ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Авсюкевич Наталья Ивановна

«Страна, позабывшая свою историю, культуру,

традиции своих героев обречена на вымирание»

Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkatovaavsyukevich_statya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Башкатова И.А.,

воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребенка-

детский сад № 33 «Радуга»

г.Губкин

Белгородская область

Авсюкевич Н.И.,

учитель-логопед МАДОУ

«Центр развития ребенка-

детский сад № 33 «Радуга»

г.Губкин

Белгородская область

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Страна, позабывшая свою историю, культуру,

традиции своих героев обречена на вымирание»

Л.Н.Толстой

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Человек не может быть патриотом, когда не чувствует личной связи с Родиной, не знает, как любили и берегли её наши предки, наши деды и отцы. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия очень яркие и сильные, поэтому они остаются в памяти надолго. От того как будут сформированы патриотические чувства в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной [1].

Современному педагогу в своей работе необходимо выбирать эффективные формы и методы по воспитанию гражданского патриотизма детей, учитывая специфику дошколят. Педагогами нашего ДОУ в процессе работы с воспитанниками активно используются информационные технологии, интернет - ресурсы. Но наиболее значимыми инструментом для ознакомления детей с окружающим миром, по нашему мнению, является экскурсия. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Однако зачастую проведение экскурсии затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения. В связи с этим на первый план выдвигается использование нового вида экскурсий — виртуальных. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным [2].

Виртуальная экскурсия, в отличии от традиционной экскурсии, имеет ряд преимуществ. Воспитатель, исходя из выбранной темы, сам подбирает материал, который доступен, понятен и интересен детям дошкольного возраста. А также возможность повторного просмотра.

Такая форма экскурсии позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий. Но виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки. Остановимся на наиболее важных «шагах», на которые стоит обратить внимание при создании виртуальной экскурсии. Это:

− определение цели и задач экскурсии;

− выбор темы;

- тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования;

− отбор литературы и составление библиографии;

 − отбор и изучение экскурсионных объектов;

− сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта;

− составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

− подготовка текста экскурсии;

 − показ экскурсии [2].

Так же при подготовке к виртуальной экскурсии педагогами ДОУ ведется работа с родителями. Обсуждается тема экскурсии, в результате чего родители делятся своими семейными видеозаписями и фотографиями, которые необходимы для организации экскурсии. На основе собранного материала педагоги составляют маршрут и текст экскурсии. Он должен быть кратким, доступным детям и соответствовать видео, или фотоматериалу. Чтобы сделать экскурсию интересной и запоминающейся для дошкольников, в нее включаются викторины, игры, конкурсы, соревнования. Для усиления эффекта образовательного воздействия на эмоциональное восприятие воспитанников используется музыкальное сопровождение.

Экскурсия начинается со вступительной беседы с детьми, в ходе которой ставятся цели и задачи экскурсии. Для активизации деятельности детей во время просмотра виртуальных экскурсии педагоги ставят перед детьми проблемные вопросы по теме и содержанию экскурсии, таким образом, активизируется познавательная активность дошкольников. В завершении виртуальной экскурсии подводится итог, в ходе которого делаются выводы, обобщения. Затем организуется продуктивная деятельность, в процессе которой педагоги учат ребят сделать что-то своими руками. Чаще всего это рисунки, поделки, аппликации. Оформляются выставки для родителей.

Так для расширения познавательного интереса воспитанников к героической истории своего народа, для раскрытия роли Белгородской области в Великой Отечественной войне как одного из факторов победы советского народа, педагогами ДОУ были составлены и проведены виртуальные экскурсии на темы:

  1. «По местам боевой славы Белгородчины», где дети знакомятся с такими музеями и мемориальными комплексами города Белгорода, как Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Аллея Памяти Героев, Стела «Город Воинской Славы», Мемориал «В честь Героев Курской Битвы». [3]
  2. «Музей-заповедник «Прохоровское поле»». Дошкольники виртуально посещают музей под открытым небом, где знакомятся с памятниками, мемориалами, экспонатами, узнают о событиях, происходивших на Прохоровском поле, о великих полководцах ВОВ. [3]
  3. «По памятным местам родного города».  Педагоги знакомят детей с культурно-историческим наследием малой Родины. Дети узнают о таких местах нашего города, как «Братская могила советских воинов», «Аллея Героев», «Братская могила советских воинов» в переулке Героев, «Мемориал воинам-горнякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в сквере Шахтёрской Славы, «Памятный знак губкинцам – участникам Великой Отечественной войны» по ул. Дзержинского, «Памятник труженикам тыла» по ул. Лазарева, «Памятный знак в честь фронтовика и первопроходца КМА Н. М. Шумейко» на ул. Скворцова, «Мемориальная доска на здании бывшего эвакогоспиталя» на ул. Комсомольская. [4]
  4. «Памятники воинской славы Губкинского района». Воспитанники посещают более 30 мемориалов и памятников ВОВ, которые находятся в селах Губкинского городского округа. [4]

Использование виртуальных экскурсий позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об исторической памяти Великой Отечественной Войны, но и значительно повысить интерес детей к занятиям по нравственно-патриотическому воспитанию, развить познавательные способности.

Список литературы:

1.Горбунова, Е. Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта.

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-oznakomlenie-starshih-doshkolnikov-s-velikoi-otechestvenoi-voinoi-metodom-proekta.html

2.Строгонова, Ю. В., Плаван, Е. С. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников // Молодой ученый. 2017. №15.2. - 181-182 с.

URL https://moluch.ru/archive/149/41716/

3. Национальный туристический портал. https://russia.travel/routes/327197/

4. Кротова, Н.А., Бычкова, Н.А. Обелиски памяти: памятники воинской славы Губкинского городского округа: путеводитель. Губкин: ЦГБ, 2015, - 56 с. http://gubkniga.ucoz.ru/izdanija/obeliski_pamjati.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование виртуальной экскурсии как средство социализации и воспитания личности ребенка

представление опыта работы по по использованиюь виртуальных экскурсий так как у нас нет возможности пос етить реально...

Консультация для воспитателей на тему: "«Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития старших дошкольников.»

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию в ДОУ - является использование виртуальных экскурсий.Виртуальная экскурсия это  организационная  форма  образова...

«Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников»

Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире....

Консультация для воспитателей на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития старших дошкольников»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...

Виртуальные экскурсии как средство речевого развития старших дошкольников

Виртуальные экскурсии как средство речевого развития старших дошкольников...

Проект "ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

laquo;Страна, позабывшая свою историю, культуру,традиции своих героев обречена на вымирание»Л.Н.Толстой...

Виртуальные экскурсии -инновационный подход к экологическому воспитанию дошкольников

Федеральная Образовательная Программа (ФОП) дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация...