Дидактические игры в начальный период обучения
проект

Алина Ирина Викторовна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx64.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

« Дидактические игры в начальный период обучения »

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели

Масштаб проекта: долгосрочный

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т.к активность  является необходимым условием умственного развития личности. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. 

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи

Цель: проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности  дошкольников.

Гипотеза: развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2. Создать картотеку дидактических игр.

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы работы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

Этапы проекта:

Подготовительный:

1. Диагностика группы детей с целью выявления их уровня развития.

2. Изучение необходимой литературы педагогов – новаторов по данной теме.

3. Создание материально – технической базы и необходимой развивающей

среды.

4. Разработка системы развивающих игр и упражнений.

5. Анкетирование родителей.

Практический:

Формы работы с детьми:

1.Использование дидактических игр изанимательного материала на занятиях

и вне их.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

2. Включение сюжетно-ролевых, подвижных игр, физминуток в учебно-

воспитательный процесс.

3.Проведение развлечений, викторин, КВН в ходе накопления необходимых

ЗУН.

Формы работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Знакомство родителей с основными программными задачами у детей старшей группы.
  3. Проведение консультации для родителей «Дидактические игры в начальный период обучения».
  4. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
  5. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
  6. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
  7. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
  8. Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам»), выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».
  9. Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.

Заключительный:

1.Применение полученных ЗУН на занятиях и в повседневной жизни

2.Итоговые занятия.

Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной отработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

С.П. Шацкий

1. Введение.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания

Игра - основная деятельность детей. Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого ребенка. В игре воспитатель развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию.

Особый вклад в разработку игровых форм обучения внесли: Венгер Л.А., Бондаренко А.В., Никитин Б.Л., Минскин Е.М., Михайлова З.А., Бакаева О.Л., Шацкий С.Т., Сорокина Е.Н., Выготский Т.С.. Их разработки позволяют решать педагогические задачи с учетом возможностей детей дошкольного возраста.

…без педагогической игры невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.

Ш.А. Амонашвили

2. Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные для конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является эмоциональное общение, в раннем (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, в дошкольном - игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. Другой компонент игры-правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка-радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Таким образом, игра-это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

  1. Особое отношение личности к окружающему миру;
  2. Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как субъективная деятельность;
  3. Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
  4. Особое содержание усвоения;
  5. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка
  6. Социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игра-это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильные решения и что очень важно воспитывает чувство коллективизма. В старшем дошкольном возрасте большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя, старшие дошкольники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что « школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. К.Д.Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не – развлекающим.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.

К.Д.Ушинский

3.Сущность дидактических игр как средства обучения.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1.Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2.Возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

3.Недостаточно сформирована познавательная мотивация. А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

А.И.Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.

Игры – поручения по содержанию проще, а продолжительностью короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

В играх – предположениях перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

В основе игр загадок лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

В основе игр – бесед лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

1) дидактическая задача

2) игровая задача

3) игровые действия

4) правила игры

5) результат подведения итогов

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия и становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранять все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает, как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

1). Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2). Функция формирования психических новообразований;

3). Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4). Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

5). Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечивать поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используя в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Задача педагога – направлять силы ребенка на учебу, сделать труд детей занимательным и продуктивным. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Если игровую деятельность осуществляют часть детей, то остальные должны выполнять роль судей, т.е. тоже принимать участие в игре. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры.

4. Дидактические игры на занятиях

4.1. ознакомление с окружающим миром

На занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром я часто использую тематический словарь в картинках, где карточки представляют собой изображения различных предметов или иллюстрации с обобщающими понятиями. На обороте каждой карточки даются короткие стихотворные тексты или загадки, которые добавляют увлекательности занятиям с детьми. Более крупные карточки иллюстрируют обобщающие понятия. Тема: «Овощи». Детям загадываю загадки об овощах. В ходе их отгадывания выставляются иллюстрации овощей. Обсуждение с детьми: Как мы назовем, одним словом? Где растут овощи? В каком виде употребляются в пищу? Игра «Вершки и корешки» Детям необходимо составить из частей целое.

