ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАКАССКОГО ФОЛЬКЛОР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая, подготовительная группа)

Мамышева Алёна Сергеевна

Аннотация: В статье рассматривается роль и значение хакасского фольклор в патриотическом воспитании детей. Уделено внимание таким формам фольклора как пословицы и поговорки, их роли в процессе патриотического воспитания.             Ключевые слова: патриотизм, устное народное творчество, фольклор. ,                        Abstract Use of Khakass folklore in the Patriotic education of children of senior preschool age, Mamyshev Alena Sergeevna, Vlad Miroshnichenko V., Abstract: the article discusses the role and importance of Khakass folklore in the Patriotic education of children. Attention is paid to such forms of folklore as Proverbs and sayings, their role in the process of Patriotic education Key words: patriotism, folklore, folklore.

Магистрант Хакасский государственный университет им. Н. Ф Катанова

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАКАССКОГО ФОЛЬКЛОР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мамышева Алена Сергеевна

Становление человека как гражданина должно начинается с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский и другие. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Научные исследования О.И. Жуковской, Т.А. Марковой, М.Д. Маханевой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. По мнению М.Б. Кожановой, в старшем дошкольном возрасте происходит "расширение сферы познавательных интересов в области этнокультуры; обогащение системы знаний об этнокультуре; развитие интереса к самостоятельному освоению новых средств и способов самообразования, чтению, художественным произведениям своего и других народов; закрепление духовных потребностей и нравственной устойчивости ребенка, положительного опыта поведения и общения со взрослыми и сверстниками; углубление понимания общечеловеческих ценностей, их эмоционального освоения и развитие на этой основе гуманных чувств; развитие стремления к общению с прекрасным в жизни; способности к осознанному восприятию произведений народной музыки, литературы и изобразительного искусства; закрепление желания и умения проявить свои патриотические чувства в конкретных практических действиях" [8, с. 105]. Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляются в чувстве восхищения своей родиной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной и большой родной страной. Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа. Поэтому при организации и проведении фольклорных праздников важно целенаправленно акцентировать внимание дошкольников на культурных особенностях и фольклорных традициях хакасского народа, стремиться к тому, чтобы дети понимали и осознавали эти особенности. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет фольклор. Проблемами использования фольклора, в том числе и хакасского, а также его влиянием на патриотическое воспитание подрастающего поколения, занимались В.Е. Майногашева, М.Л. Унгвицкая. Данные ученые указывают, что в фольклоре хакасского народа обнаруживаются великолепные образцы афоризмов, благопожеланий, наставлений, загадок, поговорок, пословиц и т. д. Героические сказания народа – собрание народной мудрости и разных жанров устного народного творчества. Глубокое понимание фольклора определённого этноса доступно тому человеку, который истинно понимает менталитет данного народа. К примеру, обратимся к работам Ф. Катанова [1]. Фольклор – это большие и малые литературные жанры. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность народного творчества – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора, ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что такое важное значение устного народного творчества, как источника информации о культуре народа, просто неоценимо для науки. Какую роль произведения устного народного творчества могут сыграть в патриотическом воспитании детей? Требования к нравственному и трудовому воспитанию едины у всех народов, и проблемы воспитания настоящего человека у любого этноса одинаково выражены в фольклоре, так как устное народное творчество любого народа является отражением народной мысли, многовековой мудрости, отшлифованной тысячелетиями, где подчёркиваются положительные стороны человека и высмеиваются отрицательные черты характера. Таким образом, фольклор каждого народа является кладезем этнопедагогики, ведь каждая пословица, народная сказка, поговорка, пословица или загадка содержит глубокую мысль, которая несет призыв к правильному поведению и поступку. На пословицах и оговорках, созданных народом в течение веков, ведётся привитие чувства привязанности к родному краю и семье, к настоящим человеческим ценностям. Они помогут ученику свободно ориентироваться в разнообразном мире человеческих поступков, определять, что такое хорошо и что такое плохо, т. е. Дадут определённый ориентир в его поведении. При этом пословицы и поговорки украшают речь, делают её более живой и образной. Поэтому приобщение к ним детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством воспитания, обогащения речи, интонации, словарного запаса, развития логики мышления и воображения, т. е. формирования личности ребенка. Народная мудрость хакасских пословиц, поговорок стала поучительной для него самого, заряжая жизненной энергетикой. И, пожалуй, многие из них стали своего рода ориентирами в жизни, научили стремиться к поставленной цели, преодолевать трудности и укрепили внутренний стержень характера. Приведем пример хакасских пословиц, которые помогут современному дошкольнику построить свои отношения с трудностями, поджидающими его в жизни: «Человек, имеющий большой ум, нигде не пропадёт. Не говори, что не можешь, говори, что не хочешь. Сегодняшней работы не оставляй на завтра. Обедай, пока не насытишься, работай, пока не вспотеешь. Если замахнешься один раз, то дерева не срубишь. Если не будет труда, то не будет и шапки. Всякое дело мастера боится, а иного дела и мастер боится». Воспитательное значение этих пословиц и поговорок велико: они говорят о твёрдости характера, учат трудолюбию, терпению и упорству в достижении намеченной цели. На базе МБДОУ Аршановского детского сада «Торгаях» (Республика Хакасия) нами были использованы такие жанры фольклора, как пословицы и поговорки. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека. Нами была составлена программа направленная на развитие у дошкольников этнокультурных представлений. Данная программа включала в себя три области: 1. Познание. 2. Коммуникация. Художественная литература. 3. Художественное творчество. Музыка. Задачи программы: 1. Продолжать знакомство с родным городом (селом), с некоторыми его достопримечательностями. 2. Знакомство с внешним и внутренним убранством юрты. 3. Продолжать знакомство с потешками, колыбельными песнями, пословицами, поговорками. 4. Знакомить со сказками животного и бытового жанра. В процессе работы в области использования хакасского фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки. У детей были сформированы патриотические и интернациональные понятия, напрямую связанные с народной педагогикой. Особенно благотворно влияет на развитие личности ребенка общение с детьми разных национальностей в детском саду.

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.                             2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2005.                                                                                                                                                   3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. – Волгоград, 2008.  4.Жарков, А. Д. Растите детей патриотами. – М., 1980.                                                             5. Кожанова М.Б. Условия развития и социализации ребенка-дошкольника как субъекта этноса и как гражданина // Образование и межнациональные отношения / под ред. Э.Р. Хакимова. – Ч.1. – Ижевск: УдГУ, 2012. – С. 103-110.                                                                    6. Кокова, И.Ф. Николай Федорович Катанов. – Абакан: ХКИ, 1993                                           7. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан,1972.                                                                                                                                             8. Хакасские пословицы, поговорки и загадки. / Сост. и пер. У.Н. Ирбижекова. / Ред. А.Г. Кызласова. – Абакан, 1960. – 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В этой статье я описываю свой личный опыт в воспитании маленьких патриотов нашей Родины через устное народное творчество. Подробно описываю какие трудности возникают при соприкосновении с русским фоль...

«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине,  является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...

Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен.  Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...

"ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает  «инородная» культ...