«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_regionalnomu_komponentu.docx637.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация регионального компонента в системе

образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»

  Малая Родина...

 У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое,

 если не сказать — всё.

 

 «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

Конвенция о правах ребенка Статья 29

  В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года)  основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

 Наш детский сад находится в посёлке Ставрово. Это древнее русское поселение со своей историей и традициями. На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.  Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.

    1.  В нашем детском саду разработана образовательная программа, которая предусматривает региональный компонент, формируемый участниками образовательного процесса. Особое внимание  мы обратили на личностную и профессиональную готовность педагога к реализации регионального компонента в образовательной деятельности  детского сада.  

     Провели  целенаправленную, систематическую работу по развитию личностного и профессионального  потенциала педагогов, разработали  систему мероприятий по внедрению инновационных процессов в ДОУ с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту.

     Цель: Создание педагогических условий для успешного профессионального самоопределения личности в условиях региона.

 Задачи:

  • Разработать систему  мероприятий,  направленных на вовлечение  педагогов в  исследовательскую  деятельность  по  региональному компоненту совместно с  социумом, обеспечивающих реализацию  ФГОС ДО.
  • Создать условия  для саморазвития педагогических  работников по краеведению.
  • Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.
  • Привлекать педагогов к проведению краеведческой работы. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края.

В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов: 

-педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья»,  «Генеалогическое древо семьи» и т.д.

План мероприятий для решения поставленных задач

Формы работы

Содержание работы

Форма практического выхода

Анкетирование педагогов

«Владение исследовательскими умениями»,

 Анкета – опросник для выявления знаний педагогов о традиционной народной культуре.

Анализ анкет

Рабочая группа по написанию ООП (раздел «Региональный компонент»)

разработка задач по использованию краеведческого материала в образовательном процессе согласно возрасту.

2 часть образовательной программы

Краеведческая исследовательская деятельность педагогов

сбор информации по культурно-историческому наследию нашего края

 Альбомы: « Поэт Владимирских просёлков»

( В.А. Солоухин);

« Дом- музей

Н.Е. Жуковского»;

«Поэты Собинского района»;

« Народные умельцы»;

«Владимирские живописцы»;

«Музыкальная палитра родного края»

Консультации для педагогов

«Реализация регионального компонента в системе

образовательной работы с дошкольниками»

 «Музейная педагогика как форма приобщения ребёнка к истории родного края»

Использование современных технологий в развитии дошкольников

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности

«Загадки бабушкиного сундука»

«Земля – наш общий дом»

«Моя родословная»

Совместная исследовательская деятельность родителей, детей, педагогов

Проекты педагогов «Родной свой край, люби и знай»

«Наш детский сад»

 «Моя малая Родина»

 «Что, где, когда» (викторина)

«Владимирский край»

«Дом, в котором я живу»

Презентации проектов

Интеллектуальная игра для педагогов

«Знаешь ли ты свою малую Родину?»

(в форме игры «Своя игра»)

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства

Викторина

«Моё Ставрово»

2. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Цель: познавательное развитие дошкольника на основе приобщения к культурно-историческому наследию малой Родины.

Задачи:

  • Формировать любовь к родному посёлку и интерес к его прошлому и настоящему.
  • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в посёлке, сопричастности к этому.
  • Развивать бережное отношение к посёлку, природе.
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

C:\Users\1\Desktop\1\1 001.jpg

  Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью.

 Для ознакомления детей с родным посёлком были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «Имя нашего посёлка. Посёлок раньше и теперь», «Улицы нашего посёлка. Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем посёлке», «Родная природа», «Люди нашего посёлка». Провели совместные экскурсии и целевые прогулки в микрорайоне детского сада в краеведческий музей, музыкальную школу, к местам воинской славы. Большой интерес у детей вызвало составление макета посёлка, в процессе которого они могли не только применить свои знания, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками.

Чтение произведений писателей и поэтов Собинского района (Н.Долбиловой, В.Солоухина, С.Жучкова), рассматривание иллюстраций и фотографий  о посёлке способствовали эмоциональному восприятию информации.

 В конкурсе совместного рисунка «Моё Ставрово» приняли участие дети, родители и педагоги. Рисунки были яркими и эмоционально окрашенными.

 Акции «Покормим птиц», «Мой посёлок самый чистый» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.

 Дидактические игры «Моя семья», «Составь генеалогическое древо», «Семейные традиции», «Что в волшебном сундучке?», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.

 Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Путешествие по посёлку», и др. были длительными и интересными по содержанию.

  Укреплению детско-родительских отношений способствовали совместные мероприятия: «Бабушкины посиделки», выставка рисунков «Моя малая Родина».

Прошёл конкурс чтецов «Поэты Собинского района».

Праздник «Русская берёзка» проходящий традиционно в детском саду оставил незабываемые впечатления и эмоции у детей и взрослых.

Итогом тематической недели стала презентация книги «Маленькая страна», состоящая из детских рисунков и высказываний.

3.  В нашем детском саду процесс воспитания любви к малой Родине является двусторонним: родители - активные участники образовательного процесса.

Цель: ориентация родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

  • Приобщать родителей к природным и культурным ценностям малой Родины;
  • Расширить педагогическую  культуру родителей;
  • Повысить заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.

Организовывали и проводили родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляли папки-передвижки. Родители являлись активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Предлагали «Маршрут выходного дня» с подробным описание посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятниками посёлка.

Привлекаем родителей к участию в целевых прогулках и экскурсиях по посёлку. В детском саду организована мини-библиотека для родителей по данному направлению. Большую помощь родители оказали в оформлении альбомов «Мой посёлок» и «Достопримечательности посёлка».

Результатом совместной деятельности стала презентация книги «Маленькая страна», которая даёт возможность детям и взрослым выразить своё отношение к ближайшему окружению посредством рисунка и творческих рассказов.

  F:\1 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...

«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Актуальность  регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание  педагогической работы...

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»

Политические события в  современном мире  заставляют задуматься об особой значимости  роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение ...