Проект «Выявление и создания условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»
проект

Ломако Татьяна Ивановна

Содержание

  1. Введение 
  2. Обоснование актуальности Проекта
  3. Пояснительная записка
  4.  Паспорт Проекта
  • Цели
  • Задачи
  • Сроки
  • Участники
  • Ценностные приоритеты
  1. Ожидаемый результат проектной деятельности в целом
  2. Этапы реализации Проекта.
  3. Содержание Проекта

Концептуальные положения

  • Методы и формы работы с одаренными детьми.
  • Условия успешной работы с одаренными детьми.
  • Основные направления деятельности, цели и задачи, условия

успешной работы с одаренными детьми

 Этапы проекта

Приложения

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

  Обоснование актуальности Проекта

   «Одарённость человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать

за ним, сделать всё необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

 «Одарённые дети» - это дети, «опережающие сверстников в развитии», это потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно.

 Создание условий, способствующих развитию одарённости детей ещё в дошкольном возрастеразвитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты.

 Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.

 Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.

 Специфические детские виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника.

Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях.  

Неравномерность развития, как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий:

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей.

Задача педагогов, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность.

 Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств, стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

    Пояснительная записка

Проект долгосрочный, творческий, социальный.

Участники Проекта: дети, педагоги, родители.

Сроки: внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2021– 2022 гг. Вместе с тем, ГБДОУ не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

 

 

 Паспорт Проекта

Наименование Проекта

 Выявление и создания условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей

Заказчик Проекта

Администрация ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад "Акварель" "

Нормативно-правовое обоснование Проекта

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

 Разработка Проекта осуществлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:

  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 04.02.2010 г.);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.3628-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28);
  • Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
  • Приказом Миноборонауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным програмам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

Разработчик Проекта

Ломако Татьяна Ивановна

Цели и задачи Проекта

Основная цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные задачи:

  • Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  • Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  • Внедрение оценочной деятельности воспитанников и педагогов - «Портфолио»;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
  • Разработка нормативно-правового обеспечения.

Сроки и этапы реализации Проекта

Сентябрь-октябрь 2021 г.

Организационный этап :  разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Ноябрь – март 2021г.

Этап реализации : непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Апрель – май 2022г.

Завершающий этап:

контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта

Проект реализуется через работу   педагогов ГБДОУ г. Севастополя "Детский сад "Акварель, непрерывное образование и самообразование педагогов, через работу творческих групп воспитателей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает образовательный сервер.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта ожидается получить следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
  • создание электронного банка данных «Одаренные дети».

Организация контроля за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация  ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад "Акварель".

 

 Цели Проекта:

            Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Дидактическая цель Проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

Задачи:

  • Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  • Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  • Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
  • Разработка нормативно-правового обеспечения.

Ценностные приоритеты Проекта:

1 модуль: одаренный ребенка в различных социокультурных пространствах

Надпись:     ГБДОУimagehttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/27/s_59019d7e6af90/619049_1.png

image
2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Надпись: Инновационный
Проект ГБДОУ по
работе с одаренными
детьми
https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/27/s_59019d7e6af90/619049_2.png

Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ воспитанников;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
  • создание электронного банка данных «Одаренные дети».

 

 Концептуальные положения Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды одаренности.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/27/s_59019d7e6af90/619049_3.png


 

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

    Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  2. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
  3. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

   Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

 

Особенности, присущие одаренным детям:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/27/s_59019d7e6af90/619049_4.png

 

 

Знание признаков способностей и одаренности позволяет определить принципы и методы выявления одаренных детей (Бабаева Ю.Д, Богоявленская Д.Б, Брушлинский А.В. и др.):

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;

- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей и др.).

 Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.

 

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:

– принцип учета возрастных возможностей;

– принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Этапы реализации Проекта

 1этапдиагностико-организационный (сентябрь- октябрь)

Организационный этап (сентябрь-октябрь 2021 гг.): разработка проекта,  системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

· Изучение нормативной базы;

· Разработка программы работы с одаренными детьми;

· Анализ материально-технических, педагогических условий реализации

проекта.

Планируемые мероприятия:

1 .Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;

· 2 Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий : интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.

3 Изучение и проведение воспитателями работы по заполнению « Паспорта готовности к школе» с детьми на выпуске в школу.

4. Создание рабочей группы воспитателей в ДОУ по созданию программы.

5. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми.

6.Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне города.

