Проект во второй младшей группе "Знакомство детей с башкирской и русской народной культурой"
проект (младшая группа)

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект во второй младшей группе30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 детский сад «Солнышко» с. Ермекеево

муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

«Знакомство детей с башкирской и русской народной культурой»

Воспитатель: Баширова  И.  Ф.

с. Ермекеево

2020/2021

Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.

История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.

В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.

Проблема: низкий уровень знаний детей о культуре башкирского и русского народа. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Цели:

1. Расширять представления детей о народной игрушке (матрёшка и др.)

2. Знакомить детей с народными промыслами.

3. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

4. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

5.Воспитание толерантного отношения к другому народу/другим нациям.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей среды;
  • проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа  использованием наглядного материала;
  • привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

1. Развивать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

2. Знакомить детей со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (курай, кубыз,прялка, веретено, русская печка).

4. Расширять представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка, матрёшка и др.) .

5. Знакомить детей с народными промыслами.

Решение задач осуществлялось через следующие виды работы с детьми:

1.Конструирование: «Построим домик для Матрёшки».

2. Показ презентации «Русская матрешка»

3.Аппликация: «Нарядные матрешки»

4.Лепка из пластилина: «Дедушку и бабушку угостим оладушками»

5.Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки.

6.Музыка: танцевальная, певческая, двигательная, творческая.

7. Посещение мини-музея ДОУ «Русская изба» «В гостях у Вани»

8. Праздник народной игрушки.

Этапы реализации:

подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;

основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;

заключительный– ООД, презентация опыта работы по проекту.

Ожидаемый результат

- Познакомить детей с устройством башкирской юрты, русской избы, с предметами старинного русского и башкирского быта и традицией чаепития;

- Продолжить знакомить детей с башкирскими и  русскими народными играми, формировать умение в них играть;

- Расширить представление о народном искусстве;

- Формировать понятие о жанре русского и башкирского народного творчества «сказка».

- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки.

Перспективный план по реализации проекта

Тема

Форма

Сроки

1



Выбор темы, цели.

 Задач проекта.

Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.

Октябрь-Декабрь

Дидактические игры.

«Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?», «Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь: ситек,  быйма»,

«Найди и назови женский головной убор»

Октябрь-Май

4

Подвижные игры.

Башкирские: Юрта, Платок,

Ак тирак, «Салки»«Гуси, гуси»«Кошки мышки»«У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской и башкирской народной культурызнакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Октябрь-Май

5

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Ноябрь

ООД: по развитию речи «Русская изба!», «Башкирская юрта»

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой башкирского и русского народа.

Задачи: Познакомить детей с русской избой и с башкирской юртой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими и башкирскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского и башкирского  народа, к русскому фольклору.

Январь

7

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок, помощь в оформлении национального уголка в группе.

Октябрь-Май

7

Рассматривание иллюстраций, беседы:

 «Знакомство с народными инструментами»: курай, кубыз, балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Цельпознакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Веселые матрешки».

Цельпознакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Февраль

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Апрель

Вывод

3. Заключительный.

- Дети познакомятся с устройством башкирской юрты, русской избы, с предметами старинного  быта.

- Продолжают знакомиться с  башкирскими, русскими народными играми, научились в них играть.

- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками.

Итог:

1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.

2. Обогатили словарный запас детей.

3. Познакомили детей с новыми музыкальными произведениями и произведениями художественной литературы.

4. Повысили интерес родителей к занятиям детей.

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. Литература

2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.

  1. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
  2. Р.Л, Агишева  «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
  3. Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
  4. «Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
  5. Г.М.Нафикова.Уфа-2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...