Реализация регионального компонента в ДОУ
статья

Повалихина Ольга Владимировна

«Реализация регионального компонента в ДОУ через систему мероприятий с социальными партнёрами и всеми участниками образовательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

ММО руководителей и старших воспитателей

«Реализация регионального компонента в ДОУ через систему мероприятий с социальными партнёрами и всеми участниками образовательного процесса».

Люблю тебя, Сольвычегодск родной,

Ты не Москва, не Петербург, но всё же,

Сольвычегодск – любимый город мой,

Ты мне столиц и весей всех дороже!

ЦЕЛЬ. Формирование чувства гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств, любви к малой Родине через уникальность культурно-исторического наследия города.

 Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Для нас взрослых, важно, чтобы дети как можно раньше начинали узнавать  историю своего города или поселка, берегли природу, любили свою малую родину.  Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов.

 Использование  регионального  компонента  в образовательной  деятельности  с дошкольниками, в соответствии с  ФГОС  ДО    направлено  на  изучение природы родного края, традиций, развитие толерантности, социальную адаптацию.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

В нашем детском саду разработана система методических  мероприятий,  направленных на совершенствование   образовательной деятельности ДОУ по  реализации регионального компонента, став традиционными, как Масленица, Рождество, Колядки, Жаворонков День и др. Народные праздники выполняют не только развлекательную функцию, но и конечно обучающую.

Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности: образовательная  деятельность проводится в процессе  интеграции образовательных областей,  в процессе целевых прогулок к достопримечательностям города, в режимных моментах. Например, инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки» и другие, использует художественное слово – считалки, потешки, заклички, прибаутки.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, с родителями. Родители не просто наблюдают из-за за своими детьми, а принимают активное участие в досугах, утренниках, тем самым доставляя радость своему ребенку.

Составлены для старших дошкольников  планы занятий по месяцам на учебный год со специалистами (экскурсоводами, мастерами) Сольвычегодского историко – художественного музея, мастерской народных ремёсел. Заключены договора между учреждениями.

Потому что мы понимаем, что педагоги совместно с профессионально подготовленными специалистами дадут дошкольникам больше, полнее, объективнее. И как не воспользоваться тем богатством, который окружает нас, сохранившимся с давних пор. Сами педагоги, контактирующие с социальными партнёрами, узнают культурные, исторические, природные, этнографические особенности своего города, района глубже и достовернее, повышается профессиональная компетентность.

Происходит и  обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Сейчас прошёл смотр-конкурс среди дошкольных групп уголков краеведения и патриотического воспитания «Уголок России – Отчий дом». Центры или уголки помогают знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении на карте России, символикой России, города и района - герб, гимн, флаг, достопримечательностями г. Сольвычегодска.

 Очень важным моментом внедрения системной работы по реализации регионального компонента, стала активная работа с использованием проектной технологии, которая  позволяет решить основную задачу –  изучая проблему всестороннее,  педагоги с детьми используют для исследования «ближайшее» окружение, тем самым реализуют задачи регионального компонента. Воспитатели, активно внедряющие   проектную технологию в работу с детьми,   стали больше  взаимодействовать с родителями.  Проекты «Профессии наших родителей», «Животные нашего края», «Помним, гордимся и чтим» и другие.

Во всех группах ДОУ используются коллективные проекты по национально-региональному компоненту (родная природа, ознакомление с семьёй, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обряды, фольклор, народные игры и др.), что помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей Малой Родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Педагоги утверждают, что участие в проекте дает ребенку возможность больше экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять самостоятельность.

Второй год в стенах ДОУ проводится детская научно-практическая конференция «Юные исследователи», где с помощью индивидуальных детско – взрослых исследовательских проектов достигается цель - развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской деятельности.

Работа конференции предусматривает публичные выступления участников с защитой научно-практической работы с использованием наглядных материалов - по результатам собственной исследовательской деятельности в различных направлениях. Для осуществления работы по данному проектному методу мы используем разнообразные формы и методы, что позволяет привлекать к работе всех участников образовательных отношений в детском саду.

В этом году темы работ старших дошкольников были посвящены родному городу Сольвычегодску и 75 –летию со Дня победы в Великой Отечественной войне (проект посвящённой своему прадеду). Мы совершенствуемся с каждым годом. Если в том году детская научно-практическая конференция проводилась в рамках одной подготовительной группы, то в этом с приглашением первоклассника. Планируем совместно со школой увеличить количество участников на следующий год, что подстегнет к увеличению талантливых и одарённых детей детсада и школы.

Перспективы на будущее.

Дальнейшим этапом работы станет разработка внесение в программу развития  ДОУ новых форм эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами по вопросам патриотического воспитания дошкольников.

Результативность        

Заинтересованность  педагогов с большим стажем работы,  и начинающих специалистов доказывает актуальность проблемы по использованию регионального компонента в образовательной деятельности. Используемые формы работы очень действенны. Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В.А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле- чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души - вот в чем высокая цель воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Доклад по теме : "Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента"

На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского д...

Презентация «Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента»

На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....