Рабочая программа тувинского языка
рабочая программа

Чайбар Алзимаа Алдын-ооловна

Сохранение и развитие языка – важнейшее политическое дело государственного, мирового масштаба. Ибо каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит – или многочисленной нации, или малочисленному народу, этносу – это драгоценный клад, созданный тем или иным народом. Если язык функционирует, то живет и народ, который им пользуется, если исчезает язык, то исчезает и сам народ.

Сохранение и развитие родного языка требует глубоко продуманную, многостороннюю работу среди детей.

Для того, чтобы у подрастающего поколения присутствовало желание знать и сохранять родной язык, свою культуру, совершенствовать и развивать их, обогащать духовные ценности, необходимо иметь в себе такие качества, как любовь к своему народу, родному краю, его природе, уважение к своей истории, возвеличивание и почитание великих людей, личностей, гордость ими.

Важнейшим средством в воспитании у детей чувства национальной гордости является пропаганда ее традиционной культуры, знаменитых писателей, родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята:                                                              

на заседании                                                        

 педагогического совета    

детского сада «Малышок»

протокол №3 от 01.09.2020г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТУВИНСКОГО ЯЗЫКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕДЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКОГО САДА «МАЛЫШОК»,

                                                 Учитель тувинского языка: Чайбар А.А.

пгт. Каа-Хем

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи рабочей программы.

3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

4. Требования к знаниям и умениям  к концу учебного года

5.Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с малой Родиной ( Тувой).

6. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

7. Приложение(Использование тувинского народного национального фольклора в ДОУ).

8.Календарно – тематическое планирование.

9.Проект работы  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тувинским фольклором.

10. Интеграция регионального компонента в образовательные области Программы.

11. Список литературы.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа -  это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.

Разработка программы осуществлена в соответствии с

  • Законом Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).
  • Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования и науки России от 17 июня 2003 года).
  •  «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155).
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г.).
  • Уставом МАДОУ д/с «Малышок» (утвержден постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 06.10.2015г ).

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 лет до 7 лет (согласно Устава) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на  создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста,  для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Начать обучение детей тувинскому языку  дошкольном  возрасте признан психологами наиболее благоприятным периодом. Обучение детей тувинскому языку лучше  начать  со старшей группы,  когда их речь практически сформирована.

         Обучение тувинскому языку осуществляет воспитатель, который хорошо владеет русским и тувинскими языками и методикой обучения или учитель начальных классов, прошедший специальную подготовку по работе с дошкольниками. Речь воспитателя, ведущего тувинский язык, должна быть ясной, четкой, является образцом для подражания, служит одним из главных средств обучения детей тувинской разговорной речи в детском саду. Воспитатель, обучающий детей тувинскому языку, должен владеть большим педагогическим тактом. Интерес детей к занятиям обеспечивается не только доступностью и увлекательностью материала, но и положительной эмоциональной атмосферой. Дети дошкольного возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы воспитателя и поэтому ошибаются.  Они бывают очень благодарны воспитателю за похвалу и, наоборот, очень огорчаются, если он высказывает недовольство ответом или поведением ребенка. Это обязывает воспитателя быть особенно терпеливым и тактичным: проявлять постоянную доброжелательность, готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи. Воздействие данных факторов вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание учиться.

    Люди, едва владеющие основами языка, считают себя способными учить дошкольников, поскольку маленьким детям этих знаний, якобы, вполне достаточно. В результате не просто бесполезно тратится время, но и наносится ущерб дальнейшему продвижению детей в этой области: ведь переучивать всегда тяжелее, чем учить, и исправить дурное произношение труднее, чем поставить звуки с «нуля». Но даже когда к малышам приходят люди, прекрасно знающие язык, им не всегда удается добиться желаемого результата: обучение малышей – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых. Столкнувшись с методически беспомощными уроками, дети могут надолго приобрести отвращение к другому языку, разувериться в своих возможностях.

        Дети дошкольного возраста воспринимают новый язык как новое открытие. Они только начинают познавать окружающий мир, знакомство с другим языком позволит достичь удивительных результатов: новый язык станет почти родным для малыша, органично войдя в его систему знаний о мире. Дети 4-7 лет отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов языка». В этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной.

Мнемическая деятельность детей данного возраста ещё несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Старшие дошкольники проявляют интерес к разным способам выражения мысли, к языку как способу общения, к специфичным для данного языка словам, к письменности. В языке дети интересуются семантикой (смысловой стороной речи), значениями слов, могут давать их толкование.

Уникальная  предрасположенность к речи  (зоной наибольшего благоприятствования в овладении новым  языком является возрастной период от 5 до 7 лет), пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных по принадлежности к той или иной национальности, – все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть новым  языком. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму другому языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.

 Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки, то дети пяти-шести лет в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении другим языком как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным.

        Обучение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под руководством взрослого. Шестой год жизни является важным на пути подготовки ребенка к школе. В это время в педагогической литературе рекомендуется применять при обучении детей приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.

        Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой памятью. У них также сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их, прежде всего, своим звучанием. Дети пяти-шести лет особенно чувствительны к фоносемантическим закономерностям.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на новом языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.

Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на тувинском языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это можно выразить малым количеством лексики).

Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для успешного овладения тувинским  языком, являются наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения.

        Очень важно также отметить тот факт, что дети до 5 лет усваивают новую информацию в процессе взаимодействия с другими, в особенности, со взрослыми. Отсюда следует, что самостоятельное обучение ребенка (просмотр познавательных программ по телевидению, прослушивание диска с произношением тувинских слов ) менее эффективны, чем изучение тувинского через реальное общение либо игру вместе со взрослыми. Никакие программы по самостоятельному изучению другого языка без помощи со стороны родителей, которые могут поделиться своим практическим опытом, помочь правильно закрепить произношение слов, запомнить их значение (путем повторения), не принесут значительных результатов.

        С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль или традицию общения с детьми на тувинском  языке, ввести и соблюдать некоторые ритуалы: приветствие, прощание, короткая зарядка, использование принятых в тувинском языке форм этикета. Такие «ритуалы» позволяют легко настроить детей на иноязычное общение, облегчают им переход на тувинские реплики, дисциплинируют малышей, показывая, что занятие началось и надо быть внимательным, что сейчас будет физкультминутка и можно подвигаться, что занятие закончилось и надо убрать за собой игрушки, стулья и т.п. Во время занятий лучше сажать детей  на стульчиках вокруг себя или за столом (часто это воспринимается,  как игра «В школу»).

2. Цели и задачи рабочей программы.

Основной задачей обучения тувинскому языку в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения тувинским языком в устной форме. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей 4-7 лет.

Возрастные особенности учитываются:

 при выборе тем для учебной речевой деятельности;

 при отборе явлений строя русского языка для практического усвоения;

 при дозировке учебного материала;

 при отборе методов и приемов обучения.

Программа определяет:

 - содержание работы по формированию тех умений и навыков, которые обеспечивают аудирование (восприятие речи на слух и ее понимание);

- содержание работы по формированию умений и навыков говорения.

 В программе конкретно указано, какими явлениями и фактами русского языка дети должны овладеть активно, т. е. и понимать и употреблять их, а какими пассивно, т. е. только понимать.

Основной целью обучения второму языку в детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с русским языком как средством общения и с культурой русского народа. В ходе усвоения второго языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению этого языка в школе. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. По окончании обучения дети должны: - в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста; - в говорении: уметь отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 3-4 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составлять простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.

Обучение тувинскому языку как средству межнационального обучения является частью общего воспитательно-образовательного процесса в национальных дошкольных учреждениях.

К 4-6 летнему возрасту, дети в основном усваивают систему родного языка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам.

Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык. Экспериментальные исследования указывает на то, после 9 лет у ребенка утрачивается гибкость речевого механизма, поэтому правильная организация занятий и соответствующее данному возрасту организованное обучение могут способствовать успешному усвоению второго языка.

Программа ставит следующие цели:

а) сформулировать задачи обучения тувинскому языку в старшей и подготовительной группах;

б) определить содержание обучение тувинскому языку в данных группах и его структуру;

в)  кратко указать методические рекомендации по организации и проведению занятий;

г)  определить объем подлежащего изучению языкового материала, умений и навыков русской разговорной речи детей.

Задачи:

1.  Формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению тувинского языка, желание овладеть им;

2.  Сформировать у детей умения и навыки воспринимать на слух и правильно произносить все звуки тувинского языка как изолированно,

так и в составе слога и слова; обращать особое внимание на произношение звуков, отсутствующих в родном языке детей;

произношение слов с правильным ударением;

3.  Выработать умения и навыки правильно интонировать различные предложения различных интонационных конструкций

(побуждение, вежливое обращение, сообщение, вопрос, просьбу, пожелание, намерение что-либо сделать, прощание, согласие, извинение);

4.  Добиться, чтобы дети овладели лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме; способствовать эффективному

запоминанию новых слов, их активизации, используя различные игровые ситуации;

5.  Учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций; создавать условия для

использования самостоятельной, неподготовлено связной речи детей на русском языке, обращая внимание на обеспечение

положительной мотивации речи детей в игровых ситуациях;

6.  Воспитывать у детей патриотические и интернациональные чувства, расширять кругозор детей по мере изучения новых слов; через

учебный материал осуществлять нравственное, интеллектуально воспитание: через общение и деятельность и через речевую деятельность развивать ребенка, учить познавать мир и себя.

Лексический и грамматический материал для изучения распределен поквартально, при переходе от одного квартала к другому обогащается новыми умениями и навыками. В то же время усвоенный материал повторяется и закрепляется.Каждое занятие строится вокруг определенной темы.

Каждая тема усваивается в течение нескольких занятий. На занятиях решается ряд учебных задач: введение и закрепление лексики, работа над произношением, формирование навыков речевого общения. Этим задачам подчиняется дидактический материал занятия.

Занятия проводятся по подгруппам  2 раза в неделю продолжительностью  25 – 30 минут – в подготовительной группе.

На изучение тувинского языка отводится по 2 занятия в неделю, а также дополнительно включены лексические темы из программы Б.В. Салчак. что составляет 72 занятий в год. Обогащение словарного запаса детей проводится на каждом занятии. Программа предусматривает изучение на каждом занятии от 2 до 5 новых слов. Всего за период обучения дети должны усвоить около 450-500 тувинских слов. Слова вводятся и закрепляются в вопросах и ответах, диалогах, связных текстах и играх. Закрепление слов обеспечивается также при повторении тем. Новые слова вводятся с широкой опорой на наглядность (игрушки, картинки, демонстрация реальных действий и др.). В тех случаях, когда раскрыть значение нового слова средствами наглядности нельзя, можно использовать перевод и толкование значения на родном языке.

Эффективному запоминанию словарного материала и его активизации в речи детей способствуют различные виды игр (дидактические, словесные, сюжетно-ролевые и др.).

Цели и задачи изучения тувинского языка в детском саду могут быть успешно решены в том случае, если тувинский язык будет систематически и активно использоваться детьми. Использование тувинского языка в пределах усвоенного языкового материла не только во время специальных занятий, но и вне их; на праздниках и утренниках, во время приема детей утром, утренней гимнастики, проведения завтрака и обеда, подготовки к занятиям, играм, во время прогулки, подготовки ко сну, ухода детей домой и т.д. В результате создаются необходимые предпосылки для мотивации речевой деятельности: ребенок испытывает потребность спросить, попросить кого-либо о чем-то рассказать что-то и т.д.

3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

• отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

4. Требования к знаниям и умениям к концу учебного года:

1.  Знать обобщающие слова  (дикие и домашние животные, семья, посуда, одежда, обувь, насекомые и т. д.)

2.  Уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам не короче, чем из 5 предложений.

3.  Определять величину, форму и цвет предмета.

4.  Согласование прилагательных с существительным.

5.  Слова с противоположными значениями (антонимы).

6.  Времена года и их признаки.

7.  Заменять существительные данными местоимениями он, она, они.

8.Формы имен существительных мужского и женского рода во множественном числе, окончания – ы, я,

9.Местоимения я, ты, у меня, у тебя, меня, тебя, он, она, у него, у нее, мы, они, кто? что?

10.  Наречия места тут, там, здесь, дома.

11.Образа действия.

12. Служебные слова а, и, да, не, вот,

13. Притяжательные местоимения мой (моя, мои ), твой (твоя, твои), наш (наша, наши), ваш (ваша, ваши), чей? (чья? чьи?).

14. .Согласование данных местоимений с существительными мужского и женского рода и во множественном числе.

15. Существительные в родительном падеже со значением принадлежности с предлогом -у.

16. Числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять (при счете).

17 Сочетания с числительными: один, одна, два, две, три.

5.Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

      Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. С помощью игры легче осуществляется  включение в учебную деятельность. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам игр ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам. Дети с увлечением играют  в маленькие ролевые игры. При распределении ролей  детям предоставляется  свобода  выбора. Если несколько малышей претендуют  на одну роль, то с помощью считалочки можно разрешить спор. Ролевые игры помогают  адаптироваться к коллективу, к жизни взрослых.

        Для того чтобы успешно преодолеть трудности, необходимо тщательно продумывать средства наглядности и использовать эти средства на занятиях, благодаря чему удается организовать внимание детей. Для организации внимания детей используется также частая смена действий. Учитывая особенности памяти малышей, необходимо разучивать стихи, песни, считалки, рифмовки, загадки, делая это в непринужденной обстановке, позволяющей детям ходить, прыгать, играть и т.д.

Необходимо сделать вывод, что способности к языку, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому  «любой нормальный ребенок может и должен овладеть тувинским языком и свободно пользоваться им в общении», но произойдет это или нет – во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от методического подхода к обучению..

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка одно из важных задач в общей системе работы по обучению тувинскому разговорному языку.

 Обучение детей тувинскому языку вводится, начиная со старшей группы, когда их речь на родном языке  практически сформирована.  В подготовительной группе продолжаются.

При организации обучения тувинскому языку русскоязычных детей в детском саду необходимо учитывать требования комплексного подхода к воспитанию и обучению, принцип их единства. Это значит, что обучение тувинскому языку должно оказать влияние на общее развитие ребёнка, расширению его кругозору.

 На занятиях при обучении элементарной разговорной  речи на тувинском языке должны решаться и другие педагогические задачи: воспитание  у детей патриотических и интернациональных чувств, развитие памяти, внимания воображения,    мышления, расширять кругозор детей по мере изучения новых слов.

  В подготовительной группе должно развиваться по возможности у детей навыки самостоятельности, сосредоточенности в процессе выполняемого действия.

