Содержание работы по программе «Петербурговедение» по возрастам
календарно-тематическое планирование
Предлагаемая Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее интересными достопримечательностями Санкт- Петербурга: архитекторами, скульпторами, людьми, которые прославили город . Способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к родному городу, уважение к предкам.
Программа отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_po_programme_peterburgovedenie_po_vozrastam.docx | 86.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы по программе «Петербурговедение» по возрастам
(на основе «Первые шаги», Г.Т.Алифанова)
Пояснительная записка
Предлагаемая Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее интересными достопримечательностями Санкт- Петербурга: архитекторами, скульпторами, людьми, которые прославили город . Способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к родному городу, уважение к предкам.
Программа отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности. Программа построена на основе главных методических принципов:
Программа построена на основе главных методических принципов:
• учёт возрастных особенностей детей;
• доступность материала;
• постепенность его усвоения.
Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет.
Цель программы
Создание оптимальных условий для углублённого развития детей в знакомстве с родным городом через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного образования и обобщения , систематизации, интеграции достоверных, исторических материалов.
В основу программы положены следующие принципы:
- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребёнком;
-сохранение самооценки дошкольного периода , как созидательного , раскрывающего ребёнку историю своего города и высокую духовность,
-сочетание историчности и доступности исторического материала , учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника- игру.
Основные задачи программы
- Воспитание маленького петербуржца: воспитанного, доброго, внимательного к другим людям, достойного преемника петербургских традиций;
- Воспитание любви и ценностного отношения к Санкт-Петербургу, как к месту проживания, так и культурному и историческому центру нашей страны.
- Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития родного города, его традиции и обычаи.
- Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.
- Совершенствование коммуникативных качеств между взрослыми и детьми.
- Соприкосновение дошкольника с нравственными идеалами общечеловеческих ценностей и культуры родного города.
Представления о Санкт-Петербурге является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о Санкт-Петербурге, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к Санкт-Петербургу (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о Санкт-Петербурге, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
- участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
Ранний возраст
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 9 минут.
Предполагаемые результаты:
Дети 2-3 лет:
• знать имена близких людей;
• умение ориентироваться (в группе, на площадке)
- иметь представление о разных видах домов и транспорте
- иметь представление о труде взрослых (в детском саду, в поликлинике)
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
• обобщающие итоговые мероприятия
• беседы
• продукты деятельности
Содержание программы
Дата (месяц) | № | Тема занятия | Цель | Базовая программа | Нац. рег. компонент | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1 | «Мы пришли в детский сад -детский сад ребятам рад» | -знакомство с воспитателями, группой, детьми; -адаптация к условиям; -формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми; -формирование положительных эмоций к группе, воспитателям; | ООП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» Мультфильм «Крошка Енот» | Совместная деятельность в группе |
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Октябрь | 1 | «Самая любимая бабушка моя»; | -развивать умение называть имена членов семьи; -воспитывать внимание и любовь к родителям и близким; | ООП ДО | Сказка «Теремок» | Совместная деятельность в группе, развлечение «Самая любимая бабушка моя»; |
2 | ||||||
3 | «Кто в домике живет?» | -понятие дом, домик, теремок | ||||
4 | ||||||
