Программа развивающего кружка «Анняны таурухлары» для детей подготовительной группы Пояснительная записка
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа развивающего кружка

«Анняны таурухлары»

для детей подготовительной группы

Пояснительная записка

 

 Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким-нибудь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.

 Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

         Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны
       Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
        Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств   происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
        Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
         Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. 
Любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым ты живёшь. В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его родина.

О необходимости знания родного языка говорил и Сухомлинский: "Сколько я знаю языков, столько раз я человек, но богатство, воплощённое в сокровищах языков других народов, остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты". Родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".

Успешному развитию  дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей подготовительного дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня,1 раз в 2 недели по 20-25 минут. Программа рассчитана на  2 месяца обучения.

Цель:

1.Создание комфортной для ребенка образовательной среды, обеспечивающей гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры;

2.Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ.

3.Формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

2. Формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев.

3. Расширение знаний детей о родном крае, России и мире.

4. Предоставление детям возможности обучения и воспитания на родном языке.

5. Приобщение к истокам национальной культуры карачаевского народа.

6. Обеспечить творческий характер (сценки, конкурсы чтецов)

Программа кружка:

Апрель

  1. Беседа: «Наш край родной – Карачаево-Черкесия».
  2. Чтение сказки «Джигит и его друзья»
  3. Чтение стихотворений поэтов КЧР
  4. Конкурс чтецов стихотворений поэтов КЧР
  5. Консультация для родителей.«Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»
  6. Чтение сказки «Намыс», инсценировка сказки
  7. Беседа: «Эриши кёрюннген затла»
  8. Чтение стихотворений: «Домашние и дикие животные» на карачаевском и русском языках. Сказка: «Белый ягнёнок»
  9. Презентация на тему: «Национальная еда карачаевцев»
  10. Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

  1. Беседа и чтение стихотворений на тему: «Возрождение карачаевского народа».

2.Беседа и чтение стихотворений на тему: «Герои войны КЧР».

3.Чтение сказки «Алаша, Бёрю, Тюлкю».

4.Къарачай нарт сёзле.

5.Викторина для родителей: «Самый лучший (ая) папа (мама)»

6.Составление и защита семейного древа на карачаевском языке.

7.Чтение стихотворений «Моя семья», «Мама» на карачаевском и русском языках.

8.Рассказы детей о своей семье на карачаевском языке.

9.Разучивание песни «Ата Джуртум».

10.  Отчёт-презентация для родителей «Наши результаты».

 

Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

2. Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.

3. Особую  роль на наших занятиях занимает воспитывающая часть. Воспитательное воздействие  оказывает содержание литературных произведений, устное народное творчество, игрушки, картины.  Воспитательный характер занятия (принцип воспитывающего обучения). На занятиях решается комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания.

4. Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения.

5. Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

  Взаимосвязь речевого и умственного развития.

    Мы знаем, что мышление  дошкольника  наглядно – действенное и наглядно – образное. Затем они начинают взаимодействовать со словесно – логическим мышлением, которое становится ведущей формой мыслительной деятельности. На базе лексических, грамматических и других речевых средств осуществляется мыслительная форма деятельности. Вот здесь и развивается интеллектуальная функция языка.

         Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении – с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком. По Н. Н. Подьякову – соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического,  которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно – действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные отношения между предметами  и явлениями. Дошкольнику необходимо научиться подбирать наиболее подходящие слова для выражения данной мысли, научиться строить простые и сложные предложения,  использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказываний.

   Взаимосвязь развития речи и эстетического развития.

В  формировании связной речи  ярко  выступает и взаимосвязь речевого и эстетического момента. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

 Развитие речи дошкольника тесно связанно с  эстетическим воспитанием детей. Обучая детей пересказу фольклорных и литературных произведений с целью строить связное монологическое высказывание, тут включается ознакомление детей с изобразительно- выразительными средствами художественного текста ( сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.) Владение этими средствами  углубляет художественное восприятие литературного произведения, что в свою очередь влияет на развитие речи детей.

