Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ
статья на тему
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии. Использование методов, приемов для ознакомления детей с национальным колоритом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_natsionalno_-_regionalnogo_komponenta_v_sisteme_vnedreniya_fgos_v_dou.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль национально - регионального компонента в системе внедрения ФГОС в ДОУ
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
В нашем детском саду мы работаем по программе «Валдоня» («Светлячок»), которая предполагает следующие направления работы по реализации национально-регионального компонента в ДОУ: художественно- творческое развитие детей на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей, и композиторов Мордовии, мордовского декоративно – прикладного и изобразительного искусства; историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с символикой, гербом и флагом Мордовии, историческими достопримечательностями родного края; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.
Одно из средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор.Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, мордовские народные сказки и игры. Дети нашей группы с удовольствием слушают мордовские народные сказки («Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Кто виноват?»), колыбельные песенки («А баву, баву, баву…», «Утю-балю дитятко…»), прибаутки, потешки («Ай, козочка-козочка…», «Тьфу-тьфу желудь..» и др. . Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека; воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
Интересны для прослушивания детям и произведения мордовских писателей и поэтов. В них рассказывается о близких и понятных ребенку событиях. Во 2-й мл. группе мы познакомились с такими авторами как П.Макшанцев, Л.Земскова, Я.пинясов, А.Ежов.
Реализация национально-регионального компонента в детском саду происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В своей работе с детьми стараюсь включать в сценарии праздников и развлечений мордовские народные песни и танцы. («Баю, баю, баю, бай», « туйтя, туйтя, пиземне», Н.Бояркин «Кужонь Моро» -ритмика).Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к эрзянскому народу, его обычаям и традициям.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении у нас начинается с уголка национальной культуры. В своей группе я создала мини уголочек, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В «мордовском уголке» для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, его национальным традициям.
В своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства мордовского народа. Первые шаги к приобщению к мордовскому народному творчеству мы сделали на основе знакомства детей с мордовскими народными игрушками: птичкой- свистулькой, стилизованной матрешкой-мордовочкой. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На образовательной деятельности по аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, используя геометрические формы. Путем накладывания одну деталь на другую, получают простейшие комбинации узоров из 3-х- 4-х деталей. На образовательной деятельности по рисованию дошкольники учатся выделять характерные особенности мордовского декоративно прикладного искусства, отмечая выразительные средства: особую цветовую гамму, форму изделий; изображать элементы мордовского узора «крест», «галочка», «елочка», «ромб».На все эти занятия приходит в гости кукла в национальном наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры
В работе с детьми на образовательной и в свободной деятельности широко использую неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Дети с радостью принимают участие мордовских подвижных играх, таких как : «В зайчиков»( «Нумолнесэ»), «В белочек»( «Урнесэ»), «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгизнесэ») и др. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас, развивать воображение и творческие наклонности.
Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Опыт показывает, что систематически проводимая работа позволяет с детских лет впитывать народные традици, интерес к народному искусству, понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирование чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений.
Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС
Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...
Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ.
Программа «Оренбуржье – край родной» реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий, многонац...
«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают ...
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО
Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...
Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.
Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...
«Региональный компонент в системе внедрения ФГОС в ДОУ».
Цель - Формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре русского народа и людей разных национальностей, развитие их тв...
Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной»
Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду. В ситуации демократизации гражданск...