Региональный компонент в системе деятельности МАДОУ детский сад комбинированного вида «Малышка» п. Выдрино
рабочая программа (старшая группа)
Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты, которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.
Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в системе деятельности МАДОУ детский сад комбинированного вида «Малышка» п. Выдрино
Воспитатель: Н.А. Пугач
Старшая группа
Национально-региональный компонент, представленный историей и культурой Республики Бурятия реализуется на ООД по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (включение пословиц, поговорок, литературы и других форм детского фольклора), ознакомлению с окружающим миром (мир природы, объекты и достопримечательности поселка), музыкальному воспитанию как совместные праздники и народные гуляния и физической культуре (бурятские подвижные игры).
Внедряем парциальную программу «Байкальский сундучок». Образовательный процесс в ДОУ включает следующие компоненты:
- познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций
Р. Бурятии;
- эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
- эстетический компонент - эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы Бурятии
- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении. Территориальное расположение и возможности нашего ДОУ.
Содержание и технологии региональной программы «Байкальский сундучок»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: развитие у дошкольников ценного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребенком личностных смыслов как культурно-эмоционального переживания.
Задачи, реализуемые соисполнительским механизмом, ориентированы на восприятие произведений искусства родного края (изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры, скульптуры) ценностей заложенных в них, открытие личностных смыслов:
1.Овладение специфическим языком искусства, знаками символами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценно смысловой основой произведения.
2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально-эстетических проявлений (восторга, восхищения, радости и т.д.).
3.Развитие духовно-ценностного ядра личности ребенка, его внутреннего "Я": познавательно-эстетических интересов и способностей, умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовываться в нем, создание условий для открытия ребенком личностных смыслом.
4.Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю.
Драматургический механизм усвоения ценностей обуславливает возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где ребенок вступает в диалог с миром искусства и воспроизводит ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, аппликация, постройка), при этом решаются следующие задачи:
1.Развить потребность ребенка в активном эмоционально-эстетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительной, конструктивной деятельности.
2.Научить ребенка в различных видах деятельности отображать не только содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности, заложенные в произведениях искусства донских авторов.
З.Создать условия выбора ребенком средств выразительности, усвоенных в процессе познания произведений Р.Бурятии, и переноса в ревенную творческую деятельность знаков и символов искусств.
4.Способствовать развитию опыта эмоционально-личного отношения к произведениям искусств, собственной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, открытию личностных смыслов.
Режиссерский механизм усвоения ценностей обуславливает возникновение самостоятельно изобразительно - творческой, (конструктивной деятельности ребенка, стимулируемой различными условия и выступающей как способ самовыражения его собственной самоценности, при этом решаются следующие задачи:
1.Создать условия для реализации потребностей и способностей в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности (пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы).
2.Развивать творческий потенциал ребенка, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменять и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
3.Развивать опыт творческой деятельности ребенка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнеров для совместной деятельности.
Содержание программы строится на следующих принципах:
-гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ценности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
-культуросообразности, выстраивающий содержание программы, как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентации и смыслов;
-аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
-интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи, скульптуры, целостности произведений и его частей в процессе изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;
-диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребенка со своим "Я»
Отличительными признаками программы «Байкальский сундучок» является то, что содержание раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края.
Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические и социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Р. Бурятии, монументальной скульптурой, что представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностных мироощущений. В программе широко представлены знаки и символы специфичные для "языка" различных видов искусств Р. Бурятии .
В программе содержание и тематика различных видов организации деятельности представлены как целостный изобразительно-эстетический компонент. Содержание программы включает четыре раздела: "Человек в истории Р. Бурятии ", "Человек созидатель культуры", "Человек в пространстве Р. Бурятии ", "Праздники события в жизни людей"
Раздел: "Человек в истории Р. Бурятии ".
Тематический цикл занятий:
1."Как у нас было в Р. Бурятии ".
2." Символы и знаки Р. Бурятии ".
3." Казачий курень, донские казачьи станицы "
4." Труд людей родной земли "
5." Старинная бурятская кухня "
6. "Бурятский героический эпос «ГЭСЕР"
Раздел 2. "Человек-созидатель культуры"
Тематический цикл занятий:
1.«Преданья старины глубокой».
