Дидактические игры в адаптационный период.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Подборка дидактических игр для воспитателей с детьми в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка игр | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
«Адаптация» от латинского слова («adaptare») означает
«приспособление». Деткам пришедшим в дошкольное учереждение, приходится проживать непростой период, связанный с изменениями , которые возникают из-за перехода от домашней обстановки к режиму и особенностям детского сада.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального
контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти
на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому
малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места
проведения и т.д.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его
к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок
подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля
пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с
детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они
вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует
получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько
пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на
лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный
пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого
ребенка выдувать пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу,
приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и
кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться,
прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его
содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку
(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где
мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку,
взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой
прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет
его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый
предлагает спрятаться ребенку.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а
вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду
впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться,
приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении,
затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит:
«Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит,
что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от
куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,
обнимает: «Вот мои ребятки».Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит
при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает
взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка
«ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их
душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами.
Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы
оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и
просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой
палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Игра с кистями рук.
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить
их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,
изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках,
проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,воспитатель создает определенную последовательность звуков, например:
стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят
плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и
помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.
Покатаемся на лошадке.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить
ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «
Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала
быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает
ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем
самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н»
протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Подуй на шарик, подуй на вертушку.
Материал. Воздушный шарик, вертушка.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а
перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть
на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку
повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она
завертелась, ребенок повторяет.
Забава с увеличительным стеклом.
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).
Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает,
как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь
увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает
малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору
дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.
Вместе с мишкой.
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком,
например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить
из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой
другие манипуляции.
Игра с куклой.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку),
попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
Соберем игрушки.
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные
игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку
и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете
игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки
собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в
общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за
другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно
равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый
должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются
именно в адаптационный период.
Передай колокольчик.
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит
воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит:
«Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми
колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик
и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по
кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет
песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка»
встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Позови.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с
ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть –
покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты
хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры
Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует
создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам
каталки, машинки, мячи.
Мяч в кругу.
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч
друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками,
чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше.
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии,
бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш
ловит мяч.
Бегом к дереву.
Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке –
привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к
дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в
другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается
делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к
дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.
Мы топаем ногами.
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от
друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с
детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность
сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все
останавливаются.
Мяч.
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель,
положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой.
Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним
играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда
остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его
деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к
подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные
игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...
«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период
Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период...
Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период
Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....
Картотека дидактических игр в адаптационный период. Для детей второй младшей группы
Департамент образования Администрации города ЕкатеринбургаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад Картотека дидактических игрв адаптационный период....