 Обучение тувинской разговорной речи должно осуществляться при выполнении всех требований «Программы воспитания в детском саду» при полноценном решении задач развитие речи детей на родном языке.

Требования и задачи:

1) В основе обучения проводятся занятия с учётом продуманной методике, учитывающая современные достижения психологии, психологических особенностей речи и психологическую специфику дошкольного возраста.

2) Учитываетсяфонетическое, лексическое, грамматические особенности русского  и тувинского языков при составлении планов, конспектов занятий.

3) Давать речевой материал по определённым темам: «Игрушки», «Части тела человека»,  « Животные», «Моя семья», «Детский сад».

4) Использовать зрительно – слуховую и графическую наглядность при объяснении значений слов и грамматических форм, отрабатывать их в специальных речевых упражнениях, играх.

Например: «Знакомство», «Чудесный мешочек», «Бар-чок», «Аскак-кадай», «Четыре трудности- дорт берге», «Чадыр-шалаш».

5) Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому игровая ситуация на занятиях является основным методическим приёмом. Игры позволяют создавать ситуации общения.

В играх может отрабатываться языковой материал .

6) Основное внимание нужно уделять формированию двух видов  речевой деятельности,а именно: аудированию (слушанию и пониманию) и проговариванию на тувинском языке. На занятиях должна быть высокая речевая  активность детей , поэтому я использую беседы, диалоги в форме вопросов и ответов, дидактические игры , ролевые игры. Например : «Угадай кто кричит - Кымныӊ үнү-дүр?», «Ты чей, малыш?- Кымныӊ төлү-дүр?», «Кто внимательный? Кым кичээнгейлигил?», «Угадай, что это? Бочүү-дүр?» «Сколько? -Каш?», «Да, нет - Бар,чок».

Сюжетно ролевые игры: «Моя семья-Мээӊ өг-бүлем», « Магазин игрушек», «Части тела - Мага-бот»,  «Магазин одежды -Идик-хеп садыы».

   Основной формой обучения тувинскому языку  является занятия. Содержание занятий составляет языковой и речевой материал ( Звуки, слова формы слов, типовые предложения, диалоги, связные тексты). Каждое занятие строится вокруг определенной темы («Знакомство - Таныжылга», «Игрушки - Ойнаарактар», «Семья - ϴг -бүле», «Домашние животные – Азырал амытаннар», «Дикие животные - Черликамытаннар», «Насекомые- Курт-кымыскаяк» и др., которая конкретизируется в определённых ситуациях  речевого общения.

На занятиях нужно решать учебные задачи такие, как введение и закрепление слов,  работа над  грамматическими формами, формирование и развитие навыков речевого общения. Этим задачам подчиняется  весь дидактический материал занятия.

Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью  20-25 минут обогащения, словарного запаса детей проводится  на каждом занятии от 2 до 5 новых слов. Слова вводятся и закрепляются в вопросах и ответах, диалогах, связных текстов  и играх.

Закрепление слов  обеспечивается также при повторении тем. Новые слова  вводятся с широкой опорой на наглядность (игрушки, картинки, демонстрация реальных действий и др)

Выполнение однообразных видов работы, повторение одних и тех же ситуаций снижает интерес ребёнка к выполняемому действию и в конце концов  сводится к простому воспроизведению услышанных образцов.

На занятиях следует использовать не только реальные, но и воображаемые сказочные ситуации, столь любимые детям. Сценарий занятия, построенного на основе сказки, сразу приковывает к себе внимание детей общение, организованное на основе сказки , носит естественный характер.

В результате обучения тувинскому языку в старшей и подготовительной группах дети должны уметь: понимать обращённую к ним речь как в виде вопроса , так и в виде отдельных предложений и связанного текста; употреблять формы вежливости при высказывании просьбы и благодарности; давать описание предмета указав наиболее существенные признаки (цвет, размер, место нахождения); рассказывать о семье (о братьях и сестрах; о том, кто родители, что они делают дома); рассказывать о жизни в детском саду; давать описание сюжетной картинки или воображаемой (наблюдаемой) ситуации в виде рассказа из двух – четырёх предложений.

 Интерес детей к занятиям обеспечивает не только доступностью и увлекательностью материала, но и положительной атмосферой.  Дети дошкольного возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы воспитателя и поэтому ошибаются. Очень огорчаются, если воспитатель высказывает  своё недовольство ответом. А похвалу воспринимают с радостью. При работе с детьми нужно использовать современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, музыкальные игры, хороводные,  сюжетно-ролевые), образовательная деятельность проводится  

 с использованием дидактического материала, различных игрушек, пособий и др.

Обучая детей тувинскому языку,  используется следующие виды работ: работа с  игрушкой, игры и сказки, разучивание стихотворений, считалок, рифмовок, разучивание песен,   подвижные игры,  тувинские народные игры, игры с мячом, пальчиковые игры, команды в движении, воспроизведение ситуативных диалогов.Большой интерес у детей вызывает такие  формы взаимодействия, как занятия-путешествия, знакомство с родным поселком, с малой родиной, с достопримечательностями родного края , фонетические сказки, музыкально-танцевальные игры, такие как: «Мы маленькие игрушки», «Cамолетики» и другие.

 Эффективный способ обучения лексики на занятиях тувинского языка - игровой метод. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты,  и что самое главное, заинтересовать детей в изучении тувинского языка с детства.

6.Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с малой Родиной ( Тувой).

Тема

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1

Я и  моя семья

Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности

Понятия «семья», «родной дом». Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость»

Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо.

2

Родной город, поселок.

Город (поселок), в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города(поселка).  Современные и старинные постройки.

Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного края. Городские постройки. Храмы. Символика Кызыла.

Культурно- историческое наследие родного поселка. Особенности городской и сельской местности. Каменное и деревянное зодчество. Главная улица города. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки, их современное и древнее название.

3

Природа родного края

Растения сада, огорода, цветника, характерные для  края. Домашние и дикие животные, среда их обитания.

Растительный и животный мир Тувы. Красная книга Тувы. Охрана природы Тувы. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Тувы.

Растительный и животный мир Тувы. Красная книга Тувы. Охрана природы Тувы. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Тувы.

4

Тува- край мастеров

Народные промыслы

Тувинские мастера по камню. Основные производства и предприятия, мастерские.Улицы, названные в честь мастеров и их изделий.

Сельское хозяйство республики: хлеборобство, животноводство, овощеводство, птицеводство.

5

Быт, традиции

Знакомство с русской избой, тувинской юртой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Произведения устного народного творчества.

Функциональное предназначение предметов русского  и тувинского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Тувинские песни. Чаепитие на Руси и в Туве.

Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в республике, традиционные праздничные блюда.

6

Русский народный костюм, тувинский национальный костюм

Знакомство с народным костюмом. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма.

Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение. Одежда наших предков.

Особенности  тувинского национального костюма. Женский и мужской костюмы. Современный костюм.

7

Народная игрушка

Народная игрушка. Разновидность кукол

Филимоновская игрушка, дымковская игрушка. Игрушки- скатки: обрядовые, пасхальная кукла- крестец, кукла плодородия. Соломенные и деревянные игрушки.

Филимоновская игрушка: от истории возникновения до наших дней.

8

Народные игры

Русские народные игры, тувинские национальные игры

Народные обрядовые игры. Знакомство с разными видами жеребьевок (выбором ведущего игры). Разучивание считалок, слов к играм. Тувинские игры.

Старинные и современные народные игры.

9

Земляки, прославившие наш город (поселок)

Понятие «земляки». Былинные богатыри. Тувинские  писатели, поэты и художники. Земляки - герои Великой отечественной войны. Наши современники-земляки, прославившие наш город (поселок)

Понятие «земляки». Былинные богатыри. Тувинские  писатели, поэты и художники. Земляки - герои Великой отечественной войны. Наши современники- земляки, прославившие наш город( поселок)

Понятие «земляки». Былинные богатыри. Тувинские  писатели, поэты и художники. Земляки - герои Великой отечественной войны. Наши современники- земляки, прославившие наш город (поселок)

7.Приложение. Использование тувинского народного национального фольклора в ДОУ.

В огромной сокровищнице российской культуры почетное место занимает устное народное творчество. Оно является национальным достоянием каждого народа.

 Одним из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми – сказки. У тувинского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста.

 Прежде чем рекомендовать использование в дошкольных учреждениях народных сказок следует изучить их и отобрать лучшие, доступные пониманию детей, Основная цель: познакомить детей с разнообразными видами сказок: бытовыми, волшебными о животных. Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только им доставить радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев.

 Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.

 Знакомить детей с тувинскими народными сказками нужно как на занятиях, так и вне их, систематически и планомерно использовать различные виды сказок, формируя у детей интерес к народному творчеству. Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в играх, в рисунках. Значительно обогатилась речь детей. Разговаривая со сверстниками, они часто употребляют образные выражения, эпитеты из сказок. Знакомим детей с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, загадками, считалками. Они сложились у каждого народа на основе огромного жизненного опыта, эти фольклорные формы обогащают речь своей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. В них все предметы изображаются с помощью сравнений наглядно, просто и метко. В нашем  дошкольном учреждении «Малышок», наряду с русским народным творчеством, детей знакомят с творчеством тувинского народа. Тувинские пословицы и поговорки учат детей правилам поведения, нормам взаимоотношений, Например «Старших уважай, младших опекай», «Неправый во всем оправдывается».

Воспитателям нужно знакомить детей с тувинскими пословицами, поговорками, загадками и считалками как на тувинском, так и на русском языках. Это позволяет расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт тувинского народа; его мудрость помогает воспитателям формировать у детей чувство патриотизма и любовь к родному краю.

В народных тувинских играх широко используются считалки, при помощи которых дети распределяют роли в игре. Тувинские считалки построены обычно в виде вопросов и ответов, с четким ритмом. Считалки воздействуют на поведение ребенка, воспитывают выдержку, развивают его речь.

 Традицией стало в конце учебного года проводить литературные вечера, викторины, фольклорные праздники с использованием национального фольклора, которые являются как бы итогом проведенной работы.

 Использование в работе с детьми национального фольклора помогло воспитателям приобщить ребят к культуре своего народа, познакомить с их с богатым, образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передавать свои чувства.

8.Проект работы  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тувинским фольклором.

I квартал

1. Чтение тувинской народной сказки «Уш оолдуг кушкаш-биле дилги»

2.Знакомство с предметами тувинского быта

3.Ознакомление с пословицами

4.Чтение сказки «Алдын кушкаш»

5.Разучивание национальной игры «Чадыр-Шалаш»

6. Закрепление пословиц, загадок

II квартал

 1. Чтение тувинской сказки «Мудрый филин»

2.Знакомство с пословицами, загадками

3.Знакомство с тувинской национальной одеждой

4. Чтение сказки «Козлик медные рожки»

5.Закрепление пословиц, поговорок

6.Игра с куклами в национальной одежде

III квартал

 1. Чтение сказки «Как верблюд стал не красивым»

2.Ознакомление детей с народными потешками и колыбелью

3.Заучивание текста народной пальчиковой игры «Матпаадыр»

4.Инсценирование тувинских сказок, знакомых детям.

5. Разучивание подвижной игры «Аскак-кадай»

6.Литературная викторина по тувинским сказкам.

 IV квартал

 1. Чтение сказки «Уш чуул эртемниг Оскус-оол»

2.Использование народных песен, танцев игр, сказок

3.Творческое рассказывание «Тувинская сказка» Изготовление атрибутов и и показ настольного театра по знакомым сказкам

4. Фольклорный досуг (Народные песни, танцы, игры, сказки)

Задачи обучения тувинскому языку детей 5-6 лет.

Формирование, развитие умений и навыков аудирования, говорения в игровых ситуациях по темам: «Игры и игрушки», «Дом, в котором я живу», «Посуда и продукты питания», «Одежда и обувь», «Домашние и дикие животные», «Сад и огород», «Транспорт».

Обогащение активного словарного запаса детей существительными: лисичка, слон, петушок, цыплята, дом, крыша, стена, дверь, окно, труба, семья, дедушка, бабушка, очки, платок, молоток, посуда, сковородка, половник, малина, лук, каша, суп, ложки, вилки, карман, корова, теленок, лошадь, жеребенок, рыба, гусь, гусенок, утка, утенок, лес, дерево, белка, круг, овал, сад, огород, фрукты, яблоня, вишня, колесо, лодка, паровоз.

Усвоение в словарном порядке форму множественного числа имен существительных:

 - Покажи, где мяч (мячи)-бомбук?

- Кукла (куклы)-ойнаар-кыс? и т. д.

 Активное усвоение местоимений «я», «ты», «он», «она».

Выработка и закрепление умений и навыков преобразовывать предложения типа «Это игрушка»- «Бо ойнаар-кыс»  в предложение типа «Кукла - это игрушка»-«Ойнаар-кыс –ойнаарак-дыр», «Это петух. Петух - это птица-Бо аскыр-дагаа-дыр. Ол куш-тур» и т. д.

 Выработка умений и навыков понимать и употреблять в речи формы родительного падежа единственного числа существительных, личных местоимений с предлогом «у», отвечающих на вопрос «у кого?»:

 -У кого мячик?-Бомбук кымдал?

 - У меня;-Менде.

-У кого 3 машины?-Кымда 3  демир-чычаан бар?

- У Томулена? -Томуленде;

 -У кого есть бабушка?- Кымда кырган-ава бар?

 — У меня.-Менде.

 Выработка умений давать утвердительные и отрицательные ответы на вопрос:

 -У тебя есть мяч?-Сенде бомбук бар бе?

 - Да, у меня есть мяч. – Менде бомбук бар.

 -Ты Аржаан? – Сен Аржаан сен бе?

 - Нет, я Артем; - Чок, мен Артем-дыр мен.

-У вас есть красная юбка?

 - У нас нет красной юбки.

 Активизация в речи знакомых имен прилагательных, совершенствование умений и навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе:

-Это красный карандаш?

- Нет, это синий карандаш;

 -Где большие мячи?

- Большие мячи на полу.

Усвоение в словарном порядке прилагательных: синий,круглый, красный, красивый, хороший, вкусный, сладкий и т. д.

Усвоение значений вопросительного местоимения «чей?» и притяжательных местоимений «мой (моя)», «твой (твоя)».

 Формирование умений согласовывать вопросительные местоимения «чей? (чья? чье?)» и притяжательные местоимения «мой (моя, мое)» с изученными типами имен существительных мужского, женского, среднего рода в единственном числе: -Это чей шар?

 -Это мой шар;

 -Это чья кукла?

- Это моя кукла;

-Это чье ведро?

- Это мое ведро.

