Региональный компонент в системе деятельности ДОУ (Старшая,подготовительная группы..Республика Бурятия)
рабочая программа
Региональный компонент в системе деятельности ДОУ (Старшая,подготовительная группы.Республика Бурятия.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Региональный компонент | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в системе деятельности ДОУ
(старшая, подготовительная группы). Республика Бурятия.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного края, так как сведения краеведческого характера им более близки и понятны и вызывают познавательный интерес.
Национально-региональный компонент, представленный историей и культурой республики Бурятия реализуется на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (включение пословиц, поговорок, литературы и других форм детского фольклора), ознакомлению с окружающим миром (мир природы, объекты и достопримечательности поселка), музыкальному воспитанию как совместные праздники и народные гуляния и физической культуре (казачьи подвижные игры).
Образовательный процесс в ДОУ включает следующие компоненты:
- познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры Семейских,бурят,; традиций республики Бурятия;
- эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
- эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы республики Бурятия;
- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении. Территориальное расположение и возможности нашего ДОУ.
Принципы реализации содержания регионального компонента
- гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
- -культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и разработке на этой основе ценностных ориентации и смыслов;
- -аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
- -интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры, целостности произведений и его частей в продуктивной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;
- -диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".
- Отличительными особенностями содержания является то, что оно раскрывает культурно-познавательные гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Содержание ориентировано на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические и социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению свои чувства, ценностей и мироощущений.
Содержание программы включает четыре раздела: "Семейские", "Буряты» ,«Природа Бурятии", "Народные праздники и традиции Республики Буряти .
Цель программы: развития у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.
Задачи программы:
1. Развитие у детей интереса к культуре и истории республики Бурятия
2.Создание условий, обеспечивающих познание ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.
2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.
З.Развитие творческого речевой, конструктивной, игрой деятельности.
". План работы с детьми
Раздел: "Семейские".
Тематический цикл занятий:
1."Кто такие семейские".
2."Культура семейских".
3." Быт семейских "
4." Труд людей родной земли "
5." Кухня семейских "
6." Костюм семейских "
7." Праздники и традиции "
Раздел 2. "Буряты"
Тематический цикл занятий:
1.« Буряты-коренные жители».
2. «Культура и традиции бурят!»
3. «Быт и кухня бурят».
4.Труд и промысел народа
Раздел 3."Природа Бурятии ".
Тематический цикл занятий
1.Природа Бурятии
2.Озеро Байкал
3.Животные и птицы родного края
4.Культура и традиции республики
Раздел 4. Родное "Село-Новая-Брянь"
Тематический цикл занятий:
1.Улицы моего села
2.Здания и архитектура села
3.Известные люди села
Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой
- Знакомство с животным и растительным миром республики Бурятия
- Знакомство с флорой и фауной озера Байкал;
- Продолжать знакомство с бытом и культурой Семейских
Ознакомление с окружающим миром
- Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями поселка, пешие экскурсии.
- Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город –самый лучший» и другие.
- Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.
Ознакомление с прошлым родного края:
- встречи с родителями, беседы с жителями, знакомыми с историческими моментами поселка, области
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в поселке, например «как правильно переходить улицу»;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей;
- знакомство с легендами
- фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки Семейских
- мифы, легенды, сказки о озере Байкал»;
- оформление книжных уголков;
- чтение произведений о культуре Семейских
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
- репродукции, просмотр слайдов, открыток, фотографий
- рисование, ручной труд, аппликация из бумаги.
- музыкальный фольклор
- музыкальное сопровождение, участие в конкурсах и фестивалях
Физическое воспитание
- национальные подвижные игры; спортивные праздники, развлечения; Дни и недели здоровья;
- народные подвижные игры («Ручеек», «Займи мое место», «Удочка», «Завивайся плетень», «Казаки», «Крашенки», «Перетяжки», «Пятнашки», «Метелица»).
- Участие в малых зимних и летних олимпийских играх для дошкольников
- участие детей в целевых прогулках, которые обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья детей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...
Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ.
Программа «Оренбуржье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонац...
«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают ...
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....
«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....
Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...
Региональный компонент в системе деятельности МАДОУ детский сад комбинированного вида «Малышка» п. Выдрино
Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты, которые были введены в систему отечественного дош...