Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет» разработана с целью повышения речевого уровня дошкольников для плавного и корректного перехода на следующий этап обучения (школьный). Программа нацелена на формирование у детей внимания к слову, правильной связной речи. Данная логопедическая работа должна обеспечить скорейшую адаптацию детей к новым образовательным условиям, снизить тревожность, упростить работу педагогов школы. Программа расчитана на один учебный год работы логопеда с группой детей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvivayushchego_kursa_logopedicheskie_zanyatiya.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»
Тенькинского района Магаданской области
Утверждена приказом директора школы Е.Ю.Ребровой_____________ №____ от __________________ |
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________________
«____»_____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающего курса
«Логопедические занятия
для детей 6-7 лет»
Разработана
Волковой К. В.,
учителем-логопедом
п. Усть-Омчуг
2019 г.
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Пояснительная записка
В последнее время языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основными причинами косноязычия, неуспешности детей 6-7 лет в усвоении родного языка являются изменение психического, соматического и речевого статуса детей, а также отсутствие помощи детям на ранних этапах развития. У таких детей отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении школьной программы.
Недостаточное развитие фонематических процессов, бедный словарный запас, неверное использование грамматических конструкций наряду с несформированностью таких когнитивных процессов как внимание, память, мышление, воображение, восприятие к школьному возрасту приводят к нарушению связной речи, неготовности к овладению навыками письма.
Многие исследователи-дефектологи доказали, что обучение детей по развивающим программам позволяет не только устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.
Для того чтобы заложить основы успешного усвоения детьми данных навыков, а также предупредить логопатические ошибки в письменной речи школьников, данная программа предусматривает обще развивающий курс, длительность которого составляет 34 часа в учебный год/ 1 час в неделю. В течение этого времени специальных занятий по формированию психических процессов дошкольников (в том числе овладению нормами русского языка на уровне устной речи) будет воспитываться и развиваться фонематический слух, формироваться правильное физиологическое и речевое дыхание, предупреждаться и исправляться лексические, речевые и грамматические ошибки, расширяться и уточняться словарь ребёнка.
Цели данной программы: 1) развитие психофизиологических процессов дошкольников для плавного, корректного перехода на школьный этап своего развития; 2) формирование у детей внимания к слову («рисунку» слова), правильной связной речи.
Задачи:
1. воспитать у детей правильную, четкую, ритмически верную, умеренно громкую, плавную, выразительную, связную речь, соответствующую возрасту;
2. учить различать и выделять фонемы;
3. учить классифицировать предметы по общим признакам;
5. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
6. расширять словарный запас;
7. развивать связную речь;
8. предупредить недостатки письменной речи.
Место проведения занятий: муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Усть-Омчуг».
Формы работы:
- фронтальное (групповое) занятие.
Формы контроля:
- анализ устной речи в начале и в конце учебного года (фронтальный, групповой);
- проверочные работы.
Направления работы:
- Восполнение пробелов в развитии фонематического слуха.
- Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
- Развитие связной речи.
- Развитие когнитивных процессов.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться дифференцировать речевые звуки;
- усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
- овладеть навыками построения связного высказывания;
- развить долговременную память, внимание, логическое мышление, воображение.
Содержание программы по разделам:
I Введение.
Диагностика уровня сформированности навыков и умений воспринимать (слушать, понимать), пересказывать (по вопросам и самостоятельно), дополнять, составлять (по заданным словам, по картинке, сюжетным картинкам, описательным картинам) текст (рассказ).
Уточнение речевых возможностей детей.
II Упражнения на развитие фонематического слуха, ритмики слова:
- выделить (найти) заданный речевой звук;
- различать звуки – буквы; гласные – согласные;
- слышать и воспроизводить темпо-ритмическую картину слова;
- дифференцировать звуки речи по глух/звон, по мягк/твёрд;
- определить место звука в слоге, слове;
- определить звуки, которыми отличаются слова;
- подобрать (придумать) слова с заданным звуком (позиция начала, конца, середины слова);
- разгадать ребус, слово из набора звуков.
III Лексико-грамматическая работа.
