Проект "Русская матрешка"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Участники проекта:
воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Цель:
- Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
- Укрепление семьи, семейных традиций и ценностей.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
- Обогащать словарь детей.
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Формирование интереса детей и родителей к русской народной культуре, промыслам и ремёслам.
- Развитие творческого воображения, художественных способностей и умений; организация совместного досуга детей с родителями.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Мини-музей русского быта.
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Таблицы с элементами народных росписей.
Магнитофонные записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Гипотеза:
наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Тип проекта:
исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта:
проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.
Результат проекта:
1. Оформление альбома «История матрешки».
2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
3. Выставка «Семейная матрешка».
4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
5. Презентация для детей «История матрешки».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
1. Опрос.
2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».
2 этап. Основной
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность
1. Рассматривание изображений разных матрешек.
2. Чтение стихов и загадок о кукле.
3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность
Рисование.
- Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
- Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Аппликация.
- Тема: «Детская авторская матрёшка.»
- Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»
Музыкально-художественная деятельность
- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
- Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
Игровая деятельность
- Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
- Дидактические игры:
- «Собери матрешку».
- «Построй ряд с закрытыми глазами».
- «Эти удивительные узоры».
- Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
1. Оформление методических пособий для педагогов.
2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
3. Выставка: «Семейная матрешка».
4. Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...