Активное усвоение вопросительных предложений со словом «как», ответов на них словами: громко, тихо, быстро. Закрепление и активизация усвоенных ранее глаголов. Обогащение активного словарного запаса глаголами: гуляет, читает, живет, кричит, умывается, моет, пьет, едет, рисует, стирает, играет, вяжет, стоит и т. д. Выработка умений различать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе: прыгай - прыгайте, надень - наденьте, положи - положите.

Выработка умений понимать предложения с вопросительным словом «когда?» как вопрос о времени: Когда мы спим (играем, делаем зарядку, гуляем и т. д.)? Обогащение активного словарного запаса наречиями времени, отвечающими на вопрос «Когда?»: вечером, вчера, утром, сегодня и т. д.

 -Когда мы умываемся?

Что мы делаем вечером?

 Выработка умений и навыков понимать смысл предложений с во-просительным словом «кому?» и употреблять формы дательного падежа имен существительных: -Кому Незнайка дал мячик?

— Незнайка дал мячик Алине.

 Обогащение активного словарного запаса детей наречием места, отвечающим на вопрос «Где?»:

 -Кто дома?

 - Мама и папа.

-Где мама и папа?

-Дома.

 Различать значения предлогов «в» и «на»:

 -Где игрушки стоят?

 - На столе;

 -Где висит картина?

- На стене;

 -Где живет лиса?

 - В лесу.

Выработка умений и навыков вести диалог, составлять по ситуативным картинкам описание о знакомых предметах, об окружающей действительности, об игрушке, о семье. Разучивание стихотворений, песен, считалок на тувинском языке.

9.Комплексно-тематическое планирование занятий: по тувинскому языку

возраст детей: старший дошкольный возраст

Количество часов в год: 72часа

количество часов в  неделю: 2 часа

Планирование составлено на основе программ:

Ф.М. Бартан «Программа по тувинскому языку для старшей и подготовительной тувинских групп детских образовательных дошкольных учреждений» - Тувинское книжное издательство Кызыл – 2002г.

Комплексно-тематическое планирование старшая группа

Месяц

Тема

Программное содержание

1

Сентябрь

1. Таныжылга–знакомство.

2. Числа от 1 до 5.

Саннар 1-5-ке чедир.

3.  Игра: «4 трудности – 4 берге».

1.Учить понимать и употреблять в речи местоимения «Я – мен», «Ты - сен».Умение отвечать  на вопрос «Как тебя зовут?- Адыӊ кымыл?»

2.Активизация названий чисел, умение отвечать на вопрос «сколько?-каш?» Счёт от 1до 5 на тувинском языке.

3.Развивать у детей терпение, желание выиграть.

2.

Октябрь

1.Моя семья – мээнөг-бүлем.

2. Цвета-өӊнер.

3. Моя Республика-Тыва.

4.Игра «Платочек»

1. Воспитывать у детей бережное отношение, любовь к близким, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

2. Учить детей называть цвета на тувинском языке, отвечать на вопрос какого цвета? - кандыг өӊ-дүр?

3. Дать детям знания, что столица нашей Республики Тыва – город Кызыл. Вызвать интерес и чувство восхищения, гордость красотой нашей республики.

4.Развивать у детей двигательную активность.

3.

Ноябрь

1.Игрушки – ойнаарактар.

2. Чтение тувинской народной сказки «Мудрый филин»

3. Д/игра: «Чудесный мешочек»

1. Учить правильно называть названия игрушек. Формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий - низкий, большой- маленький).

2.Учить чувствовать и понимать характер образов сказки, взаимосвязь описанного с реальностью, воспитывать интерес к тувинскому творчеству.

3. Закреплять умение правильно называть названия игрушек.

4.

Декабрь

1.Домашние животные -азыралдириг-амытаннар.

2. Дикие животные – черликдириг-амытаннар.

3.Игра: «Аскак – кадай»

1.Правильное произношение звуков [ϴ], [Y], [Ӊ]. Обогащать речь детей с существительными. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться.

2. Закрепление звуков[ϴ], [Y]. [Ӊ].  Учить отличать названия диких животных  от домашних.

3. Развивать интерес к играм.

5.

Январь

1.Новый год.

2.Д/игра «Чудесный мешочек»

1. Дать детям понятие, что мы отмечаем зимой весёлый, семейный праздник Новый год. Закрепление названий животных на тувинском языке.

2.Учить правильно называть животных по описанию.

6.

Февраль

1.Шагаа

2. Одежда-идик-хеп

3. Игра «Тевек», «Кажык»

1.Дать детям понятие, что Шагаа – это по лунному календарю Новый год. Воспитывать уважение к традициям тувинского народа.

2. Учить правильно называть названия одежды на тувинском языке.

3. Активизировать у детей желание побеждать.

7.

Март

1. Числа от 5 до 10.

2. Части тела – мага-бот.

3. Игра «Платочек»

1.Продолжать активизацию названий числительных, умение отвечать на вопрос «Сколько?-Каш?» Счёт в пределах 10.

2.Учить детей называть строение своего тела, отвечать на вопрос «Что это? – Бочүл?», соблюдать чистоту, личную гигиену.

3. Учить детей играть, соблюдая правило игры.

8.

Апрель

1.Наше настроение.

2.Продукты – аъш-чем.

3.Игра «Чадыр- Шалаш»(пальчиковая игра).

1.Развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей, расширять словарный запас тувинскими словами.

2. Дать детям понятия, что без продуктов питания человек не выживет. Воспитывать уважительное отношение к еде.

3. Развивать речь детей, ловкость рук, закрепление части тела человека.

9.

Май

1. Насекомые

2.Времена года

3.Игра«Матпаадыр»(пальчиковая игра)

1. Учить называть насекомых на тувинском языке. Закрепление звуков [ϴ],[Y],[Ӊ]. Воспитывать бережное отношение ко всем живым существам.

2. Закрепление названий времен года.

3.Закрепление названий пальчиков на тувинском языке.

Комплексно-тематическое планирование подготовительная группа

Месяц

Тема

Программное содержание

1

Сентябрь

1. Таныжылга–знакомство.

2. Числа от 5 до 10.

Саннар 5-10-га чедир.

3.  Игра: «4 трудности – 4 берге».

1.Учить понимать и употреблять в речи местоимения «Я – мен», «Ты - сен».Умение отвечать  на вопрос «Как тебя зовут?- Адыӊ кымыл?»

2.Активизация названий чисел, умение отвечать на вопрос «сколько?-каш?» Счёт от 5 до 10 на тувинском языке.

3.Развивать у детей терпение, желание выиграть.

2.

Октябрь

1.Моя семья – мээнөг-бүлем.

2. Цвета-өӊнер.

3. Моя Республика-Тыва.

4.Игра «Платочек»

1. Воспитывать у детей бережное отношение, любовь к близким, дружеские взаимоотношения между членами семьи.

2. Учить детей называть цвета на тувинском языке, отвечать на вопрос какого цвета? - кандыг өӊ-дүр?

3. Дать детям знания, что столица нашей Республики Тыва – город Кызыл. Вызвать интерес и чувство восхищения, гордость красотой нашей республики.

4.Развивать у детей двигательную активность.

3.

Ноябрь

1.Игрушки – ойнаарактар.

2.  Чтение тувинской народной сказки «Как верблюд стал не красивым»

3. Д/игра: «Чудесный мешочек»

1. Учить правильно называть названия игрушек. Формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий - низкий, большой- маленький).