Упражнения:
- определить часть речи (слово-предмет, слово-признак, слово-действие);
- назвать один-много; сосчитать количество предметов (1-10);
- назвать ласково-уменьшительно/грубо-увеличительно;
- описать «Какие бывают?»;
- ответить на вопрос (что делают? что делал? что будут делать?), (какой? какая? какое? какие?), (чьи? чей?), (где? как? когда?);
- назвать лишнее слово (родственные слова);
- назвать из чего? сделано;
- назвать что где лежит (существительные с предлогами);
- правильно использовать согласование;
- исправить ошибку (в согласовании слов);
- назвать детёнышей (назвать всю семью);
- образовать слова, составить с ними предложения;
- закончить предложение одним и тем же словом, меняя только его форму;
- назвать одним словом (сложные слова с двумя корнями и соединительными гласными о, е);
- назвать отчества женщин, мужчин;
- выбрать (подобрать) слова, подходящие к словам МОЙ, МОЯ, МОЁ.
IV Формирование и развитие связной речи.
Упражнение:
- объяснить словечко;
- классифицировать предметы по признакам;
- выделить слова из предложения;
- продолжить предложение;
- собрать предложение (-я) из слов;
- отгадать загадку;
- объяснить пословицу, выражение;
- сравнить слова (предметы), найти общее и отличия;
- составить предложения по картинке;
- логические задачки;
- ответь на вопросы;
- вспомнить 8-10 названий (овощей, фруктов и т.п.);
- назвать части целого (живого и неживого);
- описать предмет по картинке;
- рассказать о предмете;
- назвать лишний предмет;
- подобрать к слову - предмету слова-действия или слова – признаки;
- придумать предложения с данными парами слов (по общим категориям);
- пересказать текст;
- ответить на вопросы по тексту;
- придумать окончание рассказа;
- составить описательный, сравнительный, сюжетный рассказ по схемам, рисункам, пиктограммам;
- исправить предложение, установив правильный порядок слов;
- объяснить словосочетание и составить с ним предложение;
- придумать сначала предложение, потом рассказ на данную тему;
- составить рассказ по картинке;
- составить рассказ по картинкам;
- исправить речевые ошибки;
- сказать наоборот (антонимы);
- подбор слов-приятелей (синонимы).
V. Общее развитие:
-Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий:
- логопедического кабинета для занятий;
- наглядных пособий;
- дидактического материала;
- учебной литературы;
- зеркал;
- средств ИКТ;
- канцелярских принадлежностей.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
Возрастной состав групп: дети преддошкольного возраста (6-7 лет).
Программа рассчитана на 1 год (34 основные темы).
Методические пособия:
1) Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
2) Успенский, М.Б. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить: Пособие по развитию речи: Для дошкольников и школьников мл.кл. / М.Б.Успенский, Л.П.Успенский.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: СпецЛит, 2002.
3) Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.
4) Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис»: СПб., 1994.
5) Гаврина, С.Е. Тренажер по развитию речи: Школа для дошколят/ С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. – М.: РОСМЭН, 2014.