В формировании творческого рассказывания, важно осознанное отношение ребенка к языку и его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно выразительных средств для воплощения художественного образа задуманного ребенком.

 Развитие речи и нравственное воспитание

Обучая детей родному языку, предоставляется возможность для решения нравственных задач нравственного воспитания – прежде всего для воспитания и любви к родному языку, его богатству и красоте. Используя метод рассказывания группами («командами») – позволяет развивать умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступить, если нужно и т. д.

   Чтение художественной литературы, пересказ, коллективный рассказ способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственное поведение детей.

Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающая лексика включают в речь детей (и в понимание речи) группы  слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека. Так же как и эстетические качества и оценки.

         Принципы обучения родному языку.

           Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.  Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, идет усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. Воспитателю необходимо знать  преемственность задач по развитию речи предыдущей и последующей возрастной группы.

         Обогащение словаря

          Все  воспитатели знают, что необходимо пополнять словарь детей новыми словами, но не все стремятся  к тому, чтобы  ребенок осознавал смысл слова, его значение. Словарная работа заключается в том, что неразрывно связанна с обогащением знаний и представлений дошкольников. Она осуществляется в разных видах деятельности: ознакомление дошкольников с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Это является необходимым звеном словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

 Работа над пониманием слов

Необходимо не только увеличивать запас слов, но и  формировать точное понимание  их значения. На практике  мы знаем, что дети постоянно  сталкиваются с различными по значению словами, с синонимами и антонимами.  Известно, что у  дошкольников ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Речь дошкольника отличается от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Чаще ребенок сам пытается осмыслить слова, вкладывает в их содержание свойственное его опыту понимание. Отсюда следует, что в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения слов.

 Приемы развития речи.

Чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению в работе с детьми использую: речевые упражнения, словесные  игры. Упражнения  создают условия для речевой практики детей, для пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

         Лексические упражнения формируют у детей практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, составить предложение. Подобные  упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды занятий по родному языку

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

занятия по формированию словаря (предметные картинки (животные, одежда, предметы домашнего обихода), предметную среду,  осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению с помощью чистоговорок, скороговорок и тд);

занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания, пересказы, описание картин при помощи инновационных технологий и т.д.),

занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.).

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе

месяц

Дата

Тема занятия

Цели и задачи

Планируемые результаты

Апрель

5.04

Беседа: «Наш край родной – Карачаево-Черкесия».

Расширение знаний детей о родном крае, России и мире.

 

Рисунки родного края.

 

8.04

Чтение сказки «Джигит и его друзья»

Воспитывать любовь, уважение к матери, бережное отношение к своей  семье.

Пересказ на карачаевском языке.

 

12.04

Чтение стихотворений поэтов КЧР

Приобщение детей к художественной литературе на родном языке.

Заучивание стихотворений наизусть

 

15.04

Конкурс чтецов стихотворений поэтов КЧР

Обогащение словарного запаса родного языка.

Конкурс чтецов.

 

16.04

Консультация для родителей.«Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»»

Приобщение родителей к работе кружка. 

Анкеты для родителей.

 

19.04

Чтение сказки «Намыс», инсценировка сказки

Приобщение к истокам национальной культуры карачаевского народа.

 

Сценка «Намыс».

 

22.04

Беседа: «Эриши кёрюннген затла»

Формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев.

Заучивание поговорок на родном языке.

 

26.04

Чтение стихотворений: «Домашние и дикие животные» на карачаевском и русском языках. Сказка «Белый ягнёнок»

Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к животным. Обогащение словаря на родном языке

Рисунки животных и описание на родном языке.

 

 

 

 

 

29.04

Презентация на тему: «Национальная еда карачаевцев»

 Приобщение к истокам национальной культуры карачаевского народа.

 

Конкурсы

 

30.04

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Информировать  родителей о важности воспитания у детей любви к родному краю в условиях семьи.

Анкеты для родителей.

Май

6.05

Беседа и чтение стихотворений на тему: «Возрождение карачаевского народа».

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Разучивание стихотворений на родном языке.

 

11.05

Беседа и чтение стихотворений на тему: «Герои войны КЧР».

Формирование чувства гордости и уважения к ветеранам войны.

Разучивание стихотворений на родном языке.

 

13.05

Чтение сказки «Алаша, Бёрю, Тюлкю».

Приобщение детей к художественной литературе на родном языке.

Пересказ сказки на родном языке.

 

17.05

Къарачай нарт сёзле.

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Разучивание поговорок и пословиц на родном языке.

 

20.05

Викторина для родителей: «Самый лучший (ая) папа (мама)»

Побуждать детей и родителей к совместной подготовке и участии в мероприятии

Викторина

 

24.05

Составление и защита семейного древа на карачаевском языке.

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Конкурс  составления семейного древа

 

27.05

Чтение стихотворений «Моя семья», «Мама» на карачаевском и русском языках.

Формирование у детей чувства любви и уважения к родным.

Разучивание стихотворений на родном языке.

 

30.05

Разучивание песни «Ата Джуртум».

Приобщение детей к изучению и исполнению песен на родном языке.

Песня

 

31.05

Отчёт-презентация для родителей «Наши результаты».

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

 

Отчётный концерт

 

 

 

 

Литература:

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

  1. https: // doshvozrast.ru//

4.https: //  festival.1september.ru//

  1. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2002. – 16 с.
  2. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2003. – 17 с.
  3. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2007. – 32 с.
  4. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2008. – 32 с.
  5. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2011. – 20 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivayushchego_kruzhka.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развивающего кружка

«Анняны таурухлары»

для детей подготовительной группы

Пояснительная записка

 Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким-нибудь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.

 Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

        Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны
      Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
       Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: 
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств   происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
               Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для 
становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
              Важным средством патриотического воспитания является 
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. 
Любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым ты живёшь. В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его родина.

О необходимости знания родного языка говорил и Сухомлинский: "Сколько я знаю языков, столько раз я человек, но богатство, воплощённое в сокровищах языков других народов, остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты". Родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному краю.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".

Успешному развитию  дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей подготовительного дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня,1 раз в 2 недели по 20-25 минут. Программа рассчитана на  2 месяца обучения.

Цель:

1.Создание комфортной для ребенка образовательной среды, обеспечивающей гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры;

2.Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ.

3.Формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

2. Формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев.

3. Расширение знаний детей о родном крае, России и мире.

4. Предоставление детям возможности обучения и воспитания на родном языке.

5. Приобщение к истокам национальной культуры карачаевского народа.

6. Обеспечить творческий характер (сценки, конкурсы чтецов)

Программа кружка:

Апрель

  1. Беседа: «Наш край родной – Карачаево-Черкесия».
  2. Чтение сказки «Джигит и его друзья»
  3. Чтение стихотворений поэтов КЧР
  4. Конкурс чтецов стихотворений поэтов КЧР
  5. Консультация для родителей.«Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»
  6. Чтение сказки «Намыс», инсценировка сказки
  7. Беседа: «Эриши кёрюннген затла»
  8. Чтение стихотворений: «Домашние и дикие животные» на карачаевском и русском языках. Сказка: «Белый ягнёнок»
  9. Презентация на тему: «Национальная еда карачаевцев»
  10. Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Май

  1. Беседа и чтение стихотворений на тему: «Возрождение карачаевского народа».
  2. Беседа и чтение стихотворений на тему: «Герои войны КЧР».

  3. Чтение сказки «Алаша, Бёрю, Тюлкю».

  4. Къарачай нарт сёзле.

  5. Викторина для родителей: «Самый лучший (ая) папа (мама)»

  6. Составление и защита семейного древа на карачаевском языке.

  7. Чтение стихотворений «Моя семья», «Мама» на карачаевском и русском языках.

  8. Рассказы детей о своей семье на карачаевском языке.

  9. Разучивание песни «Ата Джуртум».

  10.   Отчёт-презентация для родителей «Наши результаты».

Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

2. Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.