2.Учить чувствовать и понимать характер образов сказки, взаимосвязь описанного с реальностью, воспитывать интерес к тувинскому творчеству.

3. Закреплять умение правильно называть названия игрушек.

4.

Декабрь

1.Домашние животные -азыралдириг-амытаннар.

2. Дикие животные – черликдириг-амытаннар.

3.Игра: «Аскак – кадай»

1.Правильное произношение звуков [ϴ], [Y], [Ӊ]. Обогащать речь детей с существительными. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться.

2. Закрепление звуков[ϴ], [Y]. [Ӊ].  Учить отличать названия диких животных  от домашних.

3. Развивать интерес к играм.

5.

Январь

1.Новый год.

2.Д/игра «Чудесный мешочек»

1. Дать детям понятие, что мы отмечаем зимой весёлый, семейный праздник Новый год. Закрепление названий животных на тувинском языке.

2.Учить правильно называть животных по описанию.

6.

Февраль

1.Шагаа-Чаа чыл.

2. Одежда-идик-хеп

3. Игра «Тевек», «Кажык»

1.Дать детям понятие, что Шагаа – это по лунному календарю Новый год. Воспитывать уважение к традициям тувинского народа.

2. Учить правильно называть названия одежды на тувинском языке.

3. Активизировать у детей желание побеждать.

7.

Март

1.Числа от 1 до 10.

(закрепление)

2. Части тела – мага-бот.

3. Игра «Платочек»

1.Продолжать активизацию названий числительных, умение отвечать на вопрос «Сколько?-Каш?» Счёт в пределах 10.

2.Учить детей называть строение своего тела, отвечать на вопрос «Что это? – Бочүл?», соблюдать чистоту, личную гигиену.

3. Учить детей играть, соблюдая правило игры.

8.

Апрель

1.Наше настроение. Эмоции.

2.Продукты – аъш-чем.

3.Игра «Чадыр- Шалаш»

(пальчиковая игра).

1.Развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей, расширять словарный запас тувинскими словами.

2. Дать детям понятия, что без продуктов питания человек не выживет. Воспитывать уважительное отношение к еде.

3. Развивать речь детей, ловкость рук, закрепление части тела человека.

9.

Май

1. Насекомые-курт-кымыскаяк

2.Времена года

-Чылдынзргилделери.

3.Игра«Матпаадыр»(пальчиковая игра)

1. Учить называть насекомых на тувинском языке. Закрепление звуков [ϴ],[Y],[Ӊ]. Воспитывать бережное отношение ко всем живым существам.

2. Закрепление названий времен года.

3.Закрепление названий пальчиков на тувинском языке.

10.Интеграция регионального компонента в образовательные области Программы

Образовательная

область

             Методические приёмы

Познание

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):

-Экскурсия:  – по помещениям и территории детского сада;  – по ознакомлению с достопримечательностями района;

 – пешие и автобусные экскурсии по городу, мини-походы в парковую зону, школу, библиотеку, музей.

-Беседы: «Где живёт человек», «Дом, в котором мы живём», «Мой город, мой район», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица»

-ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей Республики,  города, России

Ознакомление с прошлым родного края:

- организация этнографического уголка в МАДОУ

- встречи с родителями: посиделки, дегустация тувинской кухни

- просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, передвижные выставки музеев, рассказ об историческом прошлом Тувы

-  встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ и мемориалу, просмотр фрагментов фильмов о войне.

Духовность и культура:

-беседы по ознакомлению с  традициями Тувинцев, с духовно-нравственным укладом жизни

-проведение детских фольклорных праздников  

-празднование всех государственных и региональных праздников

Художественное творчество

-Беседа о национальном костюме тувинцев.

- беседы об изобразительном искусстве

-рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов

-оформление в ДОУ художественной галереи творчества тувинских и русских художников

-художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы

Чтение

художественной

литературы

тувинский народный  фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки

- Национальные   сказки

- Выставки тематические, посвященные творчеству писателей и поэтов.

Коммуникация

-игры-инсценировки

-драматизация  народных сказок

-показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый)

-оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

-встречи с артистами детских театров, с работниками библиотеки.

Образовательная область

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Художественно - эстетическое развитие

  1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
  2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
  3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
  4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
  5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
  6. Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей.
  7. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
  8. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
  9. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видиотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.
  10. Семинары-практикумы для родителей  художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
  11. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.
  12. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
  13. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
  14. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города.
  15. Создание семейных клубов по интересам.
  16. Организация совместных посиделок.
  17.  «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.

Список литературы

1. Ф.М. Бартан. Программа по тувинскому языку для старшей и подготовительной тувинских групп детских образовательных дошкольных учреждений Кызыл-2002г..

2. Методическое пособие «Знакомство детей тувинским народным творчеством» Изд. « Детство» - пресс, 2001г. Авторы Т.А, Будорина, О.А. Маркеева. 3. А. П. Величук, Е.А. Бажанов. Русский язык в старших группах национальных детских садо РСФСР. Ленингр.: «Просвещение» - 1990г. 4..О.А. Бизикова. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. Москва, - 2008г. 5. П.П. Дюзба. Практическая копилка воспитателя детского сада. Изд «Феникс», - 2006г. 6. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. 7.Под редакцией И.В. Козиной «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста» /Подготовит.группа/ 8. Под редакцией Козиной И.В. «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста / в старшей группе./

3. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

 4. Изучаем тувинский язык. Программа, методические рекомендации. 43.Изучаем русский язык. Методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста. С.М. Гаффарова, Д.С. Гарипова, Р.Ф. Нигматуллина.

5. Бичелдей К.А.  Учимся говорить по-тувински.  

6. Богуш А. М. Обучение правильной речи в детском саду. - Киев :Радяньская школа, 1990.

7. "Иллюстрационная этнография Тувы"г.Абакан-2009г Редактор В.Г.Чернышева.

8. Давыдова Г. В. Игры, считалки, загадки, стихидля развития речи. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011.

 9. Двуязычный детский сад. Программа и основы^ Условия ее реализации /отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М., 1996.

10. Русско-тувинский словарь под редакцией Д.А.Монгуша Москва -1980 г.

11. Негневицкая Е. //., Иванова Е. А., Протасова Е. Ю. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду : Просвещение, 1985.

12. "Драгоценности Тувы" по итогам специального проекта "Тос эртине".

 14. Протасова Е. К).. Родина //. М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. – М. :Владос, 2009.

15. Кара-Куске Ч.К. "Карманымда чуу бар деп?" г.Кызыл -1996 г.

16. "Матпаадыр"  под редакцией Ч.Ч.Куулар. Кызыл-2010 г.



Предварительный просмотр:

Кружок тувинского языка.

Учебно - тематический план.

Сентябрь

1.Анкетирование родителей

2.Тестирование детей

Октябрь

1.Повторение пройденного. Знакомство.

2. Моя семья. Часть I

3. Моя семья. Часть II

4. Моя семья. Часть III

Ноябрь

1.Лесные животные (дикие)

2.Домашние животные, животные на ферме.

3. Мои питомцы.

4.Зоопарк

Декабрь

1.Каких животных я знаю.

2.Мой дом . Часть I.

3.Мой дом . Часть II.

4.Мой дом . Часть III.

