Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Игрушки наших предков»
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_iyulya.odt | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
« Игрушки наших предков»
«Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»
К. Д. Ушинский
Вид проекта: долгосрочный, познавательный, групповой.
Тип проекта: комплексный
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 5-6 лет
Объект проекта: народные промыслы мордвы – тавлинская игрушка, национальная кукла -оберег.
Актуальность проекта:
Современное общество испытывает кризис в нравственном-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры.
В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, родному языку, природе, любовь к малой Родине, к России. Для того, чтобы воспитать культурное отношение у детей дошкольного возраста к прошлому, важно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать полноте жизни, нравственному воспитанию ребенка.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре у детей развивается воображение, фантазия. Для хорошей и веселой игры нужна игрушка. Игрушка – одна из форм творчества, на протяжении веков она изменялась, вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Мордовская народная игрушка – часть народной культуры. Она имеет огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании ребенка.
Национальные народные игрушки способствуют сохранению культуры родного края, помогают знакомить детей с миром природы и человеческой культуры.
Проблема:
Мордовия является поликультурном регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей. Здесь много мест, где мы можем познакомить детей с культурой народа.
К сожалению, дети мало знакомы с историей и традициями своей малой Родины, Мордовии.
Цель:
формировать интерес к истории и культуре мордовского народа через образ традиционной тряпочной куклы.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления о своей малой Родине;
- Познакомить детей с историей мордовских игрушек наших предков;
- Обогащать знания детей об истории возникновения, о разнообразии и назначении традиционных мордовских игрушках;
- расширять кругозор детей.
Развивающие:
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление; способствовать развитию интереса и познавательной активности к мордовскому народному творчеству, культуре народа, его традициям и обрядам.
- развивать умение мыслить и выражать свои мысли.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Мордовии, интерес к народной игрушке, бережное отношение к окружающей среде.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети познакомятся с историей мордовского народа и ее культурой; узнают о разнообразии мордовских игрушках; научаться различать в игрушках национальный колорит.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
. Изучение литературы по истории и культуре Мордовии;
. Сбор информации и материалов для реализации проекта и создания предметно-развивающей среды (подбор фотографий, иллюстраций о мордовских игрушках);
. Составление плана реализации проекта;
. Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье;
. Создание картотек дидактических игр, мордовских подвижных игр, загадок, пословиц и поговорок, фольклора (песни, колыбельные напевы, прибаутки, потешки, заклички);
2 этап – основной
План реализации проекта:
Название месяцев | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь III неделя | 1. Беседа «Мордовия – мой край родной» 2. Чтение стихотворения мордовского поэта В. В. Зуботыкина «Мой милый край! Мордовия родная!» 3. Слушание мордовской народной песни в исполнении Н. Спиркиной «Луганяса келунесь» (Березка) | 1. Анкетирование «Приобщение детей к истокам мордовской культуры» 2. Папка передвижка «Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте» |
IV неделя | 1. Д/игра «Что сначала, что потом» 2. Разучивание мордовской подвижной игры «В платки» | Консультация «Старинные игрушки наших предков» |
Октябрь I неделя | 1. Беседа «Кукла в мордовском костюме» 2. Дидактическая игра «Кто оденет куклу» 3. Аппликация «Платочек для любимой куклы» | Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка-кукла» с национальным колоритом |
II неделя | 1. Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображением мордовских народных игрушек 2. Лепка из пластилина «Моя любимая игрушка» | Консультация « Роль народной игрушки в играх детей дошкольного возраста» |
III неделя | 1. Просмотр презентации «Мордовская игрушка» 2. Д/игра «Кто оденет куклу Татуню?» | Организации выставки на тему «Мордовская игрушка» |
IV неделя | 1. Рассматривание альбома «Мордовский орнамент» 2. Аппликация «Украшение салфетки мордовским орнаментом» | Подбор материала для оформления фотоальбома «Мордовский орнамент» |
Ноябрь I неделя | 1. Чтение мордовских народных «Благодарный медведь», «Пугливая мышь» | Организация выставки книг «Мордовские народные сказки» |
II неделя | 1. Рассматривание альбома «Мастера из села Подлесная Тавла» 2. Лепка из пластилина «Лошадка – тавлинский конь» | Подбор материала для оформления фотоальбома «Тавлинские игрушки» |
III неделя | 1. Презентация «Тавлинская резная игрушка» 2. Чтение пословиц о труде | Конкурс «Тавлинская игрушка» |
IV неделя | Чтение произведений мордовских писателей и позтов: П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу» Л. Земскова «Луна и солнышко» | Организации выставки книг мордовских писателей и поэтов |
Декабрь I неделя | 1. Беседа «Куклы-обереги» в национальном костюме 2. Рисование «Наряд для куклы» | Консультация «Национальная мордовская вышивка и куклы-обереги» |
II неделя | 1. Слушание мордовских колыбельных песенок «Ай, баюня, бай», (Баю-бай), «Удок, удок» (Спи, спи) | Подбор материала для оформления картотеки с подвижными играми, потешками, закличками |
III неделя | 2. Ручной труд «Кукла-оберег» (тряпичная кукла) | Подбор материала для создания «Куклы-оберега» |
3 этап – заключительный
- Совместная работа детей, педагогов и родителей по созданию и оформлению выставки совместных работ по теме проекта.
- Проведение итогового мероприятия: пополнение уголка «Мой мордовский край».
- Анализ результатов проектной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»
2. Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок): Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт.-сост.Е. Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн.изд-во, 2004
3. «Мы – мордва» Н. Мокшин, Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и ее гостей/ Саранск Издательский Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007
4. « Природа мордовского края» А. Ручин , Рассказы для самых маленьких о дремучих лесах, обширных лесостепях, реках, озерах. О далеком прошлом нашего края/ Саранск, Фонд «Открытая Мордовия» Издательский Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2008
5. В. Юрченков «Сказки Вирявы» / Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Тема: «Народная игрушка-матрешка»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАФормирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию тема: к 75-летию Сталинградской битвы «Наша слава и наша память»
Воспитание в детях чувства патриотизма как важнейшего духовно - патриотического качества; воспитание уважения к истории своей Родины; формирование у дошкольников знаний о Великой Отечестве...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию к 75-летию Победы в Великой отечественной войне «Наша слава и наша память»
В преддверии 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне патриотическое воспитание приобретает особое значение.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста нач...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "В мире дымковской игрушки"
Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе №12 на тему: «Кукла – народная игрушка»
Актуальность проекта: Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду, куклы были необходимы, чтобы передавать накопленный трудовой опыт....