
Ноябрь | Домовая роспись | Знакомство детей с возникновением домовой росписи. | 06.11.20. | |
Ноябрь | Особенности домовой росписи. | Художественное творчество: «Роспись русской печи» | 13.11.20. | |
3. | Ноябрь | «Старинный сундучок» | Ознакомление детей с сундуком, его предназначение в старинном быту; Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства. |
20.11.20. |
4. | Ноябрь | «Старинный сундучок» | Художественное творчество: «Роспись сундучка домовой росписью» | 27.11.20. |
Декабрь | Народный фольклор и фольклор семейских. | Познакомить детей с народным фольклором и фольклором семейских. Прослушивание аудиозаписей. | 04.12.20. | |
2. | Декабрь | «Посуда старинная и современная» | Продолжать знакомить с предметами мини-музея, с предметами домашней утвари – посудой, ложками (из чего делали, как изготавливали и как использовали); Рассматривание глиняной и деревянной посуды. | 11.11.20. |
3. | Декабрь | «Посуда старинная и современная» | Художественное творчество. Роспись деревянных ложек. | 18.11.20. |
4. | Декабрь | «О чём поёт самовар?» | Ознакомление детей с элементами самовара, для чего предназначен самовар, как использовали; (Чтение худ. литературы: «Иван Иванович самовар», «Самоварец, самовар, самоварище» (Добрынин); Беседа о гостеприимстве народа; Знакомство с татарской народной игрой «Самовар». | 25.11.20. |
Январь | «Посиделки у самовара» | Беседа о гостеприимстве Бичурского народа. Художественное творчество: «Лепка сушек из солёного теста» | 15.01.21. | |
Январь | «История самовара» | Проектно- исследовательская деятельность «Знакомство с историей возникновения самовара» родители совместно с де6тьми. | 22.01.21. | |
3. | Январь | «Национальная кухня» | Знакомство с традиционным трудом народа (землеводство, пчеловодство), традиционной кухней разных народов; Рассказ о национальных блюдах; Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, еде, уважение к труду взрослых; | 29.01.21. |
1. | Февраль | «знакомство с женским семейским костюмом» | Познакомить с женским семейским костюмом, формировать понятия: «праздничная», «Будничная» (домашняя)одежда. Расширять словарный запас. (Сарафан, запан, рубаха и т.д) | 05.02.21.
|
2. | Февраль | «знакомство с мужским семейским костюмом» | Познакомить с мужским семейским костюмом, формировать понятия: «праздничная», «Будничная» (домашняя)одежда. Расширять словарный запас. (штаны, сорочка, косоворотка и т.д) | 12.02.21. |
3. | Февраль | Посещение Бичурского краеведческого музея | дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего села; - познакомить детей с жизнью наших предков; - воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю. | 19.02.21. |
4. | Февраль | Работа с родителями «подари музею экспонат | Провести работу с родителями о пополнении музея МБДОУ «Родничок» экспонатами. | 26.02.21. |
1. | Март | Казаки | Знакомство с традициями и бытом казаков. | 05.03.21. |
2. | Март | Фольклор казаков |
| 12.03.21. |
3. | Март | Быт и культура казачества. | сформировать представление о жизни казаков, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды; - развивать интерес к истории казачества. | 19.03.21. |
4. | Март | «Гости казаки» | Пригласить гостей для беседы из клуба «Казачонок» | 26.03.21. |
1. | Апрель | Светлая пасха | Беседа о празднике «пасхи» Конкурс на самый красивый кулич из подручного материала. | 02.04.21. |
2. | Апрель | Русский народный фольклор | формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. | 09.04.21. |
3. | Апрель | Вещи из музея | Продолжать знакомить детей с экспонатами музея «Родничок» - Прялкой, веретеном, шерстью. | 16.04.21. |
4. | Апрель | Пано из шерсти | Учить приёму аппликации шерстью, ватой, плетение косичек из шерстяных нитей. | 23.04.21. |
1. | Май | Посещение музея славы воинам ВОВ | Формирование у воспитанников гражданско-патриотических чувств; уточнить и расширить представление детей о защитниках села в годы войны; формировать высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству; воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа. | 07.05.21. |
2. | Май | Встреча с детьми войны. | Формирование нравственных ценностей у детей и их родителей. Создать условия для ознакомления детей и взрослых с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности. | 14.05.21. |
3. | Май | «День музеев – наш праздник» | Итоговое занятие, посвященное 18 мая - Международному Дню музеев; Закрепление знаний детей о народных праздниках, обычаях, играх, сказках, о предметах старинного быта, национальном костюме, национальных блюдах; Отгадывание загадок о предметах быта и старинной утвари;
| 21.05.21. |
Хороводные игры, посещение семейской избы, роспись русских печей домовой росписью, посещение музея ДОУ
С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, подобрана и создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности семейских традицый, использую загадки, стихи, потешки.
Раздел IX
Работа с родителями
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации задач по приобщению детей к фольклору и традициям семейских, поскольку именно семья дает первый опыт по знакомству детей с потешками, прибаутками и т.д., показывает пример отношения к ценностям традиций.
Сотрудничество с семьёй, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Родители активны, помогают, они отзываются на любые просьбы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке. Шьются семейские костюмы. Оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов.
Раздел X
Заключение
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к фольклору и традициям семейских Бичуры позволила педагогам расширить поле деятельности по развитию нравственного воспитания у детей. Родители, участвуя в данной работе, являясь активными ее участниками, осознают собственный вклад в воспитании детей на основе истории родного края. Результативность работы прослеживается в наградах за участие в международных, всероссийских, республиканских, районных конкурсах, выставках и фестивалях.
А самое главное дети с большим интересом принимают историю семейских.
Содержание
Введение…………………………………………………………….
Раздел I Пояснительная записка……………………………………………….
Раздел II Методы обучения, формы занятий .…………………………………
Раздел III Жанры детского семейского фольклора, используемые в работе.
Раздел IV Организационно-практический………………………………………
Раздел V Организационно-методическая работа ……………………………...
Раздел VI образовательные области……………………………………….……
Раздел VII Развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС………………………………………………………………
Раздел VШ Дополнительное образование…………………………………….
Раздел IX Работа с родителями………………………………………………….
Раздел X Заключение……………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор"
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор...
Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».
Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...
Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии
Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....
Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...
Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...
Статья «Ознакомление детей с историей, культурой, бытом и традициями семейских, через сотрудничество с социальными партнёрами»
Статья «Ознакомление детей с историей, культурой, бытом и традициями семейских, через сотрудничество с социальными партнёрами»...
«Приобщение детей среднего возраста к традициям празднования Нового года и Рождества, через организацию совместной деятельности детей и педагога»
Время Новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и старшие, и малыши ждут с нетерпением встречи но...
- Мне нравится (1)