Конспект непосредственно образовательной деятельности по петербурговедению
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
"Знакомство с памятником Александру Невскому" к конспекту прилагается презентация, позволяющая детально рассмотреть памятник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_nevskiy.doc | 42 КБ |
prezentaciya_po_kraevedeniyu.ppt | 776.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации по петербурговедению
«Знакомство с памятником Александру Невскому».
Цель: Познакомить детей с образом Александра Невского; пробуждать познавательный интерес к родному городу; воспитывать гордость за подвиги предков; обогащать речь детей;
Материал к занятию: игра «Разрезные картинки», слайды с изображением памятника Александру Невскому.
Ход занятия:
В. – Ребята, сегодня мне передали необычный конверт. Давайте посмотрим, что в нем (воспитатель достает из конверта разрезанную картинку). Это головоломка. Чтобы узнать, что на ней изображено, ее нужно собрать (Дети вместе с воспитателем собирают картинку).
В. – Как вы думаете, кто изображен на картинке? (Ответы детей)
В. – Правильно, здесь изображен воин. Как вы догадались? (Ответы детей)
В. –Давным-давно жил на Руси князь. Он правил в городе Новгород. Звали его – Александр. Этот князь был очень смелый, сильный и любил свою родную землю. Когда на Русь напали враги, Александр пошел на войну. Его войско победило врагов на берегах Невы. За победу в этой битве князя Александра прозвали Невским.
В. – Как вы думаете, теперь люди помнят о подвиге Александра Невского? (Ответы детей).
В. – Вы правы, добрые дела Александра Невского люди помнят и в наши дни. В память о великом князе во многих городах России стоят памятники (Слайд с изображением других памятников Александру Невскому). Есть такой памятник и в нашем городе. Посмотрите, как он выглядит (На слайде изображение памятника на площади Александра Невского).
В. – Скажите, как мы можем определить, что памятник воину, защитнику? (Ответы детей).
В. – Верно, На голове шлем, в руках копье и щит. Давайте посмотрим, что еще защищало Александра от ударов врагов (Слайд с крупным изображением памятника). Посмотрите, какая необычная одежда одета на князе. Его тело защищает кольчуга. Это рубашка, сплетенная из железных колечек. Ноги и руки закрывают металлические пластинки – латы. Еще у Александра есть меч. Таким оружием владели только знатные, богатые люди.
В. – Скажите, на чем стоит памятник? (Ответы детей).
В. – Камень, на котором стоит памятник, называется постамент. Давайте рассмотрим его. Что вы видите на постаменте? (Слайды с изображением барельефов).
В. – Выпуклые изображения на стенах или постаментах называются барельефы. На постаменте памятника Александру Невскому их несколько (На слайде крупно барельеф с изображением «Невской битвы»).
В. – Что вы видите на этом барельефе? (Ответы детей).
В. – Да, здесь изображена победа войска Александра Невского.
В. – Посмотрите внимательно, кто изображен в облаках?
В. – Правильно. Вы узнали гения славы. Он наблюдает за битвой и поддерживает войско князя. Изображение гения славы говорит о том, что бой справедливый. В этом бою воины защищают свою землю.
В. – А как вы думаете, почему на постаменте изображен крест? (Слайд с изображением креста на постаменте). (Ответы детей).
В. – Храбрый и мудрый Александр Невский много сделал для Русской земли. Поэтому церковь объявила Александра Невского святым.
В. – А что вы видите на этом барельефе? (Слайд с изображением перенесения мощей Александра Невского).
В. – На нем изображено, как царь Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург. Это высохшее тело Александра Невского в красивом серебряном ящике.
В. – Когда Петр I начал строить Петербург он помнил, что здесь победил врагов князь Александр Невский. Царь повелел построить монастырь в память об этой победе. Когда монастырь был построен, в Петербург перевезли мощи святого князя Александра Невского. Петр сам управлял лодкой, и сам торжественно перенес мощи в монастырь. С тех пор святой Александр Невский небесный покровитель нашего города. Наверху постамента можно прочитать надпись: «Святой благоверный великий князь Александр храни град святого Петра»
В. – Вспомните, где в нашей группе вы могли видеть изображение этого памятника? (Ответы детей).
В. – Верно, оно есть на наших петербургских кубиках и в альбоме о Петербурге.
В. – Александр Невский считается небесным защитником нашего города. Поэтому памятник князю открыли в День Победы. Этот памятник совсем молодой. Девятого мая ему исполнится 8 лет. Памятник Александру стал пятым конным памятником в Петербурге.
В. – Памятник святому князю Александру Невскому находится недалеко от нашего садика. Его можно увидеть, если ехать на Невский проспект на автобусе.
В. – Сегодня вы познакомились с памятником святому князю Александру Невскому. Почему в нашем городе стоит памятник князю? Как называют Александра Невского? (Ответы детей).
В. – Вам понравился памятник?
В. – Попросите родителей съездить к памятнику. Рассмотрите его внимательно. На постаменте есть еще один барельеф, о котором мы с вами не говорили. На следующем занятии вы сможете рассказать, что на нем изображено.
Словарь терминов использованных в конспекте
Термин | Определение | Источник |
Князь | 1. В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к. 2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. | Толковый словарь Ожегова |
Кольчуга | Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. | Толковый словарь Ожегова |
Меч | Колющее и рубящее оружие ближнего боя. Состоит из клинка (обычно прямого и обоюдоострого) и рукояти, снабженной перекрестием и навершием. Были обычно оружием знати и у многих народов являлись символом власти. | БСЭ |
Постамент | Основание памятника, колонны, статуи. | Толковый словарь Ожегова |
Барельеф | Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью | Толковый словарь Ожегова |
Мощи | Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными | Толковый словарь Ожегова |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постамент
Барельеф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста
Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...
Методическая разработка: конспект непосредственнообразовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов мнемотехники на тему "В Антарктиде жил на льдине пингвиненок Пиня Пинин"
Знакомство с животными побережья Антарктиды. Составление мнемотехнической карты по императорскому пингвину....
Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Расширять представления детей о родном городе.2. Углублять и уточнять...
Конспект непосредственнообразовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с изпользованием здоровьесберегающих технологий по теме "Транспорт".
Конспект непосредственно образовательной деятельности содержит загадки, пальчиковые игры и физминутки....
Конспект занятия по Петербурговедению в старшей группе. Тема "По Неве на кораблике" (с использованием Технологии мнемотехники)
Программное содержание:1. Закрепить у детей название островов Санкт-Петербурга: Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Аптекарьский.2. Уточнить знания детей об основателе нашего города Петре I.3...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...