Проект по теме «Выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»
проект на тему
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odorennyy_rebenok.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»
Краткое обоснование актуальности проекта
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Таким благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо.
Проблема, на решение которой направлен проект - отсутствием у работников системы дошкольного воспитания необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства и отсутствием образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми. Плохо оснащена и развита предметно развивающая среда ДОУ и группы.
Инновационность проекта заключается - в разработке мониторинга определения и развития, индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности; создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе ДОУ; применения современных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста; разработка индивидуальных программ, маршрутов, траекторий развития для ребенка; повышение квалификации педагогических работников через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня с учетом выявленных проблем, совершенствование работы по самообразованию; обобщение и распространение педагогического опыта; просветительская и партнерская деятельность с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
В рамках проекта будут разработаны четыре образовательных модуля
- Составление пакета психолого-педагогических диагностических методик
- Создание в ДОУ обогащенной предметно-развивающей среды, соответствующей ФГОС
- Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов,
траекторий, программ для детей с особыми потребностями
- Повышение профессионального и творческого уровня педагогов
Сроки реализации проекта
Реализация программы «Выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей» рассчитана на 2 года: с 2014 по 2016 г.
Первый этап - разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе взаимосвязи и интеграции обследуемых компонентов
Второй этап - будет направлен на развитие предметно-развивающей среды групповой комнаты по принципу «Свободная группа»
На третьем этапе приоритетным направлением работы будет индивидуализация образовательного процесса с одаренными детьми
На четвертом этапе подразумевает проведения мастер – классов, педагогических тренингов, для педагогов МАОУ прогимназия № 108 по работе с одаренными детьми.
По завершению каждого этапа, будет проводиться мастер-класс для педагогов МАОУ прогимназия № 108 по использованию разработанных модулей в образовательном процессе и написанию методических рекомендаций по достигнутым результатам деятельности и определение дальнейшего развития.
План-график реализации проекта
Приоритетные направления | Сроки |
Подготовительный этап 1.Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности коллектива к работе в инновационном режиме. | 2014 г.г.
|
2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность процесса творческого образования, воспитания и развития детей | |
Диагностический этап 1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе взаимосвязи и интеграции обследуемых компонентов. | |
2. Выявление детей, имеющих ярко выраженные способности | |
Организационный этап 1. Разработка информационно-методических документов: -план работы с педагогами по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности»; -методические рекомендации для воспитателей и родителей; -мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах Повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми | 2014-2015 г.г. |
2. Разработка системы реализации проекта «Одаренный ребенок» по трем основным направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа с кадрами). Составление перспективных планов работы кружков и студий на учебный год. | 2014г.г. |
3. Создание благоприятных условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей путем обогащения предметно-развивающей среды. | 2014-2016г.г |
Заключительный этап 1. Создание продукта проектной деятельности (технология, планирование, систематизация наработанного материала) | 2014-2016г.г. |
2. Написание методических рекомендаций по работе с модулями | По мере создания модулей |
3. Принятие решения о дальнейшей деятельности ДОУ по данной проблеме, перспективы использования технологии в педагогическом процессе ДОУ. | 2016г.г. |
4. Проведение курсов повышения квалификации по использованию разработанных модулей | 2014-2016г.г. |
5. Обобщение опыта, полученного при проведении курсов повышения квалификации, принятие во внимание замечаний и рекомендаций педагогов города по использованию модулей в образовательном процессе | 2014-2016г.г. |
6. Внесение рекомендации в нормативные акты регионального и федерального уровня по апробации и использованию полученных программных продуктов и технологий в образовательных учреждениях страны | 2015-2016г.г |
Краткое описание ожидаемых продуктов реализации проекта
«Создание пакета психолого-педагогических диагностических методик»
Данный модуль будет содержать в себе комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, который позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей.
«Создание в ДОУ обогащенной предметно-развивающей среды, соответствующей ФГОС»
В данном модуле большое внимание уделяется организации предметно развивающей среды, как во всем дошкольном образовательном учреждении, так и в отдельно взятой группе. Здесь будут представлены методический материал в форме мини проекта, презентации и видеоклипы по данной теме. Каждый методический материал прописывает основные составляющие предметно-развивающей среды, которые позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Будут прописаны этапы создания условий для активного участия ребенка в образовательном пространстве, которые позволят детям переходить из виртуальной среды в реальную игровую и другие виды деятельности.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий, программ для детей с особыми потребностями
Третий модуль будет отражать индивидуализацию образовательного маршрута ребенка. Индивидуальный маршрут будет разработан на базовой программе Школа-2100, парциально включая наработанные материалы специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области. Реализация будет проходить через все виды детской деятельности, с учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, учитывая желания ребенка, его выбора, самоопределения.
