Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя - дефектолога, логопеда.
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье раскрыто содержание предметно - пространственной среды учителя - дефектолога (логопеда), работающих с разными категориями детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды кабинета учителя - дефектолога (логопеда)
В пространстве кабинета для дефектологических (логопедических) занятий (групповых, подгрупповых и индивидуальных) выделяются 4 зоны:
- зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по артикуляции, постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения);
- зона для групповых (до 6 учеников) занятий образуется из столов и стульев для детей, настенных (настольных) досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа;
- зона рабочего места дефектолога (логопеда) состоит из стола учителя-дефектолога (логопеда), шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр.
- двигательная зона для проведения физминуток, логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях.
Дидактический и учебный материал, обеспечивающий возможность проведения эффективной работы дефектолога (логопеда):
- игровые пособия для развития детей с нарушениями слуха, зрения;
- игровые пособия для обследования и развития детей с нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра;
- игровые пособия для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата;
- игровые пособия для обследования и формирования фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса;
- игровые пособия для обследования и формирования внимания, памяти, восприятия, мыслительных процессов.
Кабинет для коррекционно – образовательной деятельности должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
Для развития ребенка с нарушением интеллекта необходимы следующие методические материалы:
- предметы для развития перцептивных действий;
- предметы для развития сенсорной сферы;
- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;
- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Для обследования и развития интеллекта:
- «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;
- разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;
- игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;
- пирамидки из 3 — 8 колец;
- набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;
- счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов елочек, грибочков, шишек, счетных палочек).
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
Для развития ребенка с нарушением задержкой психического развития необходимы следующие методические материалы:
- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);
- предметы для развития сенсорной сферы;
- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;
- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей;
- модели последовательности рассказывания, описания;
- модели сказок.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.
Специальная наглядность:
- демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.;
- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома);
- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
В процессе диагностики особенностей психического развития детей с нарушенным слухом используются традиционные методы и методики. В период раннего детства и в дошкольном возрасте, когда дети не владеют речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Предметно – развивающая среда должна содержать:
- игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий;
- схемы составления описательных рассказов, предложений;
- схемы последовательности действий.
Все картинки подписываются печатным шрифтом, так как при обучении грамоте детей с нарушенным слухом используется метод «глобального чтения».
Для детей с кохлеарным имплантантом организуется такая же предметно – пространственная среда, как для детей с ТНР.
Предметно-развивающая среда для детей с НОДА
Если в ДОО поступает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
- свободное пространство;
- минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам;
- разнообразные шнуровки по темам;
- рамки Монтессори;
- мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки;
- сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки;
-игры с крупой и другими сыпучими материалами (пересыпание из одной емкости в другую, погружение рук ребенка в сыпучее вещество, рисование по крупе или песку пальчиком и т.п.);
- игры с разноцветными желе (размазывание желе по столу, разрывание его пальчиками, погружение ребенка в ощущение прохладности и вязкости продукта);
- тактильные дорожки.
Предметно-развивающая среда для детей с РАС
На начальном этапе коррекционной работы первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком, нужны:
- предметы, не имеющие обычно игрового назначения (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.);
- предметы – стимулы, которые могли бы заинтересовать ребенка. В дальнейшем предъявляются в качестве поощрения;
- Схемы и алгоритмы действий;
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
У детей с речевой патологией предметно – развивающая среда не сильно отличается от среды, созданной для нормальных детей, при условии, что не нарушены другие анализаторные системы.
Коррекционная работа должна начинаться с определения речевой патологии. В кабинете должны быть методические пособия, направленные на:
- формирование словаря;
- развитие правильного произношения;
- развития дыхания и голоса;
- развитие фонематических процессов;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
В группе тоже должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда
Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать услови...
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога
В презентации на примере лексических тем "Зимушка-зима" и "На ферме" отражена сменяемость учебного, игрового, дидактического материала...
Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...
презентация "Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда в ДОО"
Основное назначение логопедического кабинета –создание рациональных условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда логопедического ...
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога и в группе для детей с ЗПРПредметно-пространственная среда дефектологического кабинета - это та сре...
"Развивающая предметно -пространственная среда кабинета учителя- логопеда в ДОУ"
Свою работу я осуществляю по реализации образовательной области «Речевое развитие». Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете не...
План пополнения развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога
План пополнения развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога...