Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хмелева Светлана Александровна

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_puteshestvie_s_masmak37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Программное содержание. Уточнить знания и представления детей о чувашских головных повязках «масмак». Подводить к пониманию того, что в орнаменте сурпана отразились представления народа о неразделимости миров – небесного, земного, подземного. Закрепить представления о назначении сурпана. Продолжать развивать способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашских мастеров. Учить высказывать мнение о красоте художественных вещей. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре своего народа.

Материал. Предметы чувашской национальной одежды,

Предварительная работа.

• Посещение чувашского кабинета

• Рассказывание чувашской легенды о девочке Масмак.

• Экскурсия в город масмаков.

• Рассматривание элементов чувашского узора

Воспитатель. Ребята, мы живем в прекрасной, богатой республике – Чувашии. Сегодня девочка Масмак проведет нас через эти ворота в старинный мир наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, какие красивые ворота, на что они вам напоминают?

(Ответы детей) .

Воспитатель. Да, они похожи на головную повязку чувашских женщин – масмак, многообразием цветов, яркостью и красотой. А где же девочка Масмак? Посмотрите, здесь лежит письмо. Кто же его оставил?

(Читает письмо:

«Я – злой дух-Кириметь, похитил девочку Масмак. Если вы хотите спасти ее, должны выполнить мои задания! А чтобы пройти в эти ворота, вы должны назвать элементы чувашской вышивки. »)

Воспитатель. Дети, вы не боитесь трудностей? (Нет) Тогда мы сейчас постараемся пройти в ворота, каждый из нас назовет один элемент чувашской вышивки и пройдет в ворота.

(Дети проходят в ворота, подходят к столу с заданием)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь лежат карточки, а вот и конверт с заданием, послушайте: «Расскажите, как называется узор и откуда его брали народные мастера».

(Дети по очереди берут карточки с элементами узора и рассказывают о них.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно назвали все узоры, и многое рассказали о них. Мы справились с заданием, и можем идти дальше.

(Дети с воспитателем идут дальше. Подходят к следующему столу.)

Воспитатель. Ребята, что находится на столе? (Ответы детей) Какой масмак вам больше нравится и почему? (Ответы детей.) Что вы чувствуете, когда смотрите на них? (Ответы детей.) А вот и задания, слушайте внимательно.

Воспитатель берет по очереди конверты, читает: «Что такое масмаки? Для чего их носили чувашские женщины? Почему они получили такое название? На масмаках вышиты узоры, изображающие горы и холмы. Как они появились? Почему на некоторых масмаках перевернутые горы? Почему чувашские мастера изображают много солнц на масмаках? » (Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы, очень много интересного рассказали о масмаке и вспомнили много легенд. Я думаю, что мы можем идти дальше.

(Все подходят к ширме с принадлежностями чувашской национальной одежды. Воспитатель читает задание: «Назовите предметы чувашской национальной одежды» Дети называют.)

Воспитатель. Да, пояс красивое украшение у чувашей. А мы еще знаем игру «Бросание пояса».(Дети играют в игру.)

Воспитатель. Посмотрите, здесь есть еще один предмет, что это? (Ответы детей.)

Сурпан оживает.