Январь

Разучивание  тувинских  песенок:

  1. «Шивижигеш» («Маленькая ёлочка»)
  2. «Койгунак» («Зайчик»)
  3.  «Ойнаарактар» («Игрушки)

Февраль

1.Цвета. Часть I

2. Цвета. Часть II

Март

1.Учимся считать по тувински. Часть I (счёт от 1до 5)

2. Учимся считать по тувински. Часть II ( от 1 до 5)

3. Учимся считать по тувински. Часть I ( счёт от 5 до 10)

4. Учимся считать по тувински. Часть II ( от 5 до 10)

 

Апрель

Повторение  пройденного  материала

Май

1.Диагностирование детей.

2.Отчёт о проделанной работе на педсовете.

Цель : обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения, ознакомление с культурой тувинского народа.

Задачи :

- дать элементарные представления о тувинском языке;

- формирование умений понимать и произносить

простейшие слова;

-  изучение простейших по конструкции и содержанию фраз;

- умение считать на тувинском языке в пределах 10;

- изучение культуры народа, где говорят на тувинском языке.

Ожидаемые результаты : 

-формирование у детей знаний о тувинском языке;

-формирование умений понимать простейшие слова и предложения, умение их проговаривать;

- развитие активной речи;

-формирование умений детей подражать

слышимым звукосочетаниям и словам;

-счёт в пределах 10.

Критерии оценки: отчётная фотовыставка для родителей, тестирование детей, диагностики.

Журнал посещаемости : тетрадь.

Формы и методы обучения :

 

  1. Игровая методика нравится и детям, и преподавателям, она интересна и эффективна. Суть простая: педагог проводит игры, во время которых дети совершенствуют знания языка. 
  2.  Методика Глена Домана : она рассчитана на зрительную память ребёнка, на то, что картинки и написанные на них слова запомнятся и упростят обучение тувинскому языку  в будущем.

Форма работы : индивидуально – групповая.

Формы проведения занятий : игры – занятия, викторины, спектакли.

Материальное обеспечение : Телевизор, игрушки би-ба-бо.



Предварительный просмотр:

ПЛАН  РАБОТЫ НЕДЕЛИ ТУВИНСКОГО ЯЗЫКА

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

1.

Беседа о Малом Родине, о тувинском языке.

Воспитатели всех групп

2.

Разучивание тувинских стихов.

Воспитатели всех групп

3.

Знакомство и проведение пальчиковых игр «Матпаадыр».

Воспитатели всех групп

4.

Экскурсия детей «Юрта-круглый дом»

Воспитатели всех групп

5.

Разучивание с детьми тувинских  пословиц, поговорок и загадок. 

Изготовление папки-передвижки: «Мудрость народа в пословицах».

Воспитатели всех групп

6.

Консультация «Улустун аас чогаалынын уругларнын кижизидилгезинге ужур-дузазы».

Учитель тувинского языка

7.

Творческое мероприятие : рассказ, беседа,

в честь 100-летнему юбилею ТНР.

Все воспитатели групп

8.

Чтение детям тувинской народных сказок.

Воспитатели всех групп

9.

Просмотр тувинских мультфильмов.

Воспитатели всех групп

10.

Изготовление информационного  буклета «Садик назылыг уругларга тыва оюннар».

Воспитатели всех групп Учитель тувинского языка

11.

Конкурс рисунков среди родителей : «Тувинские народные сказки детям»

Все воспитатели групп, творческая группа                                      

12.

Онлайн конкурс чтецов «Тыва дылым-чоргааралым» для детей среднего, старшего дошкольного возраста.

Все воспитатели групп, творческая группа                                      

13.

Конкурс по изготовлению тувинских народных игр детям. Работа с родителями.

Все воспитатели групп, творческая группа                                      

14.

Драматизация тувинской народной сказки.

Все воспитатели групп, творческая группа                                      

15.

Подведение итогов.

Администрация.

Пояснительная записка.

1 ноября в Туве объявлен Днем тувинского языка. Это решение принято 18 января 2016 года Указом главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола в целях сохранения, поддержки и развития тувинского языка как государственного языка Республики Тыва и неотъемлемой части культурного и духовного наследия тувинского народа. Создание условий для гармоничного сосуществования и развития тувинского и русского языков в регионе является приоритетом политики властей республики. На это же нацелена, в частности, новая образовательная программа, которая, как отмечается, является абсолютной новацией.

Её разработчики опирались на идею, что двуязычие удаётся развить в дошкольном возрасте. Изучение условий формирования сбалансированного двуязычия у детей велись в 2019 году на

базе детского сада №31 в Кызыле.

«Исследования показали, что 1241 педагог ДОУ ведет работу с детьми на родном языке и 560 семей желают обучать детей тувинскому языку как неродному», — отметили в правительстве.

По итогам работ были разработаны учебно-методические комплекты для воспитателей и родителей. Кроме того, был создан красочный учебник, где герои — ДолаанаКудерек и Настя помогают детям выучить тувинский язык, знакомят с тувинской культурой, традициями и так далее. 50 тыс. экземпляров пособия к настоящему времени переданы в детсады, благодаря чему с нового учебного года 17 тыс. детей начали изучать тувинский язык как родной и неродной.



Предварительный просмотр:

               Сценарий развлечения в старшей группе.

Викторина по тувинским

        народным сказкам:

    « В гостях у сказки»

МАДОУ детского сада «Малышок»

ЧайбарАлзимааАлдын-ооловна.

                                                       

 

Развлечения: Викторина для детей старшего дошкольного возраста                                    

                         «В гостях у сказки»

Пояснительная записка:

Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в воспитанников  веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Форма - проведения: викторина.

Форма организации совместной деятельности: игровая мотивация, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям тувинских народных  сказок.

2.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение, память, интонационную выразительность речи.

3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений.

  Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;

Актуальность: Сказка-это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. В последнее время дети тувинской национальности не говорят на  своем родном языке. Поэтому, преподавание тувинского языка в дошкольных учреждениях крайне необходимо.

Образовательная область:  Коммуникация.

Предварительная работа: Формировать умение внимательно слушать произведение, развивать слуховое восприятие, рассматривание  и чтение  тувинских сказок с иллюстрациями; чтение сказок, беседа с детьми о детских писателях Тувы. Воспитывать любовь к сказкам, в которых воплощены традиции тувинского народа.

Необходимый материал:  выставка  тувинских народных сказок, картинки с изображением атрибута сказки; музыка.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением.

Оформление: Выставка тувинских народных сказок, островки с заданиями: 1.«Отгадай сказку»,

 2.«Отгадай сказочного героя»,

3.«Угадай из какой это сказки?».

Предполагаемый результат: 

- приобщение воспитанников к истокам тувинской народной культуры, культуры через знакомство со сказками, создание радостного настроение от встречи с любимыми героями сказок.

                               

                            ХОД ЗАНЯТИЯ

(звучит медленная тувинская народная музыка).

Дангына:      - Здравствуйте, гости дорогие!

                           Желанные да долгожданные

                           Приветствую вас на пороге сказки

          А вы любите сказки?

Дети: Да, любим.

Дангына: Я приглашаю вас на выставку книг. Обратите внимание на эти  книги,  какие здесь произведения?

Дети: Сказки.

Дангына: Какие это сказки?

Дети: Тувинские   народные  сказки.

Дангына: А как вы  думаете, кто их написал? Кто сочинил? Почему они тувинские народные?

Дети: Их сочинил и придумал тувинский  народ.

Дангына:     Сказка в гости к нам стучится

                       Скажем сказке « Заходи»

                       В сказке может всё случиться,

                       Что же будет впереди?