Ноябрь | 1 | «Маленькие граждане большой страны» | -дать представление о себе как человеке; -формирование начальных представлений о городе (название, улица, дом, поликлиника); -формировать представление о транспорте; | ООП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группе |
2 | ||||||
3 | День матери «Самая любимая мамочка моя» | -закрепление знания своего имени, имен членов семьи; -воспитывать внимание и любовь к родителям и близким; | ||||
4 | ||||||
Декабрь | 1 | Строим дом | -понятие дом, жилье | ООП ДО | Сказка «Теремок» | Совместная деятельность в группе |
2 | Сказочный домик | -домик для Снегурочки | ||||
3 | Украсим елочку для Снегурочки | -коллективная работа «Елочка для Снегурочки» - знакомить с традициями празднования Нового года ; | ||||
4 | ||||||
Январь | 3 | «В гостях у Снежной Королевы» | -Формирование понятий дом, замок, дворец | ООП ДО | «Снежная королева» | Тематическое мероприятие в музык.зале Совместная деятельность в группах |
4 | ||||||
Февраль | 1 | Птицам холодно зимой | Кормушка-домик для птиц | ООП ДО | Совместная деятельность в группе | |
2 | Машина для папы | -воспитывать внимание и любовь к родителям и близким; -знакомство с видами транспорта | ||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Март | 1 | Мамин день | -воспитывать внимание и любовь к родителям и близким; -формирование гендерных представлений; -формирование представления о родственных отношениях; -воспитывать любовь к маме; | ООП ДО | Мультфильм «Мама для мамонтенка» | Совместная деятельность в группе Наблюдение за трудом помощника воспитателя |
2 | ||||||
3 | Кто нас кормит, одевает, нашу группу убирает | Побуждать узнавать некоторые трудовые действия(помощник воспитателя) | ||||
4 | «Все работы хороши» | Вызвать интерес к труду близких взрослых | ||||
Апрель | 1 | Чистый город | -воспитывать любовь, бережное отношение к детскому саду, территории, городу | ООП ДО | В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» | экскурсия* |
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Май | 1 | «Мы живем в Санкт-Петербурге» День рождения города | - дать первые представления о городе, в котором мы живем - формировать знания детей о видах городского транспорта; - работа с правилами дорожного движения; - воспитывать любовь к родному городу, гордость (я - петербуржец); | ООП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группе Целевая прогулка по территории |
Требования к уровню
подготовки воспитанников
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально- региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | -Некоторые трудовые действия | - Трудовые действия работников детского сада | -Имена мамы, папы, бабушки, дедушки -Их деятельность |
Иметь представления | -О видах транспорта -Понятия дом, жилье | -Дом, в котором я живу | - О работниках нашего детского сада - Дома большие и маленькие |
Уметь | - Создавать постройки | - Названия города, района, где они живут. | - Провести малышам экскурсию по ДОУ |
Младший дошкольный возраст
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 15 минут.
Предполагаемые результаты:
Дети 3-4 лет:
• ориентироваться в названиях некоторых памятников архитектуры, узнавать их на иллюстрациях;
• умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), представление о разных видах домов и транспорте
• уважение к жителям родного города: бабушкам, дедушкам, которые отстояли его в трудные военные годы.
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
• обобщающие итоговые мероприятия
• беседы
• выставки
Содержание программы
Дата (месяц) | № | Тема занятия | Цель | Базовая программа | Нац. рег. компонент | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1 | Живой город (легкие, клетки, сосуды) | Понятие слова город | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах Музыкальный зал |
2 | Здесь будет город заложен Петропавловская крепость | Знакомство с историей и основанием города | ||||
3 | Символы Санкт-Петербурга | Знакомство с символами города | ||||
4 | Телевизионная экскурсия по городу | Воспитание познавательной активности детей | ||||
Октябрь | 1 | «Где ты живешь» | Закрепить понятие: улица, проспект, бульвар, площадь, переулок | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах Прогулка по району(проспект, школа) |
2 | «Дом в котором я живу» | Учить детей планировать и составлять на схеме безопасный маршрут до дома | ||||
3 4 | «Мой район» Целевая прогулка по району | Знакомство с районом, в котором живем | ||||