Календарно-тематическое планирование
развивающих логопедических занятий с детьми предшкольного возраста
на 2019 - 2020 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания | |
I Введение | ||||
Диагностика уровня сформированности навыков и умений воспринимать, дополнять, пересказывать, составлять текст (рассказ). | ||||
Уточнение речевых возможностей детей на лексико-грамматическом уровне. | ||||
Уточнение возможностей детей на фонематическом, просодическом уровне. | ||||
II Работа над связной речью. | ||||
Грибы в лесу | ||||
Грибная корзина. Съедобные и несъедобные грибы | ||||
Грибники | ||||
Ягоды. Места распространения, время созревания | ||||
Ягодный сбор. Домашние заготовки | ||||
Ягоды. Любимое блюдо | ||||
Осень. Деревья | ||||
Деревья и кустарники осенью | ||||
Листопад | ||||
Прогулка по осеннему лесу | ||||
Осенний подарок | ||||
Деревья твоего посёлка | ||||
Дикие животные и их семьи | ||||
В зоопарке мы бродили... | ||||
Обитатели леса | ||||
Дикие животные готовятся к зиме | ||||
Дикие животные. Как они зимуют? | ||||
Загадки зимующих зверей | ||||
Дикие животные. Кто как зиму проводит? | ||||
Рассказ о диком животном по образцу | ||||
Рассказ о диком животном по плану | ||||
Птицы. Что общего? | ||||
Перелётные птицы | ||||
Перелётные птицы. Работа с текстом | ||||
Зимующие птицы | ||||
Зимующие птицы в твоем районе | ||||
Загадки о пернатых | ||||
Рыбы. Признаки рыб | ||||
Рыбы. Места обитания | ||||
Рыбьи семейки | ||||
Загадки про рыб | ||||
Рассказ о рыбах по наглядному плану | ||||
Рыбы. Рассказ по картинкам | ||||
Домашние животные, птицы и их детёныши | ||||
Рассказ по картинке | ||||
Рассказ-описание домашнего животного по плану, образцу | ||||
Зима. Зимняя одежда | ||||
Пословицы о зиме | ||||
Рассказ по картинке и заданному плану/образцу | ||||
Зимние забавы | ||||
Зимние забавы. Новый год | ||||
Новый год. Рассказ по картинке | ||||
Человек. Части тела | ||||
Игры на моторное развитие | ||||
Рассказ по картинкам | ||||
Транспорт | ||||
Загадки о транспорте | ||||
Рассказ по картинке | ||||
Транспорт. Правила дорожного движения | ||||
Игры на пространственное восприятие | ||||
Рассказ по плану/образцу | ||||
Материалы и инструменты | ||||
Инструменты и профессии | ||||
Рассказ по картинкам | ||||
Профессии. Строительство. | ||||
Профессии и фамилии. В чем связь? | ||||
Профессии. Составление предложений по картинкам | ||||
Профессии родителей | ||||
Расскажи о профессии по плану | ||||
Рассказ «Кем быть?» по образцу | ||||
Электроприборы. Ателье | ||||
Электроприборы. Сложные слова | ||||
Электроприборы для ателье | ||||
Ателье. Дидактические игры | ||||
Ателье. Редактируем предложения | ||||
Ателье. Рассказ по картинкам | ||||
Времена года. Календарь. | ||||
Времена года. В чём их отличия? | ||||
Весна в природе | ||||
Рассказ о весне (ответы на вопросы, пересказ) | ||||
Весна в каждом доме... | ||||
Весна. Весенние праздники. | ||||
Ранние признаки весны. Первые цветы | ||||
Загадки-описания | ||||
Рассказ по картинке | ||||
Возвращение птиц. Насекомые | ||||
Особенности перелетных птиц | ||||
Перелетные птицы. Рассказ | ||||
Насекомые весной | ||||
Насекомые. Описательный рассказ | ||||
Насекомые нашего края | ||||
Космос | ||||
Космические загадки. Комические игры | ||||
Рассказ о космосе | ||||
Города. Город Москва | ||||
Путешествие по Москве | ||||
Я - турист. Рассказ по заданному плану-маршруту | ||||
Город Санкт-Петербург | ||||
Санкт-Петербург. Работа над предложением | ||||
Прогулка по улицам Санкт-Петербурга | ||||
Малая Родина. Город Магадан (Магаданская область). | ||||
Мой адрес – место жительства. Достопримечательности места, где я живу | ||||
Флора и фауна Магаданской области | ||||
Я и моя семья. Занятость и отдых магаданцев | ||||
Мои предки – мои корни | ||||
Рассказ «За что я люблю Магадан» | ||||
III Итог | ||||
Проверка знаний и умений по пройденному материалу | ||||
Мониторинг речевого развития детей: фонетио-фонематический, просодический уровень | ||||
Мониторинг речевого развития детей: связное высказывание | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Чудесная бисеринка"для детей 6-7 лет
В работе разработаны цель,задачи курса. Дана подробная сетка занятий на учебный год,есть пояснительная записка, методическая литература, есть содержание образовательной программы, основные разделы; не...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (обучение грамоте)
Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Цель коррекционного курса: освоение фонетико-фонематической стороны родног...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (развитие речи)
Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7лет).Цель коррекционного курса: формирование связной, грамматически правильной р...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (логоритмика)
Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Цель коррекционного курса: преодоление речевого нарушения у детей с ...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с задержкой психического развития...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...