Проект во второй младшей группе "Знакомство детей с башкирской и русской народной культурой"
проект (младшая группа)
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект во второй младшей группе | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Ермекеево
муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
«Знакомство детей с башкирской и русской народной культурой»
Воспитатель: Баширова И. Ф.
с. Ермекеево
2020/2021
Актуальность.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.
История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Проблема: низкий уровень знаний детей о культуре башкирского и русского народа. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Цели:
1. Расширять представления детей о народной игрушке (матрёшка и др.)
2. Знакомить детей с народными промыслами.
3. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
4. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
5.Воспитание толерантного отношения к другому народу/другим нациям.
Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание развивающей среды;
- проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа использованием наглядного материала;
- привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.
3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (курай, кубыз,прялка, веретено, русская печка).
4. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.) .
5. Знакомить детей с народными промыслами.
Решение задач осуществлялось через следующие виды работы с детьми:
1.Конструирование: «Построим домик для Матрёшки».
2. Показ презентации «Русская матрешка»
3.Аппликация: «Нарядные матрешки»
4.Лепка из пластилина: «Дедушку и бабушку угостим оладушками»
5.Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки.
6.Музыка: танцевальная, певческая, двигательная, творческая.
7. Посещение мини-музея ДОУ «Русская изба» «В гостях у Вани»
8. Праздник народной игрушки.
Этапы реализации:
подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;
основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;
заключительный– ООД, презентация опыта работы по проекту.
Ожидаемый результат:
- Познакомить детей с устройством башкирской юрты, русской избы, с предметами старинного русского и башкирского быта и традицией чаепития;
- Продолжить знакомить детей с башкирскими и русскими народными играми, формировать умение в них играть;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского и башкирского народного творчества «сказка».
- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки.
Перспективный план по реализации проекта
№ | Тема | Форма | Сроки |
1 | Выбор темы, цели. Задач проекта. | Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы. | Октябрь-Декабрь |
Дидактические игры. | «Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?», «Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь: ситек, быйма», «Найди и назови женский головной убор» | Октябрь-Май | |
4 | Подвижные игры. | Башкирские: Юрта, Платок, Ак тирак, «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской и башкирской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве. | Октябрь-Май |
5 | Знакомство с фольклором: | Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен. Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи. | Ноябрь |
ООД: по развитию речи «Русская изба!», «Башкирская юрта» | Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой башкирского и русского народа. Задачи: Познакомить детей с русской избой и с башкирской юртой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими и башкирскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского и башкирского народа, к русскому фольклору. | Январь | |
7 | Работа с родителями. | Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок, помощь в оформлении национального уголка в группе. | Октябрь-Май |
7 | Рассматривание иллюстраций, беседы: | «Знакомство с народными инструментами»: курай, кубыз, балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. «Веселые матрешки». Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки. | Февраль |
Чтение художественной литературы: | Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. | Апрель |
Вывод
3. Заключительный.
- Дети познакомятся с устройством башкирской юрты, русской избы, с предметами старинного быта.
- Продолжают знакомиться с башкирскими, русскими народными играми, научились в них играть.
- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).
- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками.
Итог:
1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.
2. Обогатили словарный запас детей.
3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.
4. Повысили интерес родителей к занятиям детей.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. Литература
2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
- Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
- Р.Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
- Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
- «Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
- Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Проект по региональному компоненту во второй младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Русские народные потешки». 2020 год
Цель проекта: ознакомление детей с потешками как жанром устного народного творчества....
Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."
С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...