Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "В мире дымковской игрушки"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ.
Актуальность. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_dymkovskoy_igrushki.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «ЖУРАВУШКА»
ПРОЕКТ
по нравственно-патриотическому воспитанию
через приобщение к народному творчеству
«В мире дымковской игрушки»
Подготовили:
Полякова Ю.С.,
Петрова О.Н.
г. Мытищи, 2021
Введение
Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ.
Актуальность. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что об этом промысле все известно и мы хорошо знаем весь путь его развития. И уж тем более неизвестен он детям, только познающим тонкости искусств и ремесел. Поставив перед собой задачу ввести детей в мир дымковской игрушки, мы открываем для них новое, прекрасное, родное.
Паспорт проектной работы
Группа: старшая
Воспитатели: Полякова Ю.С., Петрова О.Н.
Название проекта: «В мире дымковской игрушки»
Образовательные области, в рамках которых проводятся работы по проекту: «Художественно-эстетическая», «Познавательная», «Социально-
коммуникативная».
Тип проекта:
- по тематике: информационно-творческий;
- по составу участников: коллективный;
- по срокам: средней продолжительности (месяц)
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, закрепить в их сознании связь между игрушкой, жизнью и бытом своего народа;
- выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;
- внедрить в работу с детьми различные способы использования игрушек в воспитании детей;
- активизировать речь, расширить словарь;
- содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики;
- развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
- активно привлекать родителей;
- воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев;
- воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Конечный результат: вернисаж «Красиво своими руками».
Этап | Содержание деятельности воспитателя на различные этапы проекта | Содержание деятельности детей на различные этапы проекта |
Поисковый |
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы «сказочные игрушки» появились в нашем детском саду? При постановке цели определяется продукт: выставка народной игрушки.
|
|
Аналитический |
|
|
Практический |
|
|
Презентационный |
|
|
Контрольный |
|
|
Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта
Предварительная работа:
- выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
- оснащение уголков группы материалами по теме проекта;
- планирование НОД в рамках проекта и календарное планирование;
- привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)
Центры активности, уголки
Книжный уголок:
- Иллюстрации по дымковской игрушке.
- Книга «Дымковская игрушка».
- Картотека загадок, прибауток, стихотворений о дымке.
Уголок творчества:
- Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества.
- Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд).
- Бросовый материал — открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления аппликации.
Игры:
Настольно-печатные игры «Подбери узор», «Сложи картинку» (разрезные картинки); «Русский сувенир», «Учись, играя: народные промыслы».
Взаимодействие с семьей:
- Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
- Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковская игрушка своими руками» с последующим оформлением мини-музея в группе
- Приглашение родителей к оформлению выставки «Красиво своми руками» из детских поделок.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- традиции и обычаи русского народа;
- орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись) ;
- народные игры, стихи, загадки;
- пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.);
- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда;
- у них будет развито чувство гордости за свою родину.
Родители:
- приобретут знания о народных традициях, праздниках;
- укрепят внутрисемейные связи;
- разовьют чувство гордости за свою родину;
- научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки.
Педагоги:
- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- пополнят личный репертуар стихотворениями, загадками и дымковской игрушке;
- разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом) ;
- разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателей | І неделя | ІІ неделя | ІІІ неделя | ІV неделя | |
Н О Д | Формирование целостной картины мира | Знакомство с дымковской игрушкой (с использованием презентации) | Знакомство с дымковской росписью. Д/игра «Обведи элемент» [2; 16] | Как появляются на свет дымковские игрушки (подбор видеоматериалов процесса изготовления) | Домашние животные (собака, кошка, лошадь, корова) [2; 22] |
Лепка/ аппликация | «Уточка» (лепка) | «Царство Дымково» (коллаж «В деревне») | «Дымковский конь» [1; 16] (лепка) | Коллективная композиция «» | |
Рисование | Узор «Солнышко», «Уточка с утятами» [1; с. 6-7] | «Дымковские узоры» (дорисовать узор дымковского индюка) [1; 8] | Узор «Сетка», «Наряд крестьянки» [1;10] | «Волшебные лошадки» [2; 20] | |
Дидактические игры | «Обведи элемент» [2; с. 38-40] | «Подбери узор» | «Собери целое» | «Русский сувенир» | |
Художественная литература | Чтение стихотворений М.Г. Смирновой «Дымка», «Веселая дымка»[2; с. 43-44] | Чтение стихотворений А. Дьякова «Пестрый хоровод» и В.В. Гавриловой «Индюк»[2; с. 44-46] | Разучивание стихотворения «Няня»[2; 47] | Разучивание стихотворения «Конь бежит»[2;46] | |
Работа с родителями | Консультации для родителей Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» | Приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковская игрушка своими руками» с последующим оформлением мини-музея в группе | Консультации для родителей Тема: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» | Приглашение родителей к оформлению выставки «Красиво своми руками» из детских поделок |
Литература
- Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства / авт.-сост. Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с.
- Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт.-сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Тема: «Народная игрушка-матрешка»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАФормирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой....
Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...
Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.
Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе....
проект "В мире дымковской игрушки"
Проект по художественно-эстетическому развитию...
Проект "В мире Дымковской игрушки"
паспорт проекта...
Проект "В мире Дымковской игрушке"
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Она привлекает детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, ...