Проект "Алтай хлеборобный"
проект (старшая группа)
Проект "Алтай хлеборобный"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_altay-_hleb.docx | 81.55 КБ |
prilozhenie_k_proektu_o_hdebe.docx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Патриотический, познавательно-исследовательский проект
«Алтай хлеборобный»
коррекционная группа
Разработали: воспитатели
Боркунова Г.А.
Быкова Е.Н.
г. Алейск
2019г.
Актуальность темы:
В детстве, когда я научилась читать, идя в магазин я всегда читала вывески, из всех вывесок запомнилась одна «Хлеб – сила и гордость Алтая». Всего четыре слова, а сколько смысла в них вложено. Тут и нравственность, и патриотизм.
Раньше бережное отношение к хлебу воспитывали с самых первых лет жизни. Свежо еще было придание после военных лет. И как больно видеть сейчас, что люди выбрасывают несъеденный хлеб, куски хлеба валяются на улице. Современные дети безрассудно относятся к хлебу.
Когда мы начали объяснять детям о настоящей ценности и трудоемкости, то обнаружили, что у детей очень «бедное» представление о том, откуда хлеб на стол пришел. А ведь наш Алтайский край житница Сибири.
Мы решили расширить представление детей о хлебе через знакомство со своей «малой Родиной» - Алтаем. Алтай – хлебопашный, Алтай – хлеборобный. Обогатить знание детей о большом перерабатывающем предприятии родного города «Алейск зерно продукт».
Цель проекта:
Формирование у дошкольников целостного представления о процессе выращивания хлеба, как одном из величайших богатств земли. Через знакомство детей с родным хлеборобным краем.
Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.Формировать представление детей о значении хлеба в жизни детей; общественной значимости труда хлебороба.
2. Познакомить с историей возникновения хлеба.
3.Увлечь детей изучением и процессом выращивания зерновых культур.
4.Расширить знание детей о зерноперерабатывающем предприятии родного города.
5. Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о профессиях, выращивающих и перерабатывающих хлеб.
Развивающие:
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
2.Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
3.Обогатить предметно – развиваю среду посредством изготовления коллекций, альбома, дидактических пособий.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
2.Воспитывать любовь к родному городу, краю.
Предполагаемый результат:
- Создание предметно -развивающей среды
- развитие исследовательского интереса детей
- развитие познавательного интереса.
- формирование у детей представления о ценности хлеба
- получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину
- расширение знаний у детей о выращивании зерна в Алтайском крае, о технологии приготовления хлеба
- обогащение знаний у детей о зерноперерабатывающем предприятии города Алейска
- обогащение словаря детей по теме
- развитие творческого мышления, самостоятельности, инициативы
- воспитание: уважения к людям занятым выращиванием, переработкой и изготовлением хлеба;
бережного отношения к хлебу:
люби к родному городу Алейску и Алтайскому краю;
чувство гордости за земляков.
- участие выставке рисунков «Хлеб всему голова»
- Изготовление книги рецептов
\
Виды проекта: патриотический, познавательна-исследовательский
Участники: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: долгосрочный, сентябрь-май
Этапы проведения и реализации проекта:
- Подготовительный:
- определение уровня знаний детей о хлебе, об Алтае хлеборобном
- обсуждение цели и задач с детьми и родителями.
- создание условий для реализации проекта
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2.Основной:
- внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о о хлебе, об Алтае хлеборобном
- совместная работа с родителями
- рассматривание карта Алтайского края
- рассматривание иллюстраций, фото, книг, журналов и т.д.
-изготовление побелок из соленого теста
- экскурсия в пищеблок детского сада
- экскурсия к АЗП города Алейска
- исследовательская деятельность
- чтение сказки: «Колосок»
- чтение стихов о хлебе
- просмотр мультфильмов «О девочки которая наступила на хлеб», «Чудо мельница
- знакомство с пословицами и поговорками
3 Презентационно – завершающий
- выставка рисунков «Хлеб всему голова»
- выставка книги рецептов
- оформление результата проекта в виде презентации
Работа с родителями
- участие родителей в проекте
- Изготовление книги рецептов
Результаты реализации проект
-сформированы представления у детей о процессе выращивание злаковых культур и производству хлеба в Алтайском края
- сформированы представления детей об истории появления хлеба на столе у человека
- расширились знания у детей о зерноперерабатывающем предприятии города АЗП
-сформированы умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения
- дети стали проявлять интерес к исследовательской деятельности.
- родители стали активно принимать участие в жизни группы и детского сада.
