Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе №12 на тему: «Кукла – народная игрушка»
проект (старшая группа)

Петранцова (Самсонина) Ирина Владимировна

Актуальность проекта: Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду, куклы были необходимы, чтобы передавать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой любимой игрушкой на Руси. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и предавать знания о мире  из поколения в поколение.

Сегодня незаслуженно забыты русские народные игры, и  традиционная русская кукла не привлекает внимание малышей. В основе сюжетно-ролевых игр часто лежат боевики и салоны красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_12.docx794.09 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта: Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью приучали детей к труду, куклы были необходимы, чтобы передавать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой любимой игрушкой на Руси. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и предавать знания о мире  из поколения в поколение.

Сегодня незаслуженно забыты русские народные игры, и  традиционная русская кукла не привлекает внимание малышей. В основе сюжетно-ролевых игр часто лежат боевики и салоны красоты.

Результат бесед с родителями на тему «Игрушки в жизни моего ребенка» показал, что наши дети, в основном, ориентированы на игрушки западных производителей и не владеют информацией о традиционной русской игрушке. Да и родители не имеют достаточно знаний о том, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки.  А это ведет к потере культурно-исторических ценностей нашего народа.

Цель исследования: Пробудить интерес детей к русской народной  культуре через образ традиционной народной куклы.

Сроки проведения проекта: с 01.04. – 28.04.16г.

Тип проекта: краткосрочный информационно-творческий.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с  историей возникновения народной куклы
  • Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
  • Познакомиться с видами кукол.
  • Познакомиться с технологией изготовления народных кукол.
  • Изготовить обереговые и игровые куклы.

Оборудование:  компьютер, DVD, магнитофон, методическая литература и наглядные пособия, образцы народных кукол, пластилин, ножницы, ткань разных цветов.

Этапы реализации проекта:

  • Знакомство с историей возникновения народной куклы.
  • Знакомство с видами кукол.
  • Знакомство с  технологией изготовления кукол.
  • Изготовление обереговых и игровых кукол.

Формы и методы взаимодействия с родителями:

•        Беседы с родителями о важности данной проблемы.

•        Оформление  мини-музея  Народной традиционной куклы.

Формы и методы взаимодействия с детьми:

Развитие речи:

  • Беседы с детьми «Как выглядели кукла раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешках, беседа о гжельских игрушках
  • Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»
  • Заучивание народных песенок,  потешек,  пословиц об игрушках.

Познавательное развитие:

  • Рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  • Занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
  • Обследование игрушек, составление описательных рассказов.

 Художественно-эстетическое развитие:

  • рисование «Раскрась матрешку»;
  • лепка дымковской игрушки;
  • раскрашивание дымковской игрушки;
  • раскрашивание гжельских игрушек;
  • изготовление кукол  Пеленашек;
  • изготовление кукол из ниток;
  • создание детьми своих игрушек из разных материалов.

Игровая деятельность:

  • дидактические игры «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи  узор» и др.;
  • народные подвижные игры, хороводные игры;
  • сюжетно-ролевые игры «Семья», «Ярмарка», «Гости» и др.

Художественная литература:

  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», «Хаврошечка», сказки А.С.Пушкина и др.;
  • Рассматривание книги Н.В. Курбатовой «Игрушки»;
  • Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»;
  • Стихи и потешки о матрешках и куклах.

Методическая литература:

  • Головачева Р.М. «Обрядовые куклы. Куклы обереги»;
  • Лыкова И.А. «Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки».
  • Лыкова И.А. «Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками».
  • Лыкова И.А. «Лоскутные куколки»
  • Интернет.

Методы: исследовательские; опрос и анализ результатов; практические.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели занятие по её изготовлению для детей. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

C:\Users\Sergey\Desktop\проект\DSC09639.JPG

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

C:\Users\Sergey\Desktop\проект\DSC09640.JPG

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье. 

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

C:\Users\Sergey\Desktop\куклы-обереги\Oberig-na-narodzhennya-ditini.jpg

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое многообразие кукол. 

C:\Users\Sergey\Desktop\проект\DSC09645.JPG 

C:\Users\Sergey\Desktop\проект\DSC09642.JPG

Выводы

  • Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
  • Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…

Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

C:\Users\Sergey\Desktop\проект\DSC09646.JPG

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №57»

Проект по нравственно-патриотическому  воспитанию в средней группе №12 на тему:

«Кукла – народная игрушка»

C:\Users\Sergey\Desktop\проект\DSC09636.JPG

Подготовили воспитатели 12 группы:

                                               Ершова Н.Л., Самсонина И.В.

г. Солнечногорск-7

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки "Матрешки"

Презентация информационно- творческого проекта с группой детей и их семьями. Задачи проекта: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, роспи...

Открытое развлечение в средней группе по патриотическому воспитанию. "Ярмарка народной игрушки"

Развлечение позновательной направленности для родителей прошло очень интересно. В проведение развлечения участвовали не только дети, но и родители....

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

конспект открытого занятия для студентов педагогического колледжа по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе детского сада Тема: «Научим наши игрушки вежливым словам»

Цель:- формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.- активизировать использование в речи вежливых слов:  спасибо, пожалуйста, добрый день, будьте добры.- развивать связную, ...

ПРОЕКТ Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки «Матрешка».

Цель проекта: создание условий  для развития воображения и  художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления  с русской народной игрушкой  - матрешкой....