Ноябрь | 1 | Главный проспект города Невский | Развитие кругозора, словарного запаса | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах экскурсия* |
2 | Наша Нева | Знакомим детей с главной рекой Санкт-Петербурга | ||||
3 | Дворцовая площадь | Расширение представлений о городе | ||||
4 | Экскурсия в центр города по теме месяца | Закрепить знания, полученные на занятиях | ||||
Декабрь | 1 | Первые застройки ПетраI Марсово поле, Троицкая площадь, Летний сад | Дальнейшие расширение и закрепление представлений об архитектуре города | ОП ДО | Л.К.Ермолаева «Чудесный город» Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах Музыкальный зал |
2 | Сказочный город | Знакомить детей с Городом рек и каналов | ||||
3 | Богатство города Храмы, музеи, театры | Выявление характера логических связей | ||||
4 | Удивительный Санкт-Петербург | Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях | ||||
Январь | 1 | Великая отечественная | Формирование понятий героические защитники и освободители. | ОП ДО | «Чудесный город» Л.К.Ермолаева Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах Тематическое мероприятие в музыкальном зале |
2 | Блокада | Формирование мировоззрения через постижение истории блокадного города | ||||
3 | Тематическое занятие «У нас в гостях житель блокадного города» | Закрепление знаний | ||||
4 | Экскурсия «Площадь Победы» | Воспитание петербуржца | ||||
Февраль | 1 | Блистательный Санкт-Петербург | Знакомство с Эрмитажем | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах Музыкальный зал |
2 | Видеофильм «Эрмитаж» | Воспитывать чувство прекрасного | ||||
3 | Владыка морей | Знакомство с адмиралтейством | ||||
4 | Стрелка на Неве | Знакомим с ростральными колоннами | ||||
Март | 1 | Игра по станциям | Ориентировка в городе, по карте | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Совместная деятельность в группах Целевая прогулка по микрорайону |
2 | Мы горожане | Профессии, транспорт, зоопарк, цирк, Ботанический сад | ||||
3 | Чистый город | Воспитывать любовь бережное отношение к городу | ||||
4 | Городской этикет | Правила поведения в транспорте, театре, музеи…… | ||||
Апрель | 1 | Пригороды Санкт-Петербурга | Знакомство с пригородами | ОП ДО | Г.В. Калашников Гербы и символы Санкт-Петербург и пригород | экскурсия* |
2 | Пушкин Петродворец Павловск | |||||
Май | 1 | День рождения города | ОП ДО | Е.К.Ривина «Герб и флаг России» | Тематическое мероприятие | |
2 | Наш дом Россия | Герб, флаг, гимн |
* Все экскурсии проводятся виртуально
Требования к уровню подготовки воспитанников
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально- региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | Россия многонациональная страна - Москва главный город России -Символы России (герб, флаг, гимн) - Президента России | - Названия города, района, улицы, дома, где они живут. - Основателя города и основные памятники города - Символы Санкт – Петербурга (герб, гимн, флаг) - Символика Московского района - Губернатор Санкт - Петербурга | - Домашний адрес - Название группы - Ф.И.О Заведующего, медсестры……. |
Иметь представления | - О структуре городского пространства - О Российской армии - О защитниках нашей родины в годы войны | - О многообразии культуры Санкт-Петербурга - О людях прославивших свой город - О защитниках нашего города в военные и блокадные годы - Об истории создания нашего города | - О замечательных людях нашего детского сада - О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада |
Уметь | - Составлять схемы - Создавать постройки - Составить рассказ, провести элементарную экскурсию | - Ориентироваться в городе - Определять на схемах месторасположения памятников города - Создавать постройки памятников зодчества - Составить рассказ, провести экскурсию по городу | -ориентироваться в своем районе - Составлять схему пути следования домой - Провести малышам экскурсию по ДОУ |
Средний дошкольный возраст
Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 15- 20 минут.
Основные цели:
1. Воспитание любви к родному городу, гордости (Я- Петербуржец !)
2.Возбуждение познавательного интереса к Санкт- Петербургу, восхищение им.
3.Формирование первоначальных знаний о родном городе.
Данный раздел представлен в уголке «Петербурговедение» в группе и прослеживается во всех остальных разделах детской деятельности.
Предполагаемые результаты:
Дети 4-5 лет:
1. Знакомство с мимическим выражением чувств.
2. Знакомство с чертами характера.
3. Воспитание умения сочувствовать, сопереживать.
