Экскурсия «Как жили в старину», посвященная истории родного города
методическая разработка (старшая группа)

Метелкина Наталья Николаевна

Программные задачи:

  • развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья;
  • формировать представления о том, как жили  на Руси в старину наши предки;
  • дать представления о традиционной русской пище, вызывать интерес к продуктам питания в прошлые времена;
  • углублять краеведческие знания о родном городе, о его историческом наследии;
  • воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска».

Экскурсия по родному городу

Старшая группа

               Воспитатель:  

                                            Метелкина Наталья Николаевна

г. Лесосибирск  2019г.

       

Программные задачи:

  • развивать потребности в сохранении и укреплении здоровья;
  • формировать представления о том, как жили  на Руси в старину наши предки;
  • дать представления о традиционной русской пище, вызывать интерес к продуктам питания в прошлые времена;
  • углублять краеведческие знания о родном городе, о его историческом наследии;
  • воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений и песен о городе, просмотр мультфильма «Колосок», подготовка костюмов совместно с родителями.

Материал:

демонстрационный: - картины, фотографии, макеты города, мультипликационный фильм, ТСО, народные костюмы.

Используемые технологии, методы и приемы: беседа, объяснение, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент (приход игрового персонажа), вопросы поискового характера, обсуждение, видео-метод, творческая деятельность, экспериментирование.

Ход образовательной деятельности:

1. Психологическое взаимодействие.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и нашим гостям, скажем  «Здравствуйте», этим волшебным словом вы пожелали всем здоровья.

2. Беседа о Крае, в котором мы живём. Чтение стихотворения Николая Гордеева о Сибири.

Сибирь моя, держава снеговая,

Отечество моё и колыбель

Зачем, когда в чужих краях бываю,

Меня зовет к себе твоя метель?

Зачем манят кедровники и плесы,

Трубит сохатый праздничным гудком,

Зачем твои чалдонушки – березы

Мне машут белым утренним платком?

Сибирь! И чаще бьётся сердце,

И тает грусть, как лёгкий дым,

Могла бы кажется согреться

Одним лишь именем твоим!

Воспитатель:  - Ребята, в какой стране мы живем? (Россия)

- Как называется столица нашей родины? (Москва)

Матушка-Россия богата и сильна. Она славится большим количеством городов, деревень.

- Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Красноярский край)

- Какие города Красноярского края Вы знаете? (Лесосибирск, Енисейск, Красноярск, Норильск, Ачинск, Минусинск)

- Как называется город, в котором мы живём? (Лесосибирск)

- Из каких двух слов он состоит? (Лес и Сибирь)

- Что означают эти 2 слова?

Воспитатель: Что Вы можете рассказать о своем родном городе? Какой он? (Показ картинок: школы, музеи, кинотеатры, институты и.т.д.).

Воспитатель: Наш город - очень молодой и красивый...... А как появился наш город?

Давным-давно это было. По могучей реке Енисей плыли корабли с товаром для продажи. Несколько крепких мужиков решили остаться на берегу, очень им понравилось, кругом лес приволье. Хотели бы вы оказаться в том времени?

Воспитатель: Закройте глаза, вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе  лес, каким вы его представляете.

Воспитатель: Релаксация. (тихо). У леса много тайн и секретов. Словно волшебник, он всё время меняется. В разную погоду он тоже разный. В тихий, безветренный день лес поражает своей глубокой тишиной, в бурю - пугает воем ветра, треском сучьев, в мороз - завораживает своей белоснежной, хрустальной красотой, в солнечный день - блеском золота и серебра.

А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу. (Деревья, животные, птицы, грибы, орехи, ягоды, много рыбы.)

Воспитатель: И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились. Ребята, представьте себе на минутку, что чистой воды нет. Одни лужи, болота. А как можно было найти чистую воду? (предположения детей). Я хочу рассказать вам небольшой секретик.

Представьте на минутку, что вы туристы, оказались далеко-далеко, там, где нет чистой воды, а одна болотистая местность. Туристам очень хочется пить. Приходится использовать всевозможные средства. Например, можно взять веточку хвои, которая растет в лесу, затем положить ее в воду и оставить в воде на несколько часов, после чего вода становится очень чистой и полезной, мы можем без страха за свою жизнь, выпить этой водички.

