Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя - дефектолога, логопеда.
статья по коррекционной педагогике на тему

Косякова Алла Сергеевна

В статье раскрыто содержание предметно - пространственной среды учителя - дефектолога (логопеда), работающих с разными категориями детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды кабинета учителя -  дефектолога (логопеда)

В пространстве кабинета для дефектологических (логопедических) занятий  (групповых, подгрупповых и индивидуальных)  выделяются 4 зоны:
- зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по артикуляции, постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения);
- зона для групповых (до 6 учеников) занятий  образуется из столов и стульев для детей, настенных (настольных) досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа;
- зона рабочего места дефектолога (логопеда)  состоит из стола учителя-дефектолога (логопеда), шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр.
- двигательная зона для проведения физминуток, логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях.

Дидактический и учебный материал, обеспечивающий  возможность проведения эффективной работы дефектолога (логопеда):

  • игровые пособия для развития детей с нарушениями  слуха, зрения;
  • игровые пособия для обследования и развития детей с нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра;
  • игровые пособия для детей с нарушениями  опорно – двигательного аппарата;
  • игровые пособия для обследования и формирования фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса;
  • игровые пособия для обследования и формирования внимания,  памяти, восприятия, мыслительных процессов.

Кабинет для коррекционно – образовательной деятельности должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

Для развития ребенка с нарушением интеллекта необходимы следующие методические материалы:

- предметы для развития перцептивных действий;

- предметы для развития сенсорной сферы;

- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;

- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для обследования и развития интеллекта:

- «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;

- разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;

- игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;

- пирамидки из 3 — 8 колец;

- набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;

- счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов елочек, грибочков, шишек, счетных палочек).

Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

Для развития ребенка с нарушением задержкой психического развития необходимы следующие методические материалы:

- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);

- предметы для развития сенсорной сферы;

- реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины;

- подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей;

- модели последовательности рассказывания, описания;

- модели сказок.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.

Специальная наглядность:

 - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.;

- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома);

- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

В процессе диагностики особенностей психического развития  детей с нарушенным слухом используются традиционные методы и методики.  В период раннего детства и в дошкольном возрасте, когда дети не владеют речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Предметно – развивающая среда должна содержать:

- игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий;

- схемы составления описательных рассказов, предложений;

- схемы последовательности действий.

   Все картинки подписываются печатным шрифтом, так как при обучении грамоте детей с нарушенным слухом  используется метод «глобального чтения».

  Для детей с кохлеарным имплантантом организуется такая же предметно – пространственная среда, как для детей с ТНР.

Предметно-развивающая среда для детей с НОДА

Если в ДОО поступает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

- свободное  пространство;

- минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам;

- разнообразные шнуровки по темам;

- рамки Монтессори;

- мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки;

- сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки;

-игры с крупой и другими сыпучими материалами (пересыпание из одной емкости в другую, погружение рук ребенка в сыпучее вещество, рисование по крупе или песку пальчиком и т.п.);

- игры с разноцветными желе (размазывание желе по столу, разрывание его пальчиками, погружение ребенка в ощущение прохладности и вязкости продукта);

- тактильные дорожки.  

Предметно-развивающая среда для детей с РАС

   На начальном этапе коррекционной работы первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком, нужны:

 - предметы, не имеющие обычно игрового назначения (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.);

- предметы – стимулы, которые могли бы заинтересовать ребенка. В дальнейшем предъявляются в качестве поощрения;

- Схемы и алгоритмы действий;

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

    У детей с речевой патологией предметно – развивающая среда  не сильно отличается от среды, созданной для нормальных детей, при условии, что не нарушены другие анализаторные системы.

   Коррекционная работа должна начинаться с определения речевой патологии. В кабинете  должны быть методические пособия, направленные на:

- формирование словаря;

 - развитие правильного произношения;

- развития дыхания и голоса;

- развитие фонематических процессов;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

В группе тоже должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

    Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать услови...

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога

В презентации на примере лексических тем "Зимушка-зима" и "На ферме" отражена сменяемость учебного, игрового, дидактического материала...

Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ

При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...

презентация "Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда в ДОО"

Основное назначение логопедического кабинета –создание рациональных условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.   Предметно-развивающая среда логопедического ...

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога и в группе для детей с ЗПРПредметно-пространственная среда дефектологического кабинета - это та сре...

"Развивающая предметно -пространственная среда кабинета учителя- логопеда в ДОУ"

Свою работу я осуществляю по реализации образовательной области «Речевое развитие». Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете не...

План пополнения развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога

План пополнения развивающей предметно-пространственной среды  кабинета учителя-дефектолога...