кружковая работа
методическая разработка (средняя группа)

Тодорхоева Татьяна Викторовна

Перспективный план кружковой работы

по бурятскому языку «Орогты манайдаа!»

Цель обучения: формирование у детей элементарных навыков бурятской разговорной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       « Увидеть и познать свой край

      можно либо своими глазами,

                                                                                             либо с помощью книг»

(М.С.Ломоносов)

«Любовь к родному краю, знание его истории-

основа, на которой только и может осуществиться

рост духовной культуры всего общества»

(Д.С.Лихачев)

Изучая бурятский язык, дети лучше начинают понимать национальный колорит, быт, традиции бурятского народа, особенности языка.

Задачи:

- Сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа

- Развитие творческих способностей детей

- Воспитание любви к родному краю

Перспективный план кружковой работы

по бурятскому языку «Орогты манайдаа!»

Цель обучения: формирование у детей элементарных навыков бурятской разговорной речи

Приобщить детей к бурятской культуре

Человек не знающий и не любящий

свою культуру не уважает культуру других народов.

(пословица)

Одним из ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является признание его ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

В современном мире, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если он не знает свой родной язык и культурные ценности своего народа. Именно у детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию. Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, является первым периодом «рождения личности и вхождения ее в социум». Одна из важных задач в дошкольном возрасте - приобретение детьми знаний об истории и культуре своего народа.

Идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры – путешествия.

Цельпознакомить с культуройтрадициями и обычаями родного народасформировать представление о себе как о представителе своего народа, чувство национального самосознания, миролюбия, толерантности, умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.

Задачи:

Развивать у детей представления об истории и культуре бурятского народа.

Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.

Воспитывать любознательность и интерес к жизни и истории своей «малой

родины», формировать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа, чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

Название темы, содержание

1год обучения

месяц

1.

2.

1.

Давайте познакомимся! (Танилсая!) Вводная беседа

Новая тема (здравствуйте – сайн байна)

Закрепление  (разыграть сценку)

Домашние животные  (Гэрэй амитад)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема: собака, кошка, корова, баран

Закрепление

Сказка о том, как поссорились кошка и собака

Животный мир Бурятии

1. Живой уголок.

2. Домашние животные. Кто у бабушки живет?

3. «Едем в лес»

 4. Животный мир Бурятии.

Закрепление

Знакомство с подвижной бурятской игрой «Волк и ягнята»

Сентябрь

октябрь

1.

2.

Я - человек

1. Тело человека: части тела и их предназначение .

 2. Возраст, пол, одежда

 3. Эмоциональные состояния.

 4. Я - Человек

Закрепление  

ноябрь

1.

2.

Моя семья

1. Обратись по имени.

2. Члены семьи.

3. Жизнь семьи

4. Моя семья

Закрепление

Знакомство с шагай  

Народная игра «Кто больше соберет шагай»

декабрь

1.

2.

Пять пальцев (Табан хурган) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Пальчиковая игра «Наши пальчики»

Закрепление  

Разучивание стихотворения «Табан хурган»

Физкультминутка «Пальчики»

январь

1.

2.

Традиции и быт

1. Оюна  в гостях у детей.

2. Традиции и быт

Красота орнаментов из геометрических фигур и растительных форм.

 (учить составлять узоры из отдельных геометрических фигур).

Развлечение «Встречаем Белый месяц»

Разучивание ехор-хоровода

Игра «Малгай нюулга» (Шапка)

февраль

1.

2.

Веселый мяч (Бумбэгэрхэн бумбэгэ) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Чтение  стихотворения про мяча

Закрепление  

Знакомство с игрой «Манай бумбэгэ»

Игры с мячами

Выставка детских работ

март

Кто это? (Энэ хэн бэ?) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление

«Пять драгоценностей» животные Бурятии

Рассматривание макета

Обыгрывание игровых ситуаций «Угостим куклу чаем», «Встреча бабушки»

апрель

1.

2.

История жилища.

1. Что такое дом? Рассматривание дома.

2. История жилища.

Подвижная игра «Юрта»

май

Название темы, содержание

2год обучения

месяц

1.

2.

Домашние животные  (Гэрэй амитад)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема: собака, кошка, корова, баран

Закрепление

Итог занятия

Сказка о том, как поссорились кошка и собака

Разбор текста сказки и разучивание по ролям

сентябрь

1.

2.

Дикие животные (Зэрлиг амитад)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема: заяц, волк, лиса, медведь, лось

Закрепление . Игра «Энэ юун бэ?»  (по картинам)

Итог занятия

Разучивание песни «Кто стучится к нам?»

октябрь

1.

2.

Двенадцать годов (Арбан хоер жэл) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление

Инсценировка сказки «Хэн тоншоноб?»

ноябрь

1.

2.

Профессия (Мэргэжэл)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление

Стихотворение – диалог на бурятском языке «Шинии аба хэн бэ?»

декабрь

1.

2.

В магазине (Дэлгууртэ)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

январь

1.

2.

Одежда (Хубсаhан)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление

Чтение сказки «Красная шапочка» (Улаан малгай)

февраль

1.

2.

Как красив танец ехор! (Ехор наадан гоел даа!)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Прослушивание аудизаписи

Закрепление

Разучивание песни и движения ехора

март

1.

2.

Что где? (Юун хаанаб?)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Рассматривание картины «Где находятся кошки?»

Закрепление

Диалог. Разговор Эрдэма и его мамы  

Игровая задание «Где  находится книги?»

апрель

1.

2.

Пища (Эдеэн)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Рассматривание картинок: хлеб, масло, чай, яйцо, позы, мясо, конфеты

Закрепление

Составление рассказа о себе и о своей семье

май

Название темы, содержание

3год обучения

месяц

1.

2.

В мире звуков (Абяануудай орон нютагта)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. В юртах-домиках живут «шустрые», «быстрые» краткие гласные

Закрепление

Рассматривание картинок. Произношение слов с твердыми и мягкими согласными

Игровое упражнение: найдите слова с мягким согласным «ль»

сентябрь

1.

2.

Здравствуйте! (Сайн байна)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление Упражнение в произношении звука «ай»

Игра «Выполняй мою команду»

Проговаривание скороговорок в медленном, а затем в быстром темпе

октябрь

1.

2.

Мое имя (Минии нэрэ)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление

Новые слова и выражения

Повторение друг за другом. Игровое задание: скажите, в каких словах есть звуки «у» и «уу»

ноябрь

1.

2.

Какой? (Ямар?)  Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление  Игра  «Подарки от Барбаадай»

Произношение фраз, рифмовок

Рассматривание картинок

Игры «Доскажи словечко», «Исправь ошибку»

декабрь

1.

2.

Народные игры (Арадай нааданууд)

«Игра в лодыжки», «Три игры мужчин»

Шэнэ жэл (Новый год)

Зимние игры (Убэлэй нааданууд)

Наши игры (Манай нааданууд)

январь

1.

2.

1.

2.

Поздравления (Амаршалга)

Чтение стихотворений, разучивание отрывок , рассматривание иллюстраций

Сагаалган – народный праздник. Беседа

Мамин праздник (Эжын пайдэр)

Рассматривание картинок про маму

Чтение стихотворений про маму, бабушку

Составление рассказа по образцу

Февраль

март

1.

2.

Наши игры (Манай нааданууд)

Приветствие, фонетическая зарядка, Повторение. Новая тема

Закрепление  новых слов и выражений

Разучивание стихотворения Ц-Б.Бадмаев «Дуужэн даажан

апрель

1.

2.

Мои друзья (Минии нухэд)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема Пословицы про друзей

Закрепление  

Птицы (Шубууд)

Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема

Закрепление  

Рассматривание картинок

Игра «Воробьи»

май

Литература

  1. Г-Х. Ц. Гунжитова «Амар мэндэ!» методическое пособие Улан-Удэ «Бэлиг» 2010г
  2. Д.Д. Могоева «Амар сайн, ухибууд» Улан-Удэ «Бэлиг» 2002г
  3. Д. Гармаа «Бурят-монгольские сказки и веселые повести Д.Гармаа » издательство  ОАО «Республиканская типография» Улан-Удэ 2009г
  4. Г-Х. Ц. Гунжитова «Амар мэндэ!» учебное пособие Улан-Удэ «Бэлиг» 2010г
  5. Цыренжап Сампилов «Этнографические зарисовки» из культурного наследия «Наука» Новосибирск 1995г
  6. Ирина Булгутова «Бурятские загадки» издательство ООО «НоваПринт» Улан-Удэ 2012г
  7. Журнал «Белая юрта» №1(1), №1(4)
  8. Е.А. Швейкина, З.И. Пазникова «У Байкала мы живем» Улан-Удэ 2012г
  9. Статьи из газеты «Буряад Унэн»
  10. Картотека бурятских народных игр

Перспективный план кружковой работы по

бурятскому языку «Амар мэндэ!»

Воспитатель Тодорхоева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....