 

2этап — реализационный (ноябрь- апрель)

Этап реализации (ноябрь-март 2022г.): непосредственная работа с одаренными

детьми. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

 

Цель:

Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

· Диагностика склонностей воспитанников.

· Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми.

· Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

- Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

 Учителей начальной школы, специалистов ДОУ.

- Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.

- Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.

Планируемые мероприятия:

1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности (« Портфолио ребенка-дошкольника»).

2.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

3. Дополнительное образование (кружковая работа).

 

3 этап — аналитический (апрель- май)

Завершающий этап (апрель-май 2022г.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

 Цель:

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

· Анализ итогов реализации программы.

· Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

- Оказание помощи педагогам, имеющим затруднения в реализации программы.

· Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Изменения и уточнение программы.

3 Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.

4 Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

4.  Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

6. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.

7. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

5. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1.Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2 Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.

3 Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

 

6. Мониторинг достижения запланированных результатов

1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.

2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.

3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.

4. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.

7. Показатели эффективности реализации программы

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
  • Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  • Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ;
  • Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

 

 

Приложение 1

Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
  • составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);
  • создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В сопровождении принимают участие:

  • Воспитатели.
  • Другие субъекты педагогической деятельности.
  • Старший воспитатель.
  • Родители.

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие занятия с ОД.

Воспитатель

Информационный этап:– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренных детей.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Специалисты

Информационный этап: беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.
Развивающий этап: разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности.

Старший воспитатель

Информационный этап: создание банка данных по ОД ДОУ. Консультации для родителей, воспитателей, специалистов и др.
Организационный этап: Организация в рамках ДОУ семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения.
Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).

Родители

Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами ДОУ по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов ДОУ.

Приложение 2

Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
  • Социализация ребенка в группе сверстников.
  • Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ДОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ДОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

  • Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;
  • Развивающие занятия с элементами тренинга;
  • Организация кружка интеллектуального развития.

Воспитатель 

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

Старший воспитатель

Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.

Организационный этап: составление совместного плана работы со специалистами ДОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ДОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.

Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.

Приложение 3

Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями

 

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
  • Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
  • Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Старший воспитатель

Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.). 
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.

Инструктор по физическому воспитанию

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. 
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.

Воспитатель

Информационный этап: пропаганда здоровьесберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.

Родители

Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

Приложение 4

Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

  • Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Стимулирование развития творческой деятельности ОД.

Психолог

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.

Музыкальный руководитель

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

  • развитие музыкального слуха,
  • развитие вокальных данных,
  • обучение азам нотной грамоты,
  • знакомство с деятельностью композиторов,

Старший воспитатель

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам музыкально одаренных детей. 
Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.

Воспитатель

Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком).
Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.

Приложение 5

Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности

Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.

Задачи:

  • Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.
  • Развитие артистический способностей.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных способностей.

Психолог

Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей. 
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Музыкальный руководитель

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли. 
Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.
Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

Воспитатель

Информационный этап: консультации для родителей ОД.
Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).
Развивающий этап: использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.

Старший воспитатель

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренных детей. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.
Организационный этап: организация учебы специалистов ДОУ. Помощь музыкальному руководителю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.

Родители

Развивающий этап: участие в работе театрально-художественного кружка

Приложение 6

Сопровождение одаренного ребенка, имеющего

художественные и литературные способности

Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.

Задачи:

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
  • Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.
  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности. 
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

Воспитатель

Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.
Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях .
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества. Обогащение предметного пространства группы.

Старший воспитатель

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. 
Организационный этап: помощь специалистам ДОУ в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности . Подготовка и проведение конкурса чтецов. Координация работы клуба родителей . Организация работы кружка . Организация методических мостов по обмену опытом работы с одаренными детьми ДОУ.
Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в группах.

Родители

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.

Приложение 5.

Советы родителям одарённых детей

 Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития. 

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для  

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право. 

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия. 

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование. 

Совет 5. Уравновешивайте развитие 

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы. 

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки, и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть  

Если с возрастом способности ребёнка усредняются — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость. 

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало формы

 

Список используемых источников:

1. https://externat.foxford.ru/

2. http://toar1.68edu.ru/умники-и-умницы/

3. http://michgm.68edu.ru/wp-content/uploads/2018/11/...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx240.2 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...

Проект по теме «Выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  к...

Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»

Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...

Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности....

ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

Сохранение психологического  и физического здоровья дошкольников...

консультация для родителей "Развитие способностей у одаренных и талантливых детей"

Консультация для родителей  "Развитие способностей у одаренных  и талантливых детей"Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, однако не в...