Музыкально-дидактические игры в адаптационный период в дошкольном образовании.
статья по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пение в музыкальном развитии ребенка-дошкольника.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает ребенка и развивает его музыкальные способности. В.Сухомлинский утверждал, что «Пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, воздействуя на его чувства, сопровождая с раннего детства…»
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.
Диапазон детского голоса невелик. При правильной организации певческой деятельности диапазон расширяется: «ми»-«ля» - первой октавы (младший дошкольный возраст); «ре»-«си»- первой октавы (средний дошкольный возраст); «до, ре» первой октавы – «до, ре» второй октавы (старший дошкольный возраст).
В моей работе на музыкальных занятиях певческая деятельность складывается из 3-х небольших частей: упражнений на развитие слуха и голоса, развивающие умение импровизировать, разучивания и исполнения песен.
Каждое музыкальное занятие начинается с музыкального диалогового приветствия:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Солнце встало, детвора! Вот и нам уж петь пора.
- Петь пора.
- Внимание, внимание – тишина.
- Тишина.
Затем предлагаются упражнения (артикуляционная гимнастика):
- «Покусывание» кончика язычка;
- «Почесывание» всего язычка;
- «Жевание» язычка (круговые вращения при закрытом рте;
- «Цоканье» язычка (большая и маленькая лошадка);
Применяется точечный массаж:
- Вращение мизинцами у переносицы;
- У висков;
- У основания бровей;
- На середине дуг бровей;
- У окончания бровей;
- У крыльев носа;
- У подбородка.
В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам:
Например: «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.
Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай»
Благодаря разнообразию упражнений, которые используются на занятиях, дети поют чисто, и что важно, проявляют себя в самостоятельной музыкальной деятельности. У ребят появляется желание сочинять песни и смело их исполнять. Достичь этого также помогают дидактические игры такие как: «Сложи песенку», «Спой свое имя!», «Кто в домике живет?» и т.п.
На упражнениях для развития голоса (а в последствии и при разучивании и исполнении песен) удерживаю детей от громкого пения, ведь негромкое исполнение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, следовательно, их правильное развитие. Например, в упражнении «Плакса» я уделяю внимание обучению динамических оттенков:
Сначала дети проговаривают:
Плачет плакса (pp), слезы льются (р).
Принесли мы плаксе блюдце (mf)
Затем дети пропевают текст на одном звуке:
Плачет плакса целый час (f)
Дали ей большущий таз (ff).
Певческие упражнения используются по определенной системе, ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.
Формирование вокально-певческих навыков дошкольников.
В процессе пения ребенок осваивает навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, ансамбля.
Н а в ы к з в у к о о б р а з о в а н и я связан с овладением способами извлечения звука. Важнейшим условием правильного звукообразования выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Одна из главных задач заключается в том, чтобы привить ребенку навык кантиленного пения, основанного на способности петь протяжно, напевно и связно. Развитию напевности помогает пение на согласные «м» или «л» в сочетании с гласными.
Подвижному, легкому звукообразованию способствуют упражнения на пение отдельных несвязных нот (non legato), «как удары молоточка по шляпке гвоздя».
Н а в ы к п е в ч е с к о г о д ы х а н и я. Качество звукообразования во многом зависит от правильного дыхания в процессе пения.
Р а б о т а н а д д и к ц и е й в процессе развития певческих навыков связана со всей работой по развитию детской речи. Важное значение при этом имеет работа над правильным произношением гласных и согласных звуков. Согласные в процессе пения должны произноситься активно, ясно и четко. С этой целью согласные, находящиеся в конце слога, произносятся в начале следующего.
Например, в песне «По солнышку» необходимо исполнять:
«Ще-бе-чут пти-чки зво-нкие, по-рха-ют мо-ты-льки,
Же-лте-ют о-ду-ва-нчи-ки, си-не-ют ва-си-льки».
На певческую дикцию распространяются правила, применяемые в речевом произношении: например, поют «гласки», а не «глазки», «што», а не «что».
Ударные гласные в пении, как и в речи, сохраняют логическое ударение.
Безударные произносятся, как и в речи. Например, надо петь «лашадка», а не «лошадка», «адуванчики», а не «одуванчики» и т.п.
Важнейшим условием хорошей дикции является понимание детьми смысла слов и характера музыкального образа песни. Отчетливость дикции во многом зависит от качества работы артикуляционного аппарата. Применяются следующие упражнения:
- «Лошадка» (несколько раз поцокать язычком);
- «Ворона» (беззвучно, с закрытым ртом несколько раз произнести «ка-ааа-ааар»
- «Колечко» (скользить кончиком языка по верхнему небу с закрытым ртом).
При развитии дикции важно избегать крикливого, открытого звука, для чего необходимо открывать рот вертикально, а не в ширину.
Ч и с т о т а в о к а л ь н о г о и н т о н и р о в а н и я характеризуется точным воспроизведением мелодии в процессе пения.
