Дидактические игры в адаптационный период.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Одегова Кристина Владимировна

 Подборка дидактических  игр для воспитателей с детьми в период адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подборка игр20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

«Адаптация» от латинского слова («adaptare») означает

«приспособление». Деткам пришедшим в дошкольное учереждение,  приходится проживать непростой период, связанный с изменениями , которые возникают из-за перехода от домашней обстановки к режиму и особенностям детского сада.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти

на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,

сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому

малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает

взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места

проведения и т.д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его

к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок

подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля

пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с

детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они

вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует

получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько

пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на

лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный

пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого

ребенка выдувать пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу,

приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и

кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться,

прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его

содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку

(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где

мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку,

взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой

прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет

его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый

предлагает спрятаться ребенку.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а

вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду

впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться,

приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении,

затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит:

«Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит,

что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от

куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,

обнимает: «Вот мои ребятки».Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит

при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает

взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка

«ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,

застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их

душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами.

Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы

оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и

просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой

палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук.

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить

их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,

изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках,

проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,воспитатель создает определенную последовательность звуков, например:

стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят

плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и

помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.

Покатаемся на лошадке.

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить

ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «

Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».

Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала

быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает

ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем

самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н»

протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

Подуй на шарик, подуй на вертушку.

Материал. Воздушный шарик, вертушка.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а

перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть

на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку

повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она

завертелась, ребенок повторяет.

Забава с увеличительным стеклом.

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает,

как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь

увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает

малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору

дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.

Вместе с мишкой.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком,

например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить

из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой

другие манипуляции.

Игра с куклой.

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку),

попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

Соберем игрушки.

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные

игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку

и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете

игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки

собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в

общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за

другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно

равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый

должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются

именно в адаптационный период.

Передай колокольчик.

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит

воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит:

«Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми

колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик

и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по

кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет

песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка»

встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Позови.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с

ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть –

покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты

хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры

Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и

игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует

создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам

каталки, машинки, мячи.

Мяч в кругу.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч

друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками,

чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше.

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии,

бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш

ловит мяч.

Бегом к дереву.

Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке –

привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к

дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в

другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается

делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к

дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

Мы топаем ногами.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от

друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с

детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность

сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все

останавливаются.

Мяч.

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель,

положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним

играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда

остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его

деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к

подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные

игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...

«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период

Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период...

Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период

Игры с дидактическими игрушками в адаптационный период...

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Картотека дидактических игр в адаптационный период. Для детей второй младшей группы

Департамент образования Администрации города ЕкатеринбургаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад   Картотека дидактических игрв адаптационный период....