В этом модуле будут включены дополнительные материалы содержащие задания повышенной сложности, для индивидуального использования детьми: материалы видео-занятий, мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы по образовательным областям и другие материалы, которые могут быть использованы ребенком. Все материалы модуля будут структурированы по возрасту воспитанников, а далее – по образовательным областям.
Повышение профессионального и творческого уровня педагогов
Основная задача данного модуля, работа с педагогами в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми и их семьями. В результате решения данной задачи будет разработан план – повышения педагогической компетентности педагогов.
- проведение заседаний МО на тему «Одаренные дети»;
- подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:
- изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;
- - проведение методических семинаров «Изучение личности ребенка», «Портрет лидера», «Использование современных технологий в работе с одаренными детьми»;
- самообразование и саморазвитие педагога;
- Связь с Управлением образования, установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.
- Создание банка данных по педагогам ДОУ, работающим с одаренными детьми, психодиагностических методик, направленных на выявление одаренности, данных по новым формам и методам работы с одаренными детьми.
Ожидаемые эффекты проекта
- Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
- Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.
- Формирование информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по педагогам, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.
- Увеличение числа детей удовлетворенных своей деятельностью.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение квалификации педагогов МАОУ Прогимназия № 108, участвующих в работе с одаренными учащимися.
- Внедрение новых образовательных технологий.
10. Расширение и систематизация методов работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Также предполагается достижение таких внешних результатов, как:
- Обучение педагогов образовательных учреждений внедрению новых педагогических технологий, модулей в образовательный процесс через проведение лекций, семинаров-практикумов, индивидуальных занятий.
- Дистанционная помощь образовательным учреждениям при внедрении новых педагогических технологий в образовательный процесс через издание «Методических рекомендаций», проведение вебинаров, он-лайн занятий.
Партнеры и соисполнители проекта
Соисполнителями проекта являются родители воспитанников (лица их заменяющие), педагоги, прошедшие курсовую подготовку на базе нашего образовательного учреждения.
Партнерами МАОУ прогимназия №108 в ходе реализации данного проекта могут быть:
- другие образовательные учреждения с целью создания преемственности между дошкольными учреждениями, создания единой образовательной среды между детским садом, школой, в том числе через проведение совместных дистанционных мероприятий;
- попечительский Совет ОУ (созданный в 2000 году по инициативе Общего родительского собрания);
- коммерческие организации, которые не всегда готовы сотрудничать с дошкольными учреждениями лишь потому, что у детского сада мало финансовых возможностей, но в случае получения спонсорской помощи, детский сад может сделать рекламу организации как мецената в области образования.
Основные риски реализации инициативы и пути их минимизации
- недостаточное оснащение ДОУ современным оборудованием;
- отсутствие компьютеров, доступа к сети Интернет в семьях некоторых воспитанников;
- социальные риски, связанные с отсутствием поддержки инновационной идеи проекта со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей).
- Большая наполняемость групп
- Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка может привести к не достижению высоких результатов. И у ребенка может сформироваться заниженная самооценка;
- Возрастание нагрузки на ребенка при реализации проекта, что может привести к отрицательной динамике в состоянии его здоровья
Возможны следующие пути минимизации данных рисков:
- разъяснение идеи проекта, направленного на выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей, всем субъектам образовательного процесса (разъяснение не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы);
- повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров через самообразование, прохождение курсов повышения квалификации, участие в семинарах, конференциях, вебинаров;
- разработка индивидуальных маршрутов с учетом валеологических основ, профилактические и корректирующие мероприятия с привлечением специалистов учреждений - социальных партнёров в соответствующей сфере деятельности ;
- многократность и многоэтапность обследования с использованием психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка, разработка показателей и внедрение диагностических методик изучения детской одарённости, их корректировка:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста с учетом современных стандартов дошкольного образования »
Детский сад – это первая ступень в государственной системе работы с одаренными детьми....
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и талантливых детей
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дош...
Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»
Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...
Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности....
ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Сохранение психологического и физического здоровья дошкольников...
консультация для родителей "Развитие способностей у одаренных и талантливых детей"
Консультация для родителей "Развитие способностей у одаренных и талантливых детей"Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями, однако не в...
Проект «Выявление и создания условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей»
СодержаниеВведение Обоснование актуальности ПроектаПояснительная записка Паспорт ПроектаЦелиЗадачиСрокиУчастникиЦенностные приоритетыОжидаемый результат проектной деятельности в целомЭтапы р...