- обогатилась предметно – развивающая среда
- у детей обогатился словарный запас по теме проекта, повысился уровень грамматического строя речи, более совершеннее стала связная речь
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
сентябрь | «Анализ педагогической литературы, обзор образовательных сайтов интернета по данной проблеме Изучение истории развития зернового хозяйства в Алтайском крае. Анализ состояния предметно –развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении | Создание организационной основы для реализации проекта Выявление проблемных областей предметно-развивающей среды | Подбор методической, педагогической, научно-познавательной литературы по проблеме. Подбор материала в уголок краеведения |
октябрь | Проблемная ситуация Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб» Знакомство с миром злаков: «Что за зернышко такое, не простое – золотое». Карта Алтайского края. Определение посевных площадей края. «Кто хлебушек растит?» | Создать условия для мотивации предстоящей деятельности. Способствовать проживанию детьми проблемных ситуаций с высказыванием предложений и принятием самостоятельных решений. Вызвать интерес детей к проектной деятельности. Насыщать познавательный и практический опыт посредством составления детьми коллекции семян злаков (пшеница, рожь; семена злаковых культур, которые добавляют в хлеб: овес, просо, гречиха, подсолнечник). Привлечь внимание детей к изучению карты Алтайского края. Содействовать расширению представления детей о сельском хозяйстве, в том числе о земледелии. Познакомить с районами края, в которых выращивают злаковые культуры. Предложить детям обозначить их на карте. Рассказать о достоинствах Алтайской пшеницы. Содействовать формированию представлений о долгом пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол. Вызвать интерес к изучению труда хлебороба. Активизировать словарь: тракторист, весенняя вспашка, посевная, жатва, комбайнер, комбайн, зерноток, зерносушилка, зернопогрузчик, элеватор. Способствовать осознанию детьми необходимости бережного отношения к хлебу. | Просмотр мультфильма Исследование Беседа с рассматриванием иллюстраций Беседа |
ноябрь | «Откуда хлеб пришел?»
«Как превратить зерно в муку?» «Чудо мельница» Знакомство с перерабатывающим предприятием города Алейска | Содействовать закреплению представлений о выращивании хлеба. Пробуждать уважение к труду людей, которые выращивают хлеб. Вызвать интерес к процессу производства хлеба. Познакомить с разными способами получения муки. Содействовать формированию способности четко формулировать свои мысли, делать предположения и выводы, соглашаться с замечаниями или отстаивать свою точку зрения. Способствовать проживанию детьми проблемных ситуаций с высказыванием предложений и принятием самостоятельных решений. Познакомить и расширить знания у детей о зерноперерабатывающем предприятии города АЗП | Дидактическая игра. Опыт Просмотр мультфильма Беседа с просмотром иллюстраций |
декабрь | «Пироги с пылу с жару из печи» «Вкусное печенье» «Готовим тесто на дрожжах» «Пословицы и поговорки о хлебе» | Обогатить представление детей о труде повара в детском саду. Показать условия и процесс приготовления булочек для детей. Пробудить интерес детей к выпечке печенья. Создать условия для развития умения замешивания, раскатывания теста и вырезания фигурок. Содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений, аккуратности, развитию умения доводить начатое дело до конца. Познакомить с микроскопическими организмами – дрожжами и их значением в приготовлении теста. Пробудить интерес к экспериментальной деятельности. Содействовать формированию причинно-следственных связей, действующих в природе Поощрять стремление самостоятельно и совместно с родителями находить пословицы и поговорки о хлебе. | Экскурсия Трудовая деятельность Эксперимент Оформление картотеки |
январь | «Пекари» «Как люди выжили благодаря хлебу» «Где мы хлеб покупаем» | Воспитывать дружелюбие. Пробудить желание у детей узнать невыдуманные истории из жизни близких взрослых о значении хлеба. Побудить к изучению жизни людей в годы Великой Отечественной войны. Обогатить представления детей о процессе доставки хлебобулочных изделий в магазин (путь от пекарни до магазина) и деятельности продавца. | Сюжетно ролевая игра Беседа Экскурсия |
февраль | «Вот он, хлебушко душистый» «Испеку я хлебушек» Магазин «Хлеба- булочных изделий» «Хлеб – всему голова» | Создать условия для развития вкусовых анализаторов, обогащать представления о правилах дегустации. Побудить детей запомнить вкусовые качества разных злаков. Поощрять стремление детей создавать хлебобулочные изделия, торты, пирожные из соленого теста. Содействовать формированию умений, развитию творческих проявлений детей при изготовлении из соленого теста игровых атрибутов для сюжетно-ролевой игры. Пробудить желание совместными усилиями создать атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Хлебный магазин». Содействовать реализации полученных представлений в игровой деятельности. Вызвать желание участвовать в выставке. Содействовать развитию умения выражать свои знания и представления о хлебе в творческих работах: рисунках, поделках, коллажах и т.д | Дегустация Лепка Создание сюжетно – ролевой игры Выставка |
март | Наш детский сад «Колосок» «Колосок» «Хлеб» (Я.Аким) «Колос» | Развивать познавательные процессы. Познакомить с историей своего детского сада. Вызвать интерес к сказке. Умение сопереживать. Развивать память, речь Способствовать развитию творческих способностей у детей | Беседа Чтение художественной литературы Заучивание Рисование |
С апрель | «Выращиваем зерновые культуры» «Берегите хлеб» «Что где растет», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Кто больше назовет хлеба – булочных изделий» | Вызвать желание детей участвовать в процессе выращивания зерновой культуры. Пробудить желание бережно относится к хлебу. Способствовать развитию памяти, мышлению, вниманию. | Экспериментирование Беседа Дидактическая игра |
май | «Алейка» «Рецепты наших мам» «Хвала рукам, что пахнут хлебом» Создание презентации по реализации проекта. Выступление на пед. совете | Способствовать знакомству с торговой маркой Алейскзернопродукт Стимулировать желание творческой самореализации детей и родителей. Содействовать обогащению представлений об обычаях и традициях русского народа, об отношении к людям, выращивающим хлеб. Приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора о хлебе и труде взрослых (песен, загадок, пословиц и поговорок, потешек). Систематизировать и оформить методический, практический, информационный (слайд-шоу) материал проектной деятельности. | Беседа Выставка книжек, Поделок из соленого теста. Праздник |
Литература
Артемова Л.В. Окружающий мир в детских играх дошкольников – М.: Просвещение, 1992
Бондаренко А.К. Диагностические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет - М.: Просвещение, 1987
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005
Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает - М.: Знание, 1994
Зырянова Л.Н. занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях – Ростов Н/Д: Феникс,2013
ЛуничМ.В. Детям о природе - М.: Просвещение, 1989
Савельева Е.А. 500 веселых загадок в стихах – сибирское университетское издательство, 2010
Сказка про картошку
Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана
кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.
Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.
- Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.
- Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы. - Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит.
Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.
- Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.
Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь.
Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.
К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров
распустились небольшие желтые цветки.
Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.
Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.
- Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.
- Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.
- Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.
- Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.
- Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек. Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.
Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.
- Картошку? На шляпку?. Принцессе! - возмутилась кудрявая фасоль
- Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни
умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.
- Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.
- Просто кто-то должен был заметить это первый,- под - ; держало её лохматое огородное пугало.
- И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.
Загадки.
2. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (картошка)
3. Это чудо плод
Ее едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует (картошка)
4. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь, правда, вкусная… (картошка?
Пословицы и поговорки
• Картошка да каша – еда наша.
• Картошку копать, не руками махать.
• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
• Без труда картошка не родится никогда
Беседы
О картофеле для детей
О картофеле для детей Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колумба. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд предположений.
Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.
Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того, как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием: «Наставления о разведении земляных яблок, потетес именуемых». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году. Именно его сотрудникам: Нартову А. А., Болотову А. Т., Мещинину В. А. мы обязаны распространением этой культуры в стране.
У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.
Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.
Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкой: картофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники.
А еще картофель помогает нам справиться с некоторыми болезнями – он обладает лекарственными свойствами. Если вы простудитесь – подышите над паром вареной картошки – и вам станет легче. Если обожжете палец или руку приложите пластик сырого картофеля к ране - и все пройдет. Соком картофеля лечат болезни желудка.
Картофель очень полезный овощ в нем много витаминов. Из него можно приготовить 100 блюд. Каждый день в меню детского сада есть блюдо из картофеля. А какие блюда из картофеля знаете вы? (Жареная картошка, картофельное пюре, картофельная запеканка, вареники с картошкой, пироги с картошкой, салаты, суп, борщ и т.д.)
Опытно- экспериментальная деятельность:
- Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода.
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
. Сравнение крахмала с мукой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: Потому, что крахмал похож на муку.
Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.
- Что можно сказать о цвете муки?
Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).
Вывод: мука желтоватого цвета.
Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?
Дети: Крахмал белого цвета.
Вывод: Крахмал белого цвета.
Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
Дети: Она мягкая.
Вывод: Мука мягкая, не скрипит.
Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Вывод: Крахмал хрустит.
Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Дети: мука без запаха.
Вывод: мука не имеет запаха.
- Что можно сказать о запахе крахмала?
Дети: крахмал без запаха.
Вывод: крахмал не имеет запаха.
Определение крахмала в овощах
Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Капнем на картошку йод. При этом крахмал на картошке становится темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.
Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?
Дети: ответы детей.
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель: Итак, общий вывод:
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ставрополье Хлеборобный край"
Открытый показ в группе компенсирующей направленности...
Патриотический, познавательно-исследовательский проект «Алтай хлеборобный» коррекционная группа
Патриотический, познавательно-исследовательский проект «Алтай хлеборобный» коррекционная группа...
Тематическая неделя "Наш Алтай- хлеборобный край"
В данном материале подобравны беседы, различные игры, посещения музея старины, все то, что дает детям новую и познавательнцю информацию о хлебе....
Конспект занятия "Алтай - хлеборобный край"
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы Алтайского края)Возрастная группа: старшая группаЗадачи:Обучающие: расширять знания детей о выращивании зерновых культур ...
Тематическая неделя "Наш Алтай - хлеборобный край"
Тематическая неделя "Наш Алтай - хлеборобный край"...
Познавательно-исследовательский проект по тематической неделе «Наш Алтай – хлеборобный край!»
Познавательно-исследовательский проект по тематической неделе «Наш Алтай – хлеборобный край!»...