Для достижения чистоты интонации применяю упражнения для голоса на одном звуке. Например:
Сидит филин на дубу у-у-у-у-у-у
Он играет во трубу у-у-у-у-у-у
Трубу точенную у-у-у-у-у-у
Позолоченную у-у-у-у-у-у
Перед пением предлагаю детям слоговые произношения на удивление: они разводят руками и произносят: у-шу-жу; у-шо-жо; у-ша-жа; У-ши-жи.
Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
- У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы;
- Скрип (горловой), переходящий в звуки:
+ + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.
В ы б о р п е с е н н о г о р е п е р т у а р а. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций.
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы (они просты и доступны)
2. Необходимо внимательно просмотреть текст песни, прочитать его выразительно вслух, найти сложные слова и сочетания, фразы, объяснить их ребенку.
3. Обратить внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего возраста используются попевки (песенки), построенные на 2х-4х (пяти) звуках. У детей среднего и старшего возраста на 6-8 звуках.
4. Важно обратить внимание на протяженность фраз. Чем меньше ребенок, тем короче фразы.
5. Проанализировать особенности мелодии: ритмический рисунок, интонационные трудности. Предложить приемы и способы работы над их преодолением.
Р а б о т у н а д п е с н е й условно можно разделить на три этапа:
- Ознакомление (ее восприятие);
- Разучивание;
- Закрепление.
Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.
Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.
Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей младшего и среднего возраста на своих занятиях я использую такие песенки как: «Сорока» обр. В. Попова, «Бай-бай» и «Бай-качи» обр. Л. Абеляна «Петушок», «Дождик», «Идет коза» в обр. А. Гречанинова и др.. Прекрасным образцом для развития певческого творчества детей являются такие произведения как: «Кукла Катя» и «Песня птички» Н. Бордюг, «Марш медведя» и «Зайка танец танцевал» Н. Мурычева «Пароход гудит», «Пчела жужжит» Т. Ломовой а также «Мишкин марш», «Песня птички», «Плясовая зайчика» Н. Мурычевой. Используем этюды: «Кукла Таня знакомится с ребятами», «Коза и козлята» Н. Мурычевой.
Дети старшего возраста (5-6 лет) с удовольствием выполняют упражнения на эмоции.
Одним из примеров приведу текст (речитатив):
Удивляется медведь – перестали птицы петь.
Только дятел без умолку, целый день стучит на елке.
Запахнулись звери в шубы – в норах им тепло и любо.
Только бродит лишь медведь – где бы лапы обогреть?
Дети старшего возраста проявляют большой интерес к упражнениям, используемым на наших занятиях для развития певческого голоса и музыкального слуха, таким как: «Ой, кулики, жаворонушки» в обр. М. Иорданского (в объеме терции), «Ай, на той горе калина стоит» в обр.
А. Лядова, «Гори, гори, жарко» в обр. Л. Абелян, «Не летай, соловей» в обр. А. Егорова (в объеме кварты). Используем упражнения в объеме квинты: «А я по лугу» обр. Л. Абелян, «Сеяли девушки яровой хмель», а также в объеме сексты: «Коровушка», «Заинька, попляши» и др.
Хорошими примерами для развития песенного творчества являются песни, которые использую часто на занятиях, такие как: «Зайка, зайка, где бывал? М. Скребков, «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингер, «Гуси» и «Мишка» Т. Бырченко и т.п.
Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей на седьмом году жизни в своей работе использую упражнения на интервалы в объеме кварты, квинты, сексты, септимы и октавы такие как: «Зайчик» в обр. В. Попова, «Как пошли наши подружки» в обр. М. Иорданского, «А мы просо сеяли» М. Балакирева, «Вставала я ранешенько», «Скворцы прилетели», «Во поле береза стояла», «На горе-то малина» обр. А. Новикова, «Пойду ль я выйду ль я да..» «Горошина» В. Королева, «Бубенчики» Е. Тиличеевой и многие другие.
Для развития песенного творчества, на своих занятиях применяю такие песни как: «Поезд» и «Снежок» Т. Бырченко, «Колыбельная» М. Красева, «Осенью» и «Весной» Г. Зингер, «Марш», «Веселая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова, «Плясовая» Т. Ломовой и многие другие.
На протяжении нескольких лет я использую в своей практике песни, текст и музыку которых сочиняю сама, учитывая удобную для детей тесситуру, возможности детского диапазона по возрастам. Дети эмоционально высказываются по содержанию текста и характеру музыки и с удовольствием исполняют мои песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.
рекомендации для поведения игр в адаптационный период....
Консультация для воспитателей "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"
"Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...
Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении.
Огромный вклад вносят в облегчение периода адаптации музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область....
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....
Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста
Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста.Содержание1.Особенности адаптации в младшем дошкольном возрасте.2.Картотека игр....