4. Воспитание культуры общения.
5. Уточнение представлений о жизни улицы (связи, зависимость. транспорт,
профессии).
6. Знакомство с центральной частью города, районом (география, история,
памятники).
7. Значение разных профессий и профессий родителей.
8. Проявление заботы к жителям и к городу.
Содержание программы
Дата (месяц) | № | Тема | Цель | Базовая программа | Нац.рег. компонент | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1 2 3 | «Город, в котором я живу» «Экскурсия в прачечную» «Город в кото- тором я живу» | Воспитание любви к родному городу. Понятие «город». Рассказ работника пра- чечной о своей работе. Познакомить ребёнка с «ближним» городом (улицы, проспекты, новостройки, наш район) | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Экскурсия* Экскурсия Рекомендована для родителей с детьми |
Октябрь | 1 2 3 | «Невский проспект» «Экскурсия в универмаг» «Невский проспект» | Познакомить с главной магистралью нашего города, её историей, памятниками. Дать сведения о назна- чении универмага, на- блюдение за работой продавцов. Продолжить знакомство с главной улицей города | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Экскурсия Экскурсия рекомендована для родителей с детьми |
Ноябрь | 1 2 3 | «Дома в нашем городе» Целевая прогулка на ближайший проспект: наз-начение домов «По Неве» | Рассказать детям, что дома отличаются друг от друга количеством этажей, украшением фасада. Назначение домов: школы, магазины, поликлиника и т.д.. Познакомить ребёнка с Невой, её набережны- ми, основными рукавами. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка Экскурсия рекомендована для родителей с детьми |
Декабрь | 1 2 3 | «Нева» Целевая прогулка по Участку детского сада: поможем птицам зимовать. «Высотные дома» | Продолжить знакомство с главной рекой города. Объяснить значение Невы для города. Учить определять разницу между домами, рассмотреть элементы дома. (крыша, стены, окна ...) | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка Экскурсия рекомендована для родите- лей с детьми |
Январь | 1 2 3 | «Подвиг нашего города в дни блокады» Целевая прогулка на ближайшую улицу, проспект: мы переходим улицу. «Блокадный город» | Познакомить с подвигом нашего города в дни блокады, воспитание любви и гордости к нашему городу. Познакомить ребёнка с памятником, который поставлен в память о героях Великой Оте- чественной войны. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка Экскурсия рекомендована для родителей с детьми |
Февраль | 1 2 3 | «Дворцовая площадь» Экскурсия в музыкальный зал «Дворцовая площадь» | Познакомить с главной площадью города, её памятниками, досто-примечательностями, архитектурными ансамблями. Рассказ музыкального руководителя о своей работе. Продолжать знакомить с главной площадью. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Экскурсия Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми |
Март | 1 2 3. | «Петропавлов- ская крепость» Экскурсия в кабинет заве- дующей «Петропавловская крепость» | Познакомить с одной из первых построек нашего города, с её достопри-мечательностями. Знакомство с работой заведующего детского сада. Продолжать знакомить с архитектурном ансамблем. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Экскурсия Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми |
Апрель | 1 2 3 | «Наш район» Целевая прогулка в парк: грачи прилетели. «К памятникам» (по выбору) | Познакомить с «ближ- ним» городом, его составляющими. Учить видеть красоту весенней природы, её пробуждение. Вестники весны- грачи. Продолжать знакомить с достопримечатель-ностями города. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми |
Май | 1 2 3 | «День рожде- ния нашего города» Экскурсия в поликлинику: труд врача, медсестры «Праздник города» | Рассказать детям, что у города тоже есть день рождения! Дать сведе- ния о возрасте города. Знакомство с работой врача, медсестры. Показать, как украшен город, какие люди живут в Петербурге. Создать радостное, праздничное настроение. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Экскурсия Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми |
* Все экскурсии проводятся виртуально
Требования к уровню подготовки воспитанников
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально - региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | -Россия многонациональная страна - Москва главный город России; - Символы России (герб, флаг, гимн); - Президента России; | - Название города, района, улицы, дома, где они живут; -Своё имя, фамилию, возраст свой адрес; -Назначение домов; -Название центральной улицы своего района, название центральной улицы Санкт- Петербурга, главной реки; -Символы Санкт-Петербурга; | -Домашний адрес; -Знать и называть своих родственни- ков; -Название группы; -Имя, Отчество некоторых сотруд- ников детского сада: воспитателей, заве- дующего, ст.воспи-тателя, мед.сестры, и т.д. |
Иметь представление | -О достопримечатель- ностях родного города; -О структуре городско- го пространства; -О государственных праздниках; -О Российской армии, о разных военных про- фессиях; -О защитниках нашей страны в годы войны; | - Об истории создания нашего города; - О многообразии культуры Санкт -Петербурга; - О людях прославивших свой город; - О защитниках нашего города в военные и блокадные годы; | - О замечательных людях нашего дет- ского сада; - О военных и ветеранах из числа близких родствен- ников детей и сотрудников детского сада; |
Уметь | - На карте показать Россию, отдельные города; -Создавать постройки; - Составить рассказ; | - Ориентироваться в городе; - Определять на схемах месторасположения па- мятников города; - Создавать постройки; - Составить рассказ; | - Ориентироваться в своём районе; - Составлять схему пути следования домой; |
Старший дошкольный возраст
НОД проводится 1 раз в месяц во второй половине дня.
Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.
Предполагаемые результаты:
Дети 5-6 лет:
• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;
• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;
• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.
• знать фамилии людей , которые прославили наш город.
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
• обобщающие итоговые мероприятия
• беседы
• выставки
Содержание программы
Дата (месяц) | № | Тема занятия | Цель | Базовая программа | Нац. рег. компонент | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1 | «Люди – дети неба и земли» | Расширить представления детей о потребностях человека. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия* |
2 | Прогулка по осеннему Петербургу | Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы | ||||
3 | Экскурсия в г. Пушкин | Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы; знакомить садово-парковыми ансамблями Петербурга. | ||||
4 | Телевизионная экскурсия по городу | |||||
Октябрь | 1 | «Здесь будет город заложен» | Дать сведения об основании города, об основателе, о причинах, о выборе места | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Почта» | Дать сведения о назначении почты. | ||||
3 | Целевая прогулка на почту | Познакомиться с отправкой писем | ||||
4 | «Зоологический музей» | Познакомить ребенка с музеями в нашем городе, с фауной земли. | ||||
Ноябрь | 1 | «Символы города» | Продолжить знакомить детей с символами Санкт-Петербурга, с гербом, с флагом, с гимном. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Пожарные команды» | Продолжать учить детей соблюдать правила пожарной безопасности. | ||||
3 | Экскурсия в булочную. | Наблюдение за работой продавца. | ||||
4 | Телевизионная экскурсия по городу | |||||
Декабрь | 1 | «Все флаги в гости будут к вам». | Познакомить с географией, картой города; Дать сведения о создание флота, об Андреевском флаге. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Пулково» (0бсерватория) | Познакомить детей с понятием «обсерватория»; для чего она нужна. | ||||
3 | Убранство города к Новому году | Целевая прогулка | ||||
4 | «Русский музей» | Познакомить детей с картинами русских художников (родная природа) | ||||
Январь | 1. | «Железная дорога» | Познакомит детей с историей железной дороги | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2. | Город зимой | Целевая прогулка | ||||
3. | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Продолжить знакомить детей с подвигом Ленинграда в дни блокады | ||||
4. | Экскурсия «Музей блокадного детства» | Дать сведения о том, как люди жили в блокадном Ленинграде | ||||
Февраль | 1 | «Мы горожане» | Расширить представления детей о профессиях, транспорте, Некоторыми музеями, правилами поведения в них. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Цирк» | Дать сведения о том, что такое цирк, от куда пошло это название. | ||||
3 | «Зоопарк зимой» | Дать сведения о том, что такое зоопарк; как зимуют звери в зоопарке | ||||
4 | Экскурсия в Ботанический сад | Наблюдение за растениями в Ботаническом саду. История Ботанического сада | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия | |||
Март | 1 | «По Неве на корабле» | Познакомить с первыми постройками: домик Петра 1, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, дворец Меньшикова, Летний сад. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Рынки» | Познакомить детей с историей рынков | ||||
3 | Стройка высотного дома | Наблюдение за машинами-помощниками строителей. | ||||
4 | Пробуждение природы | Воспитывать чувство прекрасного: учить видеть красоту весенней природы, ее пробуждение | ||||
Апрель | 1 | «Мой город родной» | Продолжить знакомить детей с жизнью города, с центром, окраинами, с районами. | ООП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Аэропорт» | Познакомить детей с историей аэропорта | ||||
3 | Весенняя уборка города | Наблюдение за работой дворников. | ||||
Май | 1 | «Площадь Победы» | Познакомить детей с памятником, который поставлен в память о героях ВОВ; воспитывать чувство патриотизма. | ООП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | Подарки ко Дню рождения города | Познакомить детей с подарками, которые были преподнесены к 300-летию Петербурга. | ||||
3 | «День рождения» | Дать сведения об истории и возрасте города. |
* Все экскурсии проводятся виртуально
Требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; -Москва – главный город, столица нашей Родины; -Символы России: флаг, герб, мелодия гимна; -Государственные и народные праздники; - Народные традиции и обычаи; | -Ф.И.О. своих бабушек и дедушек, их специальность; -Называть части дома; -Дома с далеким прошлым; -Узнавать и различать городской дом и дом в деревне; -Жизнь дома (рождается, живет, стареет, умирает) -что такое улица, площадь, бульвар; -Жизнь улицы: почта, парикмахерская, ателье, магазин. | -Домашний адрес -знать и называть своих родственников -Название группы. Инициалы некоторых сотрудников детского сада: воспитателей , пом. воспитателя, заведующей, ст. воспитателя, врача, мед. Сестры, плотника и т.д. |
Иметь представления | - О достопримечательностях, культуре, традициях родного края; -О структуре городского пространства; -О Российской армии, о разных военных профессиях; О защитниках нашей страны в годы войны. | - О истории своего района; -О глобусе, карте; -О других городах России; -О флаге России, гербе Санкт-Петербурга, гимне города; - О том, что связано с основанием Санкт-Петербурга: Петр 1 (Великий), расположение города, первоначальные застройки, первая площадь – Троицкая, Летний сад – первый сад, Марсово поле; - О скульпторах, архитекторах, знаменитых людях Санкт-Петербурга, о святых | - О замечательных людях нашего детского сада; -О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада. |
Уметь | -На контурной карте показать Россию: моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города; -Составлять схемы» -Создавать постройки; -Составить рассказ; -Провести элементарную экскурсию | -Ориентироваться в городе; -Определять на схемах месторасположения памятников города; -Создавать постройки памятников зодчества; -Составлять рассказ о достопримечательностях. | -Ориентироваться в своем районе; -Составлять схему пути следования домой; - Провести для малышей экскурсию по детскому саду. |
Подготовительный к школе возраст
НОД проводится 1 раз в месяц во второй половине дня.
Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.
Предполагаемые результаты:
Дети 6-7 лет:
• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;
• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;
• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.
• знать фамилии людей, которые прославили наш город.
• знать названия элементов архитектуры.