– Да, это я, Сурпан, здравствуйте. Мне почти 100 лет. Раньше всегда было так: бабушки дарили нас своим внучкам. Нас берегли как драгоценность. И поэтому я до сих пор живу среди вас. Как вы думаете, для чего меня носили чувашские женщины? (Ответы детей.) Верно. А еще, я, как масмак, связываю женщин чувашек с небом, которое дает тепло, энергию, а значит и силы. А теперь внимательно посмотрите на меня. Обратите внимание, у меня вышиты все четыре стороны, найдите их… (Дети находят). Вышивка располагается узенькой полоской, а концы богато украшены одинаковым узором. Посмотрите, какие здесь узоры по размеру? (Ответы детей.) Да очень мелкие. Они расположены в ряд и образуют много строчек, как будто это письмо, и здесь что-то написано. Такие узоры так и называются «узоры письма». Возьмите лупы и рассмотрите их. (Дети рассматривают узоры.) … У каждого узора есть свой секрет. Узоры вышиты нитками разного цвета. А какие главные цвета чувашской вышивки вы знаете. (Ответы детей.) Расскажите о тайне белого цвета. (Ответы детей.) Какой цвет обладает чудом и связывает его с теплом и солнцем? Что означает зеленый цвет? (Ответы детей.) Молодцы, ребята. Дети, на мне можно выделить три части. Один узорный конец – земной мир (ку тенче, найдите его… (дети находят, а другой – подземный (леш тенче, а теперь попробуйте найти небесный мир. (Ответы детей.) Белое полотно – это, по предположению чувашей, небесный мир, красота которого заключена в белом цвете. А почему небесный мир показан белым цветом? (Ответы детей.)

Воспитатель. Спасибо тебе, Сурпан. Выслушав тебя, мы узнали много интересного о красоте трех миров на сурпане. Ребята, давайте назовем эти миры. (Ответы детей.)

Сурпан. Молодцы ребята! Вы многое знаете о чувашской вышивке.

Воспитатель. А сейчас мы пойдем дальше. До свидания Сурпан.

Сурпан. До свидания дети. (Воспитатель с детьми идёт дальше)

Воспитатель. Посмотрите, а вот и следующее задание. (читает: «Если вы соберете правильно все виды солнц чувашской вышивки, я освобожу девочку - Масмак».)

Воспитатель. А сейчас мы постараемся собрать из деталей разные виды солнц чувашского узора.

Воспитатель. Ой, как красиво. Дети, что вы чувствуете, глядя на эти солнца. (Ответы детей.)

Кириметь. Здравствуйте дети.

Дети. Здравствуйте.

Кириметь. Молодцы, вы много знаете о жизни чувашского народа в старину, справились со всеми заданиями. Я услышал легенды, многое узнал о вышивке чувашских мастеров, и понял, с какой любовью они вышивали одежды: они в узорах показывали красоту родного края, рассказывали о жизни чувашского народа. И поэтому, я освобожу Масмак.

Масмак. Спасибо вам, что спасли меня.

Кириметь. Краше нет народной вышивки

И подружки не волнуются

От души узоры вышили –

Все на свете залюбуются!

Девушки – красавицы,

Край чувашский славится

Светлыми зорями

Яркими узорами.

Масмак. Сквозь века пройти дано вам,

Чудо вышивка и песнь!

С этой верой на земле

Самый долгий день не труден

«Были мы, и есть, и будем»

Воспитатель. Да чувашская вышивка будет всегда жить, и радовать нас. Мы спасли Масмак, а сейчас пора возвращаться домой. А девочка Масмак проводит нас до ворот.

Кириметь. До свидания.

Дети. До свидания. (Около ворот девочка Масмак прощается с детьми и дарит сурпаны.)

Воспитатель. Когда мы придем в группу, рассмотрим сурпаны.

задания.

1. Расскажите, как называется узор и откуда его брали народные мастера.

2. Почему чувашские мастера изображают много солнц на масмаках?

3. Что такое масмак?

4. Для чего их носили чувашские женщины?

5. Почему они получили такое название?

6. На масмаках вышиты узоры, изображающие горы и холмы. Как они появились?

7. Почему на некоторых масмаках перевернутые горы?

8. Если вы соберете правильно все виды солнц чувашской вышивки, я освобожу девочку – Масмак.

9. Назовите предметы чувашской национальной одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....

Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

Конспект по реализации национально-регионального компонента

В конспекте представлен проект по ознакомлению и расширению представлений дошкольников старшего возраста о родном городе....

Конспект по реализации национально-регионального компонента «Где мы живем?»

Конспект по реализации национально-регионального компонента«Где мы живем?»...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...