Конспект непосредственно образовательной деятельности по петербурговедению
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Баку Любовь Георгиевна

"Знакомство с памятником Александру Невскому" к конспекту прилагается презентация, позволяющая детально рассмотреть памятник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_nevskiy.doc42 КБ
Office presentation icon prezentaciya_po_kraevedeniyu.ppt776.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по петербурговедению

«Знакомство с памятником  Александру Невскому».

Цель: Познакомить детей с образом Александра Невского; пробуждать познавательный интерес к родному городу; воспитывать гордость за подвиги предков; обогащать речь детей;

Материал к занятию: игра «Разрезные картинки», слайды с изображением памятника Александру Невскому.

Ход занятия:

В. – Ребята, сегодня мне передали необычный конверт. Давайте посмотрим, что в нем (воспитатель достает из конверта разрезанную картинку). Это головоломка. Чтобы узнать, что на ней изображено, ее нужно собрать (Дети вместе с воспитателем  собирают картинку).

В. – Как вы думаете, кто изображен на картинке? (Ответы детей)

В. – Правильно, здесь изображен воин. Как вы догадались? (Ответы детей)

В. –Давным-давно жил на Руси князь. Он правил в городе Новгород. Звали его – Александр. Этот князь был очень смелый, сильный и любил свою родную землю. Когда на Русь напали враги, Александр пошел на войну. Его войско победило врагов на берегах Невы. За победу в этой битве князя Александра прозвали  Невским.

В. –  Как вы думаете, теперь люди помнят о подвиге Александра Невского? (Ответы детей).

В. – Вы правы, добрые дела Александра Невского люди помнят и в наши дни. В память о великом князе во многих городах России стоят памятники (Слайд с изображением других памятников Александру Невскому). Есть такой памятник и в нашем городе. Посмотрите, как он выглядит (На слайде изображение памятника на площади Александра Невского).

В. – Скажите, как мы можем определить, что памятник воину, защитнику? (Ответы детей).

В. – Верно, На голове шлем, в руках копье и щит. Давайте посмотрим, что еще защищало Александра от ударов врагов (Слайд с крупным изображением памятника). Посмотрите, какая необычная одежда одета на князе. Его тело защищает кольчуга. Это рубашка, сплетенная из железных колечек. Ноги и руки закрывают металлические пластинки – латы. Еще у Александра есть меч. Таким оружием владели только знатные, богатые люди.

В. – Скажите, на чем стоит памятник? (Ответы детей).

В. – Камень, на котором стоит памятник, называется постамент. Давайте рассмотрим его. Что вы видите на постаменте? (Слайды с изображением барельефов).

В. – Выпуклые изображения на стенах или постаментах называются барельефы. На постаменте памятника Александру Невскому их несколько (На слайде крупно  барельеф с изображением «Невской  битвы»).

В. – Что вы видите на этом барельефе? (Ответы детей).

В. – Да, здесь изображена победа войска Александра Невского.

В. – Посмотрите внимательно, кто изображен в облаках?

В. – Правильно. Вы узнали гения славы. Он наблюдает за битвой и поддерживает войско князя. Изображение гения славы говорит о том, что бой  справедливый. В этом бою воины защищают свою землю.

В. – А  как вы думаете, почему на постаменте изображен крест? (Слайд с изображением креста на постаменте). (Ответы детей).

В. – Храбрый и мудрый Александр Невский много сделал для Русской земли.  Поэтому церковь объявила Александра Невского святым.

В. – А что вы видите на этом барельефе? (Слайд с изображением перенесения мощей Александра Невского).

В. – На нем изображено, как царь Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург. Это высохшее тело Александра Невского в красивом серебряном  ящике.

В. – Когда Петр I начал строить Петербург он помнил, что здесь победил врагов князь Александр Невский. Царь повелел построить монастырь в память об этой победе. Когда монастырь был построен, в Петербург перевезли мощи святого князя Александра Невского. Петр сам управлял лодкой, и сам торжественно перенес мощи в монастырь. С тех пор святой Александр Невский небесный покровитель нашего города. Наверху постамента можно прочитать надпись: «Святой благоверный великий князь Александр храни град святого Петра»

В. – Вспомните, где в нашей группе вы могли видеть изображение этого памятника? (Ответы детей).

В. – Верно, оно есть на наших петербургских кубиках и в альбоме о Петербурге.

В. – Александр Невский считается небесным защитником нашего города. Поэтому памятник князю открыли в День Победы. Этот памятник совсем молодой. Девятого мая ему исполнится 8 лет. Памятник Александру стал пятым конным памятником в Петербурге.

В. – Памятник святому князю Александру Невскому находится недалеко от нашего садика. Его можно увидеть, если ехать на Невский проспект на автобусе.  

В. – Сегодня вы познакомились с памятником святому князю Александру Невскому. Почему в нашем городе стоит памятник князю? Как называют Александра Невского? (Ответы детей).

В. – Вам понравился памятник?

В. – Попросите родителей съездить к памятнику. Рассмотрите его внимательно. На постаменте есть еще один барельеф, о котором мы с вами не говорили. На следующем занятии вы сможете рассказать, что на нем изображено.

Словарь терминов использованных в конспекте


Термин


Определение


Источник


Князь


1. В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к. 2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул.


Толковый словарь Ожегова


Кольчуга


Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.



Толковый словарь Ожегова


Меч


Колющее и рубящее оружие ближнего боя. Состоит из клинка (обычно прямого и обоюдоострого) и рукояти, снабженной перекрестием и навершием. Были обычно оружием знати и у многих народов являлись символом власти.



БСЭ


Постамент


Основание памятника, колонны, статуи.

Толковый словарь Ожегова


Барельеф


Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью


Толковый словарь Ожегова


Мощи


Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными


Толковый словарь Ожегова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили студенты 4 курса ОЗО: Баку Любовь Ермакова Наталья Кочурина Наталья Лебедева Лидия Лобашкова Ольга Чистякова Мария "Памятник Александру Невскому"

Слайд 5

Постамент

Слайд 6

Барельеф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста

Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...

Конспект непосредственнообразовательной деятельности по теме "Почему все падает на Землю?" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о силе притяжения Земли путем опытнической деятельности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ»

ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ:1. Расширять   представления   детей   о   родном   городе.2. Углублять   и   уточнять...

Конспект занятия по Петербурговедению в старшей группе. Тема "По Неве на кораблике" (с использованием Технологии мнемотехники)

Программное содержание:1. Закрепить у детей название островов Санкт-Петербурга: Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Аптекарьский.2. Уточнить знания детей об основателе нашего города Петре I.3...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...