                       Сказка по свету идёт,

             Всех нас за руку ведёт.

             Сказка умница и прелесть,

              С нами рядышком живёт.

Дангына: Сказки придумывали люди и рассказывали друг другу, так через много-много лет сказки дошли до нас.

- Возьмитесь, дети за руки и очутимся в сказке.

( звучит медленная музыка и на экране появляется озеро Сут-Холь).

      В давние времена, когда озеро Сут-Холь

      Было еще маленькой лужей,

      А гора Сюмбер-Ула-маленькой сопкой

       На южном склоне Арзайты-горы,

      Жили-были Оскус-оол и золотая Царевна.

        Всем, друзья они знакомы,

                      Всех ребят  они  любили

        В гости все их  приглашали.

 А сегодня Оскус-оол и золотая  Царевна  отправили вам  интересную  и необычную игру - викторину, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

 Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

 Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на островок, называется она «Отгадай сказку». ( Находит там конверт  и распечатывает, а там  загадки). Тут загадки, я   буду загадывать  загадку, а вы будете отгадывать, про какую сказку я вам говорю.

Загадки о тувинских народных сказок:

  1.Никому не давал себя в обиду,

Это кто ж такой рогатый?
    Да ещё и бородатый?

   Храбрый и упертый.

   Остался у семи коз матерей,

    Медными рожками.

(Тувинская народная сказка «Козлик - медные рожки»).

2.Угадай, какой же птице

      Ночью темною не спится

      Ночью мерзнет, а днем спит

Из-за своей лености не свила себе гнезда.

(Тувинская народная сказка «Ленивая сова»).

 

 3. В небе кружит ночью длинной,

   Самый крупный, самый сильный.

   Из большой семьи совиной

Крючконосый мудрый…

(Тувинская народная сказка «Мудрый филин»)

4.Острые зубки,
     Серые шубки,
     Быстрые ножки

      Было  их семь
      Наставник –кот съел их.         
(Тувинская народная сказка  «Семь мышей») 

 

5. Она красива и мила,

Обаятельна всегда,

В сказке  помогала старику,

И желанья исполняла!

(Тувинская народная сказка  «Золотая птица»)

6.  Есть три брата родные:

Старший говорит: спрятано под ковриком,

Средний говорит: многолапое и маленькое,

Младший говорит: паук.

(Тувинская народная сказка « Три брата»).

7.Совсем он крохотный,

Но гордый он и смелый,

 У  жадного Караты-Хана,

Жемчужину украл.

 (Тувинская  народная сказка  «Мальчик с пальчик»).

8. Нет скота у меня,

   Но богат я душой.

   Но Кучулуг - не сможет никогда,

   Назваться добрым другом.

 (Тувинская  народная сказка  «Хитрый и богатый»).

9.Такая у него судьба:
Несёт по жизни два горба.
Хвост свой одолжил коню,

А рога маралу.

 (Тувинская  народная сказка «Как  верблюд стал некрасивым»)  

Ребята, пора нам отправляться на второй островок   «Отгадай сказочного героя».

1. Ну как же мне не плакать. Было у меня семеро братьев и сестер - никого не осталось, было у меня семь матерей – тоже ни одной не осталось. ( Козлик -медные рожки)

 2.  В старые  времена на реке Чинге-Кара-Хем жили два человека: один хитрый, а другой  богатый. (  Аргалыг и Кучулуг).

 3.  Как звали  бедного пастуха, который пас овец  Караты -Хана? (Оскус-оол)

4.   Как звали сына бедного старика Кара-Сала, ростом с пальчик.                    ( Эргектей-оол)

 5. Откатил Шулбус камень и столкнул его в яму. Летит старик вниз, а за ним следом овца  за овцой падают. Как зовут героя этой сказки?  ( Боралдай).

 6. Не руби,  старик,  моё дерево - заговорила человечьим голосом. (Золотая птичка)

Дангына:     Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующий наш островок – «Угадай из какой это сказки?». Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

 (Дангына  показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

 Медные рожки  (Козлик – медные рожки)

 Пшённая каша в пиале ( Каша в кувшине).

  Новая белая юрта (Хитрый и богатый)

  Старик с топором (Золотая птичка).

  Чёрный шёлковый халат, идики, соболья шапка  (Хеверик).

  Рога и  хвост ( Как верблюд стал не красивым)

Подвижная игра: «Сказка дала нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем-и снова в путь!

Если будем наклоняться

Влево-вправе десять раз.

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять,

Оскус-оол дает совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз,два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз,два, три, четыре, пять,

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения).

Дангына:     - Давайте с вами отправимся на следующий островок, в который мы будем сочинять сказку.

(Воспитатель предлагает детям игровой приём  «Салат из сказок»). Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути – Оскюс-оол, Хеверик,  Аргалыг и Кучулуг, Бродячий лама.

Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «О какой сказке идёт речь?»

 1. Услужил  ему Аргалыг и стал себе спокойно жить- поживать.                             ( Хитрый и богатый).

 2. У  старого Кара-Сала ярко пылал очаг в юрте, и мальчик играл жемчужиной, перекатывая её из ладони в ладонь.                                        (Мальчик с пальчик)

 3. Согнал старик овец к большому камню, величиной  с целую корову, и ждёт, что дальше будет?  (Боралдай)

 4.  Поздним  зимним вечером шёл бродячий лама.  (Каша в кувшине).

 5.  Выходи на бой, вставай перед моими рогами!  ( Козлик – медные рожки)..

 6.  Спорили  о том, чего в году больше бывает: дней и ночей. ( Мудрый филин).

 7.  Жили – были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором.        ( Золотая птичка)

 8. Слушай, я же твою юрту сжёг, откуда у тебя новая юрта? (Хитрый и богатый).

 9. Стража,  держи Эргектей-оола! (Мальчик с пальчик)

 10. Зашли братья,  угостили их чаем, мясом и уложили спать. (Три братья).

Рефлексия:

Дангына:  -Где сегодня мы с вами были? Понравилось ли вам викторина по сказкам? Чему учат нас сказки?

Дети: (ответы детей).

Дангына:   - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете тувинские народные  сказки. Вот вам от меня смайлики с улыбкой и сказки тувинского народа.

Под музыки дети выходит из зала.

Спасибо вам, ребята! До свидания!

Список использованной литературы.

  1. Сборник «Тувинские народные сказки».
  2.  Материалы 2 слета народных сказителей и певцов. Сост. С.М.Орус-оол г.Кызыл, 2012.
  3. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы».
  4. Новый сборник тувинских народных сказок на тувинском языке.
  5.  Духовная культура тувинцев»  А.К.Кужугет, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Английский язык для дошкольников» (5 -7 лет)

Данная рабочая программа по английскому языку для детского сада составлена на основе:Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф от 29.12.2012;Примерной образовательной программы ...

Рабочая программа немецкий язык для дошкольников

Рабочая программа немецкий язык для дошкольников...

Рабочая Программа по раннему изучению немецкого языка "Немецкий язык с мишкой Бэром". Горбунова Т.В.

Дошкольный возраст благоприятный для начала изучения иностранного языка в силу своих психофизических особенностей.Мозг ребенка в дошкольном влзрасте наиболее склонен к изучению и восприятию иностранны...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...

Рабочая программа "Английский язык"

На сегодняшний день  широко известно, что изучение иностранного языка позволяет обогатить дошкольное образование, поскольку дети данного возраста обладают врожденной и еще неутраченной способност...