• находить сходства и различия в памятниках архитектуры
Формы подведения итогов и способы проверки знаний
• обобщающие итоговые мероприятия
• беседы
• выставки
Содержание программы
Дата (месяц) | № | Тема | Цель | Базовая программа | Нац. рег. компонент | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1 | «Наш дом – Земля – Вселенная». | Расширить представления детей о потребностях человека. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия* |
2 | «Визитная карточка Санкт –Петербурга». | Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы | ||||
3 | Экскурсия в г.Пушкин | Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы; знакомить с садово-парковыми ансамблями Петербурга. | ||||
4 | Праздник (досуг). «День рождения нашего города» | |||||
Октябрь | 1 | «Наш дом – Россия». | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия | |
2 | «Полёт над городом» | Дать сведения об основание города , об основателе, о причинах, о выборе места | ||||
3 | КВН | Расширить представления детей о нашем городе. | ||||
4 | «Зоологический музей» | Познакомить ребенка с музеями в нашем городе, с фауной земли. | ||||
Ноябрь | 1 | «Великие люди нашего города». | Продолжить знакомить детей с великими людьми Санкт -Петербурга | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Город на островах». | Продолжать знакомить детей с историей города. | ||||
3 | Экскурсия. «Музей хлеба». | |||||
4 | «Архитектурный комплекс – Дворцовая площадь». | Воспитывать у детей чувство прекрасного. | ||||
Декабрь | 1 | «Храмы Санкт – Петербурга». | Познакомить детей с главными святынями нашего города. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Великие люди нашего города» А.С. Пушкин. | Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. | ||||
3 | Убранство города к Новому году | Целевая прогулка | ||||
4 | «Русский музей» | Познакомить детей с картинами русских художников (родная природа) | ||||
Январь | 1. | «900 дней (имя твоё бессмертно…)» | Познакомит детей с историей железной дороги | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2. | Город зимой | Целевая прогулка | ||||
3. | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Продолжить знакомить детей с подвигом Ленинграда в дни блокады | ||||
4. | Экскурсия «Музей блокадного детства» | Дать сведения о том, как люди жили в блокадном Ленинграде | ||||
Февраль | 1 | «Богатство Санкт – Петербурга – Эрмитаж». | Познакомить детей с картинами разных художников | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Театральная площадь» (Н.А.Римский – Корсаков). | Дать сведения о том, что такое театр. | ||||
3 | Музыкально-литературная композиция «Очей очарование» памяти А.С.Пушкина | Воспитывать у детей чувство прекрасного. | ||||
4 | Экскурсия в «Музей воды». | Воспитывать бережное отношение к воде. | ||||
Март | 1 | Праздник 8 Марта | Воспитывать любовь к своим близким. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Самый большой собор – Исаакиевский». | Познакомить детей с историей собора. | ||||
3 | «Самый большой остров – Васильевский». | Воспитывать чувство прекрасного: познакомить с историей острова | ||||
4 | Экскурсия в Ботанический сад | Наблюдение за растениями в Ботаническом саду. История Ботанического сада | ||||
Апрель | 1 | «Потешное поле». | Продолжить знакомить детей с жизнью города. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | «Петропавловская крепость». | Познакомить детей с историей Петропавловской крепости. | ||||
3 | КВН | Расширить представления детей о нашем городе. | ||||
4 | Экскурсия в музей воинской славы. | Познакомить детей с историей российского флота. | ||||
Май | 1 | Экскурсия в Петропавловскую крепость. | Дать сведения о возрасте города, о первом его здании. | ОП ДО | Г.Т.Алифанова Программа «Первые шаги» | Деятельность в группе Целевая прогулка экскурсия |
2 | Праздник. День Победы. | Слава героическому подвигу. | ||||
3 | Экскурсия обзорная по городу. | Воспитывать у детей любовь к родному городу | ||||
4 | «Блистательный Санкт – Петербург». | Воспитывать у детей любовь к родному городу |
* Все экскурсии проводятся виртуально
Требования к уровню подготовки воспитанников
Воспитанник должен | Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент ДОУ |
