РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrk_2_ml.gr_.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

ПРИНЯТО                                                

Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад

 № 42» г. Воркуты

Протокол №        от «       » ______________ 2016 г.                                

        

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ «Детский сад   № 42» г. Воркуты

№      от «          »________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ  НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ

«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

для дошкольников (3 – 4 лет)

срок реализации программы 1 год

                                                                            Составители:

                                                                                                        Панюкова Л.Л. – воспитатель

                                                                                                                                                       Лаврова И.И.  – воспитатель

Рабочая программа «Мой край родной», является частью основной образовательной программы дошкольного образования  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 42 «Аленка» г. Воркуты (далее по тексту  - Программа и Учреждение соответственно), формируемой участниками образовательных отношений, отражает национально-региональный компонент содержания программы.   

Реализация рабочей программы «Мой край родной», осуществляется в пределах 10% от общего времени реализации Программы.

Для реализации программы «Мой край родной»  в учебном плане не выделяется специально отведенного времени, содержание реализуется через различные виды  совместной деятельности педагога с детьми - различные виды игр, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций, творческие мастерские, просмотр презентаций и познавательных фильмов согласно циклограмме планирования: 1 раз в месяц  во второй младшей и средней группах и 1 раз в неделю в старшей и подготовительной группах.

Приобщение детей дошкольного возраста к познанию природы и национальных особенностей родного края осуществляется через:

- расширение и углубление представлений детей о живой природе родного края;

- освоение закономерностей, лежащих в основе природных явлений;

- воспитание элементов экологического сознания, ценностного отношения к природе, нравственного поведения;

- ознакомление с бытом и культурой коми народа;

- расширение и углубление представлений о фольклоре коми народа, музыкальных произведениях и народных музыкальных    инструментах;

- ознакомление с национальными и культурными традициями  коми народа.

Кроме этого, решению задачи приобщения детей к национальной культуре  способствует создание уголков (центров) национального колорита в группах Учреждения (произведения народного творчества, бытовые предметы, коми национальный орнамент, литературные произведения и др.), а также налажена система взаимодействия с учреждениями и организациями города: посещение  выставок в МБУК «Центр национальных культур и досуговой деятельности», мини – музея МБДОУ № 26.

Содержание программы:

        Растительный и животный мир тундры. Растения и животные тундры, как живые организмы. Внешнее строение. Проявление жизни и своеобразие жизни разных групп живых организмов. Рост. Развитие. Размножение. Нравственная и практическая ценность растительного и животного мира тундры. Отношение к природе тундры.

Как растения и животные приспособились к трудным условиям среды обитания в Заполярье. Основные среды обитания растений и животных в тундре (подземная, наземная, воздушная, водная, подснежная). Почва, ее состав, особенности почвы тундры, ее свойства. Приспособление живых организмов к среде обитания. Изменение условий основных сред обитания по сезонам. Приспособление растений и животных к особым климатическим условиям на Севере. Ценность природы тундры: познавательная, эстетическая, нравственная, практическая. Правила взаимодействия в природе тундры. Правила поведения в тундре, в парке, на улице. Отношения к природе тундры. Интерес к жизнедеятельности живого организма.

Все в тундре нужны. Существование объектов в экосистемах. Условия жизни в экосистемах тундры. Средообразующая функция мхов и лишайников тундры. Взаимосвязи в экосистемах. Влияние человека на тундру, результаты его воздействия. Ценность тундры. Сохранение целостности сообщества. Отношение к природе тундры.

Быт коми народа.

Задачи образовательной деятельности во второй младшей группе (3 – 4 лет):

1.Развивать у младших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2.Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.

3.Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

4.Формировать представления о растительном и животном мире тундры

5.Знакомить с символикой республики Коми

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» во 2 младшей группе на 2016 – 2017 учебный год

Месяц

                                                                         Тема

итого

09

Знакомство с коми фольклором (прибаутки, заклички)

Коми народная сказка «Лиса и заяц» («Руч и кöч»)

1

10

Что такое «тундра»?

