РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
рабочая программа
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социальный институт должно способствовать формированию и развитию у маленьких граждан представлений об обществе, культуре, Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_region.komponent.docx | 50.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89 «Журавленок» компенсирующего вида»
г. Улан-Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Разработчик:
Ульяновская О.А.
Харько О.А.
Улан-Удэ
2021
СОДЕРЖАНИЕ:
1.2. Цели и задачи реализации программы 4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации программы 6
1.5. Планируемые результаты освоения программы 7
2.1. Содержание направлений реализации программы 10
2.2. Формы, методы и средства реализации программы 11
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 13
2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ 14
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 15
3.1. Материально-техническое обеспечение программы 15
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами 16
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды 17
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социальный институт должно способствовать формированию и развитию у маленьких граждан представлений об обществе, культуре, Родине.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3, п.3,4) указывает на то, что государственная политика в сфере образования носит гуманистический характер, основывается на принципах гражданственности, патриотизма, единства образовательного процесса на территории РФ, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства.
Важнейшую роль в воспитании дошкольников играет возрождение и сохранение культурного наследия. И первой ступенькой в освоении мировых культурных сокровищ и формировании личностной культуры становится культура региональная.
Об уникальности региональной культуры Республики Бурятия можно судить по социокультурным особенностям развития, по самобытности культур народов, населяющих республику (русские, буряты, эвенки и др.). Наш регион имеет глубокие исторические корни культурных традиций и обычаев, равно как и опыт сохранения и передачи региональных культурных ценностей подрастающему поколению.
Национально-региональный компонент в дошкольном образовании призван помочь детям осознать и ощутить принадлежность к своей малой родине, усвоить общечеловеческие и национальные ценности.
Рабочая программа реализации национально-регионального компонента разработана в соответствии с ООП МБДОУ «Детский сад №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цели реализации программы:
- развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных физиологических и психологических особенностей в различных видах деятельности;
- развитие потенциальных возможностей и индивидуальных способностей детей;
- формирование интереса и ценностного отношения к родному краю у детей.
Задачи реализации программы:
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- формирование представлений о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире родного края;
- формирование уважительного и бережного отношения к природе и всему живому;
- ознакомление детей с историческим прошлым и настоящим, культурным наследием родного края; развитие интереса к местным традициям и народным промыслам;
- привлечение родителей к совместному участию и поддержке при ознакомлении дошкольников с родным краем.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность;
- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию программы:
- Культурно-исторический. Развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие – важнейший дидактический принцип. Учёт социальной ситуации в образовательной деятельности ребенка является важным условием развития.
- Деятельностный подход. Ребёнок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка, согласно точке зрения Л.С. Выготского и В.В. Давыдова. Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, формирующейся постепенно. Сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, и в конечном итоге он действует самостоятельно.
- Личностно-ориентированный подход. Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Подразумевает личностно-ориентированную модель взаимодействия, суть которой в том, что воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом и не над, а вместе!».
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации программы
В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Родной город», «Население», «Традиции родного края», «Растительный мир Республики Бурятия», «Животный мир Республики Бурятия»», и учитывает особенности региона: географические, климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность).
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет:
- речь развита достаточно, дети свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. Появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог;
- познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления;
- старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история, а образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Детям доступны произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения дополнительной программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной программы.
Целевые ориентиры освоения программы
Раздел | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Родной край | Имеют представления о климатических и сезонных изменениях в природе Республики Бурятия. | Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. |
2. Родной город | Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. | Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеют представления о геральдике. |
3. Население | Знают некоторые народности, населяющие республику. Имеют представления об их быте и условиях проживания. | Могут назвать малочисленные народности, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде. |
4. Традиции родного края | Знают сказки, легенды, обычаи народа. Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы. | Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты. |
5. Растительный мир Республики Бурятия | Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений. | Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания. Знают о разнообразии растительного мира. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения. |
6. Животный мир Республики Бурятия | Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны. | Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание направлений реализации программы
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | - дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире Республики Бурятия; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями); - формировать бережное отношение к природе Бурятии. |
Художественно-эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к народным промыслам и местным традициям; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности. |
Социально-коммуникативное развитие | - воспитывать любовь и привязанность к «малой родине», уважение к традициям и культуре Республики Бурятия |
Физическое развитие | - развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные народные игры и забавы. |
Речевое развитие | - развивать культуру речи, - знакомить с писателями, их творчеством; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы). |
2.2. Формы, методы и средства реализации программы
При реализации программы реализации национально-регионального компонента используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:
- игры дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, хороводные, подвижные игры имитационного характера, игры-драматизации;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение, рассматривание и обсуждение детских иллюстрированных энциклопедий, познавательных и художественных книг;
- рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми, беседы социально-нравственного содержания;
- наблюдения за трудом взрослых, за природой;
- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, изготовление сувениров и украшений для группового помещения к праздникам;
- познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, экспериментирование;
- оформление выставок произведений декоративно-прикладного искусства, работ народных мастеров, репродукций произведений живописи, книг с иллюстрациями; выставок детского творчества, тематических выставок;
- заучивание стихотворений, произведений малых фольклорных жанров, отрывков литературных произведений;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к знакомым сказкам и полешкам, предметных и сюжетных картинок, произведений искусства (народного, изобразительного, декоративно-прикладного), игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.);
- продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация) по замыслу, по мотивам знакомых стихов и сказок, на темы народных потешек, на тему прочитанного или просмотренного произведения; лепка, рисование сказочных животных; рисование иллюстраций к художественным произведениям;
- слушание и обсуждение народной, детской музыки, классической музыки;
- упражнения на развитие голосового аппарата, певческого голоса, артикуляции;
- танцы;
- физкультминутки.
Вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:
- информационно-рецептивный, позволяющий сократить путь передачи информации;
- репродуктивный метод, основанный на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;
- проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;
- эвристический метод (частично-поисковый), где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- исследовательский метод, направленный на освоение способов решения проблем, на развитие творческой деятельности;
Средства работы с детьми дошкольного возраста:
- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (несуществующие, невозможные) и др.;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно–информационную работу.
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительных услугах | Сентябрь | Воспитатели |
Оформление информационного стенда: памятки, буклеты | В течение года | Воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем | В течение года | Воспитатели |
Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье | В течение года | Воспитатели |
Совместный просмотр презентаций и видеороликов по тематике вместе с родителями | Декабрь-январь | Воспитатели |
Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах | В течение года | Воспитатели |
Создание мини-книг, макетов по темам | Февраль-май | Воспитатели |
2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ
Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Содержание деятельности | Дата | Ответственный |
Народные игры Развлечение «Игры нашего двора» | В течение года | Руководитель по физической культуре Воспитатели |
Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Бурятии. Выставка детского творчества | В течение года | Воспитатели |
Природа, растительный и животный мир, культура и быт народов Бурятии. Выставка макетов | В течение года Март-май | Воспитатели |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
Технические средства обучения | Магнитофон, музыкальный центр, мультимедиа-проектор. Наборы аудио и видеодисков, презентации. |
Мини-музей «Мой Улан-Удэ» | Сменные выставки: «Мой родной Улан-Удэ», «Достопримечательности города» «История детского сада «Журавлёнок» Макеты: «Мой край Бурятия» «Славное море, священный Байкал» |
Краеведческий уголок | «Красная книга Республики Бурятия» «Природа родного края» «Животный и растительный мир Бурятии» «Народное декоративно-прикладное искусство Бурятии» Народная художественная литература (сказки, рассказы, легенды) Изделия народных промыслов «Бурятские национальные игры» |
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Содержание предметно-развивающей среды при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Старшая группа | Подготовительная группа |
Карта Бурятии Альбом национальных костюмов Гербарий растений Фотоальбом «Наш любимый Улан-Удэ» Картотека дидактических игр Атрибуты для подвижных игр Материалы для творческой деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и др.) Художественная литература (сказки, рассказы, легенды) | Карта России Карта Бурятии Альбом «Мой край» Альбом «Животные Бурятии» Альбом «Растения Бурятии» Гербарий растений, природный материал Книги поэтов и писателей края детской тематики Альбом «Достопримечательности города» Альбом «Байкал –жемчужина Бурятии» Картотека дидактических и подвижных игр Атрибуты для подвижных игр Материалы для творческой и исследовательской деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин, краски, нитки, ткань, леска и др.) Национальные костюмы Макет жилищ народов, проживающих в Республике Бурятия |
ЛИТЕРАТУРА:
- Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.- метод. пособие / авт.-сост.: З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина. - Улан-Удэ: изд. Бурятского госуниверситета, 2010. - 160 с.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Б.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. -2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2004. -176 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70512244/
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.- СПб.; Детство-пресс, 2008. - 128с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Сборник Федеральных законов РФ / URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-3.php
- Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 4-7 лет. - Х.: ЧП «Ангро Плюс», 2008. - 144 с.
- Швейкина Е. А., Пазникова З. И. У Байкала мы живем: рабочая тетрадь по ознакомлению с культурой народов Бурятии / Е.А. Швейкина, З.И. Пазникова. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. - 34 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование работы по реализации национально-регионального компонента в первой младшей группе
таблица: тема, цели, период, мероприятия, словарь...
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...
Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы
Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...