Игра-викторина "Путешествие по зимним сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_zimnim_skazkam.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила
старший воспитатель Индюкова Ирина Геннадиевна
ИГРА-ВИКТОРИНА"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНИМ СКАЗКАМ"
Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно.
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Методы
1. Психогимнастика.
2. Словесное комментирование.
- Авторская программа развития личности ребенка “Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников”, О.А.Шорохова (Творческий центр “Сфера”, Москва, 2006 г.);
- “Воспитание сказкой”, Л.Б.Фесюкова (“Фолио”, Харьков, 1996 г.);
- “Сказка как источник развития творчества детей”, М.М.Безруких (“Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001 г.)
Цель: Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой, а именно посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе.
Задачи:
1.Словесное комментирование:
побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;
формировать интерес к окружающему, закрепить знания о зимнем времени года.
2. Психогимнастика:
учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;
развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
3. Развивать воображение, память, желание помочь оказавшимся в беде героям.
Направление работы: сказкотерапия.
Участники: воспитатель, дети, музыкальные руководители.
Предварительная работа:
1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”, “Лисичка-сестричка и серый волк” и т.д..
2. Проведение занятий, дидактических игр, экспериментальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”
Форма работы: игра-викторина.
Ресурсное обеспечение: разрезные картинки с зимними пейзажами, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.
Ожидаемый результат: Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.
Ход мероприятия
Дети проходят в зал и останавливаются около центральной стены. Их встречает бабушка-рассказушка.
Бабушка-рассказушка:
Я – бабушка-рссказушка. Приглашаю всех принять участие в путешествии по зимним сказкам.
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку нужно не забыть.
Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и садятся на стульчики).
Бабушка-рссказушка предлагает детям разделиться на две команды, выбрать капитанов, придумать название и представить свои команды. Бабка кладет «баллы» в чашку каждой команды.
Бабушка-рассказушка:
Вы садитесь, посидите.
Молодец, кто помолчит,
Для тех сказка прозвучит!
Появляется дед.
Дед: - Ох, хо, хо, беда, беда!
Бабка: - Что такое? Гости уж собрались, а ты…
Дед:
- Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.
Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?
Кто поможет сбыть беду?
Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?
Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?
Дед:
- Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.
Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.
Дети выполняют задание. Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Бабушка-рассказушка:
- Прежде, чем дальше отправиться в путь, я хочу спросить у вас:
Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,
Может снежная зима?
Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!
Дети: - Зима!
Дед проводит игру: «Разрезные картинки» (собрать зимние пейзажи из 6-8 частей). Далее дети должны объяснить, какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках. Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Бабушка-рассказушка:
Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?
Дети: - Нет.
Бабушка-рассказушка: - Что нужно сделать?
Дети: - Одеться.
Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.
(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания). Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Бабушка-рассказушка:
- Ничего не забыли? А как же рукавички? Какая случилась беда, рукавички-то у ребят все перепутались. Что же теперь делать?
Проводится игра «Найди пару». Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Бабушка-рассказушка:
Что-то холодает. Долго искали мы рукавички, все равно замерзли.
Этюд “Холодно”.
(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело).
Дед: - Ребята, а сейчас правильно ответьте на мои вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).
- Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).
- Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).
- Когда падает много снега? (Снегопад).
- А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).
- Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).
- Какую рыбу поймал Емеля, и где он её ловил?
- За что Морозко наградил Настеньку?
- Какие цветы потребовала принцесса во дворец 31 декабря в сказке «12 месяцев»?
- Какое слово из льдинок собирал Кай?
- Как звали деда в сказке «Серебряное копытце»?
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. Кто это?
Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Дед с бабкой приглашают детей на хороводную игру: «Как у дедушки Семена».
Игра «Укрась слово».
Необходимо подобрать к заданному слову как можно больше прилагательных (лучше «украсить» слово: например, снег – белый, пушистый и т.п., зима – холодная, сказочная и т.п.). Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Игра «Узнай сказку».
Дед зачитывает отрывки из знакомых детям сказок. Нужно определить название сказки.
1.П.Бажов «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»
«Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый, она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает.
Так и стали жить вместе - дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила, мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им…
2.В. Даль «Старик-годовик» (сказка-загадка)
«Вышел старик-годовик, Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз»…
3.Русская народная сказка «Два Мороза» ( в обработке С.Михалкова
«Гуляли по чистому полю два Мороза , два родных брата , с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку покалачивали. Говорит один Мороз другому: Как бы нам позабавиться – людей поморозить?»…
4.Новогодняя быль «Елочка» С.Михалков.
Когда Елочка очнулась , то ничего не могла понять: она была и жива и стояла на том же месте , только на ее ветвях висели легкие цветные стеклянные шары и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, самую макушку украшала большая звезда…
5. «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» В.Одоевский
В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, одевалась, за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, сбоку на бок переваливалась…
Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.
Подсчитываются баллы каждой команды и называется победитель.
Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!
Помощь вашу я ценю,
И от бабки угощенье вам дарю! (Мешочек с печеньем).
Дети благодарят.
Дед: - В сказках есть всегда урок.
Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.
Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.
Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.
Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.
Дети: - До свидания!