Викторина «Путешествие по осетинским сказкам»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Наша республика Северная Осетия -Алания.Наша республика многонациональтная республика ,но основной наш язык осетинский.Дети должны знать свою культуру,обычаи ,традиции своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_osetinskim_skazkam.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина
«Путешествие по осетинским сказкам»
Цель:
-Обобщить знания детей об осетинском народном творчестве (осетинских народных сказок, о нартских сказаниях из осетинского эпоса, о пословицах и поговорках)
- продолжить учить детей давать характеристики персонажам, высказывать свое отношение к ним, учить понимать основную мысль произведения.
- воспитывать эмоциональное отношение к осетинскому национальному фольклору.
Предварительная работа:
Чтение и рассказывание осетинских сказок « Алып», « Старый волк», «Сто друзей или сто лошадей», «Волк, свинья и ворона», «Осел и вол», «Яблоко нартов», »Как Батраза выманили из моря», «Как Батраз закалил себя», «Ох-Ох и сын бедняка» «Волшебная папаха».
Заучивание осетинских пословиц и поговорок о дружбе, об уме и глупости.
Драматизация отрывков из сказок «Старый волк», «Волк, свинья и ворона».
Материал и оборудование:
Осетинские национальные костюмы для мальчиков, маски лисы ,волка,свиньи,баранов,волшебная стрела, большая книга сказок, лабиринты по осетинским сказкам, разрезные картинки, крашенные опилки и камни.
Ход викторины
1 часть
Вход в зал под осетинскую мелодию.
Ведущая – Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся в сказочную страну. В этой прекрасной стране живут наши знакомые герои осетинских сказок. Интересно, с кем мы встретимся сегодня? Вот волшебная страна, вся она чудес полна. Как красиво в сказочной стране. Горные вершины озарены лучами солнца, блестят вечные снега. А вот и волшебная книга сказок, в которой живут наши сказочные герои( за обложкой книги находятся пятеро детей)
1-ый мальчик - джигит выбегает и говорит :
Вернулся я снова в родные края
Аул свой и дом на горе вижу я
Ведущая: - Здравствуй джигит, Чему ты так радуешься?
Мальчик - Здравствуйте , я долго жил вдали от родного дома у злого алдара, и наконец я дома. Мне помог в беде чудесный конь,а как его зовут, догадайтесь сами.
Что за конь , чудесный конь.
Вороной, в глазах огонь !
Словно птица, словно птица
По горам высоким мчится!
Я сказал коню « Постой.
Отведи меня домой.
От беды меня спаси,
От алдара унеси!»
Что за конь, чудесный конь,
Вороной, в глазах огонь!
И в какой живет он сказке,
Отвечайте без подсказки!
Ведущая --- ребята, вы догадались? Кто помог в беде джигиту? Как вы догадались, что это алып? Молодцы!
- Ребята, посмотрите, кто- то бежит из книги сказок, никак не пойму, кто это лисица или человек?
2-ой мальчик - обежав круг, сбрасывает накидку и маску лисы, остается в осетинском костюме говорит:
- Я могу в коня и птицу по желанью превратиться.
Прилажив немало, сил Оха я перехитрил.
Сын простого бедняка, знаете наверняка,
Из какой пришел я сказки, отвечайте без подсказки!
Ведущая - Я узнала, я узнала - эта сказка называется « Волшебная папаха» ( ответ неправильный)
Дети -« Ох-Ох и сын бедняка».
Ведущая - молодцы угадали!
3-ий и 4-ый – мальчики - выходят с песней обнявшись.
3-ий мальчик - Эх, было бы у меня сто лошадей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто лошадей.
4-ый мальчик - Было бы у меня сто друзей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто друзей. Ребята, как вы думаете, что лучше иметь - сто лошадей или сто друзей?
Ведущая - А как эта сказка называется? Как вы догадались? О чем эта сказка? Какие осетинские пословицы о дружбе вы знаете?.
Дети
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Нет друга - так ищи, а найдешь – береги.
- Сосед встречает соседа раньше,чем солнце
- Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку.
- Хорошийдру - лучшая драгоценность.
Молодцы, знаете много пословиц, а как вы понимаете пословыцу: « Человек без друзей, что дерево без корней», объясните,как вы ее понимаете.
Из-за книги в зал влетает стрела.
Ведущая: Ой, дети посмотрите стрела. Интересно какой богатырь выпустил ее из своего лука? Слышите богатырскую потупь?
5-ый мальчик ( одет в шлем и кольчугу.)
- Здравствуйте, ребята!
Ведущая - Здравствуй славный нарт,не говори как тебя зовут , пусть ребята сами догадаются.
Мальчик: Пришел из сказки к нам
Булатный воин ,могучий нарт, отважный,
Вы помните, наверно случай
Как закалил себя однажды
Курдалагон - кузнец небесный
Немало силы приложил.
Чтоб стал булатный нарт чудесный
И много подвигов свершил.
Ведущая: - вы вспомнили, о ком этот рассказ, кто этот славный нарт?
Дети - Батраз
Мальчик - Молодцы ребята. Мне очень приятно, что вы узнали меня. Я принес вам загадки , попробуйте отгадать их.
Рубашка волшебная выручит друга
В бою не подводит джигита ( кольчуга)
Что за шапка на джигите,
Чудо – шапка, посотрите
Скачет на коне джигит,
Шапка золотом горит. ( шлем)
Тонка, остра, как жало она
Летит, звенит, поет,как струна ( стрела)
Ведущая - Вы все знаете молодцы, а сейчас я вас запутаю. Вот видите, тропа не простая , а волшебная, пойдемте по ней.
2 часть: ( драматизация сказок)
Ведущая : дети посмотрите ( рассматривание иллюстраций к сказке « Старый волк») какие красочные иллюстрации, а я не знаю из какой они сказки. Может быть вы мне поможете, узнать ?
Высказывания детей
Ведущая: - Дети, слышите, какой-то стук ( драматизация отрывка из сказки « Старый волк»
- Два барана бодаются. К ним подходит волк ( ребенок) говорит:
- Эй, бараны, я вас сейчас съем!
1ый баран – Да будет счастлив твой путь, старый волк.
2 ой баран - Что же ты, просто хочешь нас съесть?
Волк - а как же?
1 ый баран - Да так, ты лучше становись вот здесь, посередке, а мы разойдемся в разные стороны и побежим к тебе, который из нас отстанет, тот жирнее. Ты начинай с него, а потом другого съешь.
Волк - ладно согласен
Бараны расходятся в разные стороны и с разбега ударяют волка, волк падает и воет от боли: у- у-у- у- какой же я глупый
Ведущая - дети из какой сказки эти сказочные герои? О чем эта сказка? Какие пословицы вы знаете об уме и глупости?
Дети:
- Сила человека в его уме.
- Умный человек у огня греется, бестолковый – обжигается
- Лучше умный, чем сильный
- Глупый в лес за одним сучком два раза ходит.
Ведущая: Дети, а какая пословица больше всего подходит к сказке « Старый волк» (Лучше умный, чем сильный). А почему вы так думаете?. Дети, а какую еще сказку вы знаете о глупости волка? ( Волк, свинья и ворона).
Дети послушайте, кто-то тихо крадется из леса, к сакле старой свиньи.
(Драматизация сказки)
Волк-мальчик - эй, старая свинья, скажи поросенку Время, чтобы пришел ко мне в жмурки поиграть!
Ведущая - тут свинья ему из сакли отвечает:
Свинья - Время уже пришло, серый волк! Того поросенка я спать уложила на мягкую постельку.
Ведущая - рассердился волк, защелкал зубами и опять закричал
Волк - Эй, старая свинья, скажи-ка поросенку Тепло, пусть придет в овраг со мной в альчики поиграть!
Свинья - в сакле моей тепло и поросята мои спят крепким сном на соломенных постельках.
Ведущая - опять отвечает свинья волку. От злости волк запрыгал и закричал на весь овраг
Волк - Эй, ты старая свинья, скажи младшему поросенку Крепко, пусть придет со мной в куклы поиграть!
Ведущая - а свинья ему отвечает
Свинья -- Крепко замкнута дверь моей сакли и никогда не войти в нее злому волку. Убирайся лучше в лес и в другой раз будь поумнее!
Волк - Погоди, попадешься ты мне в пасть.
Ведущая - Закричал волк, зарычал, завыл, зубами защелкал и побежал в лес.
Дети из какой же это сказки, отвечайте без подсказки.
3 часть « Волшебная тропа» ( или волшебный камень)
Ведущая - Ребята , пойдемте дальше по волшебной тропинке. Ах, посмотрите, какой большой камень. На нем что-то написано. Наверное камень не простой (читает)
Направо пойдешь - сказочные конверты найдешь.
Прямо пойдешь - сказочные лабиринты найдешь.
Налево пойдешь - сказочный винегрет найдешь
« Сказочные конверты»
Идем направо, находим конверты, в них разрезные картинки-иллюстрации осетинских сказок. Дети соединяют и узнают из какой сказки иллюстрации.
« Сказочныелабаринты» по осетинским сказкам
Задания: « Узнай из какой я сказки»
« Сказочный винегрет» (конверт с иллюстрациями по 4-5 осетинским сказкам).
Разобрать винегрет по отдельным сказкам и назвать их. Доказать, что именно эта сказка, а не другая.
4 часть: Продуктивная деятельность. ( Украшение опилками одежды сказочных героев – красавицы Дзерассы и Асартага осетинским орнаментом»
Дети, двигаемся дальше, смотрите сказочные иллюстрации.
Вопросы: Как вы думаете кто это?
Из какой сказки?
Чего не хватает в одежде Дзерассы и Ахсартага?
Что обязательно присутствует в национальной одежде осетинского народа?
Сегодня мы научимся украшать одежду осетинским орнаментом.
Давайте подберем наиболее подходящий цвет опилок. К платью синему Дзерассы - красные опилки. К одежде Ахсартага красной - желтые опилки, чтобы наиболее ярко выделялся орнамент.
Молодцы ребята! Вы очень хорошо знаете осетинские сказки, пословицы, поговорки никогда не забывайте их!
Используемая литература:
1 Журнал « Дошкольное воспитание» № 2 - 1989г
2 « Осетинские народные сказки» - СО книжное издательство.
Викторина
« Путешествие по осетинским
сказкам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина « Путешествие в страну Сказки»
Сегодня мы живем в очень не простом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, р...
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи: - активизировать знания детей о русских народных сказках...
Игра-викторина "Путешествие по зимним сказкам"
В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - инт...
занятие по развитию речи в старшей группе на тему: " Драмматизация осетинской сказки " Как гордая мышь женила своего сына красавца "
Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий у детей с ОНР....
Осетинские сказки
Осетинские сказки...
Викторина "Путешествие по казачьим сказкам"
Викторина "Путешествие по казачьим сказкам"...
Литературная викторина «Путешествие по любимым сказкам» для детей 6-7 лет совместно с родителями
Литературная викторина «Путешествие по любимым сказкам» для детей 6-7 лет совместно с родителями...