"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре"
проект (средняя группа)

Матвеева Светлана Викторовна

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный с 27.09-29.10.2021

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, специалисты.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность проблемы:

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf.karta_proekta_kultura.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района города Санкт-Петербург

Информационная карта проекта

 "Приобщение детей дошкольного возраста

 к русской народной культуре"

Для детей 4-5лет

                                                                                                        Авторы проекта:

                                                                                               С.В. Матвеева

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный с 27.09-29.10.2021

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, специалисты.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность проблемы:

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Цель проекта: Приобщение детей к истокам русским национальным традициям, посредством создания  развивающей предметно-пространственной  среды в группе и в ДОУ.

Задачи проекта:

Для детей

Обучающие:

- Дать детям представление о национальной культуре, традициях русского народа через создание предметно-пространственной среды.

- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

Развивающие:

-Развивать индивидуальные личностные качества дошкольников:

 -  положительной мотивации к усвоению знаний о культуре нашей Родины;

- устойчивого интереса к народному творчеству
- расширение понятийного аппарата в сфере народного творчества;
- развитие творческих способностей и художественно-эстетического вкуса.

Для педагогов

1. Повышение профессиональной компетентности в     вопросах нравственного воспитания детей.            

 2. Создание предметно-развивающей среды для  развития чувства патриотизма.                                                  

3.Целенаправленная педагогическая поддержка      родителей по вопросам формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для родителей

1. Активное участие родителей в творческой деятельности ГБДОУ.                                                     2. Формирование отношений партнерства между родителями и детьми.                                                  

Форма проведения итогового мероприятия: тематический праздник

Название итогового мероприятия проекта:

Продукт проекта:

Картотека подвижных  и хороводных русских народных игр

Альбомы для рассматривания:

-русские национальные костюмы

-предметы народного быта

-как жили крестьяне на Руси

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей

• Дети имеют представление о русских -народных традициях.

• Проявляют интерес к изучению русской народной культуры.

• Используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные игры, используя считалки и правила.

• Имеют элементарное представление о русском народном костюме.

• Бережно относятся к предметам быта и произведениям народного творчества.

Краткое содержание проекта

"Приобщение детей дошкольного возраста

 к русской народной культуре"

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов;

воспитатели

сентябрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ООП дошкольного учреждения, ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

воспитатели

сентябрь

Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта

воспитатели

сентябрь

Прогнозирование ожидаемых  результатов, возможных рисков  проекта.

 Организации группового пространства, отвечающего современным ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

воспитатели

сентябрь

Сообщить родителям о внедрении проекта, провести анкетирование «В каждой семье свои традиции», обратиться с просьбой, принять активное участие в проекте.

воспитатели

октябрь

Деятельностный этап

Консультация  для родителей  «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Воспитатели

октябрь

Чтение художественной литературы:

 Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок. Чтение русских народных сказок.

Настольно-печатные игры: «Загадки и отгадки», «От прошлого к настоящему», «Одень куклу», «Истории обыкновенных вещей», «Природа и люди», «Схемы по русским народным сказкам».

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели», «Золотые ворота».

Дидактические игры "Что для чего?», «Что сначала, что потом?», «Собери картинку».

Воспитатели

октябрь

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Огуречик, огуречик» и др.

Чтение художественной литературы:
Э.Успенский «Матрешки»;
Стихотворения «Веселая Дымка»; «Синие птицы по белому небу».
П.Воронько «Лучше нет родного края».
Малые фольклорные формы (потешки, заклички, песенки и т.д).
Музыка:
Слушание музыки:
Плясовая: «Ах вы сени»; «Как у наших у ворот».Хороводная: «Со вьюном я хожу»; «Пошла Млада за водой».
Колыбельная: «Котя-котик-коток».
Разучивание элементов народного танца (кадриль).
Знакомство с русскими народными инструментами.

Воспитатели

октябрь

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: утренник

Воспитатели

муз.руководитель

28.10.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...