Рабочая программа: "Краеведческая азбука"
рабочая программа (старшая группа)

Бреславец Юлия Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_azbuka.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад  № 258»

Рабочая программа

«Краеведческая азбука»

Для детей старшего дошкольного возраста

                                             

                                                 Разработала: ст. воспитатель

Бреславец Ю.В.

                                     

г. Новосибирск

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Пояснительная записка.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Познание микрорайона, города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно- скульптурный облик города, его символику, содействует развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре города Новосибирска. Знакомство с Новосибирской областью, с её историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.

Направленность

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Педагогическая целесообразность

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Новосибирской области развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов, воспринимать архитектурную среду города, микрорайона. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту нашего города. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом - к выделению нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей.

Цель программы: развитие интереса детей к Новосибирской области, городу Новосибирску и микрорайону Шлюз.

Цель программы реализуется в процессе решения следующих задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, микрорайону,  городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • расширение представлений о городах Новосибирской области;
  • знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) России, Новосибирска;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения людей, живущих в Новосибирской области;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Возрастные особенности детей 5- 7 лет усвоения программного материала

5-6 лет

В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор, называет объекты, находящиеся в микрорайоне; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на макете «Микрорайон Шлюз».

Материально-технические условия 

При реализации программы «Краеведческая азбука» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предметно - развивающая среда: мини – музея «Русская изба», история строительства Шлюза, макет микрорайона «Шлюз», макет экологической тропы детского сада,  Красная книга Новосибирской области, «Достопримечательности города Новосибирска», дидактические игры: «Путешествие по театрам Новосибирска», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Найди флаг России», «Сложи герб из фрагментов», «Составь флаг России», «Русские узоры», «Богатыри земли русской»,картотека народных подвижных игр.

Социокультурные условия.

Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами.

Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социокультурными институтами: детская библиотека, детская школа искусств, краеведческий музей, музей «Землянка» в МБОУ СОШ № 121 «Академическая».

Принципы работы

  • принцип историзма - сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего. Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
  • принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Все что ребенок получает на занятии должно быть пропущено через сердце, руки и голову. Ребенок это должен запомнить на всю жизнь;
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
  • принцип самореализации - учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;
  • принцип интегрирования - организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.

Формы и методы проведения занятий

беседы;

экскурсии;

интерактивные программы;

фотосессии;

домашние семейные творческие работы.

Репродуктивная деятельность.

Чтение и рассказывание сказок, легенд, направленное на накопление у детей опыта. Рисование узоров и орнаментов по образцу.

Поисковая деятельность.

Рассказывание детям дидактических сказок и историй по содержанию тематических блоков, их проблемное обсуждение.

Рассматривание репродукций (слайдов) художественных картин, которое готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.

Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей, активизацию словаря.

Плоскостное и объёмное конструирование.

Сотворчество воспитателя и детей.

Игры фантазирование - коллективное сочинительство.

Сочинение продолжение и завершение сказкам об образах - символах города.

Зарисовки придуманных историй и создание книжки - раскладушки (техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная: карандаши и фломастеры.)

Аппликация с использованием различных техник.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей;

Формирование ценностного отношения к наследию Новосибирска у детей проявляется

 в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);

 в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.);

 в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Организация внешнего взаимодействия.

Работа с родителями.

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу. Традициям семьи и русского народа.

Задачи:

1.Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит .

2.Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

3.Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, раскрытию творческих способностей в семье.

Формы работы с родителями.

Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс:  участие в акциях,  творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.

Работа с педагогами.

Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему  происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого в работе с педагогами  ставим следующие задачи:

  • Актуализировать краеведческие знания педагогов.
  • Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.
  • Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.
  • Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в каждой группе.

Реализация программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся во второй половине дня в форме совместной деятельности педагога и детей.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь

"Моя семья"

  1. Расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках.
  2. Продолжать учить делать простые умозаключения.
  3. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

Рисование на тему "Моя семья".

Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

"Мой любимый детский сад"

  1. Расширять знания детей о своём детском саде.
  2. Учить рассказывать о сотрудниках детского сада.
  3. Составлять описательные рассказы о любимых игрушках.
  4. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  5. Учить отгадывать загадки.
  6. Воспитывать уважение к людям разных профессий, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Пение песен и чтение стихов о детском саде. Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

Ноябрь

"Я и мое имя"

  1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
  2. Познакомить со способом образования отчества.
  3. Развивать логическое мышление, память, связную речь.
  4. Воспитывать уважение к сверстникам и другим окружающим.

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Декабрь

"Новый год у ворот"

  1. Продолжать обогащать знания детей об этом празднике, дать информацию о том, как справляют Новый год за рубежом.
  2. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Рисование на тему "Новогоднее представление".

Аппликация "Елка".

Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

Изготовление поделок из бумаги малышам.

Январь

"Наша Родина – Россия"

  1. Формировать знания и представления о России, основной символике (флаг, герб).
  2. Ввести в активный словарь существительные: Родина, страна, президент, Россия, столица, государство, язык; прилагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, прекрасная.
  3. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  4. Учить рассуждать, делать выводы.
  5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассматривание репродукций ,картин о родной природе

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, "калядок".

Рождественское развлечение.

Русские народные игры.

Февраль

"Наши защитники"

  1. Формировать представления о защитниках Отечества; раскрывать значение слова «Отечество».
  2. Ввести в активный словарь существительные: офицер, командир, солдат, армия, ракетчик, пулемётчик, артиллерист; прилагательные: отважные, храбрый, смелый, мужественный, доблестный, военный; глаголы: воевать, защищать, сражаться, сопротивляться, побеждать, служить.
  3. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану.
  4. Воспитывать чувство гордости за советскую армию.

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Рассказы пап о службе в армии.

Март

"Международный женский день"

  1. Уточнить знания детей о празднике, о тех, кого поздравляют в этот день.
  2. Ввести в словарь существительные: подарок, сюрприз, комплимент, забота, хозяюшка, улыбки, доброта, рукоделие, уборка; прилагательные: любимая, родная, милая, добрая, заботливая, красивая, ласковая, трудолюбивая.
  3. Учить пересказывать небольшие тексты, заучивать стихотворения о маме, о празднике.
  4. Упражнять детей в составлении рассказа по картине, учить составлять рассказ из личного опыта по плану.
  5. Воспитывать любовь и уважение к маме, другим близким людям.

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

"Наши космонавты"

  1. Обогащать словарный запас детей по теме.
  2. Ввести в активный словарь существительные: космос, планета, скафандр, станция, орбита, солнце.
  3. Активизировать в речи слова-антонимы и синонимы; уточнять значение слов.
  4. Упражнять в составлении рассказов по картине, по опорным схемам, по мнемотаблице.
  5. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Выставка рисунков на тему: «Космос глазами детей»

Конструирование космического корабля.

Май

"Этот День Победы"

  1. Обогащать словарный запас по теме.
  2. Ввести в активный словарь существительные: памятник, победа, салют, слава, герой, подвиг, память; прилагательные: памятный, великий, бессмертный, героический.
  3. Учить выразительному чтению стихотворений по теме.
  4. Воспитывать чувства уважения к людям старшего поколения.

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Экскурсия к Вечному огню.

Посещение музея доблести и славы «Землянка» в МБОУ СОШ № 121 «Академическая».

Изготовление праздничных открыток

Оформление выставки книг на военную тематику

Июнь - август

"Животный мир Новосибирской области»

  1. Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: об обитателях вод – речных и озерных рыбах.
  2. Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных.

разучивание стихотворений о животных.

Рисование» Мой любимый зверь»

Изготовление книги «Животный мир Новосибирской области»

Планирование работы с родителями по реализации рабочей программы «Краеведческая азбука»

Тема месяца

Мероприятия

Срок проведения

"Моя семья"

Беседы о своей семье. Заполнение генеалогического древа каждой семьи. Оформление герба семьи.

Сентябрь

"Мой любимый детский сад"

Изготовление поделок из природного материала. Оформление фотовыставки «Один день из жизни детского сада»

Октябрь

"Я и мое имя"

Оформление титульного листа для портфолио  ребенка. Оформление листа имени ребенка и близких родственников.

Ноябрь

"Новый год у ворот"

Оформление фотовыставки «Новогодние традиции»

Декабрь

"Наша Родина – Россия"

Знакомство с символикой. Оформление фотовыставки «Путешествие по достопримечательностям нашей Родины»

Январь

"Наши защитники"

Знакомство детей со своими родственниками, которые были на войне.

Февраль

"Международный женский день"

Поздравление мам, бабушек с международным женским днём – 8 марта.

Март

"Наши космонавты"

Оформление выставки рисунков «Космос глазами детей»

Апрель

"Этот День Победы"

Поздравление героев войны с Днем победы. Помощь в проведении экскурсий на Монумент Славы, в музей воинской славы «Землянку» в МБОУ СОШ № 121 «Академическую».  Объяснение ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, герой, героический поступок, ветеран, победа.

Май

"Животный мир Новосибирской области»

Посещение Новосибирского зоопарка им. Р.А.Шило.

Июнь-август

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью,-М.2003.
  2. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
  3. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
  4. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
  5. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
  6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.
  7. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.
  8. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я, 2003,№ 3.
  9. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.-М.2010.
  10.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  11.  Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Москва 2008 г.
  12.  Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе «Познавательное развитие», Воронеж 2008 г.
  13.  Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа, Москва 2009 г.
  14.  Белая К.Ю., Злобина М.А. «Моя родина – Россия»
  15.  «Традиции русского фольклора» под ред. В.П.Аникина, Издательство 1986 г.
  16. Соколова Л.В., «Воспитание ребёнка в русских традициях»
  17. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
  18. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  19. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  20.  Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
  21. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

Демонстрационный материал

«Детям о народном искусстве» А.А.Грибовская.

«Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Доронова.

«Славянская семья: родство»

«Русский традиционный костюм» (Дид. Материал + игра лото)

«Наша родина» (настольно-печатная игра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Югорчата" программа краеведческой направленности

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности «Югорчата» направленна на формирование знаний по краеведению города Нижневартовска,...

Программа краеведческого кружка «Мой край, мой город»

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....

Программа краеведческо - туристического кружка «Туристята»

Основная цель программы – это создание оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и психофизических способностей детей в естественных природных условиях, формирование элементарн...

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"

Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....

Программа краеведческого кружка "Орлик"

Рабочая программа кружкапо туристско- краеведческому направлению «Орлик...

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет

Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение".  Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....

Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»

Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрыв...