Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»
проект
Проект
нравственно-патриотическое воспитание
у детей старшего дошкольного возраста
« Алтайский край –любимый край .»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_novyy_moy_avtosohranennyy.docx | 352.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Озерский Детский сад »
Проект
нравственно-патриотическое воспитание
у детей старшего дошкольного возраста
« Алтайский край –любимый край .»
Разработчик:
Старовойтова Елена Юрьевна
с .Озерки 2021 – 2022 года
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Актуальность темы:
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребёнка связывается с местом, где он родился и живёт. Задача воспитателя — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, какой он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остается, как приятное воспоминание детства. Задача педагога и родителей – сделать так, чтобы таких воспоминаний у ребёнка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок чувствовал себя комфортно. Очень важно, чтобы ребёнок любил свой детский сад. Поэтому жизнь ребёнка в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.
Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (села, края). Это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине – России.
Проблема:
Каким образом можно способствовать возникновению интереса у детей к истории, традициям, достопримечательностям, природе родного края в образовательном процессе ДОУ.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному краю. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил край, начнут проявлять интерес к событиям, происходящих в крае и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, будут оберегать природу своего края, что будет способствовать становлению гражданско-патриотического поведения. А накопленные знания будут использовать в жизненных ситуациях, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
Создать условия для развития нравственно-патриотического поведения, через ознакомление с историей, культурой, природой родного края, систематизировать имеющиеся знания.
Задачи проекта:
- Дать понятие «Родина»- месте, где мы живем.
- Познакомить с историей появления села Озерки, его традициями, ремеслами, достопримечательностями.
- Рассказать детям о замечательных людях, прославивших родное село.
- Знакомить с культурными объектами села.
- Организовать экскурсии к культурным объектам, достопримечательностям и памятникам села.
- Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей села; с результатами их труда (картинами, книгами, предметами декоративного искусства).
- Знакомить с районом в котором живут, ввести в активный словарь название района –Тальменский, рассказать, чем славен район.
- Расширять знания о флоре и фауне родного края.
- Знакомить детей с историями, легендами о родном крае.
- Продолжать знакомить детей с предметами крестьянского быта, его особенностями в прошлом и настоящем, осваивать навыки домашнего труда впрактической деятельности.
- Знакомить с историей южнорусского костюма, его отличительными особенностями.
- Продолжать знакомить с сельскохозяйственным трудом, орудиями труда.
- Знакомить с народной кухней.
- Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей; любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Направления проектной деятельности:
.Информационный блок: Переработка теоретических материалов, подготовка познавательных рассказов.
. Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
. Организационный блок: Создание предметно- развивающей среды .
Вид проекта: познавательный, групповой. Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель. Сроки реализации:в течение года. | |
Основной раздел программы: познавательное развитие. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта
- Подбор исторической литературы
- Подбор произведений русского народного творчества
- Подбор наглядного материала
- Подбор изобразительного материала для продуктивной деятельности
- Выставки книг, рисунков, поделок, семейных альбомов и семейного древа рода
- Создание условий для проведения различных мероприятий.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Цель: установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Исследовательский.
Цель: расширить представления об объектах ближайшего окружения.
способствовать развитию поисково – исследовательской деятельности.
разработать проблемные ситуации, побуждающие к проявлению гражданско – патриотического поведения.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализации самого проекта, в рамках которого проведение работы по трём направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.
3 этап. Обобщающий.
Цель: систематизировать и оформить накопленный материал, презентовать продукт деятельности.
Анкетирование родителей. Анализ и подведение итогов работы.
Обобщающий этап включает в себя:
- Презентацию проекта.
- Открытое мероприятие « Алтайский край - любимый край .»
- Творческие выставки и фотовыставки по теме проекта
Методы проекта:
. Наблюдение.
. Совместные игры.
. Анкетирование родителей.
. Познавательные игровые НОД.
. Беседы.
Перспективный план реализации проекта.