Знать | Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; -Москва – главный город, столица нашей Родины; -Символы России: флаг, герб, мелодия гимна; -Государственные и народные праздники; - Народные традиции и обычаи; | -Ф.И.О. своих бабушек и дедушек, их специальность; -Называть части дома; -Дома с далеким прошлым; -Узнавать и различать городской дом и дом в деревне; -Жизнь дома (рождается, живет, стареет, умирает) -что такое улица, площадь, бульвар; -Жизнь улицы: почта, парикмахерская, ателье, магазин. | -Домашний адрес -знать и называть своих родственников -Название группы. Инициалы некоторых сотрудников детского сада: воспитателей , пом. воспитателя, заведующей, ст. воспитателя, врача, мед. сестры, рабочего по ремонту и т.д. |
Иметь представления | - О достопримечательностях, культуре, традициях родного края; -О структуре городского пространства; -О Российской армии, о разных военных профессиях; О защитниках нашей страны в годы войны. | -О истории своего района; -О глобусе, карте; -О других городах России; -О флаге России, гербе Санкт-Петербурга, гимне города; - О том, что связано с основанием Санкт-Петербурга: Петр 1 (Великий), расположение города, первоначальные застройки, первая площадь – Троицкая, Летний сад – первый сад, Марсово поле; - О скульпторах, архитекторах, знаменитых людях Санкт-Петербурга, о святых | - О замечательных людях нашего детского сада; -О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада. |
Уметь | -На контурной карте показать Россию: моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города; -Составлять схемы» -Создавать постройки; -Составить рассказ; -Провести элементарную экскурсию | -Ориентироваться в городе; -Определять на схемах месторасположения памятников города; -Создавать постройки памятников зодчества; -Составлять рассказ о достопримечательностях. | -Ориентироваться в своем районе; -Составлять схему пути следования домой; - Провести для малышей экскурсию по детскому саду. |
Перечень основных средств обучения
1. Беседы
2. Целевые прогулки
3. Экскурсии
4. Тематические занятия
5. Встречи со знаменитыми людьми
6. Чтение
7. Изобразительная деятельность
8. Игры
9. Телевизионные фильмы
- Слайды, диафильмы
- ЭОР
Список литературы
1. Г.Т.Алифанова - «Петербурговедение для малышей от 3 до 7»
2. В. Степанов - Учебник для малышей «Моя Родина – Россия»
3. Сергей Скаченков - «Город мой над Невой»
4. Майя Борисова - «У красавицы Невы»
5. Н. А. Яковлева - «Наш город Санкт – Петербург»
6. Ю. Каштанов - «Эпоха Петра»
7. Е.К.Ривина - «Герб и Флаг России»
8. Л.Н.Белотелова - «Мой район Московский»
9. Г.В. Калашников - «Гербы и символы Санкт-Петербург и
Ленинградская область»
10. Л.К. Ермолаева «Чудесный город»
11. В.Фролов, О.Яковлев «Как родился Петербург»
12. Л.Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»
13. Музей России. «Военно – исторический музей, Санкт – Петербург»
14. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»
15. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
16.Р/н сказка «Теремок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Содержание работы по петербурговедению с детьми подготовительной к школе группы».
Основные цели:1. Формирование мировоззрения через постижение истории мировой культуры.2. Понимание. Что история Санкт-Петербурга важна для новых поколений петербуржцев. Город стал ярчайшим символом ру...
Содержание работы по программе «Игровая деятельность по развитию речи» по возрастам
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка разговорной речи.Чем разнообразнее и богаче речь ребенка, тем ему легче высказывать свои...
Методическая разработка. Содержание работы по петербурговедению.
Содержание работы по петербурговедению...
Делимся опытом инновационной деятельности по апробации нового содержания и новых технологий работы с детьми раннего дошкольного возраста по реализации комплексной образовательной программы «Теремок».
Апробация методического пособия Экологическое воспитание детей, третий год жизни автор С.Н.Николаева.В методическом пособии представлена система образовательно...
Методическая разработка по Петербурговедению " Путешествие по Санкт-Петербургу" для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Мы живем в удивительном городе.И задача педагога познакомить детей с историей Санкт-Петербурга,научить ценить красоту нашего города, гордиться им и любить. Цель разработки - воспитание юных петер...
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...