Тема: «Деревья» Заранее подготовленные дети загадывают загадки о различных видах деревьев. В ходе отгадывания выставляются иллюстрации этих деревьев. Проводится игра «Какое дерево лишнее?» Дети объясняют, что лишнее-сосна, т.к. это хвойное дерево, оно сохраняет свою хвою круглый год, а остальные деревья лиственные.

Тема: «Дикие и домашние животные, и их детеныши». Игра «Назови детенышей». Воспитатель называет и показывает взрослое животное, а ребенок - его детеныша.

4.2. Обучение грамоте

Тема: «Слово». Игра «Звуковые часы» Пособие «Звуковые часы»: демонстрационные (для воспитателя) и индивидуальные (для детей). В ходе игры задания воспитателя рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия: найди на часах самые короткие слова, укажите стрелками два длинных слова; найдите слово с определенным звуком и другие.

На занятиях я часто использую игры-путешествия. Тема: «Гласные и согласные звуки». Дети выбирают предметные картинки, названия которых начинается с гласного (согласного) звука и рассаживают их в вагоны.

4.3.Математика

На занятиях по математике использую игру, для развития логического мышления «Какая, фигура лишняя?» Дети находят по определенным признакам: цвету, форме, размеру лишнюю геометрическую фигуру.

При закреплении темы «Геометрические фигуры» мы играем в игру «Найди заплатку» Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у него была красивая красная рубашка и штаны. Однажды Буратино ушел в театр, а крыса Шушара в это время прогрызла в его одежде дыры. Сосчитайте, сколько дыр стало на одежде. Возьмите свои геометрические фигуры и помогите Буратино починить его вещи.

В ходе этой игры «На что похоже?» Материал: набор из десяти карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься, как деталь или контурное изображение какого-либо предмета. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый участник игры придумал что-то новое свое, что еще не говорил никто из детей. У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт.  В связи с воспитательно-образовательными задачами, содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.

       В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.

         Со старшими дошкольниками проводится много игр с целью закрепления знаний о труде взрослых.

       Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были  мы не скажем, а что делали покажем».

       В дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях труда, воспитывается интерес к труду взрослых.

       А в играх «Из чего и кем сделано?», «Кем  быть?» углубляются и закрепляются знания старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к труженикам села.

         В программе в разделе по «Ознакомлению с природой» ставятся задачи: расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

       Для реализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.

 В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания об овощах.

В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года.

Кроме этого проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. В программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации  и обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

         Для решения этих задач рекомендуется проводить такие игры:

«Звуковые часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кузовок» и другие.

       Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками  для развития элементарных математических представлений. Это игры для развития знаний о форме:

«Найди такой же формы», «На что похоже?»,  «Каждую фигуру на свое место», «Найди свой значок», «Склеим чайник» и другие.

О величине:

«Большой – маленький», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд», «Что бывает широкое?»

  и другие.

Для совершенствования знаний о количестве и счете детям предлагаются игры: «Найди соседей числа», «Что изменилось?», лото «На один меньше», «Числовая лесенка».

В программе также выделены музыкально-дидактические игры.

На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».

На развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята».

На развитие ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм»

5.Результаты исследования

Сравнивая объем знаний детей на начало, середину и конец учебного года, имеются существенные изменения в развитии детей, что отражено в мониторинге «Формирование математических, пространственных, конструктивных данных», где четко прослеживается, что «Незнание уменьшается, а знание увеличивается». Мониторинг проводится в системе 5-6 лет-1класс. При этом хотелось бы отметить, что у детей формируется устойчивый интерес к учебе, стремлении, как можно больше узнать. Если в начале года у шестилеток характерно в основном наглядно-действенное мышление. То в конце года преобладает наглядно-образное и развиваются зачатки теоретического, понятийного мышления.

6.Заключение

Итак, дидактическая игра- это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Наблюдения позволяют сделать вывод: все дети, обучавшиеся в нашей группе, учатся более успешно и быстрее продвигаются в развитии, чем дети не прошедшие подготовку. Их учебная деятельность характеризуется осознанными познавательными мотивами, произвольностью поведения и психических процессов. У детей более успешно идет адаптация, учение, разнообразны способы действия, развита эмоциональная сфера: отзывчивость, любознательность, общительность.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.

Тематика родительских собраний:

1. «Давайте поиграем! »

2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

3. «Домашние задание для родителей»

В процессе работы у детей сформировались  стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

7.Результат

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух задач — дидактической и игровой отражает взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.

Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.

Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-                   выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

-                   определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

-                   установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

-                   подготовка игрового оборудования;

-                   определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

-                   дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

-                   обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

-                   позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

-                   материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

-                   определение количества играющих;

-                   ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

-                   игровыми действиями, дидактическим материалом;

-                   развитие у детей игрового настроения, желания играть;

-                   показ игровых действий;

-                   руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

-                   подведение итогов игры.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

-                   четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

-                   занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

-                   вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

-                   давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;

-                   обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

-                   варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

-                   осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

-                   средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Содержание:

1.Введение.

2.Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.

3.Сущность дидактических игр как средства обучения.

4.Дидактические игры на занятиях

5.Результаты исследования

6.Заключение

7.Список использованной литературы.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «В школу с шести лет» М., 1986

2. АникиеваН.П. «Воспитание игрой» М.,1987

3. Геллер Е.М. «Наш друг игра» Минск, 1979

4. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск, 1985

5. Никитин Б.Л. «Развивающие игры» М., 1981

6. Педагогика и психология игры. Под редакцией Аникиевой И.П.

Новосибирск, 1985.

7. Столяр А.А. «давайте поиграем» М., 1991

8. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей» М., 1976

9. Швайко Г.В. «Дидактические игры в детском саду» М.,1982

10.Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды» М., 1989

11.Яновская М.Г. « Творческая игра в воспитании младшего школьника»

М.,1974

12. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика М., 2000г.

Глоссарий:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - подготовленный компетентными специалистами документ, определяющий основное содержание образования по данному курсу, объем знаний и умений, который предстоит освоить его участникам .

РУКОВОДСТВО ИГРОЙ ДЕТЕЙ-совокупность методов и приемов,

направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТи- Оказание педагогом влияния на расширение тематики сюжетно- ролевых игр, углубление их содержания, процесс овладения детьми ролевым

поведением.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое.

Приложение

Дидактические игры по развитию речи.

"Закончи предложение"

(употребление сложноподчинённых предложений)

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?"

( употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова"

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?"

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк"

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Сравни предметы"

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму"

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови части предмета"

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Экологические игры

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Речевой материал: названия предметов, опиши предмет. Что это? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по форме? Где живет? Где растет? Для чего нужен? Где купили?

 Ход игры

Детям предлагается описать знакомый предмет, например овощ. На первых занятиях описание предмета строится в виде ответов на вопросы: «Что это? Какой по форме? Какой по величине? Какой по цвету? Какой по вкусу? Где растет? Для чего нужен? Где купили?» Составленное описание прочитывается детьми. Когда у них будет накоплен опыт описания предметов по вопросному плану, педагог может использовать одновременно и вопросный, и символический план. Для этого рядом с вопросом размещается карточка-символ, уточняется значение символов (предмет может быть большой или маленький, круглый, квадратный, разного цвета и т.д.).

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать символический план. Педагог предлагает описать предмет, уточняя по схеме карточек-символов последовательность описания (о чем нужно сказать сначала, о чем потом). При необходимости вводятся новые символы, значение которых уточняется. Например, при описании одежды вводится карточка с символами разных магазинов, при описании животных - карточка с символами дома, леса, гнезда.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/02/k_58b7ddadb43c3/397163_7.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в адаптационный период.

Подборка дидактических  игр для воспитателей с детьми в период адаптации....

Дидактические игры в летний период

Дидактические игры для детей раннего возраста. Дидактические игры для детей младшего, старшего и подготовительного возраста....

Дидактические игры и задания при обучении игре в шахматы

Дидактические игры и задания при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы...

Дидактические игры для начинающих при обучении игры в шахматы

Знакомство с правилами хода, шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти. Удобные дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс и...

Сборник дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы

Данные игры помогут легко и быстро обучить детей игре в шахматы...