РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrk_2_ml.gr_.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42 «Аленка» г. Воркуты
«Челядьӧс 42№-а видзанін «Аленка»
школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты Протокол № от « » ______________ 2016 г.
| УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты № от « »________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
для дошкольников (3 – 4 лет)
срок реализации программы 1 год
Составители:
Панюкова Л.Л. – воспитатель
Лаврова И.И. – воспитатель
Рабочая программа «Мой край родной», является частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 42 «Аленка» г. Воркуты (далее по тексту - Программа и Учреждение соответственно), формируемой участниками образовательных отношений, отражает национально-региональный компонент содержания программы.
Реализация рабочей программы «Мой край родной», осуществляется в пределах 10% от общего времени реализации Программы.
Для реализации программы «Мой край родной» в учебном плане не выделяется специально отведенного времени, содержание реализуется через различные виды совместной деятельности педагога с детьми - различные виды игр, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций, творческие мастерские, просмотр презентаций и познавательных фильмов согласно циклограмме планирования: 1 раз в месяц во второй младшей и средней группах и 1 раз в неделю в старшей и подготовительной группах.
Приобщение детей дошкольного возраста к познанию природы и национальных особенностей родного края осуществляется через:
- расширение и углубление представлений детей о живой природе родного края;
- освоение закономерностей, лежащих в основе природных явлений;
- воспитание элементов экологического сознания, ценностного отношения к природе, нравственного поведения;
- ознакомление с бытом и культурой коми народа;
- расширение и углубление представлений о фольклоре коми народа, музыкальных произведениях и народных музыкальных инструментах;
- ознакомление с национальными и культурными традициями коми народа.
Кроме этого, решению задачи приобщения детей к национальной культуре способствует создание уголков (центров) национального колорита в группах Учреждения (произведения народного творчества, бытовые предметы, коми национальный орнамент, литературные произведения и др.), а также налажена система взаимодействия с учреждениями и организациями города: посещение выставок в МБУК «Центр национальных культур и досуговой деятельности», мини – музея МБДОУ № 26.
Содержание программы:
Растительный и животный мир тундры. Растения и животные тундры, как живые организмы. Внешнее строение. Проявление жизни и своеобразие жизни разных групп живых организмов. Рост. Развитие. Размножение. Нравственная и практическая ценность растительного и животного мира тундры. Отношение к природе тундры.
Как растения и животные приспособились к трудным условиям среды обитания в Заполярье. Основные среды обитания растений и животных в тундре (подземная, наземная, воздушная, водная, подснежная). Почва, ее состав, особенности почвы тундры, ее свойства. Приспособление живых организмов к среде обитания. Изменение условий основных сред обитания по сезонам. Приспособление растений и животных к особым климатическим условиям на Севере. Ценность природы тундры: познавательная, эстетическая, нравственная, практическая. Правила взаимодействия в природе тундры. Правила поведения в тундре, в парке, на улице. Отношения к природе тундры. Интерес к жизнедеятельности живого организма.
Все в тундре нужны. Существование объектов в экосистемах. Условия жизни в экосистемах тундры. Средообразующая функция мхов и лишайников тундры. Взаимосвязи в экосистемах. Влияние человека на тундру, результаты его воздействия. Ценность тундры. Сохранение целостности сообщества. Отношение к природе тундры.
Быт коми народа.
Задачи образовательной деятельности во второй младшей группе (3 – 4 лет):
1.Развивать у младших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2.Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
3.Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
4.Формировать представления о растительном и животном мире тундры
5.Знакомить с символикой республики Коми
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» во 2 младшей группе на 2016 – 2017 учебный год
Месяц | Тема | итого | |
09 | Знакомство с коми фольклором (прибаутки, заклички) Коми народная сказка «Лиса и заяц» («Руч и кöч») | 1 | |
10 | Что такое «тундра»? Ягоды тундры (голубика, морошка) | 1 | |
11 | Знакомство с животными Севера (северный олень, заяц, волк, медведь) | 1 | |
12 | Обыгрывание коми подвижных игр «Мышь и угол» ( «Шыр да пельӧс»), «Воробей» («Пышкай»). | 1 | |
01 | Ознакомление с элементами коми орнамента «Украсим варежки» | 1 | |
02 | Ознакомление с музыкальными произведениями коми народа и музыкальными инструментами (шур – шар, зин – зель) | 1 | |
03 | Чтение коми сказки «Восьминогая собака» | 1 | |
04 | Ознакомление пернатыми Севера (полярная сова, куропатка) Составление декоративного панно «Кто на Севере живет» | 1 | |
05 | Ознакомление с близлежащим окружением детского сада (улица, на которой расположен детский сад, названия близлежащих общественных учреждений) | 1 | |
Итого: | 9 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата | Тема | Задачи | Содержание и формы совместной деятельности |
сентябрь | Знакомство с коми фольклором (прибаутки, заклички) Коми народная сказка «Лиса и заяц» («Руч и кöч») | - формировать интерес к произведениям коми фольклора с использованием загадок, пестушек, дразнилок, прибауток и т.д.; | - подбор художественной литературы по теме проекта; |
октябрь | Что такое «тундра»? Ягоды тундры (голубика, морошка) | - познакомить детей с особенностями природной зоны - тундры, с обитающими в тех краях животными, их приспособленностью к этим условиям жизни; Познакомить детей с северной ягодой и рассказать о свойствах северной ягоды. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды. Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук. | -фигурки животных; - музыка со звуками тундры - Организационный момент «В детский сад пришла посылка» - Игровое упражнение «Собираемся в дорогу» -Знакомимся с тундрой по иллюстрациям, фотографиям. - Беседа «Здравствуйте, друзья!» - Викторина «Кто живёт в тундре?» Проводится игра «Собери ягоды в корзинку» Дети делятся на две команды. Дети одной команды собирают мячи синего цвета (черника), другие – красного цвета(клюква). Отгадывание загадок и прослушивание стихотворения о северных ягодах. -лепка «ягод» |
ноябрь | Знакомство с животными Севера (северный олень, заяц, волк, медведь) | Формировать представления у детей о животных севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран. Развивать связную речь, внимание. Расширять словарный запас. | -Просмотр презентации «Животные Севера» -П/И «Важенка и оленята» В группе обозначен круг. В нём находятся важенка и оленята. Волк сидит за сопкой (в другом конце группы). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свой домик. Пойманного олененка волк уводит с собой. |
декабрь | Обыгрывание коми подвижных игр «Мышь и угол» ( «Шыр да пельӧс»), «Воробей» («Пышкай») | Приобщать детей дошкольного возраста к коми культуре через разучивание национальных подвижных игр | -Лепка «Пышкай» |
январь | Ознакомление с элементами коми орнамента «Украсим варежки» | Дать обозначение некоторых элементов узора, представление о цветах, используемых саамами: красный, голубой, белый, желтый. - Продолжать учить составлять простой узор на полосе из прямых линий, треугольников. - Закрепить умение рисовать концом кисти, совершенствовать технику рисования тычком. - Воспитывать интерес к коми декоративно-прикладному искусству, любовь к родному краю | -просмотр мультимедийной презентации «Одежда коми »; -лепка «Девочка в малице» -рассматривание предметов народно-прикладного искусства коми Оборудование и материалы: гуашевая краска (цвета: серый, желтый, красный, синий); шаблоны из белой бумаги в форме варежки, кисти № 4, № 2, клей - карандаш, салфетки для рук, баночки с вадой; карточки с изображением элементов коми узора для игры «Тайны узора», иллюстрации с изображением одежды, обуви из оленьего меха, пимы. |
февраль | Ознакомление с музыкальными произведениями коми народа и музыкальными инструментами (шур – шар, зин – зель) | Знакомить детей с коми музыкальной культурой. Воспитывать чувство любви к своей Родине, | -альбом с изображением коми народных инструментов - коми народные музыкальные инструменты - иллюстрации к коми народной песне “Катша-катша” |
март | Чтение коми сказки «Восьминогая собака» | Приобщать детей дошкольного возраста к коми культуре; расширение знаний детей о коми фольклоре | - Беседа по содержанию сказки. - рассматривание иллюстраций, картин к сказке |
апрель | Ознакомление с пернатыми Севера (полярная сова, куропатка) Составление декоративного панно «Кто на Севере живет» | Расширять представления детей о птицах родного края (полярной сове, куропатке) Развивать познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе. Уточнять представления детей о животных севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран, развивать творчество, мелкую моторику | -Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц в природе», -иллюстрации, открытки, календари с изображением птиц – П/И «Совушка и мыши» -Вырезанные фигурки животных жарких стран и Севера -Д/И «Угадай, кто, где живет» -создание аппликации (коллажа) «Кто на Севере живет» |
май | Ознакомление с близлежащим окружением детского сада (улица, на которой расположен детский сад, названия близлежащих общественных учреждений) | Продолжать формировать элементарные представления о социуме: Знать название детского сада, группы; Называть улицу, на которой расположен детский сад. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы воспитателя, задавать их. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | -Чтение художественных произведений «Моя улица» С.Михалкова - подбор фотографий о нашем городе; -рассматривание фасада детского сада, определение окон своей группы, музыкального зала, кабинета заведующей. |
Итоги освоения содержания программы
Достижения ребенка (Что нас радует)
- Ребенок знает животных тундры
- Чувствовует красоту природы и эмоционально откликается на нее.
- Ребенок знает и узнает растительный мир тундры
- Выполняет правила поведения на природе и в социуме.
- Ребёнок имеет представления о символике Республики Коми.
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей
- Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
- Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.
- Не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах, связанных с жизнью родного города.
Программно - методическое обеспечение реализации национально – регионального компонента образования
- Бочавер А.Л. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктида. М. Издательство АСТ 1998.
- Большая энциклопедия природы. Автор-составитель Бердышев С.В. Мир книги. 2002.
- Гецен М.В. «Город в Заполярье и окружающая среда», труды третьей международной конференции, Сыктывкар. 2003.
- Гецен М.В. Воркута на угле, город в Арктике, Сыктывкар, 2004.
- Котелина Н.С. Грибы тайги и тундры. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1990.
- Котелина Н.С. Целебные растения Севера. Сыктывкар. Коми книжное издание. 1998.
- Маневцова Л.М. Саморукова П.Г. «Мир природы и ребёнок». С-П, Детство-пресс. 2000.
- Маневцова Л.М. Листок на ладони. С-П, Детство-пресс.2004.
- Остроумов. Животный мир Коми АССР. Коми книжное издательство. Сыктывкар. 1972.
- «Парма» программа развития и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Республики Коми. (под ред. Белых С.С. Штекляйн С.Н., Потолициной Н.Б.) Сыктывкар. 2003.
- Азбука тундры: методическое пособие // автор-составитель А.П. Листопад. Авторы идеи: Н.М. Бейзак. Л.Н. Челидзе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)
Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...
Региональный компонент программы
Региональная модель перспективного планирования «Приобщение детей к русским народным истокам»...
Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы
Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......
Рабочая программа "Мой край родной" национально региональный компонент.
Рабочая программа для детей 3-4 лет....
Рабочая тетрадь по региональному компоненту в средней группе
рабочая тетрадь средняя группа...
конспект по региональному компоненту "Труд людей в родном поселке"
этот материал будет полезен для воспитателей...
Приказ об итогах Х регионального фестиваля проектов "Мой край родной - Поволжье"
Список дипломатов Х регионального фестивалев проектов "Мой край родной - Поволжье"...