3. Особую  роль на наших занятиях занимает воспитывающая часть. Воспитательное воздействие  оказывает содержание литературных произведений, устное народное творчество, игрушки, картины.  Воспитательный характер занятия (принцип воспитывающего обучения). На занятиях решается комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания.

4. Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения.

5. Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

  Взаимосвязь речевого и умственного развития.

    Мы знаем, что мышление  дошкольника  наглядно – действенное и наглядно – образное. Затем они начинают взаимодействовать со словесно – логическим мышлением, которое становится ведущей формой мыслительной деятельности. На базе лексических, грамматических и других речевых средств осуществляется мыслительная форма деятельности. Вот здесь и развивается интеллектуальная функция языка.

            Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении – с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком. По Н. Н. Подьякову – соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического,  которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно – действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные отношения между предметами  и явлениями. Дошкольнику необходимо научиться подбирать наиболее подходящие слова для выражения данной мысли, научиться строить простые и сложные предложения,  использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказываний.

   Взаимосвязь развития речи и эстетического развития.

В  формировании связной речи  ярко  выступает и взаимосвязь речевого и эстетического момента. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

 Развитие речи дошкольника тесно связанно с  эстетическим воспитанием детей. Обучая детей пересказу фольклорных и литературных произведений с целью строить связное монологическое высказывание, тут включается ознакомление детей с изобразительно- выразительными средствами художественного текста ( сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.) Владение этими средствами  углубляет художественное восприятие литературного произведения, что в свою очередь влияет на развитие речи детей.

В формировании творческого рассказывания, важно осознанное отношение ребенка к языку и его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно выразительных средств для воплощения художественного образа задуманного ребенком.

 Развитие речи и нравственное воспитание

Обучая детей родному языку, предоставляется возможность для решения нравственных задач нравственного воспитания – прежде всего для воспитания и любви к родному языку, его богатству и красоте. Используя метод рассказывания группами («командами») – позволяет развивать умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступить, если нужно и т. д.

   Чтение художественной литературы, пересказ, коллективный рассказ способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственное поведение детей.

Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающая лексика включают в речь детей (и в понимание речи) группы  слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека. Так же как и эстетические качества и оценки.

         Принципы обучения родному языку.

            Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.  Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, идет усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. Воспитателю необходимо знать  преемственность задач по развитию речи предыдущей и последующей возрастной группы.

         Обогащение словаря

             Все  воспитатели знают, что необходимо пополнять словарь детей новыми словами, но не все стремятся  к тому, чтобы  ребенок осознавал смысл слова, его значение. Словарная работа заключается в том, что неразрывно связанна с обогащением знаний и представлений дошкольников. Она осуществляется в разных видах деятельности: ознакомление дошкольников с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Это является необходимым звеном словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

 Работа над пониманием слов

Необходимо не только увеличивать запас слов, но и  формировать точное понимание  их значения. На практике  мы знаем, что дети постоянно  сталкиваются с различными по значению словами, с синонимами и антонимами.  Известно, что у  дошкольников ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Речь дошкольника отличается от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Чаще ребенок сам пытается осмыслить слова, вкладывает в их содержание свойственное его опыту понимание. Отсюда следует, что в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения слов.

 Приемы развития речи.

Чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению в работе с детьми использую: речевые упражнения, словесные  игры. Упражнения  создают условия для речевой практики детей, для пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

            Лексические упражнения формируют у детей практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, составить предложение. Подобные  упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды занятий по родному языку

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

занятия по формированию словаря (предметные картинки (животные, одежда, предметы домашнего обихода), предметную среду,  осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению с помощью чистоговорок, скороговорок и тд);

занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания, пересказы, описание картин при помощи инновационных технологий и т.д.),

занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.).

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе

месяц

Дата

Тема занятия

Цели и задачи

Планируемые результаты

Апрель

5.04

Беседа: «Наш край родной – Карачаево-Черкесия».

Расширение знаний детей о родном крае, России и мире.

Рисунки родного края.

8.04

Чтение сказки «Джигит и его друзья»

Воспитывать любовь, уважение к матери, бережное отношение к своей  семье.

Пересказ на карачаевском языке.

12.04

Чтение стихотворений поэтов КЧР

Приобщение детей к художественной литературе на родном языке.

Заучивание стихотворений наизусть

15.04

Конкурс чтецов стихотворений поэтов КЧР

Обогащение словарного запаса родного языка.

Конкурс чтецов.

16.04

Консультация для родителей.«Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка»»

Приобщение родителей к работе кружка.  

Анкеты для родителей.

19.04

Чтение сказки «Намыс», инсценировка сказки

Приобщение к истокам национальной культуры карачаевского народа.

Сценка «Намыс».

22.04

Беседа: «Эриши кёрюннген затла»

Формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев.

Заучивание поговорок на родном языке.

26.04

Чтение стихотворений: «Домашние и дикие животные» на карачаевском и русском языках. Сказка «Белый ягнёнок»

Формирование у детей чувства любви и бережного отношения к животным. Обогащение словаря на родном языке

Рисунки животных и описание на родном языке.

29.04

Презентация на тему: «Национальная еда карачаевцев»

 Приобщение к истокам национальной культуры карачаевского народа.

Конкурсы

30.04

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».

Информировать  родителей о важности воспитания у детей любви к родному краю в условиях семьи.

Анкеты для родителей.

Май

6.05

Беседа и чтение стихотворений на тему: «Возрождение карачаевского народа».

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Разучивание стихотворений на родном языке.

11.05

Беседа и чтение стихотворений на тему: «Герои войны КЧР».

Формирование чувства гордости и уважения к ветеранам войны.

Разучивание стихотворений на родном языке.

13.05

Чтение сказки «Алаша, Бёрю, Тюлкю».

Приобщение детей к художественной литературе на родном языке.

Пересказ сказки на родном языке.

17.05

Къарачай нарт сёзле.

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Разучивание поговорок и пословиц на родном языке.

20.05

Викторина для родителей: «Самый лучший (ая) папа (мама)»

Побуждать детей и родителей к совместной подготовке и участии в мероприятии

Викторина

24.05

Составление и защита семейного древа на карачаевском языке.

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Конкурс  составления семейного древа

27.05

Чтение стихотворений «Моя семья», «Мама» на карачаевском и русском языках.

Формирование у детей чувства любви и уважения к родным.

Разучивание стихотворений на родном языке.

30.05

Разучивание песни «Ата Джуртум».

Приобщение детей к изучению и исполнению песен на родном языке.

Песня

31.05

Отчёт-презентация для родителей «Наши результаты».

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

Отчётный концерт

Литература:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

  3. https: // doshvozrast.ru//
  4. https: //  festival.1september.ru//

  5. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2002. – 16 с.
  6. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2003. – 17 с.
  7. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2007. – 32 с.
  8. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2008. – 32 с.
  9. Салпагарова, К. А. Илячин – Детский журнал / Салпагарова К. А. , Узденов Р. С.-М.: Сокол, 2011. – 20 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием развивающих игр "Путешествие Колобка" для детей подготовительной к школе группы.

В занятии используются развивающие игры: палочки Кюизенера, кубики "Сложи узор", квадрат Воскобовича, "Да-нетка", упражнения ТРИЗ....

развивающее занятие методом сказкотерапии для детей подготовительных к школе групп

занятие направлено на развитие психических процессов для подготовительных к школе групп....

Конспект занятие по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции для детей подготовительного возраста «Весёлые Маргаритки»

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для подготовительной группы Маргаритки инструктора по плаванию Кривченко А.А.разминка в ...

Развивающее занятие «Теремок «Смекалка» для детей подготовительной к школе группы.

Цель занятия: подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет»

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет» разработана с целью повышения речевого уровня дошкольников для плавного и корректного перехода на следующий ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...

Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год

Таблица результатов освоения программы  по художественно-эстетическому  развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография»  как средство подготовки руки к...