Ягоды тундры (голубика, морошка)

1

11

Знакомство с животными Севера (северный олень, заяц, волк, медведь)

1

12

Обыгрывание коми  подвижных игр «Мышь и угол» ( «Шыр да пельӧс»), «Воробей» («Пышкай»).

1

01

Ознакомление с элементами коми орнамента

«Украсим варежки»

1

02

Ознакомление с музыкальными произведениями коми народа и музыкальными инструментами (шур – шар, зин – зель)

1

03

Чтение коми сказки «Восьминогая собака»

1

04

Ознакомление пернатыми Севера (полярная сова, куропатка)

Составление декоративного панно «Кто на Севере живет»

1

05

Ознакомление с близлежащим окружением детского сада (улица, на которой расположен детский сад, названия близлежащих общественных учреждений)

1

Итого:

9

                                                      СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата

Тема

Задачи

Содержание и формы совместной деятельности

сентябрь

Знакомство с коми фольклором (прибаутки, заклички)

Коми народная сказка «Лиса и заяц» («Руч и кöч»)

- формировать интерес к произведениям коми фольклора с использованием загадок, пестушек, дразнилок, прибауток и т.д.; 
формировать двигательные навыки, развивать мелкую моторику пальцев; 
- обогатить игровой опыт ребенка; 
- согласовывать танцевальные движения со словами песни; 
развивать умение проговаривать коми слова и введение новых слов для 
расширения коми словаря; 

- подбор художественной литературы по теме проекта; 
- подборка фольклорного и музыкального материала; 
- подбор иллюстраций, атрибутов

октябрь

Что такое «тундра»?

Ягоды тундры (голубика, морошка)

- познакомить детей с особенностями природной зоны - тундры, с обитающими в тех краях животными, их приспособленностью к этим условиям жизни; Познакомить детей с северной ягодой и рассказать о свойствах северной ягоды. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды. Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.

 -фигурки животных;

- музыка со звуками тундры

- Организационный момент «В детский сад пришла посылка»

- Игровое упражнение «Собираемся в дорогу»

-Знакомимся с тундрой по иллюстрациям, фотографиям.

- Беседа «Здравствуйте, друзья!»

- Викторина «Кто живёт в тундре?»

Проводится игра «Собери ягоды в корзинку»

Дети делятся на две команды. Дети одной команды собирают мячи синего цвета (черника), другие – красного цвета(клюква). 

Отгадывание  загадок и прослушивание стихотворения о северных ягодах.

-лепка «ягод»

ноябрь

Знакомство с животными Севера (северный олень, заяц, волк, медведь)

Формировать представления у детей о животных севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Развивать связную речь, внимание.

Расширять словарный запас.

-Просмотр презентации «Животные Севера»

-П/И «Важенка и оленята»

В группе обозначен круг. В нём  находятся важенка и  оленята. Волк сидит за сопкой (в другом конце группы).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свой домик. Пойманного олененка волк уводит с собой.

декабрь

Обыгрывание коми  подвижных игр «Мышь и угол» ( «Шыр да пельӧс»), «Воробей» («Пышкай»)

Приобщать  детей дошкольного возраста к коми культуре через разучивание национальных подвижных игр

-Лепка «Пышкай» 
-Обыгрывание пальчиковых игр: «Этот пальчик…» («Тайö чуньыс…»), «Замок» («Томан»). 
- Разучивание коми народных танцев и игр. 

январь

Ознакомление с элементами коми орнамента

«Украсим варежки»

Дать обозначение некоторых элементов узора, представление о цветах, используемых саамами: красный, голубой, белый, желтый.

- Продолжать учить составлять простой узор на полосе из прямых линий, треугольников.

- Закрепить умение рисовать концом кисти, совершенствовать технику рисования  тычком.

- Воспитывать интерес к коми декоративно-прикладному искусству, любовь к родному краю

-просмотр мультимедийной презентации «Одежда коми »; 

-лепка «Девочка в малице»

-рассматривание предметов народно-прикладного искусства коми

Оборудование и материалы: гуашевая краска (цвета: серый, желтый, красный, синий); шаблоны из белой бумаги в форме варежки, кисти № 4, № 2, клей - карандаш, салфетки для рук, баночки с вадой; карточки с изображением элементов коми узора для игры «Тайны узора», иллюстрации с изображением одежды, обуви из оленьего меха, пимы.

февраль

Ознакомление с музыкальными произведениями коми народа и музыкальными инструментами (шур – шар, зин – зель)

Знакомить детей с коми музыкальной культурой. Воспитывать  чувство любви к своей Родине,
знакомить детей  с названием и звучанием коми инструментов

-альбом с изображением коми народных инструментов

- коми народные музыкальные инструменты

- иллюстрации к коми народной песне “Катша-катша”

март

Чтение коми сказки «Восьминогая собака»

Приобщать  детей дошкольного возраста к коми культуре; расширение знаний детей о коми фольклоре

- Беседа по содержанию сказки. 
-показ театрализованной деятельности на фланелеграфе

- рассматривание иллюстраций, картин к сказке
- отгадывание загадок

 апрель

Ознакомление  с пернатыми Севера (полярная сова, куропатка)

Составление декоративного панно «Кто на Севере живет»

Расширять представления детей о птицах родного края (полярной сове, куропатке)

Развивать познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников

 Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе. Уточнять представления детей о животных севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран, развивать творчество, мелкую моторику

-Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц в природе»,

-иллюстрации, открытки, календари с изображением птиц

 – П/И «Совушка и мыши»

-Вырезанные фигурки животных жарких стран и Севера

-Д/И «Угадай, кто, где живет»

-создание аппликации (коллажа) «Кто на Севере живет»

май

Ознакомление с близлежащим окружением детского сада (улица, на которой расположен детский сад, названия близлежащих общественных учреждений)

Продолжать формировать элементарные представления о социуме:

Знать название детского сада, группы;

Называть улицу, на которой расположен детский сад.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы воспитателя, задавать их.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

-Чтение художественных произведений «Моя улица» С.Михалкова

- подбор фотографий о нашем городе;

-рассматривание фасада детского сада, определение окон своей группы, музыкального зала, кабинета заведующей.

Итоги освоения содержания программы

Достижения ребенка (Что нас радует)

- Ребенок знает животных тундры

- Чувствовует красоту природы и эмоционально откликается на нее.

- Ребенок знает и узнает растительный мир тундры

- Выполняет правила поведения на природе и в социуме.

- Ребёнок имеет представления о символике Республики Коми.

Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей

- Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.

- Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.

- Не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах, связанных с жизнью родного города.

Программно - методическое обеспечение реализации  национально – регионального компонента образования

  1. Бочавер А.Л. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктида. М. Издательство АСТ 1998.
  2. Большая энциклопедия природы. Автор-составитель Бердышев С.В.  Мир книги. 2002.
  3. Гецен М.В. «Город в Заполярье и окружающая среда», труды третьей международной конференции, Сыктывкар. 2003.
  4. Гецен М.В. Воркута на угле, город в Арктике, Сыктывкар, 2004.
  5. Котелина Н.С. Грибы тайги и тундры. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1990.
  6. Котелина Н.С. Целебные растения Севера. Сыктывкар. Коми книжное издание. 1998.
  7. Маневцова Л.М. Саморукова П.Г. «Мир природы и ребёнок». С-П, Детство-пресс. 2000.
  8. Маневцова Л.М. Листок на ладони. С-П, Детство-пресс.2004.
  9. Остроумов. Животный мир Коми АССР. Коми книжное издательство. Сыктывкар. 1972.
  10. «Парма» программа развития и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Республики Коми. (под ред. Белых С.С. Штекляйн С.Н., Потолициной Н.Б.) Сыктывкар. 2003.
  11. Азбука тундры: методическое пособие // автор-составитель А.П. Листопад. Авторы идеи: Н.М. Бейзак. Л.Н. Челидзе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Региональный компонент программы

Региональная модель перспективного планирования «Приобщение детей к русским народным истокам»...

Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы

Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......

конспект по региональному компоненту "Труд людей в родном поселке"

этот материал будет полезен для воспитателей...

Приказ об итогах Х регионального фестиваля проектов "Мой край родной - Поволжье"

Список дипломатов Х регионального фестивалев  проектов "Мой край родной - Поволжье"...