2. «Здравствуй, сказка Бурятии!»
3. «Сундучок бабушки Туяны».
4. Художественная обработка дерева
5. Гобелены из конского волоса
6. Картины из минералов
7. Аппликация из кожи.
8. Знаменитые люди Р. Бурятии
10. Народный кукольный театр для детей г. Улан - Удэ
Раздел 3."Человек в пространстве Донского края"
Тематический цикл занятий
1. Бурятская архитектура; юрты, дацаны (аппликация)
2 Игрушки бурятского народа
3. Байкальский национальный заповедник п. Танхой
4 ."Столица Р. Бурятии Улан - Удэ"
5 Архитектура г. Улан - Удэ
6. Памятники героям-защитникам Р. Бурятии "
7. Памятники выдающимся людям Р. Бурятии "
8 Человек-созидатель и разрушитель архитектуры и памятники монументальной скульптуры".
9 «Постройка дома, в котором я живу»
10. "Наша улица родная" (конструирование из бумаги).
11. Архитектура родного города" (рисование).
12. Постройка зданий прошлых лет" (конструирование из строительного материала).
Раздел 4."Праздники - события в жизни людей"
Тематический цикл занятий
1.Народные праздники Бурятии, их связь с радостью, с мечтой о лучших днях.
2.Рисование на тему "Народный праздник Сагаалган".
3.Декоративное рисование "Бурятский национальный костюм".
4. Сагаалган, Сурхарбан, Алтаргана – национальные праздники бурят, игры. забавы
Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:
Образовательная область | Методические приемы |
Социально-коммуникативное развитие | игры-инсценировки; участие в совместном с воспитателем труде на участке д/сада: подкормка птиц, уборка листвы; участие с родителями и педагогами в социально-значимых событиях, происходящих в городе. Участие в экологических акциях совместно с взрослыми, труд в природе |
Познавательное развитие | Ознакомление детей дошкольного возраста с природой знакомство с животным и растительным миром Р. Бурятии; с народными приметами. знакомство с флорой и фауной реки Снежная, озера Байкал сбор гербария; опытническая работа Ознакомление с окружающим миром экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями поселка, пешие экскурсии. беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего посёлка», «Мой посёлок – самый лучший» и другие. знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки. Ознакомление с прошлым родного края: встречи с родителями, беседы с жителями, знакомыми с историческими моментами поселка, области обсуждение с детьми правил безопасного поведения в поселке, например «как правильно переходить улицу»; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей; |
Речевое развитие | Знакомство с художественными произведениями фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки; мифы, легенды, ГЭСЭР, сказки Бурятского народа оформление книжных уголков; чтение произведений А. Муратов «Сказка старого Хубиэ», Ж. Балданжабан «Алханея», Ц. Бадмаев «Потешные ягнята», В. Аласуева «У нас в Бурятии», «Мы живём за Байкалом», Л. Татьяничева «В глубине России»
|
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество репродукции, просмотр слайдов, открыток, фотографий рисование, ручной труд, аппликация из бумаги. музыкальный фольклор (плясовой, хороводный, бурятский); музыкальное сопровождение, участие в конкурсах и фестивалях |
Физическое воспитание | |
национальные подвижные игры; спортивные праздники, развлечения; Дни и недели здоровья; народные подвижные игры («Сухарбан», «Иголка, ниточка, узелок», «Волк и ягнята», «Табун», «Ищем палочку», «Шапка», «Поиски шила и ножниц», «Конные скачки», «Бабки лодышки»). Участие в малых зимних и летних олимпийских играх для дошкольников участие детей в целевых прогулках, которые обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья детей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Плохие слова" педагога-психолога МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 села Успенского.
Каждый ребёнок уникален. Но он не может развиваться за счёт одних лишь врождённых особенностей. Ребёнок не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение ...
Долгосрочный творческий проект «Моя семья» для детей старшей группы № 11 МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 408 Советского района г.Казани»
Цель проекта:Способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Развивать социальную и коммуникативную компетентность.Задачи проекта:Воспитательная: воспитывать у детей любовь и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ НА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»...
Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...
Рабочая программа дошкольного образования первой младшей группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Малышка»
Рабочая программа дошкольного образования первой младшей группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Малышка» (далее - груп...