Игра-викторина "Путешествие по зимним сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Индюкова Ирина Геннадиевна

В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_zimnim_skazkam.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

старший воспитатель Индюкова Ирина Геннадиевна


ИГРА-ВИКТОРИНА

"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНИМ СКАЗКАМ"

Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

В данном конспекте раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Акцент сделан на нетрадиционное здоровьесберегающее использование сказочного материала: сказкотерапию - интегративную деятельность, в которой действия, воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Методы

1. Психогимнастика.

2. Словесное комментирование.

- Авторская программа развития личности ребенка “Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников”, О.А.Шорохова (Творческий центр “Сфера”, Москва, 2006 г.);

- “Воспитание сказкой”, Л.Б.Фесюкова (“Фолио”, Харьков, 1996 г.);

- “Сказка как источник развития творчества детей”, М.М.Безруких (“Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001 г.)

Цель: Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой, а именно посредством сказочного материала закрепить знания детей о сезонных явлениях и изменениях в природе.

Задачи:

1.Словесное комментирование:

побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания, подводить к умению интонировать реплики в проблемных ситуациях;

формировать интерес к окружающему, закрепить знания о зимнем времени года.

2. Психогимнастика:

учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;

развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

3. Развивать воображение, память, желание помочь оказавшимся в беде героям.

Направление работы: сказкотерапия.

Участники: воспитатель, дети, музыкальные руководители.

Предварительная работа:

1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”, “Лисичка-сестричка и серый волк” и т.д..

2. Проведение занятий, дидактических игр, экспериментальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”

Форма работы: игра-викторина.

Ресурсное обеспечение: разрезные картинки с зимними пейзажами, рукавички по количеству детей, аудиозапись, подарок и угощение для детей.

Ожидаемый результат: Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления и признаки зимы, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Дети проходят в зал и останавливаются около центральной стены. Их встречает бабушка-рассказушка.

Бабушка-рассказушка:

Я – бабушка-рссказушка. Приглашаю всех принять участие в путешествии по зимним сказкам.

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и садятся на стульчики).

Бабушка-рссказушка предлагает детям разделиться на две команды, выбрать капитанов, придумать название и представить свои команды. Бабка  кладет «баллы» в чашку каждой команды.

Бабушка-рассказушка:

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

Появляется дед.

Дед: - Ох, хо, хо, беда, беда!

Бабка: - Что такое? Гости уж собрались, а ты…

Дед:

- Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.

Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?

Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?

Дед: 

- Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Дети выполняют задание. Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Бабушка-рассказушка:

 - Прежде, чем дальше отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,

Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Дети: - Зима!

Дед проводит игру: «Разрезные картинки» (собрать зимние пейзажи из 6-8 частей). Далее дети должны объяснить, какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках.  Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Бабушка-рассказушка:

Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: - Нет.

Бабушка-рассказушка: - Что нужно сделать?

Дети: - Одеться.

Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.

(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания). Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Бабушка-рассказушка:

- Ничего не забыли? А как же рукавички? Какая случилась беда, рукавички-то у ребят все перепутались. Что же теперь делать?

Проводится игра «Найди пару». Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Бабушка-рассказушка:

 Что-то холодает. Долго искали мы рукавички, все равно замерзли.

Этюд “Холодно”.

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело).

Дед: - Ребята, а сейчас правильно ответьте на мои вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

- Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

- Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

- Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

- Когда падает много снега? (Снегопад).

- А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

- Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

- Какую рыбу поймал Емеля, и где он её ловил?

- За что Морозко наградил Настеньку?

- Какие цветы потребовала принцесса во дворец 31 декабря в сказке «12 месяцев»?

- Какое слово из льдинок собирал Кай?

- Как звали деда в сказке «Серебряное копытце»?

- Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. Кто это?

Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Дед с бабкой приглашают детей на хороводную игру: «Как у дедушки Семена». 

Игра «Укрась слово».

Необходимо подобрать к заданному слову как можно больше прилагательных (лучше «украсить» слово: например, снег – белый, пушистый и т.п., зима – холодная, сказочная и т.п.). Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Игра «Узнай сказку».

Дед зачитывает отрывки из знакомых детям сказок. Нужно определить название сказки.

1.П.Бажов «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

«Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый, она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает.

Так и стали жить вместе - дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

Кокованя с утра на работу уходил. Даренка  в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила, мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им…

2.В. Даль  «Старик-годовик»  (сказка-загадка)

«Вышел старик-годовик, Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз»…

3.Русская народная сказка  «Два Мороза»  ( в обработке  С.Михалкова

«Гуляли по чистому полю два Мороза , два родных брата , с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку покалачивали. Говорит один Мороз другому: Как бы нам позабавиться – людей поморозить?»…

4.Новогодняя быль «Елочка»   С.Михалков.

Когда Елочка очнулась , то ничего не могла понять: она была и жива и стояла на том же месте , только на ее ветвях висели легкие цветные стеклянные шары и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, самую макушку украшала большая звезда…

5. «МОРОЗ ИВАНОВИЧ»   В.Одоевский

В одном доме жили две девочки - Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, одевалась, за дело принималась.          А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, сбоку на бок переваливалась…

Дед с бабкой кладут «баллы» в чашку каждой команды.

Подсчитываются баллы каждой команды и называется победитель.

Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!

Помощь вашу я ценю,

И от бабки угощенье вам дарю! (Мешочек с печеньем).

Дети благодарят.

Дед: - В сказках есть всегда урок.

Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.

Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.

Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.

Дети: - До свидания!