Материал по петербурговедению.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Андрианова Оксана Юрьевна

Сказки о Санкт-Петербурге, игровой  материал по петербурговедению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказки о Санкт-Петербурге.25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Стоит над красавицей Невой удивительный город. Называется он Санкт-Петербург. Здесь на каждом шагу вас поджидают секреты. Есть свой секрет и у Дворцового моста. Хотите его узнать?

Дворцовый мост был гордецом и молчуном. Гордился мост не зря: не у каждого есть такое красивое имя! А молчал он от того, что говорить ему было некогда он работал. Работал утром, когда пешеходы и автомобили спешили по важным делам. Работал днем, когда по нему проезжали большие нарядные экскурсионные автобусы с гостями из разных стран.

Работал даже ночью, когда помогал переплавлять без задержки речные грузы. Но не все любят трудиться. Вот посмотрите на этих бездельниц!

Да, да – это песчинки, которые валяются всюду или от скуки пристают ко всем.То прижмутся к колесу автомобиля, то приклеятся к чьей-нибудь подошве. Так и путешествуют, глазея на мир. А попадаются среди этих лентяек такие невоспитанные, что залезают вам прямо в глаз или в нос. Пользы от них - никакой, одни огорчения! Некоторые песчинки особо ленивы: спрыгнут с колеса или с подошвы ботинка на мост да и валяются тут без дела, глядя на невские волны и слушая крики чаек. Но даже безделье может надоесть. Одолела песчинок скука. Стали они от скуки дразнить Дворцовый мост, на котором лежали. «Мост, мост, на чем стоишь? На быках? А быки при рогах? » - хихикали песчинки -озорницы. А мост обиженно молчал. Но бездельницы не унимались, они уже хором распевали дразнилку:

-Мост на быках, А быки при рогах? » - хихикали песчинки -озорницы. А мост обиженно молчал. Но бездельницы не унимались, они уже хором распевали дразнилку:

-Мост на быках,

Покатай на рогах!

Не боимся мы рогов,

Хоть и много тут быков!

А между тем наступила ночь. Дворцовый мост к тому времени очень рассердился на лентяек – озорниц.

-Я не рогатый,

Я- разводной!

Вас, озорные,

Умою водой!

Свои руки разведу

Всех вас в речке утоплю!

Так проскрипел мост и со скрежетом и звоном развел свои могучие руки – пролеты, поднял их к верху и стряхнул с себя непрошенных гостей. Все песчинки, лежавшие на мосту, свалились прямо в воду! А в воде – то уж не очень поболтаешь, будет слышно только: «Буль –буль -буль! » Вот и лежат теперь песчинки тихонечко на дне Невы и помалкивают, жалея о том, что так поздно узнали секрет Дворцового моста.

Сказ о том, как наш город родился.

Жил был российский царь Петр. Большое у него было царство богатое, народ умный, работящий. Были и купцы – удальцы. Жалуются купцы своему царю – Петру: «Отняли шведы все земли у моря. Не дают нашим кораблям с богатыми товарами плавать в заморские края. Не можем мы торговать». Думал Царь, думал и решил собрать войско огромное. И началась война. Долго шведы сопротивлялись, но не смогли устоять перед сильными и смелыми воинами русскими, отступили. Оставили земли у моря у Невы – реки.

И чтобы шведы никогда уже не смогли сюда вернуться, приказал Петр построить на Заячьем острове крепость – защитницу. Насыпали из земли стены высокие, на них поставили пушки метки. И назвали крепость Санкт – Петербургом, что означает Святого Петра крепость. В честь святого Петра и Павла построили внутри стен крепостных собор.

Приплывут шведские корабли и палят по крепости своими корабельными пушками. Земли отнять не могут – крепость не позволяет, а жить россиянам спокойно мешают. И решил Петр свои корабли строить тоже с пушками, чтобы шведы к крепости даже приблизиться не могли, да не мешали купцам с их товарами в заморские страны плавать. Велел он верфь строить. Это такое место, где корабли собирают. И назвал эту верфь – Адмиралтейство. Адмирал – это владыка морей. Появились русские корабли защитники. Поняли шведы, что не победить им больше русских, не отнять земли у моря. И стали добрыми соседями. А вокруг крепости, Адмиралтейства, дома, дворцы построили, появились улицы, проспекты, сады. Стал город расти богатым и красивым. И назвали его Санкт – Петербургом, а крепость – Петропавловской. Давно жил царь Петр, а город до сих пор строиться.

Вот и мы с вами родились в нем, живем, и любим его, изучаем его историю, любуемся красотой.

Приезжают люди из других городов России и даже из других стран познакомиться с Санкт – Петербургом. Приезжают и наши добрые соседи – шведы. Всем нравится наш город. Мы должны гордиться, что живем в таком старинном городе и беречь его, чтобы он долго стоял на берегах красавицы Невы и радовал всех людей своей красотой.

Имя города. Санкт-Петербург

Имя человека может многое рассказать. Например, раньше имя родившемуся ребенку давали не просто по чьему – нибудь желанию, а обязательно называли его в честь «своего» святого. Этот святой становился как бы покровителем, защитником человека на всю жизнь. Так и у нашего города.

Город строился по воле царя Петра. Поэтому многие могут подумать что «Петер» - это «Петр». Но не в свою честь назвал царь город, а в честь своего покровителя – святого («санкт» и означает «святой» апостола Петра, владевшего ключами от рая. Царь Петр решил, что именно такой покровитель нужен новому «бургу» (в переводе «бург» - это «укепление», «город», ведь не даром его начали строить на окраине России у самого Финского залива, откуда рукой подать до Европы. Подумал Петр, что этот город станет ключем, который откроет для России «двери» в Европу.

Вот какое оказывается, интересное имя у нашего города, сколько оно уже рассказало нам. Но на этом «удивительности», связанные с его именем, не заканчиваются. Обычно у городов, кА и у людей, бывает одно имя: то, которое дается им при рождении. У нашего же города, имя менялось несколько раз.

Более двухсот лет называли город иностранным именем. В 1917 году переименовали его в Петроград.

Прошло после этого совсем немного времени, и в 1924 году городу дали новое имя – Ленинград.

В 1991году городу вернули его первое имя, данное при рождении.

Дидактические игры по теме Санкт-Петербург

Закончи предложение.

Подготовьте для игры: набор открыток с видами города (1-12, мяч или клубок ниток.

Правила игры. Дети садятся в круг. Посередине раскладываются картинки. Ведущий начинает предложение и бросает мяч (клубок) игроку, поймавший заканчивает предложение и находит открытку, соответствующую тексту.

Примерные предложения

В Летнем саду шуршат в аллеях…

Александровская колонна стоит на …

Петропавловская крепость построена на …

Статуя сфинкса установлена на…

Продолжи название.

Подготовьте для игры: набор картинок с видами города (1-12) мяч или клубок ниток.

Правила игры. В игре участвует любое количество игроков. Ведущий называет прилагательное и бросает клубок игроку. Поймавший заканчивает фразу, при правильном ответе получает жетон или картинку с соответствующим изображением.

Примерный набор слов

Летний…

Медный…

Зимний…

Львиный…

Александровская…

Дворцовая…

Исаакиевский…

Полслова.

Подготовьте для игры: мяч.

Правила игры. Игроки становятся в круг. Каждый задумывает «петербургское слово» первый игрок произносит половину слова и передает мячик соседу, тот продолжает начатое слово и говорит половину нового. Например: «Нева», «Мой-ка» и т. д. Выигрывает тот, кто, не задержав мяча, вспомнит больше слов.

Придумай вопрос.

Подготовьте для игры: разграфленный лист бумаги, на котором три верхних поля помечены буквами А, Б, В (в горизонтальных графах, пронумерованных то 1 до 6 проставлены вопросы: «кто? » «что? » «как? » «когда? » «где? » «почему? », карточки с видами и памятниками Санкт-Петербурга и два игральных кубика нанесены точки или цифры от 1 до 6, на гранях другого – буквы А, Б, В, Г, Д, Е.

