Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Игрушки наших предков»
проект (средняя группа)

Рубцова Анна Николаевна
Формировать интерес к истории и культуре мордовского народа через образ традиционной тряпочной куклы. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_iyulya.odt13.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Проект

              по нравственно-патриотическому воспитанию

                                « Игрушки наших предков»

                       «Воспитание, лишенное народных корней, -  бессильно.    

           Воспитание, созданное самим народом и основанное на     народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»  

                                                                      К. Д. Ушинский

                                                                 

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, групповой.

Тип проекта: комплексный

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 5-6 лет

Объект проекта: народные  промыслы  мордвы – тавлинская игрушка,  национальная кукла -оберег.

Актуальность проекта:

Современное общество испытывает кризис в нравственном-патриотическом  воспитании подрастающего поколения. Поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры.

В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, родному языку, природе, любовь к малой  Родине, к России. Для того, чтобы воспитать культурное отношение у детей дошкольного  возраста к прошлому,  важно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать полноте жизни, нравственному воспитанию ребенка.

 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре у  детей  развивается воображение, фантазия. Для хорошей и веселой игры нужна игрушка. Игрушка – одна из форм творчества, на протяжении веков она изменялась, вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Мордовская народная игрушка – часть народной культуры. Она имеет огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании ребенка.

Национальные народные игрушки способствуют сохранению культуры родного края, помогают знакомить детей с миром природы и человеческой культуры.  

 Проблема: 

Мордовия является поликультурном регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей. Здесь  много мест, где мы можем познакомить детей с культурой народа.

 К сожалению,   дети мало знакомы с историей  и традициями своей малой Родины, Мордовии.

Цель:

формировать интерес к истории и культуре мордовского народа через образ традиционной тряпочной куклы.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать  представления о своей малой Родине;

- Познакомить детей с историей мордовских игрушек наших предков;

- Обогащать знания детей об истории возникновения, о  разнообразии и назначении традиционных мордовских игрушках;

- расширять кругозор детей.

Развивающие:

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление; способствовать развитию интереса и познавательной активности к мордовскому народному творчеству, культуре народа, его традициям и обрядам.

- развивать умение мыслить и выражать свои мысли.

Воспитательные:

- Воспитывать  чувство гордости и уважения к своей малой родине Мордовии, интерес к народной игрушке, бережное отношение к окружающей среде.

Предполагаемый результат:

В ходе  реализации проекта дети познакомятся с историей мордовского народа и ее культурой; узнают о разнообразии мордовских игрушках; научаться различать в игрушках национальный колорит.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

. Изучение литературы по истории и культуре Мордовии;

. Сбор информации и материалов для реализации проекта и создания предметно-развивающей среды (подбор фотографий, иллюстраций о мордовских игрушках);

. Составление плана реализации проекта;

. Анкетирование родителей с целью выявления  уровня знаний по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье;

. Создание картотек дидактических игр, мордовских подвижных игр, загадок, пословиц и поговорок, фольклора (песни, колыбельные напевы, прибаутки, потешки, заклички);

2 этап – основной

План реализации проекта:

Название месяцев

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

III неделя

1. Беседа «Мордовия – мой край родной»

2. Чтение стихотворения мордовского поэта В. В. Зуботыкина «Мой милый край! Мордовия родная!»

3. Слушание мордовской народной песни  в исполнении Н. Спиркиной «Луганяса келунесь» (Березка)

1. Анкетирование «Приобщение детей к истокам мордовской культуры»

2. Папка передвижка «Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте»

 IV неделя

1. Д/игра «Что сначала, что потом»

2. Разучивание мордовской подвижной игры «В платки»

 Консультация «Старинные игрушки наших предков»

Октябрь

I неделя

1. Беседа «Кукла в мордовском костюме»

2. Дидактическая игра «Кто оденет куклу»

3. Аппликация «Платочек для любимой куклы»

 Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка-кукла» с национальным колоритом

II неделя

1. Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображением мордовских народных игрушек

2. Лепка из пластилина «Моя любимая игрушка»

Консультация « Роль народной  игрушки  в играх  детей дошкольного возраста»

 III неделя

1. Просмотр презентации «Мордовская игрушка»

2. Д/игра «Кто оденет куклу Татуню?»

Организации выставки на тему «Мордовская игрушка»

IV  неделя

1. Рассматривание альбома «Мордовский орнамент»

2. Аппликация «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Подбор материала для оформления фотоальбома «Мордовский орнамент»

Ноябрь

I неделя  

1. Чтение мордовских народных «Благодарный медведь», «Пугливая мышь»

Организация выставки книг «Мордовские народные сказки»

II неделя

1. Рассматривание альбома «Мастера из села Подлесная Тавла»

2. Лепка из пластилина «Лошадка – тавлинский конь»

Подбор материала для оформления фотоальбома «Тавлинские игрушки»

III неделя

1. Презентация «Тавлинская резная игрушка»

2. Чтение пословиц о труде

Конкурс «Тавлинская игрушка»

IV  неделя

Чтение произведений мордовских писателей и позтов:

П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу»

Л. Земскова «Луна и солнышко»

Организации  выставки

книг мордовских писателей и поэтов

Декабрь

 I неделя

1. Беседа «Куклы-обереги» в национальном костюме

2. Рисование «Наряд для куклы»

Консультация «Национальная мордовская вышивка и куклы-обереги»

  II неделя

1. Слушание мордовских  колыбельных песенок «Ай, баюня, бай», (Баю-бай),  «Удок, удок» (Спи, спи)

Подбор материала для оформления  картотеки  с подвижными играми, потешками,  закличками

 III неделя

2. Ручной труд  «Кукла-оберег» (тряпичная кукла)

Подбор материала для создания «Куклы-оберега»

3 этап – заключительный

- Совместная работа детей,  педагогов и родителей по созданию и оформлению выставки совместных работ по теме проекта.

- Проведение итогового мероприятия: пополнение уголка «Мой мордовский край».

- Анализ результатов проектной деятельности.

Список использованной  литературы:

1.  Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»

2. Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок): Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт.-сост.Е. Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн.изд-во, 2004

3.  «Мы – мордва» Н. Мокшин,  Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и ее гостей/ Саранск Издательский Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007

4.  « Природа мордовского края» А. Ручин , Рассказы для самых маленьких о дремучих лесах, обширных лесостепях, реках, озерах. О далеком прошлом нашего края/ Саранск, Фонд «Открытая Мордовия» Издательский Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2008

5.  В. Юрченков «Сказки Вирявы» / Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Тема: «Народная игрушка-матрешка»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТАФормирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию тема: к 75-летию Сталинградской битвы «Наша слава и наша память»

Воспитание в детях чувства патриотизма как важнейшего духовно - патриотического качества; воспитание уважения к истории своей Родины; формирование у дошкольников знаний  о  Великой Отечестве...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию к 75-летию Победы в Великой отечественной войне «Наша слава и наша память»

В преддверии 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне патриотическое воспитание приобретает особое значение.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста нач...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "В мире дымковской игрушки"

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе №12 на тему: «Кукла – народная игрушка»

Актуальность проекта: Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду, куклы были необходимы, чтобы передавать накопленный трудовой опыт....