«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему
Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_regionalnomu_komponentu.docx | 637.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация регионального компонента в системе
образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
Малая Родина...
У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое,
если не сказать — всё.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Конвенция о правах ребенка Статья 29
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года) основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Наш детский сад находится в посёлке Ставрово. Это древнее русское поселение со своей историей и традициями. На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.
1. В нашем детском саду разработана образовательная программа, которая предусматривает региональный компонент, формируемый участниками образовательного процесса. Особое внимание мы обратили на личностную и профессиональную готовность педагога к реализации регионального компонента в образовательной деятельности детского сада.
Провели целенаправленную, систематическую работу по развитию личностного и профессионального потенциала педагогов, разработали систему мероприятий по внедрению инновационных процессов в ДОУ с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту.
Цель: Создание педагогических условий для успешного профессионального самоопределения личности в условиях региона.
Задачи:
- Разработать систему мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в исследовательскую деятельность по региональному компоненту совместно с социумом, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО.
- Создать условия для саморазвития педагогических работников по краеведению.
- Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.
- Привлекать педагогов к проведению краеведческой работы. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края.
В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:
-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т.д.
План мероприятий для решения поставленных задач
Формы работы | Содержание работы | Форма практического выхода |
Анкетирование педагогов | «Владение исследовательскими умениями», Анкета – опросник для выявления знаний педагогов о традиционной народной культуре. | Анализ анкет |
Рабочая группа по написанию ООП (раздел «Региональный компонент») | разработка задач по использованию краеведческого материала в образовательном процессе согласно возрасту. | 2 часть образовательной программы |
Краеведческая исследовательская деятельность педагогов | сбор информации по культурно-историческому наследию нашего края | Альбомы: « Поэт Владимирских просёлков» ( В.А. Солоухин); « Дом- музей Н.Е. Жуковского»; «Поэты Собинского района»; « Народные умельцы»; «Владимирские живописцы»; «Музыкальная палитра родного края» |
Консультации для педагогов | «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками» «Музейная педагогика как форма приобщения ребёнка к истории родного края» | Использование современных технологий в развитии дошкольников |
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности | «Загадки бабушкиного сундука» «Земля – наш общий дом» «Моя родословная» | Совместная исследовательская деятельность родителей, детей, педагогов |
Проекты педагогов «Родной свой край, люби и знай» | «Наш детский сад» «Моя малая Родина» «Что, где, когда» (викторина) «Владимирский край» «Дом, в котором я живу» | Презентации проектов |
Интеллектуальная игра для педагогов | «Знаешь ли ты свою малую Родину?» (в форме игры «Своя игра») | Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства |
Викторина | «Моё Ставрово» |
2. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Цель: познавательное развитие дошкольника на основе приобщения к культурно-историческому наследию малой Родины.
Задачи:
- Формировать любовь к родному посёлку и интерес к его прошлому и настоящему.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в посёлке, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к посёлку, природе.
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью.
Для ознакомления детей с родным посёлком были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «Имя нашего посёлка. Посёлок раньше и теперь», «Улицы нашего посёлка. Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем посёлке», «Родная природа», «Люди нашего посёлка». Провели совместные экскурсии и целевые прогулки в микрорайоне детского сада в краеведческий музей, музыкальную школу, к местам воинской славы. Большой интерес у детей вызвало составление макета посёлка, в процессе которого они могли не только применить свои знания, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками.
Чтение произведений писателей и поэтов Собинского района (Н.Долбиловой, В.Солоухина, С.Жучкова), рассматривание иллюстраций и фотографий о посёлке способствовали эмоциональному восприятию информации.
В конкурсе совместного рисунка «Моё Ставрово» приняли участие дети, родители и педагоги. Рисунки были яркими и эмоционально окрашенными.
Акции «Покормим птиц», «Мой посёлок самый чистый» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.
Дидактические игры «Моя семья», «Составь генеалогическое древо», «Семейные традиции», «Что в волшебном сундучке?», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Путешествие по посёлку», и др. были длительными и интересными по содержанию.
Укреплению детско-родительских отношений способствовали совместные мероприятия: «Бабушкины посиделки», выставка рисунков «Моя малая Родина».
Прошёл конкурс чтецов «Поэты Собинского района».
Праздник «Русская берёзка» проходящий традиционно в детском саду оставил незабываемые впечатления и эмоции у детей и взрослых.
Итогом тематической недели стала презентация книги «Маленькая страна», состоящая из детских рисунков и высказываний.
3. В нашем детском саду процесс воспитания любви к малой Родине является двусторонним: родители - активные участники образовательного процесса.
Цель: ориентация родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
- Приобщать родителей к природным и культурным ценностям малой Родины;
- Расширить педагогическую культуру родителей;
- Повысить заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
Организовывали и проводили родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляли папки-передвижки. Родители являлись активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Предлагали «Маршрут выходного дня» с подробным описание посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятниками посёлка.
Привлекаем родителей к участию в целевых прогулках и экскурсиях по посёлку. В детском саду организована мини-библиотека для родителей по данному направлению. Большую помощь родители оказали в оформлении альбомов «Мой посёлок» и «Достопримечательности посёлка».
Результатом совместной деятельности стала презентация книги «Маленькая страна», которая даёт возможность детям и взрослым выразить своё отношение к ближайшему окружению посредством рисунка и творческих рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Доклад на районную августовскую конференцию...
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Актуальность регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание педагогической работы...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Актуальность регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание педагогической работы...
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Политические события в современном мире заставляют задуматься об особой значимости роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение ...
Консультация «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Реализация регионального компонента в ДОУ...