Правила игры. Рядом с верхними полями листа, помеченными буквами А, Б, В, размещаются карточки с изображениями памятников и достопримечательностей Петербурга. Играют до 10 детей. Из них выбирают двух первых игроков, которые одновременно бросают два кубика. В соответствии с выпавшими буквой и цифрой один игрок придумывает вопрос, а другой отвечает. На-пример, цифре 6 соответствует вопрос «почему? », а букве Б – изображение Летнего сада. Возможны вопросы: «Почему петербуржцы и гости нашего города любят гулять в Летнем саду? », «Почему можно сказать, что в Летнем саду и зимой и летом цветут прекрасные розы? »

Если на втором кубике выпадают буквы Г, Д или Е, играющие передают ход другой паре.

Побеждает та пара, которая придумает больше вопросов за отведенное время. Затем карточки на полях А, Б, В меняются, и игра начинается снова.

Найди лишнюю картинку.

Подготовьте для игры: карточки с изображением не менее трех городских видов или памятников на каждой, одно из изображений, по логике, - лишнее (например: две из картинок площади, а третья- памятник или собор, жетоны.

Правила игры. Количество игроков от 2 и более (по количеству карточек). Ведущий открывает карточки и предлагает найти на них лишнюю картинку. Кто первый догадался, тот объясняет свое решение и получает жетон за обоснованный ответ. Набравший по итогам игры большее количество жетонов объявляется победителем.

Домино «Петербург»

Приготовьте для игры: карточки, поделенные на две части: на одной части – изображение достопримечательности Санкт-Петербурга, на другой - название достопримечательности города, не соответствующее изображению помещенному рядом.

Правила игры. Играть могут двое и более детей. Карточки раздаются игрокам, после чего начинает игрок, у которого карточка с изображением Петропавловской крепости. Следующим может сделать ход игрок, у которого есть карточка с изображением, соответствующим надписи на карточке первого игрока. Карточка накладывается картинкой на название и т. д.

Выигрывает тот, кто быстрее выставит свои все карточки.

Петербургское лото.

Подготовьте для игры: большие карточки, разделенные на шесть частей (игровые поля) с изображением видов Санкт-Петербурга по темам «Пригороды Петербурга», «Мосты Петербурга», «Храмы Петербурга», «Памятники Петербурга»; маленькие карточки с теми же изображениями видов нашего го-рода.

Правила игры. В игре участвуют 2-4 детей Игрокам раздаются большие кар-точки, ведущий показывает по одной маленькие карточки. Узнав изображение и увидев такое же у себя на большой карточке, игрок называет его и, получив эту карточку у ведущего, закрывает соответствующую картинку. Победитель быстрее других закрывает все части большой карточки.

Варианты игы. Тематику игры можно расширить, включив в игру и другие картинки, имеющиеся в комплекте.

Черный ящик.

Подготовьте для игры: пустую коробку, карточки с изображением различных предметов, имеющих отношение к какому-либо месту нашего города (это могут быть и реальные предметы) .

Возможный набор изображений

1. Белое перо птицы, тяжелая цепь, кусок кирпичной стены, заяц, пушка, часовой циферблат с указанным временем 12 часов (ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ)

2. Ваза, лев, «сказочный дворец», кружева картина в старинной раме, вятская игрушка (РУССКИЙ МУЗЕЙ)

3. Лебедь, рыба, фонтан, скульптура, дерево, кофейная чашка. (ЛЕТНИЙ САД)

Правила игры.

Играть может любое количество детей. Ведущий вкладывает в «чёр-ный ящик» набор карточек. Затем они вынимаются по одной, дети называют изображённые на них предметы и высказывают предположение о том, к ка-кому месту нашего города они могут иметь отношение. Выигрывает тот, кто первым назовёт уголок нашего города, о котором рассказывают все предметы из набора, и объяснит, как он догадался.

На дорогах города.

Приготовление для игры: игровое поле №2, игральный кубик и фишки (2-4 штуки)

Правила игры. Играют 2-4 человека. Каждый игрок продвигается по игровой дорожке на столько шагов, сколько точек выпало на грани кубика. Очерёдность хода может определяться считалкой. При попадании на красный кружок ход пропускается, на жёлтый – нужно сосчитать до пяти и только тогда идти (если игрок забыл сосчитать, то он возвращается назад, на то место, где стоял до бросания кубика). Зелёный кружок позволяет сделать лишний ход.

Знак «шапочка с крылышками» даёт возможность попасть в магазин; «красный крест» - в больницу; «книга» - в библиотеку; «лира» - в театр; «чашечка чая» - обязывает остановиться на месте; «инвалид», «слепой», «маленький ребёнок» - требуют отступить назад на один шаг. Впрочем, если игрок уже миновал магазин, а его ход выпадает на кружок с изображением шапочки с крылышками, он возвращается назад, к магазину, значит, его постигла не-удача. То же относится и к другим знакам: они могут дать возможность шагнуть на несколько шагов вперёд или отбросят игрока назад.

Начало и конец маршрута обозначены голубым кружком с цифрой 1. Двигаться можно в любую сторону.

Побеждает тот, кто быстрее вернётся домой.

Силуэты города.

Приготовьте для игры: контурные изображения архитектурных памятников города (№25-28, чистые листы бумаги, карандаши мелки, фломастеры, копировальную бумагу.

Правила игры: участвовать может любое количество детей. Важно обеспечить им выбор, поэтому рисунки могут повторяться, но по количеству их должно быть больше, чем игроков. При необходимости изображения можно скопировать с образцов. Дети обводят рисунки (заштриховывают или раскрашивают). Выигрывает тот, кто использовал большее количество изображений и смог их узнать, назвать, скопировать и раскрасить.

Лабиринты.

Приготовьте для игры: игровое поле №3 с изображенными по краям достопримечательностями Санкт-Петербурга и различными видами городского транспорта. Транспортные маршруты представляют собой запутанные линии.

Правила игры. Играет чётное количество детей. Один игрок выбирает вид транспорта и заказывает маршрут, другой - водитель - ищет дорогу по маршруту в лабиринте. Путь закончен, если водитель сопровождал поездку словесными объяснениями (влево, вправо, вверх, вниз) .

Задача заключается в том, чтобы правильно выбрать нужный вид транспорта к указанному пункту. Затем дети меняются ролями. Выигрывает пара, со-вершившая большее количество поездок за отведённое время. Каждая поезд-ка отмечается жетоном.

Узнай картинку по её части.

Приготовьте для игры: листы (игровые поля №65-67) с видами Санкт-Петербурга, к игровому полю – шесть карточек с цифрами от 1 до 6.

Правила игры. Играют 2-6 детей. Ведущий закрывает лист карточками с цифрами. Дети могут играть парами: один называет номер карточки, другой снимает её. Игрок по фрагменту старается узнать и назвать всё изображение. Если информации недостаточно, он открывает последовательно вторую, третью и другие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее и по меньшему количеству открытых фрагментов узнает целое изображение.

Варианты игры:

1. Карточки могут быть чистыми, без цифр, но снимает их ведущий только тогда, когда игрок называет место положения фрагмента: «Карточка расположена в верхнем ряду, третья слева. »

2. Вместо цифровых номеров для каждой карточки готовится арифметический пример. Решив его, игрок узнает номер карточки, которую следует открыть (1+2=3; 5-4=1 и т. д.) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация итогового занятия по теме «Петербурговедение» в подготовительной группе

Интеграция образовательных  областей:«Музыка», «Коммуникация»,«Социализация»....

Развивающая игра по Петербурговедению "Что не правильно?"

Петербурговедение.Картинки архитектурных памятников (Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь) Санкт-Петербурга с "ошибками".Для первоначального ознак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по петербурговедению

"Знакомство с памятником Александру Невскому" к конспекту прилагается презентация, позволяющая детально рассмотреть памятник....

Петербурговедение. Содержание и технологии занятий по Петербурговедению в системе этического воспитания.

Сейчас, во времена технического прогресса, родителям увлеченных своей любимой работой,не хватает времени для развития нравственно патриотических чувств у своих детей. Поэтому решение этих задач лежит ...

Стендовый доклад по петербурговедению "Формы, средства и методы преподавания петербурговедения в дошкольном образовательном учреждении"

Стендовый доклад содержит краткую информацию про цели и задачи занятий по Петербурговедению с дошкольниками, про формы, средства и методы обучения, а также отражает технологию преподавания данного пре...

Иллюстративный материал по Петербурговедению

       27 мая 2023 года Санкт-Петербург отмечает юбилей- 320 лет со дня рождения. К этой дате во всех дошкольных образовательных организациях прошли праздничные мероприятия,...