Воспитатель: Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно было найти воду? (Предположения детей.) Люди селились там, где можно было найти много дичи, ягод, грибов. Вот поэтому люди и выбрали это место.

Появились первые избы, строили их дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо.

Воспитатель: Кто знает, как называли комнату в избе? (Ответы детей)

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная.

Воспитатель: Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи!

Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей).

В старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? Да, печь и накормит, и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы)

А ещё, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Ответы детей.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.

Игра «Круг тепла». Дети встают в круг и берутся за руки по очереди ребенок поворачивается к стоящему рядом, старается согреть его добрым словом, ласковым взглядом.

Стук в дверь. Появляется Лесовичок. За спиной у него мешок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень я рад, что вы ко мне в гости пожаловали, что - то вы бледненькие, наверно много конфет кушаете. Рассажу я вам, что полезно, а что есть не желательно.

Лесовичок:  (показывает кедровые орешки, шишки) Это ребята, не только вкусно, но и очень полезно. Горсточка орехов заменяет литр молока, булку хлеба.

Лесовичок:  А хлеб пекли в печах, от этого он становился вкусным, запашистым, а самое главное - полезным. Давайте посмотрим, как это было.

Просмотр отрывка мультфильма «Колосок», где есть печь.

Воспитатель:  А с чем можно было ещё печь пироги? С какой начинкой?

Лесовичок: А какие вкусные пироги с рыбкой, в печи пеку, просто объедение, съели рыбку, ваши косточки стали крепче. А сколько волшебной травки – муравки у  меня растет, и от кашля, и от живота, и от желудочка.

Люблю, я ребята, напитки, чаи разные готовить из разных ягод. Хочу и вас угостить «Клюквенным коктейлем».

Дети моют руки, каждому в стакан накладывают клюкву, дети ложками толкут ягоду. После этого размешивают с водой и малым количеством воды.

Лесовичок: Вот этот морс поможет вам при температуре, если у бабушки болит голова, одна ягодка, заменит витаминку. И не надо идти в аптеку за лекарством.

А теперь, давайте поиграем в игру «Найди полезный продукт»

(игра проводится в подгруппах)

Дети вытягивают жетон (витаминка, ягода, лук, чеснок). Затем дети должны выбрать из количества картинок полезные продукты. Кто быстрее. Обосновать свой ответ.

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, мы узнали сегодня столько много нового, а  благодаря тебе, мы станем меньше болеть.

Воспитатель: Лесовичок  хочешь, мы тебе споем частушки о здоровой пище?

Вы не пейте кока-колу, (Милана, Максим)

Не полезная она,

Лучше съешьте вы капусту

Поделюсь ей с вами я.

Ешьте овощи и фрукты,  (Лена, Данила)

Они - полезные продукты!

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроенье!

Дорасти нам до небес   (Арина, Эдик)

Поможет каша «Геркулес»,

А улучшить зрение -

Черничное варение.

Надя ела кириешки   (Юля А, Костя)

И соленые орешки,

Заболел у ней живот

Лучше б съела кашу. Вот!

Чтобы хворь Вас не застала, (Лиза, Влад)

В зимний утренний денёк

В пищу вы употребляйте

Лук зелёный и чеснок.

Вы не пейте газировки,  (Варя, Никита)

Не балуйте с чипсами.

Соки, фрукты, каша, хлеб -

Вот хороший вам обед.

                          (Мерзлякова К.Г.).

Лесовичок: Спасибо, ребята, порадовали вы меня, приходите ко мне в гости только с добрыми делами. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ".

Конспект тематической экскурсии по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Из истории родного города. Экскурсия к градообразующему предприятию ТПЗ". Цель: познакомить с истор...

Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"

Конспект занятия по ознакомлению с историей развития  родного города...

" История рождения города "- презентация по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города

Наглядный материал по изучению истории  г.Благовещенска, состоящий из двух частей:часть1-История рождения города; часть 2-памятники основателям города...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Конспект экскурсии в библиотеку на тему истории родного города

Конспект экскурсии в библиотеку на тему истории родного города...

Приобщение детей дошкольного возраста к истории родного города через экскурсию к мемориалу Героя Советского Союза И.Е.Алексеева.

В нашем детском саду всегда чтут память тех, кто защищал Родину в годы ВОВ, уважают заслуги тех, кто сражался и сражается за свободу и независимость нашей страны, за мир, за жизнь во всем мире!...