Сентябрь «Мой любимый детский сад»
1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. 2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. 3.Пение песен и чтение стихов о детском саде. Цель: развивать речь детей 4. Беседа «Наш детский сад» Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. 5.Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность» Цель: закрепить знания и умения детей об этикете. 6. Беседа «Будем дружно мы играть» Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. 6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
Анкетированиеродителей « Будем знакомы»,Информационный час "Начало пути в страну знаний!",
Консультация для родителей «Режим дня и его значение для ребёнка», информация в уголке для родителей «Здоровье детей осенью»
Октябрь «Моя семья»
1.Беседа «Моя семья». Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. 2. Беседа «Наша Родина-Россия». Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык). 3. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду. 5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 5. Рисование на тему «Моя семья» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 6. Занятие «Пеку, пеку хлебушек». Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. 7.Занятие «Государственный флаг РФ». Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. 8.Занятие «Государственный гимн России» Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
Создание фотоальбома с родителями «Моя семья»
Поздравительная информация в родительском уголке «Наши любимые бабушки».
Семейная академия(«Воспитание бабушками: за и против»)
Совместное составление фотоальбома « куда не пойдешь – красивее улицы не найдешь ».
Ноябрь «Наша Родина-Россия».
- Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях 2. Экскурсия по родному селу на «автобусе»- по фотографиям. Цель: знакомить детей с
достопримечательностями родного села, воспитывать любовь к родному краю. 3. Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает» Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. 4. Конкурс чтецов «Стихи о маме». Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. 5. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!» Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
Творческая выставка совместных работ «Моя Родина - Россия»
Поздравительная информация в родительском уголке ко Дню матери
Совместные работы с родителями «Семейное древо»
Праздник, посвящённый Дню матери.
Творческая выставка совместных работ с родителями «Моя Родина - Россия
Декабрь «По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».) 1.Занятие: «Что за праздник Новый год?» Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. 2. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. 3. Занятие «Страна моя родная!». Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России. 4. Изготовление альбома «Родная сторонушка». Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае. 5.Беседа «Животный мир нашего края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. 7.Праздник «Новогодняя сказка». Цель: создать у детей радостное настроение. 8.Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
мастерская Деда Мороза – конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.
Январь «Народные праздники»
1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество» Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. 2. Развлечение «Зимние забавы со Снеговиком». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам. 3. Беседа «История моего посёлка». Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». 4.Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе. Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району. 5.Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. 6.Беседа «Мои друзья». Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
Совместная с родителями экскурсия в Историко-краеведческий музей.Детско-родительская выставка творческих работ из природного материала «Загадки природы».
Февраль «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).
1.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Цель: расширение кругозора. 2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, МикитеСеляниновиче, Никите Кожемяке. Цель: познакомить с подвигами богатырей. 3. Экскурсия в зимний п лес. Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке. 4.Праздник «Масленица». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. 5. Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных. 6.Развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить». Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание. 8.Народные игры.
Экскурсия к памятнику совместно с родителями «Воин – защитник»
Фотографии пап и дедушек, служивших в армии.Книги, энциклопедии, открытки и журналы с военной тематикой.Альбомы «Мой папа – самый ,самый …»
- Март «Моя мама»
1.Беседа «О мамах родных и очень важных». Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. 2. Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек. 3. Праздник «Праздник для любимых мам». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них. 4. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери». Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. 5.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Творческая выставка «Мамины руки незнают скуки» (рисунки, фото, коллажи и поделки)
Апрель «Наши космонавты»
1.Беседа «Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать 2. Изготовление коллажа «Если очень захотеть, можно в космос полететь». Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну. 3.Беседа «Весёлые истории в нашей группе». Развлечение «День смеха». Цель: подведение детей к пониманию того, над чем можно смеяться, а над чем нет. 4. Занятие «Праздник Пасхи». Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
Фотовыставка ко Дню Земли «Лучше нет красивей края
Выставка «Весенние чудеса»
(зарисовки, этюды, фотографии о разных периодах весны)
Творческие работы «Символы могучей России» (фото, рисунки, коллажи и т.д.)
Май «Праздник Весны»
1.Развлечение «Веснянка». Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. 2. Праздник «День Победы». Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен. 3. Занятие «Этот день Победы». Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. 4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат. Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. 5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. 6.Развлечение «Семейный клуб бабушек и внуков». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Тематический праздник посвященный Дню Победы – совместный родители, дети, педагоги, ветераны. Экскурсия к памятнику Солдату Победителю в селе Озерки с возложением цветов.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Край, в котором мы живем" (интеллектуальная игра по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста)
Формирование представления старших дошк.ольников о родном крае, городе...
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств
Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста « Мой любимый Сурский край»
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста « Мой любимый Сурский край»Вид непрерывная-образовательной деятельности: интегрированный.Интеграция образователь...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"
Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....
ООД нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Наш родной Алтайский край»
Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи:- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край,...
Проект по формированию патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Родной край в наших сердцах»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику ...